Психолого- педагогическая модель семьи в ситуациях развода

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 20:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель: рассмотреть особенности психолого-педагогической помощи семье в ситуации развода.
Задачи:
охарактеризовать развод как объект психологического исследования;
рассмотреть особенности семейных отношений в ситуации развода;
описать модель психолого-педагогической помощи семье в ситуации развода;
провести эмпирическое исследование проблем семьи в ситуации развода.

Файлы: 1 файл

Психолого-педагогичексая модель семьи в ситуациях развода.н.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

Не  менее тяжело переживают распад семьи  и дети дошкольного возраста. Так, дети 2,5–3,5 лет реагируют на распад семьи плачем, расстройством сна, повышенной пугливостью, снижением познавательных процессов, регрессом в опрятности, пристрастием к собственным вещам и игрушкам. Дети 3,5–4,5 лет обнаруживают повышенную гневливость, агрессивность, переживание чувства утраты, тревожность. Для детей этой группы характерно проявление чувства вины за распад семьи. У детей 5–6 лет наблюдается увеличение агрессии и тревоги, раздражительность, неугомонность, гневливость. При этом последствия развода могут проявляться в форме невротических расстройств в гораздо более позднем возрасте.

Наиболее остро переживают распад семьи дети подросткового возраста. Подростки особенно тяжело переживают переход к жизни в неполной семье. Развод родителей, пришедшийся на такой период, рождает тревожность и тяжелые экзистенциальные переосмысления: если родители разлюбили друг друга, значит, любовь вообще не вечна? Почему проходит любовь? Что убивает ее? Если терять любовь так больно, может быть, лучше совсем не пускать ее в свою душу и тем самым избежать травмы? В целом следует указать, что разрушенный брак родителей приносит подростку сильное разочарование в жизни.

В целом же следует подчеркнуть, что если для родителей развод зачастую является закономерным следствием нарушения семейных отношений, то для детей он чаще всего неожиданность, приводящая к затяжному стрессу. Для ребенка расставание родителей – это трагедия, связанная с разрушением привычной среды обитания. И даже если они осознают, что родители недовольны друг другом, им трудно это понять и принять, потому что они привыкли оценивать их со своей, детской позиции. Поэтому переживание ими разрыва родителей изменяется в диапазоне от вялой депрессии, апатии до резкого негативизма и демонстрирования несогласия с их мнением.

 

Таким образом, в ситуации развода семейные отношения претерпевают значительные изменения на нескольких уровнях: эмоциональном, юридическом, экономическом, психологическом. Следует указать, что эти изменения могут быть весьма длительны по времени.

При этом развод по разному проживается  родителями и детьми. Если для родителей  развод во многом связан с рациональным принятием решения о прекращении  супружеских отношений (что не исключает травматичных переживаний), то для ребенка расставание родителей связано с переживанием острого горя, чувства вины, ощущением крушения мира, что самым негативным образом может отразиться как на его психологическом состоянии, так и его социальной адаптации.

 

    1. Модель психолого-педагогической помощи семье в ситуации развода

 

Учитывая трудности психологического плана и социальной адаптации  как у взрослых, так и у детей, связанные с ситуацией развода, возникает потребность в оказании квалифицированной психолого-педагогической помощи.

Целью психолого-педагогической-помощи родителям и детям в ситуации развода является создание условий для преодоления психотравмирующего воздействия сложившейся ситуации в семье.

Данная цель предполагает постановку целого ряда задач, которые встают перед практическим психологом:

  • оказание помощи ребенку в преодолении негативных психологических последствий развода;
  • оказание психологической помощи родителям в преодолении негативных психологических последствий развода;
  • создание условий для построения конструктивных детско-родительских отношений.

Данные задачи позволяют увидеть 3 основных направления психолого-педагогической поддержки семьи в ситуации развода:

  • оказание психолого-педагогической поддержки ребенку;
  • оказание психолого-педагогической помощи родителям;
  • коррекция детско-родительских отношений.

Рассмотрим данные направления  работы более подробно.

В рамках психолого-педагогической поддержки ребенка в первую очередь проводится работа по нормализации эмоционального состояния ребенка, поскольку, как было показано выше, развод родителей  связан для ребенка с тяжелыми эмоциональными переживаниями.

Диагностика состояния ребенка  возможна на основе использования целого ряда диагностических методик, например, таких как методика А.И. Захарова «Опросник для детей на наличие страхов», методика «Неоконченные предложения», методика Филлипса «Школьная тревожность», проективные методики – «Рисунок несуществующего животного», «Рисунок страха», методика диагностики тревожности А.М.Прихожан и т.д.

Как указывает А.М.Прихожан11, коррекционные занятия с детьми, перенесшими травму развода родителей, проводятся преимущественно индивидуально, поскольку для каждого ребенка разрабатывается индивидуальный план занятий, ориентированный на его личностные особенности, его конкретные тревоги и затруднения. Главный акцент ставится на достижении эмоционального контакта между ребенком и психологом, поскольку опыт работы с такими детьми показал, что при наличии эмоционального контакта и атмосферы доверия на занятиях, «ведущим» в работе становится ребенок, который в сущности сам указывает свои проблемы и подсказывает причины.

Сегодня разработано множество методик по коррекции острых эмоциональных состояний у детей, которые могут быть использованы при работе с детьми в ситуации развода родителей.

Так, Л.В.Харизова12 предлагает следующие методы работы:

  1. Рисование ситуаций, пугающих ребенка. Повторное переживание страха при отображении на рисунке приводит к ослаблению его травмирующего звучания. Рисованием удается устранить воображаемые страхи, затем страхи, основанные на реальных травмирующих событиях, но произошедших достаточно давно.
  2. Чтение сказок, сочинение историй. Параллельно с рисованием ребенку могут даваться задания сочинить реальную или фантастическую историю, в которой находили бы отражение его переживания. Ребенку важно точно обозначить свои переживания, разработать сюжет, драматизировать их, отразить себя, если не прямо, то косвенно в одной из ролей, выйти на активную позицию и найти выход из критической ситуации.
  3. Игры. Игра обладает терапевтической функцией, поскольку в ней травмирующие жизненные обстоятельства переживаются в условном, а значит, ослабленном виде и, кроме того, происходит их эмоциональное отреагирование- катарсис. Ребенку могут быть предложены как игры на снижение негативных эмоциональных переживаний, таких как тревожность  и страхи, так и игры-драматизации, в которых ребенок сможет проигрывать тревожащие его ситуации.
  4. Упражнения на релаксацию. Это могут быть различные упражнения на мышечную релаксацию (расслабление через напряжение: например, сильно сжать руки в кулаки на несколько секунд (до 15 сек.) и медленно отпустить, расслабление через растяжение: например, медленно с удовольствием потянуться), а также различные дыхательные упражнения, позволяющие ослабить мышечное напряжение и тем самым добиться эмоциональной стабилизации. На значимость мышечной релаксации для эмоционального состояния указывает в своих исследованиях Л.П.Гримак13.

При этом ключевой момент в работе с ребенком в ситуации развода родителей это просветительские и консультативные беседы с родителями и педагогами. Родители зачастую не придают значения своим словам и поступкам, не замечая, как они выглядят со стороны. Родители, погруженные в собственные переживания в связи с разводом, нередко не осознают, что травмируют своим поведением и переживаниями ребенка.

В то же время очевидно, что необходима и психолого-педагогическая поддержка родителей.

           Работа с родителями ориентирована на преодоление психотравматического стресса, вызванного ситуацией развода и направлена на:

  • обеспечение возможности «отреагирования» полученной психотравмы;
  • восстановление функционально-структурных изменений, мобилизация имеющихся у человека ресурсов для совладания с последствиями психотравмы;
  • восстановление деформированных отношений в ближайшем окружении.

С.Н. Ениколопов14 указывает, что работа со взрослыми, перенесшими психотравму, связанную с разводом, строится по следующему алгоритму:

  • сбор данных о состоянии клиента.
  • диагностика наличия психотравмы.
  • поиск обстоятельств возникновения травмы.
  • подбор методики для психокоррекции.
  • психокоррекция.
  • оценка достигнутого результата.

Психолого-педагогическая работа со врослыми, находящимися в ситуации развода, предполагает широкое использование разнообразных психокоррекционных и психотерапевтических методов, в зависимости от состояния родителя: глубинный анализ, методы поведенческой, когнитивной, рационально-эмотивной психотерапии, гештальттерапии, сказкотерапии, арттерапии и т.д.

Психологическая поддержка оказывается с целью помощи в проработке опыта, порождаемого самой стрессовой травмой развода и трудностями приспособления к жизни после нее, позволяющей чувствовать себя в гармонии: самим собой и другими людьми, реализовать свои возможности и развиваться как личности.

Особое внимание должно быть уделено коррекции детско-родительских отношений с учетом ситуации развода.

В ходе коррекции осуществляется работа по:

  • осознанию родителями и ребенком своих ролей в семье с учетом новой семейной структуры;
  • формированию конструктивных способов взаимодействия родителя и ребенка.

В первую очередь проводится работа с родителями, направленная на осознание  родителем изменений во взаимодействии с ребенком и задач, которые необходимо решить для построение новых здоровых отношений с ним. В частности, нередко матерям необходимо объяснить, что, несмотря на развод, для ребенка отец остается по прежнему значимой фигурой и лишение общения с ним (исключая случаи объективной опасности для психологического или соматического здоровья ребенка) может иметь самые негативные последствия для ребенка.

Кроме того, крайне значимой задачей  является психолого-педагогическое просвещение  родителей относительно эмоционального состояния ребенка как следствия развода родителей  и обучение родителей такому построению отношений с ребенком, которое бы способствовало нормализации состояния ребенка и его социальной адаптации.

Психолого-педагогическая помощь ребенку в рамках данного направления связана с формированием навыков взаимодействия с родителями с учетом сложившейся ситуации, а также помощь в преодолении затруднений в социальной адаптации (в детском саду, в школе и т.д.).

Наиболее эффективными формами  работы педагога-психолога с семьями в ситуации развода в рамках данного направления будут семейные консультации, групповые тренинги для детей и родителей с использованием методов психодрамы.

 

Таким образом, модель психолого-педагогической помощи семье в ситуации развода ориентирована на создание условий для преодоления психотравмирующего воздействия сложившейся ситуации в семье. Реализация данной модели предполагает следующие направления работы педагога-психолога: оказание помощи ребенку в преодолении негативных психологических последствий развода, оказание психологической помощи родителям в преодолении негативных психологических последствий развода, создание условий для построения конструктивных детско-родительских отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / Под ред. проф. А. Я. Сухарева. — М.: ИНФРА-М,2007. — VI, 858 с.
  2. Верстелле Л.Ф. Личностные особенности женщин с тяжело протекающим постразводным кризисом : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.11 : Москва, 1998 198 c.
  3. Видра Д. Развод: трагедия или надежда?: Психологические проблемы семьи // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 11. - С.92-102
  4. Гримак Л.П. Психология активности человека: Психологические механизмы и приемы само регуляции. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010, с.328
  5. Дружинин В.Н. Психология семьи СПб., 2006, с.34
  6. Ениколопов С.Н. Психотерапия при посттравматических стрессовых расстройствах // Российский психиатрический журнал. 1998. № 3. С. 50-56.
  7. Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков.-Л., 1992, с.73
  8. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 1999, с. 86
  9. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2004, с. 120
  10. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И., Игумнов С.А. Основы семейной психотерапии и семейного психологического консультирования // Общая психотерапия. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. - С. 387-397
  11. Королева С.А. Психологические особенности образа себя и образа родителей у детей старшего дошкольного возраста после развода родителей // Психологическая наука и образование. 2003. №4, с.12
  12. Кочюнас Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия. – М.: Академический Проект; ОППЛ, 2002. – 464 с.
  13. Кравцова Е. Современная семья и ее роль в развитии ребенка // Первое сентября / Электронный ресурс http://dob.1september.ru/2006/17/15.htm
  14. Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. СПб., 2006. С.281-283
  15. Осипова А.А. Психокоррекция детско-родительских и семейных отношений //Общая психокоррекция: Учеб. пособие. - М.: Сфера, 2000. - С.439-484
  16. Прихожан А. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрстная динамика. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж, 2000. – с 304
  17. Силяева Е. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования М., 2000, с.24
  18. Соловьев Н. Я. Семья в социалистическом обществе. М., 1991. С. 143
  19. Спирева Е.Н. Влияние личностных особенностей родителя и ребенка на стиль семейного воспитания : Дис. ... канд. психол. наук М, 2004
  20. Фигдор Г. Между иллюзией «развода» и ответственностью за вину: Пер. с нем.//Психологический журнал. - 1998. - Т.19, № 5. - С.88-96
  21. Харизова Л.В. Диагностика и коррекция тревожности у учащихся младших классов. – Екатеринбург, 2001, с. 20
  22. Целуйко В. М. Супружеская перестрелка с УЛЕТальным исходом: Как спасти отношения и стоит ли это делать М.. 2000, с.70

Информация о работе Психолого- педагогическая модель семьи в ситуациях развода