Также
в компетенцию экспертизы также
входит изучение "психологического
содержания некоторых юридических
понятий, описывающих поведение
людей и его внутренние механизмы,
фиксирующих временные психические
состояния, изменения сознания под влиянием
различных факторов".
В
частности, при расследовании, рассмотрении
уголовных дел в суде к компетенции
судебно-психологической экспертизы
следует отнести:
- установление
индивидуально-психологических особенностей
личности участников уголовного процесса,
уровня их психического, интеллектуального
развития, наличия у них определенных
психофизиологических качеств (повышенная
тревожность, внушаемость, импульсивность
и т.д.), существенно повлиявших на их поведение
в экстремальных условиях (в том числе
при выполнении каких-либо профессиональных
обязанностей), в психотравмирующих (криминальных)
ситуациях повышенной сложности;
- диагностику
состояний психической напряженности
непатологического характера (тревожности,
страха, стресса, аффекта), послуживших
причиной совершения противоправных действий,
неадекватного поведения, например потерпевшей
в опасной для ее жизни и здоровья ситуации,
оператора, не справившегося со своими
профессиональными обязанностями, и т.д.;
- исследование
мотивационной сферы личности, составляющих
ее психологических мотивов, побудивших
субъекта к данной деятельности;
- выявление
у несовершеннолетних правонарушителей
с признаками отставания в психическом
развитии непатологического характера
способности осознавать значение своих
действий и руководить ими;
- установление
способности психически здоровых свидетелей,
потерпевших (с учетом их индивидуально-психологических,
возрастных особенностей, уровня психического
развития) правильно воспринимать обстоятельства,
имеющие значение для дела, и давать о
них правильные показания, что имеет немаловажное
значение для уголовного, процесса.
Безусловно,
очерченные выше границы компетенции
судебно-психологической экспертизы
имеют весьма подвижный характер,
поскольку с развитием психологической
науки расширяются и возможности
судебно-психологической экспертизы.
Кроме того, постоянно совершенствуется
российское законодательство, а, следовательно,
растут и потребности судебной практики
в решении новых проблем психолого-правового
характера.
Такая
широкая компетенция объясняется
тем, что законодатель достаточно смело
использует данные психологии для регламентации
многих новых дефиниций, норм и институтов
уголовного права, применяя непривычные
для практики психологические термины,
воспринятые из психологической
науки. Так, в Уголовном кодексе
РФ использованы базовые для уголовной
ответственности наказания понятия,
требующие психологического анализа
их содержания с учетом положений
общей и юридической психологии.
2.3.
Основные направления судебно-психологической
экспертизы
Исходя
из структуры предмета общей психологии,
изучающей психические процессы,
состояния, свойства личности, а также
из практики использования судебно-психологической
экспертизы правоохранительными органами,
выделяют следующие направления
судебно-психологической экспертизы:
1.
Исследование личности обвиняемого
– в соответствии с общими
началами назначения наказания
понятие индивидуализации охватывает
в комплексе оценку деяния, личности
виновного, обстоятельств, смягчающих
и отягчающих ответственность.
Значимы здесь личностные особенности,
которые влияли на выбор и
реализацию противоправного варианта
поведения, затрудняли (облегчали
его), а равно сказывались на
отношении к содеянному.
2.
Исследование психологических мотивов
конкретного преступного поведения.
Мотив - побуждение к деятельности
направленной на удовлетворение
потребностей субъекта, предмет,
ради которого деятельность осуществляется.
Уголовное право для обозначения
мотивов поведения оперирует
такими понятиями - месть, корысть,
ревность, хулиганские побуждения
и др. Некоторые эти понятия
могут включать в себя различные
психологические мотивы. Исследование
психологических мотивов деяния
углубляет познание юридически
значимых побуждений, лежащих в
основе правонарушения.
3.
Диагностика аффекта у обвиняемого
в момент совершения им преступления.
Психологическая диагностика аффекта
у субъекта на момент совершения
инкриминируемых действий включает
в себя: а) ретроспективный анализ
психического состояния субъекта,
его влияния на сознание и
деятельность; б) изучение индивидуально-психологических
особенностей подэкспертного, степени
его устойчивости к эмоциогенным
ситуациям, склонности к аккумуляции
аффективных переживаний; влияния
возрастных особенностей; временно
ослабляющих организм факторов;
в) изучение и психологическую
оценку ситуации, в которой совершено
преступление.
4.
Диагностика эмоционального состояния
обвиняемого на момент совершения
преступления (помимо аффекта), существенно
влияющего на способность правильно
осознавать явления действительности,
содержание конкретной ситуации
и на способность произвольно
регулировать свое поведение.
К компетенции психолога в
таких случаях относится изучение
психологических обстоятельств,
имеющих значение для установления
истины.
5.
Установление способности несовершеннолетних
обвиняемых, имеющих признаки отставания
в психическом развитии, не связанного
с психическим расстройством,
полностью сознавать значение
своих действий и определение
меры их способности руководить
своим поведением. Экспертное психологическое
исследование всегда касается
сугубо конкретных действий, совершенных
в конкретных условиях. Поэтому
судебно-психологической экспертизой
поведение испытуемого рассматривается
в единстве с ситуацией, в
которой были совершены противоправные
поступки.
6.
Применительно к потерпевшему
также может возникать необходимость
в постановке перед экспертом
вопроса о его личности, мотивации
действий. Однако на практике
чаще требуется: установление
способности понимать значение
собственных действий и действий,
связанных с посягательствами
на него и способности оказывать
сопротивление таким действиям.
7.
В отношении свидетелей и потерпевших
перед судебно- психологической
экспертизой может быть поставлен
вопрос об их принципиальной
способности, с учетом индивидуально-психологических
и возрастных особенностей, уровня
психического развития, правильно воспринимать
имеющие значение для дела обстоятельства
и давать о них правильные показания.
8.
Эксперт-психолог может провести
посмертную экспертизу для выяснения
вопроса, находился ли умерший
в период, предшествующий смерти,
в психическом состоянии, предрасполагающем
к самоубийству и, если находился
в этом состоянии, чем оно
могло быть вызвано. В практике
встречаются случаи инсценировок
убийств под самоубийства, что
приводит к необходимости проведения
посмертной судебно-психологической
экспертизы.
2.4.
Проведение судебно-психологической экспертизы
и
ее значение в уголовном процессе
Качество
и результативность судебно-психологической
экспертизы во многом определяются подготовительной
работой, которая включает в себя:4
1.
Сбор материалов, необходимых для
проведения экспертизы - следователь
(суд), предвидя возможность проведения
психологической экспертизы, направляет
свои усилия на получение объективной
информации о личности обвиняемого
(потерпевшего, свидетеля) и ситуации,
имеющей значение для всестороннего
изучения обстоятельств совершенного
преступления.
2.
Сбор информации о личности
испытуемого - в ходе изучения
личности собираются сведения
о том, как он рос, развивался,
какие имеются неблагоприятные
наследственные факторы, каким
образом и в чем конкретно
проявлялись особенности его
нервной системы, психики, какие
наблюдались у него заболевания,
психические отклонения на разных
этапах развития.
3.
В процессе расследования собираются
сведения об индивидуально-психологических
особенностях личности, проявляемых
в разнообразных видах деятельности.
Эти свойства личности определяются
отношением субъекта к различным
явлениям окружающей действительности.
4.
Сбор информации о ситуации, имеющей
значение для всестороннего изучения
особенностей личности испытуемого.
Так, при изучении конфликтной
ситуации выясняются внешние факторы,
воздействовавшие на субъекта (условия
среды обитания; раздражители, связанные
с социоусловиями).
В
ходе судебно-психологической экспертизы
выявляются ситуационно обусловленные
признаки; субъективно воспринимаемая
в качестве реальной угрозы жизни
здоровью, благополучию человека; необычность,
неопределенность обстановки; неблагоприятное
социальное воздействие, вызывающее чувство
внутреннего дискомфорта; общественное
порицание, противоречащее оценке субъектом
своего места и значения в группе,
создающее отрицательный эмоционально
окрашенный фон восприятия действительности.
К
выполнению обязанностей эксперта-психолога,
как правило, допускаются специалисты
с высшим психологическим образованием,
работающие в области психологии
(имеющие ученую степень в области
психологии). Чтобы убедиться в
компетентности специалиста, необходимо
выяснить: в какой отрасли психологии
он работает и соответствует ли круг
его профессиональных, научных знаний
содержанию вопросов, выносимых на
разрешение экспертизы; каков стаж
его работы в области психологии
и экспертной деятельности, его профессиональные,
научные возможности.
Экспертиза
должна назначаться и проводиться
как только возникли вопросы, для
разрешения которых требуются специальные
познания и собраны материалы, необходимые
для экспертизы. В постановлении
следователя, определении суда о
назначении психологической экспертизы
излагаются обстоятельства дела, указываются
те признаки в поведении лица, его
характерологические особенности,
которые являются элементами предмета
юридической психологии, рассматриваются
в качестве повода для назначения
экспертизы. Аналогичный подход должен
быть и к составлению ходатайства
защиты о проведении судебно-психологической
экспертизы по делу.
Взаимодействие
и процессуальные отношения между
следователем и экспертом-психологом
обычно устанавливаются сразу же
после ознакомления последнего с
постановлением о назначении экспертизы
и разъяснения ему его процессуальных
прав и обязанностей. Следователь
вместе с экспертом уточняет вопросы,
определяет место и сроки производства
экспертизы. В распоряжение эксперта
направляются: обвиняемый (потерпевший,
свидетель) и материалы дела с постановлением
о назначении экспертизы.
Экспертное
заключение должно содержать психологическую
оценку явлений, интересующих органы правосудия.
Оценка может выражаться либо в психологической
диагностике, квалификации исследованных
фактических данных, либо в аргументированных
суждениях об отношении выявленных
фактов к интересующим правоохранительные
органы событиям. В своем заключении
эксперты-психологи должны не только
указать, какие исследования провели
и получили результаты, но и научно
обосновать свои выводы.
Использованию
заключения экспертизы предшествует его
оценка следователем, судом, которые
знакомятся с ним, оценивают научный
уровень заключения, аргументированность
содержащихся в нем выводов, в
каком объеме экспертами использованы
предоставленные материалы, даны ли
исчерпывающие ответы на поставленные
вопросы; насколько полно описана
в заключении проделанная работа,
какие методы исследования применялись.
В
уголовном процессе заключение судебно-психологической
экспертизы используется следователем
(судом) в следующих случаях: при
изучении механизма совершенного преступления;
при доказывании и квалификации
содеянного; для более качественного
проведения других исследований; при
необходимости проверить факт невиновного
причинения вреда, лицом, которое предвидело
наступление вредных последствий,
но не могло предотвратить их в
результате несоответствия своих психофизиологических
качеств нервно-психическим перегрузкам,
экстремальным условиям; для установления
обстоятельств, смягчающих наказание;
в целях применения справедливых
мер в отношении виновных в
совершении преступлений; в тактических
целях: для установления психологического
контакта во время допроса, проведения
других действий; для изобличения
допрашиваемого во лжи, а также для
выяснения причин неумышленного
искажения фактов свидетелем.