Психология общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2011 в 15:57, реферат

Краткое описание

Задачи:


1. Раскрыть содержание понятия "общение";


2. Рассмотреть аспекты общения;


3. Рассмотреть виды общения;


4. Рассмотреть такие характеристики общения как структура общения, уровень общения, функции общения, стороны общения;


5. Определить роль общения в психическом развитии человека.

Оглавление

Введение


Глава 1. Понятие и общие характеристики общения


1.1 Понятие и виды общения


1.2 Характеристики общения


Глава 2. Роль общения в психическом развитии человека.


2.1 Значение общения


2.2 Роль различных видов общения в психическом развитии общения


Заключение


Библиографический список

Файлы: 1 файл

общ.псих реф.docx

— 33.75 Кб (Скачать)

Личностное  общение формирует человека как  личность, дает ему возможность приобрести определенные черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы  и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать  средства их реализации. 

Разнообразное по содержанию, целям и средствам  общение также выполняет специфическую  функцию в психическом развитии индивида. Например, материальное общение  позволяет человеку получать необходимые  для нормальной жизни предметы материальной и духовной культуры, которые, как  мы выяснили и главе, посвященной  деятельности, выступают в качестве условия индивидуального развития. Когнитивное общение непосредственно  выступает как фактор интеллектуального  развития, так как общающиеся индивиды обмениваются и, следовательно, взаимно  обогащаются знаниями. 

Кондиционное  общение создает состояние готовности к научению, формулирует установки, необходимые для оптимизации  других видов общения. Тем самым  оно косвенно способствует индивидуальному  интеллектуальному и личностному  развитию человека. Мотивационное общение  служит источником дополнительной энергии  для человека, своеобразной его "подзарядкой". Приобретая в результате такого общения  новые интересы, мотивы и цели деятельности, человек увеличивает свой психоэнергетический  потенциал, развивающий его самого. Деятельностное общение, которое мы определили как межличностный обмен действиями, операциями, умениями и навыками, имеет для индивида прямой развивающий эффект, так как совершенствует и обогащает его собственную деятельность. 

Биологическое общение служит самосохранению организма  в качестве важнейшего условия поддержания  и развития его жизненных функций. Социальное общение обслуживает общественные потребности людей и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни: групп, коллективов, организаций, наций, государств, человеческого мира в целом. 

Непосредственное  общение необходимо человеку для  того, чтобы обучаться и воспитываться  в результате широкого использования  на практике данных ему с рождения, самых простых и эффективных  средств и способов научения: условнорефлекторного, викарного и вербального. Опосредствованное общение помогает усвоению средств общения и совершенствованию на базе их способности к самообразованию и самовоспитанию человека, а также к сознательному управлению самим общением. 

Благодаря невербальному общению человек  получает возможность психологически развиваться еще до того, как он усвоил и научился пользоваться речью (около 2-3 лет). Кроме того, само по себе невербальное общение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных  возможностей человека, вследствие чего он становится более способным к  межличностным контактам и открывает  для себя более широкие возможности  для развития. Что же касается вербального  общения и его роли в психическом  развитии индивида, то ее трудно переоценить. Оно связано с усвоением речи, а она, как известно, лежит в  основе всего развития человека, как  интеллектуального, так и собственно личностного. 

Заключение 
 

Животные  на ранних ступенях эволюции практически  не общаются друг с другом, за исключением  случаев продолжения рода. Стадный  образ жизни, предполагающий внутривидовое  общение, появляется у насекомых, рыб, развивается у птиц и млекопитающих, достигает совершенства у обезьян. Животные в стаде обмениваются друг с другом биологически значимой информацией, охраняют, поддерживают жизнь друг друга. Между ними, например в стаде обезьян, складываются довольно сложные, иерархически устроенные взаимоотношения: выделяется вожак, ему подчиняются остальные, наблюдается определенная иерархия статусов. 

Вначале общение  среди животных происходит на основе обмена биохимической информацией (вспомним, что у всех животных особенно развит обонятельный мозг). Затем к  ней подключается слуховая и зрительная информация. У антропоидов появляется язык жестов, мимики и пантомимики, напоминающий тот, который в невербальном общении используют люди. Еще около  середины прошлого века Ч. Дарвин показал, что лицевые экспрессивные выразительные  движения у человекообразных обезьян  очень напоминают аналогичные эмоциональные  выражения, встречающиеся у людей. 

Человеческий  ребенок обнаруживает способность  к эмоциональному общению с людьми уже на третьем месяце жизни (комплекс оживления), а к годовалому возрасту его экспрессия становится настолько  богатой, что позволяет довольно быстро усваивать вербальный язык общения, пользоваться звуковой речью. 

По мере развития речи появляется возможность  разнообразить содержание передаваемой и воспринимаемой в процессе общения  информации, а при прогрессе научения - пользоваться различными средствами общения. В результате обогащается  инструментальная сторона общения. 

Дальнейшее  развитие общения можно представить  как постепенное накопление человеком  культуры общения на основе рефлексии, обратной связи и саморегуляции. Психологически высокоразвитый человек отличается от менее развитого не только выраженной потребностью в общении с разнообразными людьми, но также богатым содержанием, множественностью целей и широким выбором средств общения. 

Библиографический список 
 

Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. - СПб.: ПРАЙМ ЕВРОЗНАК, 2003. - 320 с. (Серия "Главный учебник") 

Головин С.Ю. Словарь практического психолога  М.: 1998 г - 589 с. 

Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн.1: Общие основы психологии. - 688 с.

Информация о работе Психология общения