Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 20:08, курсовая работа
Цель: рассмотреть особенности психолого-педагогической помощи семье в ситуации развода.
Задачи:
охарактеризовать развод как объект психологического исследования;
рассмотреть особенности семейных отношений в ситуации развода;
описать модель психолого-педагогической помощи семье в ситуации развода;
провести эмпирическое исследование проблем семьи в ситуации развода.
Не менее тяжело переживают распад семьи и дети дошкольного возраста. Так, дети 2,5–3,5 лет реагируют на распад семьи плачем, расстройством сна, повышенной пугливостью, снижением познавательных процессов, регрессом в опрятности, пристрастием к собственным вещам и игрушкам. Дети 3,5–4,5 лет обнаруживают повышенную гневливость, агрессивность, переживание чувства утраты, тревожность. Для детей этой группы характерно проявление чувства вины за распад семьи. У детей 5–6 лет наблюдается увеличение агрессии и тревоги, раздражительность, неугомонность, гневливость. При этом последствия развода могут проявляться в форме невротических расстройств в гораздо более позднем возрасте.
Наиболее остро переживают распад семьи дети подросткового возраста. Подростки особенно тяжело переживают переход к жизни в неполной семье. Развод родителей, пришедшийся на такой период, рождает тревожность и тяжелые экзистенциальные переосмысления: если родители разлюбили друг друга, значит, любовь вообще не вечна? Почему проходит любовь? Что убивает ее? Если терять любовь так больно, может быть, лучше совсем не пускать ее в свою душу и тем самым избежать травмы? В целом следует указать, что разрушенный брак родителей приносит подростку сильное разочарование в жизни.
В целом же следует подчеркнуть, что если для родителей развод зачастую является закономерным следствием нарушения семейных отношений, то для детей он чаще всего неожиданность, приводящая к затяжному стрессу. Для ребенка расставание родителей – это трагедия, связанная с разрушением привычной среды обитания. И даже если они осознают, что родители недовольны друг другом, им трудно это понять и принять, потому что они привыкли оценивать их со своей, детской позиции. Поэтому переживание ими разрыва родителей изменяется в диапазоне от вялой депрессии, апатии до резкого негативизма и демонстрирования несогласия с их мнением.
Таким образом, в ситуации развода семейные отношения претерпевают значительные изменения на нескольких уровнях: эмоциональном, юридическом, экономическом, психологическом. Следует указать, что эти изменения могут быть весьма длительны по времени.
При этом развод по разному проживается
родителями и детьми. Если для родителей
развод во многом связан с рациональным
принятием решения о
Учитывая трудности
Целью психолого-педагогической-
Данная цель предполагает постановку целого ряда задач, которые встают перед практическим психологом:
Данные задачи позволяют увидеть 3 основных направления психолого-педагогической поддержки семьи в ситуации развода:
Рассмотрим данные направления работы более подробно.
В рамках психолого-педагогической поддержки ребенка в первую очередь проводится работа по нормализации эмоционального состояния ребенка, поскольку, как было показано выше, развод родителей связан для ребенка с тяжелыми эмоциональными переживаниями.
Диагностика состояния ребенка возможна на основе использования целого ряда диагностических методик, например, таких как методика А.И. Захарова «Опросник для детей на наличие страхов», методика «Неоконченные предложения», методика Филлипса «Школьная тревожность», проективные методики – «Рисунок несуществующего животного», «Рисунок страха», методика диагностики тревожности А.М.Прихожан и т.д.
Как указывает А.М.Прихожан11, коррекционные занятия с детьми, перенесшими травму развода родителей, проводятся преимущественно индивидуально, поскольку для каждого ребенка разрабатывается индивидуальный план занятий, ориентированный на его личностные особенности, его конкретные тревоги и затруднения. Главный акцент ставится на достижении эмоционального контакта между ребенком и психологом, поскольку опыт работы с такими детьми показал, что при наличии эмоционального контакта и атмосферы доверия на занятиях, «ведущим» в работе становится ребенок, который в сущности сам указывает свои проблемы и подсказывает причины.
Сегодня разработано множество методик по коррекции острых эмоциональных состояний у детей, которые могут быть использованы при работе с детьми в ситуации развода родителей.
Так, Л.В.Харизова12 предлагает следующие методы работы:
При этом ключевой момент в работе с ребенком в ситуации развода родителей это просветительские и консультативные беседы с родителями и педагогами. Родители зачастую не придают значения своим словам и поступкам, не замечая, как они выглядят со стороны. Родители, погруженные в собственные переживания в связи с разводом, нередко не осознают, что травмируют своим поведением и переживаниями ребенка.
В то же время очевидно, что необходима и психолого-педагогическая поддержка родителей.
Работа с родителями ориентирована на преодоление психотравматического стресса, вызванного ситуацией развода и направлена на:
С.Н. Ениколопов14 указывает, что работа со взрослыми, перенесшими психотравму, связанную с разводом, строится по следующему алгоритму:
Психолого-педагогическая работа со врослыми, находящимися в ситуации развода, предполагает широкое использование разнообразных психокоррекционных и психотерапевтических методов, в зависимости от состояния родителя: глубинный анализ, методы поведенческой, когнитивной, рационально-эмотивной психотерапии, гештальттерапии, сказкотерапии, арттерапии и т.д.
Психологическая поддержка оказывается с целью помощи в проработке опыта, порождаемого самой стрессовой травмой развода и трудностями приспособления к жизни после нее, позволяющей чувствовать себя в гармонии: самим собой и другими людьми, реализовать свои возможности и развиваться как личности.
Особое внимание должно быть уделено коррекции детско-родительских отношений с учетом ситуации развода.
В ходе коррекции осуществляется работа по:
В первую очередь проводится работа с родителями, направленная на осознание родителем изменений во взаимодействии с ребенком и задач, которые необходимо решить для построение новых здоровых отношений с ним. В частности, нередко матерям необходимо объяснить, что, несмотря на развод, для ребенка отец остается по прежнему значимой фигурой и лишение общения с ним (исключая случаи объективной опасности для психологического или соматического здоровья ребенка) может иметь самые негативные последствия для ребенка.
Кроме того, крайне значимой задачей является психолого-педагогическое просвещение родителей относительно эмоционального состояния ребенка как следствия развода родителей и обучение родителей такому построению отношений с ребенком, которое бы способствовало нормализации состояния ребенка и его социальной адаптации.
Психолого-педагогическая помощь ребенку в рамках данного направления связана с формированием навыков взаимодействия с родителями с учетом сложившейся ситуации, а также помощь в преодолении затруднений в социальной адаптации (в детском саду, в школе и т.д.).
Наиболее эффективными формами работы педагога-психолога с семьями в ситуации развода в рамках данного направления будут семейные консультации, групповые тренинги для детей и родителей с использованием методов психодрамы.
Таким образом, модель психолого-педагогической помощи семье в ситуации развода ориентирована на создание условий для преодоления психотравмирующего воздействия сложившейся ситуации в семье. Реализация данной модели предполагает следующие направления работы педагога-психолога: оказание помощи ребенку в преодолении негативных психологических последствий развода, оказание психологической помощи родителям в преодолении негативных психологических последствий развода, создание условий для построения конструктивных детско-родительских отношений.
Список литературы
Информация о работе Психолого- педагогическая модель семьи в ситуациях развода