Психология судебной речи в гражданском процессе. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 12:08, контрольная работа

Краткое описание

Культура речи юриста должна быть безукоризненной. В психологическом отношении речь юриста должна быть простой, понятной присутствующим и достаточно экспрессивной, убедительной.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Психология судебной речи в гражданском процессе……………….…..….4
2.Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе……....……..6
1.Понятие судебно-психологической экспертизы…………..…..……..6
2.Компетенция судебно-психологической экспертизы………..………8
3.Основные направления судебно-психологической экспертизы……10
4.Проведение судебно-психологической экспертизы и ее значение в уголовном процессе…………………………………………………………...……12
Заключение ………………………………………………………………………16
Список используемой литературы……………………………………….……..17

Файлы: 1 файл

Контрольная психология.docx

— 37.64 Кб (Скачать)

    Также в компетенцию экспертизы также  входит изучение "психологического содержания некоторых юридических  понятий, описывающих поведение  людей и его внутренние механизмы, фиксирующих временные психические состояния, изменения сознания под влиянием различных факторов".

    В частности, при расследовании, рассмотрении уголовных дел в суде к компетенции  судебно-психологической экспертизы следует отнести:

  • установление индивидуально-психологических особенностей личности участников уголовного процесса, уровня их психического, интеллектуального развития, наличия у них определенных психофизиологических качеств (повышенная тревожность, внушаемость, импульсивность и т.д.), существенно повлиявших на их поведение в экстремальных условиях (в том числе при выполнении каких-либо профессиональных обязанностей), в психотравмирующих (криминальных) ситуациях повышенной сложности;
  • диагностику состояний психической напряженности непатологического характера (тревожности, страха, стресса, аффекта), послуживших причиной совершения противоправных действий, неадекватного поведения, например потерпевшей в опасной для ее жизни и здоровья ситуации, оператора, не справившегося со своими профессиональными обязанностями, и т.д.;
  • исследование мотивационной сферы личности, составляющих ее психологических мотивов, побудивших субъекта к данной деятельности;
  • выявление у несовершеннолетних правонарушителей с признаками отставания в психическом развитии непатологического характера способности осознавать значение своих действий и руководить ими;
  • установление способности психически здоровых свидетелей, потерпевших (с учетом их индивидуально-психологических, возрастных особенностей, уровня психического развития) правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания, что имеет немаловажное значение для уголовного, процесса.

    Безусловно, очерченные выше границы компетенции  судебно-психологической экспертизы имеют весьма подвижный характер, поскольку с развитием психологической  науки расширяются и возможности  судебно-психологической экспертизы. Кроме того, постоянно совершенствуется российское законодательство, а, следовательно, растут и потребности судебной практики в решении новых проблем психолого-правового характера.

    Такая широкая компетенция объясняется  тем, что законодатель достаточно смело  использует данные психологии для регламентации  многих новых дефиниций, норм и институтов уголовного права, применяя непривычные  для практики психологические термины, воспринятые из психологической  науки. Так, в Уголовном кодексе  РФ использованы базовые для уголовной  ответственности наказания понятия, требующие психологического анализа  их содержания с учетом положений  общей и юридической психологии. 

    2.3.   Основные направления судебно-психологической экспертизы

    Исходя  из структуры предмета общей психологии, изучающей психические процессы, состояния, свойства личности, а также  из практики использования судебно-психологической  экспертизы правоохранительными органами, выделяют следующие направления  судебно-психологической экспертизы:

    1. Исследование личности обвиняемого  – в соответствии с общими  началами назначения наказания  понятие индивидуализации охватывает  в комплексе оценку деяния, личности  виновного, обстоятельств, смягчающих  и отягчающих ответственность.  Значимы здесь личностные особенности,  которые влияли на выбор и  реализацию противоправного варианта  поведения, затрудняли (облегчали  его), а равно сказывались на  отношении к содеянному.

    2. Исследование психологических мотивов  конкретного преступного поведения.  Мотив - побуждение к деятельности  направленной на удовлетворение  потребностей субъекта, предмет,  ради которого деятельность осуществляется. Уголовное право для обозначения  мотивов поведения оперирует  такими понятиями - месть, корысть,  ревность, хулиганские побуждения  и др. Некоторые эти понятия  могут включать в себя различные  психологические мотивы. Исследование  психологических мотивов деяния  углубляет познание юридически  значимых побуждений, лежащих в  основе правонарушения.

    3. Диагностика аффекта у обвиняемого  в момент совершения им преступления. Психологическая диагностика аффекта  у субъекта на момент совершения  инкриминируемых действий включает  в себя: а) ретроспективный анализ  психического состояния субъекта, его влияния на сознание и  деятельность; б) изучение индивидуально-психологических  особенностей подэкспертного, степени  его устойчивости к эмоциогенным  ситуациям, склонности к аккумуляции  аффективных переживаний; влияния  возрастных особенностей; временно  ослабляющих организм факторов; в) изучение и психологическую  оценку ситуации, в которой совершено  преступление.

    4. Диагностика эмоционального состояния  обвиняемого на момент совершения  преступления (помимо аффекта), существенно  влияющего на способность правильно  осознавать явления действительности, содержание конкретной ситуации  и на способность произвольно  регулировать свое поведение.  К компетенции психолога в  таких случаях относится изучение  психологических обстоятельств,  имеющих значение для установления  истины.

    5. Установление способности несовершеннолетних  обвиняемых, имеющих признаки отставания  в психическом развитии, не связанного  с психическим расстройством,  полностью сознавать значение  своих действий и определение  меры их способности руководить  своим поведением. Экспертное психологическое  исследование всегда касается  сугубо конкретных действий, совершенных  в конкретных условиях. Поэтому  судебно-психологической экспертизой  поведение испытуемого рассматривается  в единстве с ситуацией, в  которой были совершены противоправные  поступки.

    6. Применительно к потерпевшему  также может возникать необходимость  в постановке перед экспертом  вопроса о его личности, мотивации  действий. Однако на практике  чаще требуется: установление  способности понимать значение  собственных действий и действий, связанных с посягательствами  на него и способности оказывать  сопротивление таким действиям.

    7. В отношении свидетелей и потерпевших  перед судебно- психологической  экспертизой может быть поставлен  вопрос об их принципиальной  способности, с учетом индивидуально-психологических  и возрастных особенностей, уровня  психического развития, правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания.

    8. Эксперт-психолог может провести  посмертную экспертизу для выяснения  вопроса, находился ли умерший  в период, предшествующий смерти, в психическом состоянии, предрасполагающем  к самоубийству и, если находился  в этом состоянии, чем оно  могло быть вызвано. В практике  встречаются случаи инсценировок  убийств под самоубийства, что  приводит к необходимости проведения  посмертной судебно-психологической  экспертизы. 

    2.4. Проведение судебно-психологической экспертизы

    и ее значение в уголовном процессе

    Качество  и результативность судебно-психологической  экспертизы во многом определяются подготовительной работой, которая включает в себя:4

    1. Сбор материалов, необходимых для  проведения экспертизы - следователь  (суд), предвидя возможность проведения  психологической экспертизы, направляет  свои усилия на получение объективной  информации о личности обвиняемого  (потерпевшего, свидетеля) и ситуации, имеющей значение для всестороннего  изучения обстоятельств совершенного  преступления.

    2. Сбор информации о личности  испытуемого - в ходе изучения  личности собираются сведения  о том, как он рос, развивался, какие имеются неблагоприятные  наследственные факторы, каким  образом и в чем конкретно  проявлялись особенности его  нервной системы, психики, какие  наблюдались у него заболевания,  психические отклонения на разных  этапах развития.

    3. В процессе расследования собираются  сведения об индивидуально-психологических  особенностях личности, проявляемых  в разнообразных видах деятельности. Эти свойства личности определяются  отношением субъекта к различным  явлениям окружающей действительности.

    4. Сбор информации о ситуации, имеющей  значение для всестороннего изучения  особенностей личности испытуемого.  Так, при изучении конфликтной  ситуации выясняются внешние факторы, воздействовавшие на субъекта (условия среды обитания; раздражители, связанные с социоусловиями).

    В ходе судебно-психологической экспертизы выявляются ситуационно обусловленные  признаки; субъективно воспринимаемая в качестве реальной угрозы жизни  здоровью, благополучию человека; необычность, неопределенность обстановки; неблагоприятное  социальное воздействие, вызывающее чувство  внутреннего дискомфорта; общественное порицание, противоречащее оценке субъектом  своего места и значения в группе, создающее отрицательный эмоционально окрашенный фон восприятия действительности.

    К выполнению обязанностей эксперта-психолога, как правило, допускаются специалисты  с высшим психологическим образованием, работающие в области психологии (имеющие ученую степень в области  психологии). Чтобы убедиться в  компетентности специалиста, необходимо выяснить: в какой отрасли психологии он работает и соответствует ли круг его профессиональных, научных знаний содержанию вопросов, выносимых на разрешение экспертизы; каков стаж его работы в области психологии и экспертной деятельности, его профессиональные, научные возможности.

    Экспертиза  должна назначаться и проводиться  как только возникли вопросы, для  разрешения которых требуются специальные  познания и собраны материалы, необходимые  для экспертизы. В постановлении  следователя, определении суда о  назначении психологической экспертизы излагаются обстоятельства дела, указываются  те признаки в поведении лица, его  характерологические особенности, которые являются элементами предмета юридической психологии, рассматриваются  в качестве повода для назначения экспертизы. Аналогичный подход должен быть и к составлению ходатайства  защиты о проведении судебно-психологической  экспертизы по делу.

    Взаимодействие  и процессуальные отношения между  следователем и экспертом-психологом обычно устанавливаются сразу же после ознакомления последнего с  постановлением о назначении экспертизы и разъяснения ему его процессуальных прав и обязанностей. Следователь  вместе с экспертом уточняет вопросы, определяет место и сроки производства экспертизы. В распоряжение эксперта направляются: обвиняемый (потерпевший, свидетель) и материалы дела с постановлением о назначении экспертизы.

    Экспертное  заключение должно содержать психологическую  оценку явлений, интересующих органы правосудия. Оценка может выражаться либо в психологической  диагностике, квалификации исследованных  фактических данных, либо в аргументированных  суждениях об отношении выявленных фактов к интересующим правоохранительные органы событиям. В своем заключении эксперты-психологи должны не только указать, какие исследования провели  и получили результаты, но и научно обосновать свои выводы.

    Использованию заключения экспертизы предшествует его  оценка следователем, судом, которые  знакомятся с ним, оценивают научный  уровень заключения, аргументированность  содержащихся в нем выводов, в  каком объеме экспертами использованы предоставленные материалы, даны ли исчерпывающие ответы на поставленные вопросы; насколько полно описана  в заключении проделанная работа, какие методы исследования применялись.

    В уголовном процессе заключение судебно-психологической  экспертизы используется следователем (судом) в следующих случаях: при  изучении механизма совершенного преступления; при доказывании и квалификации содеянного; для более качественного  проведения других исследований; при  необходимости проверить факт невиновного  причинения вреда, лицом, которое предвидело наступление вредных последствий, но не могло предотвратить их в  результате несоответствия своих психофизиологических качеств нервно-психическим перегрузкам, экстремальным условиям; для установления обстоятельств, смягчающих наказание; в целях применения справедливых мер в отношении виновных в  совершении преступлений; в тактических  целях: для установления психологического контакта во время допроса, проведения других действий; для изобличения  допрашиваемого во лжи, а также для  выяснения причин неумышленного  искажения фактов свидетелем.

Информация о работе Психология судебной речи в гражданском процессе. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе