Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 20:08, курсовая работа
Цель: рассмотреть особенности психолого-педагогической помощи семье в ситуации развода.
Задачи:
охарактеризовать развод как объект психологического исследования;
рассмотреть особенности семейных отношений в ситуации развода;
описать модель психолого-педагогической помощи семье в ситуации развода;
провести эмпирическое исследование проблем семьи в ситуации развода.
МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Курсовая работа
Психолого- педагогическая
Содержание
Введение
Актуальность изучения семьи в ситуации развода в рамках психологического подхода связана с несколькими причинами.
С одной стороны, такой причиной является широкая распространенность разводов. Так, по разным данным, на 100 браков сегодня приходится от 50 до 68 (по разным регионам России) разводов впервые же годы совместной жизни. Развод становится обыденным явлением, но от этого не менее травмирующим как для разводящихся супругов, так и для их детей. В частности, по данным А.И.Захарова1, нередко базовой причиной развития невроза или неврозоподобного состояния у ребенка становится именно развод родителей и следующие за ним искажения детско-родительских отношений. В силу этого возникает потребность в разработке эффективных моделей оказания помощи семье и ребенку в ситуации развода.
С другой стороны анализ литературы позволяет увидеть, что несмотря на то, что проблематика психологической помощи при разводе освещена достаточно широко, сегодня нет целостной модели оказания комплексной психолого-педагогической поддержке семьи, оказавшейся в ситуации развода. Таким образом, проблема разработки такого рода модели остается актуальной.
Объект: развод как психологическая проблема.
Предмет: особенности семейных отношений в ситуации развода.
Цель: рассмотреть особенности психолого-педагогической помощи семье в ситуации развода.
Задачи:
При написании работы были использованы следующие методы:
Теоретической основой исследования выступили работы В.Д.Ермакова, О.А.Карабановой, Т.В.Кузьменко, Е.А Ломакиной, С.И. Голод, В.М.Целуйко, И.А.Захарова и др.
Глава 1. Проблемы и психолого-педагогическая помощь семье в ситуации развода
Проблема развода в психологии рассматривается сравнительно недавно, что во многом обусловлено объективными социально-культурными условиями в современном мире. Если еще в 50-60 гг 20 века проблема разводов не была особенно острой, в частности в СССР, то начиная с 80-90 гг ситуация коренным образом изменилась. Согласно статистическим данным, ежегодно в России регистрируется 500-600 тыс. разводов, в результате чего от 400 до 600 тыс. детей остаются с одним из родителей, в подавляющем большинстве с матерью.
Принимая во внимание объективные правовые и социально-экономические проблемы, связанные с разводом, особенно следует подчеркнуть психологические аспекты и последствия развода, которые затрагивают как разводящихся супругов, так и их детей. По данным В.М.Мягер, В.В.Ковалева2, развод выступает в роли «запускающего фактора» невротических расстройств. Несомненно, что разводы и связанные с ними психологические кризисы наносят существенный ущерб здоровью индивидуума, а также здоровью общества в целом. Именно такие психологические аспекты и обусловили более интенсивные исследования проблематики разводов в современной психологии.
Обратимся к определениям.
В.Д.Ермаков3 указывает, что развод (расторжение брака) это правовая форма прекращения брака при жизни супругов. Развод является актом, прекращающим на будущее время правоотношения между супругами, возникшие из юридически оформленного брака.
О.А.Карабанова4 пишет, что развод представляет собой ненормативный кризис семьи, главным содержанием которого является состояние дисгармоничности, обусловленное нарушением гомеостаза семейной системы, требующее реорганизации семьи как системы. Развод это результат кризисного развития отношений супружеской пары.
Следовательно, в психологии развод
понимается как специфический семейных
кризис, который в итоге приводит
к прекращению или значительном
Отметим, что анализ психологической литературы позволяет увидеть двоякое отношение к проблематике развода. Ряд авторов указывают на развод как на однозначно негативное явление в семейных отношениях (Т.В.Кузьменко, Е.А Ломакина). в то же время другие исследователи, например, С.И.Голод, отмечают, что возможность расторжения брака в современном мире должна рассматриваться как неотъемлемый компонент семейной системы, необходимый для реорганизации ее в тех случаях, когда сохранить семью в прежнем составе и структуре оказывается невозможным.
Так, С.И. Голод отмечает, что возрастание разводов в определенном смысле предопределено переходом к новому способу заключения брака, когда основное значение приобретает свободный выбор супруга на основе чувства любви и личностной избирательности. Свобода выбора партнера с необходимостью предполагает свободное расторжение брака в условиях, когда супружеские отношения складываются неудачно.
Во многом позиция С.И.Голода адекватная социально-культурным условиям, сложившимся в современном мире: если раньше в традиционном браке под разводом понимали разрыв отношений в юридическом, экономическом, психологическом плане, что влекло за собой реорганизацию жизни обоих супругов, то современные формы семейных отношений предполагают, что и после их прекращения психологические аспекты последствий расставания не только сохраняются, но и выходят на первый план. Действительно, сегодня разведенные супруги нередко продолжают общаться, в частности, в связи с воспитанием детей, а их отношения носят дружеский характер.
Особого внимания в такой ситуации заслуживает проблематика причин развода.
О.А.Карабанова5 выделяет как объективные, так и субъективные причины. К объективным авто относит следующие:
По сути, таков социально-экономический и культурный контекст, который обуславливает разводы сегодня. При этом в рамках психологического исследования особое значение приобретают психологические, субъективные причины развода:
Указанные условия провоцируют возникновение ненормативного семейного кризиса, который в итоге и приводит к разрушению семейных отношений – разводу.
Таким образом, в психологии сегодня развод понимается как ненормативный кризис семьи, главным содержанием которого является состояние дисгармоничности, обусловленное нарушением гомеостаза семейной системы, требующее реорганизации семьи как системы. В психологической литературе оценка развода неоднозначна: часть исследователей полагают, что развод преимущественно негативное явление, другие исследователи указывают на то, что в современных социально-культурных условиях развод является адекватной формой реорганизации семейных отношений.
В основе развода как ненормативного
семейного кризиса лежит совоку
Процесс развода в психологическом аспекте представляет собой сложный, противоречивые процесс, связанный с изменениями структуры семейных отношений на всех уровнях и сопровождающийся, как правило, интенсивными эмоциональными переживаниями всех членов семьи, включенных в ситуацию расторжения брака.
А.Маслоу6 была разработана психологическая модель семейных отношений в ситуации развода, которая позволяет рассмотреть данное явление на нескольких уровнях жизни семьи и во времени:
Таким образом, на уровне супружеских отношений развод представляет собой длительный и эмоционально насыщенный процесс, связанный с прекращением или переструктурированием системы отношений.
В.М.Целуйко7 выделяет несколько иные этапы развода, которые позволяю увидеть модель семейных отношений в ситуации развода:
При этом отметим, что модели А.Маслоу и В.М.Целуйко не затрагивает переживаний детей. Однако мы считаем, что если развод касается семьи с детьми, психологическая модель отношений в ситуации развода будет неполной без описания состояний и переживаний ребенка.
В.М.Целуйко8 пишет, что если развод драма для бывших супругов, то для детей это трагедия вдвойне.
Н. Я. Соловьев отмечает: «... и предразводная, и послеразводная ситуация наносит здоровью ребенка непоправимый вред... После развода родителей трех-шестилетние дети испытывали чувство вины и самоунижения, семи-восьмилетние – злость и обиду, главным образом на отца, десяти-одиннадцатилетние – обиду на обоих родителей. Более трети детей обычно хуже учатся, нарушают дисциплину, некоторые начинают конфликтовать со всеми, даже с друзьями, иные убегают из дома»9.
Согласно данным В.М.Целуйко10, уже в грудном возрасте дети способны остро переживать психологическую травму, которую испытывает в процессе или в результате развода их мать. Результатом реагирования на депрессивное послеразводное состояние матери может быть даже гибель младенца.
Информация о работе Психолого- педагогическая модель семьи в ситуациях развода