Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 21:03, реферат
Современная организация является сложной частью окружения, включающем множество составляющих, от которых зависит само существование организации. К таким составляющим, иногда называемыми посредниками (между организацией и обществом в целом), относятся местные общины, потребители, поставщики, средства информации, группы общественного давления, союзы или объединения, а также работники и держатели акций. Эта многослойная общественная сила может сильно влиять на достижение организацией ее целей, поэтому организации приходится уравновешивать чисто экономические цели с экономическими и социальными интересами этих составляющих середин.
Введение
1. Понятие ответственности
2. Личность и ответственность
3. Виды ответственности
4. Коллективная ответственность
5. Ответственность руководителя
Вывод
Список использованной литературы
Как "эксперт"
руководитель устанавливает смыслы
меняющихся процессов в группе. Как
"катализатор" руководитель способствует
развитию отношений между членами
группы, что называется " держа
зеркало перед группой". Как "дирижер"
группового поведения он направляет
и варьирует действия подчиненных
с тем, чтобы избежать лишней напряженности
внутри группы. В роли "образца
участника" руководитель демонстрирует
социально ответственное
Руководитель является ответственным не только за настоящее, но и за будущее: за выполнение своих обязанностей и предвидение последствий собственных действий. В качестве примера можно взять любое управленческое решение, без которого не может быть решена организационная задача. Так, не решая задачи кадрового менеджмента, не отбирая нужный персонал и кадры управления, нельзя решить ни одной управленческой задачи.
Ответственность руководителей и подчинённых организаций определяются в таких сферах:
Общие для разных сфер, элементов и видов ответственности то, что они есть формой контроля за деятельностью субъекта как с позиции самой личности, так и с позиции общества. Контролируя себя или группу, личность совершает выбор (собор собственного «Я»), который означает необходимость и право быть человеком, отстаивать свои жизненные позиции и профессиональные интересы, отвечать за них.
Для эффективного контроля своего поведения и своих поступков, руководства ними, участники общей управленческой деятельности должны осознать ответственность.
Социальные роли руководителя.
За любое принятое решение руководитель несет ответственность Но возможны ситуации, когда руководитель не принимает конкретных решений
Непринятие решений может являться нарушением социальной ответственности руководителя. Например, не принято решение о проверке техники безопасности менеджерами, имеющими к этому прямое отношение Результат — гибель людей из-за возникшего пожара.
Руководитель должен предвидеть последствия своей бездеятельности и быть готовым нести за это ответственность.
Социальная ответственность руководителей может вступать в противоречие с юридической ответственностью. Например, вопреки законам, руководитель изыскивает средства, сдавая в аренду помещение, находящееся на территории предприятия, для погашения задолженности работникам по зарплате.
Такое поведение руководителя с чисто человеческих позиций можно расценить как социально ответственное.
Осознание ответственности – отображение в субъекте бытия социальной необходимости, то есть понимания смысла и значения действий и их последствий.
Следовательно,
осознание ответственности
Ответственность тесно связанна с самостоятельностью – не зависимостью, не подчинением кому-нибудь, чему-нибудь. Если решение принимает субъект управления лично, то на него ложится вся ответственность за решение управленческой проблемы.
Любая связанная с людьми работы предусматривает ответственность (за жизнь других, за материальные ценности, качество работы и т.д.). Профессиональная ответственность неразрывно связанна с риском нанесения ущерба и потерь, поэтому нуждается в постоянной психологической готовности к определённым действиям. На руководящих должностях ответственность часто бывает главным источником психологической нагрузки не только на протяжении рабочего времени но и после него. Рост требований к управленческой деятельности предусматривает усиление ответственности во всех её аспектах.
Вывод
Таким образом, можно сказать, что ответственность является важной и неотъемлемой частью нашей жизни и организации в частности.
В управленческой организации ответственность включает в себя множество аспектов: этический, правовой, экономический, социальный и психологический.
Психологический аспект ответственности базируется на возможности выбора, то есть сознательного преимущества определённой линии поведения.
Ответственное или безответственное отношение субъекта управленческой деятельности во многом зависит от наличия у него определённых позитивных и негативных, нравственных и гражданских качеств и характеристик (чувство долга, совесть, интернальность или экстернальность, пунктуальность, точность, послушность, честность, справедливость, принципиальность, подозрительность, тревожность, депрессивность, агрессивность, конформизм, догматизм, авторитарность).
Очень важным является осознание членами организации ответственности и принятие ими определённых заданий, обязательств и поручений.
В организации выделяют различные виды ответственности: моральную, материальную, юридическую, социальную, психологическую, каждая из которых имеет свои особенности.
Различают ответственность коллективную или групповую и ответственность руководителя.
Вопрос
ответственности очень часто
имеет место при принятии решений.
При этом, принимать решения в
группе психологически легче, так как
в таком случае ответственность
в определённой степени распределяется
между всеми членами группы, нежели
при индивидуальном принятии решения
руководителем, который в случае
неудачи берёт всю
Поэтому очень важной является именно роль руководителя, личность руководителя, как гаранта ответственности за деятельность формальной группы.
Список использованной литературы:
1. Розанова В. А. Психология управления. Учебное пособие —
М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез". - 1999. - 352 с.
2. Пачковський Ю. Ф. Психологія підприємництва. Навчальний посібник. – Львів, 2001. – 276 с.
3. Орбан – Лембрик Л. Є. Психологія управління. Навчальниий посібник. – К.: «Академвидав», 2003. – 568 с. (Альма –матер)
4. Интернет – ресурсы:
http://biuss.ru/student_new.
http://www.psdict.ru/24.php
http://psychology.net.ru/
Информация о работе Психология ответственности в организации