Психология толпы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 19:29, реферат

Краткое описание

Социальная жизнь людей проявляется во множестве самых разнообразных форм. Некоторые из них обыденны и привычны. Другие серьезно отличаются оттого, что принято считать повседневной нормой. Существуют формы поведения сугубо индивидуализированные, целиком или в значительной степени зависящие от воли, желаний или нужд личности. Но есть и такие, в которых проявления воли, желаний и нужд отдельного человека оказываются серьезно ограниченными прямым или опосредованным влиянием других людей.

Оглавление

1. ПОНЯТИЕ ТОЛПЫ………………………………………..…..…………..………3
2. КЛАССИФИКАЦИЯ ТОЛПЫ……………………………..………………..……5
3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ТОЛПЫ……………………..…..…....…7
4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДА В ТОЛПЕ………..11
5. ПОВЕДЕНИЕ ТОЛПЫ……………..………..……………………..…………..…13
6. ЛИДЕР В ТОЛПЕ И МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ТОЛПОЙ…….……..…14

Файлы: 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ ТОЛПЫ.docx

— 81.90 Кб (Скачать)

Безответственность. Она порождает нередко невероятную жестокость агрессивной толпы, подстрекаемой демагогами и провокаторами. Безответственность позволяет толпе топтать слабых и преклоняться перед сильными. 

Физическая активность. Стремление немедленно превратить в действия внушенные идеи — характерный признак толпы. 

Диффузность. Возбудители, которые действуют на повинующуюся им толпу, весьма разнообразны — этим объясняется ее чрезвычайная изменчивость. Над прочно установившимися верованиями толпы лежит поверхностный слой мнений, идей и мыслей, постоянно нарождающихся и исчезающих. Мнение толпы непостоянно. 

Отсутствие ясных целей, отсутствие или диффузность структуры порождают наиболее важное свойство толпы — ее легкую превращаемость из одного вида (или подвида) в другой. Такие превращения часто происходят спонтанно.

 

3.3. Моральная сфера

 

В моральной сфере психологические особенности толпы чаще всего обнаруживаются в моральности и религиозности. 

Моральность. Толпа может иногда демонстрировать очень высокую нравственность, очень возвышенные проявления: самоотверженность, преданность, бескорыстие, самопожертвование, чувство справедливости и др. 

Религиозность. Все убеждения толпы имеют черты слепого подчинения, свирепой нетерпимости, потребности в самой неистовой пропаганде, что присуще религиозному чувству. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДА В ТОЛПЕ

 

В толпе индивид приобретает  ряд специфических психологических  особенностей, которые могут быть ему совершенно не свойственны, если он пребывает в изолированном состоянии. Эти особенности оказывают самое непосредственное влияние на его поведение в толпе. 

Человека в толпе характеризуют  следующие черты. 

Анонимность. Немаловажная особенность самовосприятия индивида в толпе — это ощущение собственной анонимности. Затерявшись в  «безликой массе», поступая «как все», человек перестает отвечать за собственные поступки.

Инстинктивность. В толпе индивид отдает себя во власть таким инстинктам, которым никогда, будучи в иных ситуациях, не дает волю. Этому способствует анонимность и безответственность индивида в толпе. У него уменьшается способность к рациональной переработке воспринимаемой информации. Способность к наблюдению и критике. 

Бессознательность. В толпе исчезает, растворяется сознательная личность.

Состояние единения (ассоциации). В толпе индивид чувствует силу человеческой ассоциации, которая влияет на него своим присутствием. Воздействие этой силы выражается либо в поддержке и усилении, либо в сдерживании и подавлении индивидуального поведения человека.

Состояние гипнотического транса. Индивид, пробыв некоторое время среди действующей толпы, впадает в такое состояние, которое напоминает состояние загипнотизированного субъекта. Он уже не осознает своих поступков. У него, как у загипнотизированного, одни способности исчезают, другие же доходят до крайней степени напряжения. Под влиянием внушения, приобретаемого в толпе, индивид совершает действия с неудержимой стремительностью.  

Ощущение неодолимой силы. Индивид в толпе приобретает сознание неодолимой силы, благодаря одной только численности. Это сознание позволяет ему поддаться скрытым инстинктам: в толпе он не склонен обуздывать эти инстинкты именно потому, что толпа анонимна и ни за что не отвечает.

Заражаемость. В толпе всякое действие заразительно до такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу толпы.

Аморфность. В толпе полностью стираются индивидуальные черты людей, исчезает их оригинальность и личностная неповторимость. 

Безответственность. В толпе у человека полностью утрачивается чувство ответственности, практически всегда являющееся сдерживающим началом для индивида. 

Социальная деградация. Становясь частицей толпы, человек как бы опускается на несколько ступеней ниже в своем развитии. В изолированном положении — в обычной жизни он скорее всего был культурным человеком, в толпе же — это варвар, т.е. существо инстинктивное. В толпе у индивида обнаруживается склонность к произволу, буйству, свирепости. Человек в толпе претерпевает и снижение интеллектуальной деятельности. 

Для человека толпы также  характерна повышенная эмоциональность  восприятия всего, что он видит и  слышит вокруг себя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. ПОВЕДЕНИЕ ТОЛПЫ

 

Обстановка массовой истерии  служит фоном, на котором развертываются нередко самые трагические действия.  

Одним из видов поведения толпы является паника. Паника — это эмоциональное состояние, возникающее как следствие либо дефицита информации о какой-то пугающей или непонятной ситуации, либо ее чрезмерного избытка и проявляющееся в импульсивных действиях. 

Факторы, способные вызвать  панику, многообразны. Их природа может  быть физиологической, психологической  и социально-психологической. Известны случаи возникновения паники в повседневной жизни как следствие катастроф  и стихийных бедствий. При панике людьми движет безотчетный страх. Они  утрачивают самообладание, солидарность, мечутся, не видят выхода из ситуации. 

Факторы, особо сильно влияющие на поведение толпы, следующие. 

Суеверие — упрочившееся ложное мнение, возникающее под влиянием страха, пережитого человеком. Впрочем, может иметь место суеверный страх, причины которого не осознаются. Многие суеверия связаны с верой во что-либо.

Иллюзия — разновидность ложного знания, закрепившегося в общественном мнении. Она может быть результатом обмана органа чувств. В данном же контексте речь идет об иллюзиях, относящихся к восприятию социальной действительности. Социальная иллюзия — своего рода эрзац-подобие реальности, создаваемое в воображении человека взамен подлинного знания, которое он почему-то не приемлет. В конечном счете, основа иллюзии — незнание, которое может дать самые неожиданные и нежелательные эффекты, когда проявляется в толпе. 

Предрассудки — ложное знание, превратившееся в убеждение, точнее, в предубеждение. Предрассудки активны, агрессивны, напористы, отчаянно сопротивляются подлинному знанию. Это сопротивление до такой степени слепо, что толпа не приемлет никаких аргументов, противоречащих предрассудку. 

Психологическая природа  предрассудков состоит в том, что память человека запечатлевает  не просто мнение (знание), она сохраняет  и сопровождающее это знание чувство, эмоцию, отношение. Вследствие этого  память весьма избирательна.

 

 

 

 

6. ЛИДЕР В ТОЛПЕ И МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ТОЛПОЙ

 

Часто поведение толпы  определяется наличием или отсутствием  в ней лидера. Лидер в толпе  может объявиться в результате стихийного выбора, а нередко — и в порядке  самоназначения. Самозваный лидер обычно подлаживается под настроения и чувства людей толпы и сравнительно легко может побудить участников ее к поведению определенного типа. 

Любое скопление индивидов  инстинктивно подчиняется власти вождя. В душе толпы преобладает не стремление к свободе, а потребность подчинения. Толпа так жаждет повиноваться, что  инстинктивно покоряется тому, кто  объявляет себя ее властелином. 

Люди в толпе теряют свою волю и инстинктивно обращаются к тому, кто ее сохранил. Всегда готовая  восстать против слабой власти, толпа  раболепствует и преклоняется перед  властью сильной. Предоставленная  самой себе, толпа скоро утомляется своими собственными беспорядками и  инстинктивно стремится к рабству. 

Толпа столь же нетерпима, сколь и доверчива в отношении  авторитета. Она уважает силу и  мало поддается воздействию доброты, означающей для нее лишь своего рода слабость. Она требует от героя  силы и даже насилия, хочет, чтобы ею владели, ее подавляли. Власть вожаков очень деспотична, но именно этот деспотизм и заставляет толпу подчиняться. 

Чаще всего вожаками бывают психически неуравновешенные люди, полупомешанные, находящиеся на грани безумия. Как  бы ни была нелепа идея, которую они  объявляют и защищают, и цель, к которой они стремятся, их убеждения  нельзя поколебать никакими доводами рассудка. Есть и еще одно качество, которым обыкновенно отличаются вожаки толпы: они не принадлежат  к числу мыслителей — это люди действия. 

Класс вожаков подразделяется на две категории:

  • люди энергичные, с сильной, но появляющейся у них лишь на короткое время волей;
  • люди, обладающие сильной и в то же время стойкой волей (встречаются гораздо реже). 

Один из важных факторов, определяющих влияние лидера на толпу, — это его обаяние. Обаяние — вид господства какой-нибудь идеи или личности над умом индивида. Оно может быть двух видов: приобретенное и личное. Личное обаяние отличается от искусственного или приобретенного и не зависит ни от титула, ни от власти.

Управление толпой имеет  двойственную природу, ибо толпа  практически всегда — объект управления двух сил: с одной стороны, ею руководят  лидеры, вожаки; с другой — толпой занимаются силы охраны общественного  порядка, властные административные структуры. 

Возможности управления толпой существенно различаются в зависимости  от того, кто стремится быть в  ней лидером — демагог или  интеллигент. Как говорят на Востоке, тот, кто хочет управлять толпой, пытается оседлать тигра. Тем не менее, управлять личностями много сложней, чем толпой. 

Механизмами массового поведения  может воспользоваться политик  с любыми взглядами и любого морального уровня. В таких случаях толпа  становится игрушкой в руках лидера. Обычно люди, жаждущие вести за собой толпу, интуитивно владеют приемами воздействия на нее. Они знают: чтобы убедить толпу, надо сначала понять, какие чувства ее воодушевляют, притвориться, что разделяешь их, а затем вызвать в воображении толпы прельщающие ее образы. Толпе надо всегда предъявлять какие-либо идеи в цельных образах, не указывая на их происхождение. 

Оратор, желающий увлечь толпу, должен злоупотреблять сильными выражениями. Преувеличивать, утверждать, повторять  и никогда не пробовать доказывать что-нибудь рассуждениями — вот  способы аргументации для толпы. 

Утверждение тогда лишь воздействует на толпу, когда оно многократно  повторяется в одних и тех  же выражениях: в таком случае идея внедряется в умы так прочно, что  в конце концов воспринимается как  доказанная истина, а затем и врезается  в самые глубокие области бессознательного. Этот прием также вполне успешно  применяется лидерами или вожаками толпы. 

Эффективными средствами могут считаться следующие:

  • переориентирование внимания индивидов, составляющих толпу. Как только внимание людей в толпе оказывается распределенным между несколькими объектами, сразу же образуются отдельные группы, и толпа, только что объединенная «образом врага» или готовностью к совместным действиям, тут же распадается. рассеивается;
  • объявление по громкоговорителю о том, что скрытыми камерами осуществляется видеосъемка участников толпы;
  • обращение к участникам толпы с названием конкретных фамилий, имен, отчеств, наиболее распространенных в данной местности;
  • применение мер по захвату и изоляции лидеров толпы. Если из-за какой-нибудь случайности вожак исчезает и не замещается немедленно другим, толпа снова становится простым сборищем без всякой связи и устойчивости. В этом случае легче проводить мероприятия по рассеиванию толпы.

Вообще-то с толпой очень  сложно говорить голосом разума. Она  воспринимает лишь приказ и обещания.




Информация о работе Психология толпы