Психология общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2011 в 15:57, реферат

Краткое описание

Задачи:


1. Раскрыть содержание понятия "общение";


2. Рассмотреть аспекты общения;


3. Рассмотреть виды общения;


4. Рассмотреть такие характеристики общения как структура общения, уровень общения, функции общения, стороны общения;


5. Определить роль общения в психическом развитии человека.

Оглавление

Введение


Глава 1. Понятие и общие характеристики общения


1.1 Понятие и виды общения


1.2 Характеристики общения


Глава 2. Роль общения в психическом развитии человека.


2.1 Значение общения


2.2 Роль различных видов общения в психическом развитии общения


Заключение


Библиографический список

Файлы: 1 файл

общ.псих реф.docx

— 33.75 Кб (Скачать)

1.2 Характеристики  общения 
 

Общение характеризуется  по следующим параметрам: структура  общения, уровень общения, функции  общения, стороны общения. 

Структура общения - с позиций психологии социальной выделяются такие стороны общения: 

1) сторона  коммуникативная - выражается в  обмене информацией, ее понимании;  в ходе общения адресант и  адресат должны использовать  одну и ту же знаковую систему;  общающиеся влияют друг на  друга, у них возникают взаимоотношения; 

2) сторона  интерактивная - выражается во  взаимодействии партнеров при  организации и выполнении совместной  деятельности; эта сторона не  исчерпывается лишь формой общения,  внешней картиной взаимодействия, - имеют значение и мотивы, цели  общения каждой стороны, их  взаимодействие; исследованиями установлены  такие виды взаимодействия, как  содружество, конкуренция и конфликт; 

3) сторона  перцептивная - выражается в восприятии  одним партнером по общению  другого. 

Уровни общения - согласно одному из подходов, выделяются: 

1) макроуровень - выражается в том, что человек  общается с другими людьми  согласно сложившимся общественным  отношениям, традициям и обычаям; 

2) мезоуровень - общение в пределах содержательной темы, одноразовое или многоразовое; 

3) микроуровень - акт контакта, несущий элемент  содержания и выражаемый в  определенных внешних показателях  - простейшие элементы, лежащие в  основе других уровней: вопрос - ответ, рукопожатие, акт мимический  и пантомимический, и пр. 

Общение полифункционально, что отражается во множестве существующих классификаций его функций. Чаще всего в них описываются коммуникативные аспекты общения, причем допускается ошибочное отождествление понятий коммуникация и общения. 

В самых  обобщенных классификациях выделяется три стороны общения: 

1) коммуникативная; 

2) интерактивная; 

3) перцептивная. Близкая к этой классификация  выделяет стороны: 

1) информационно-коммуникативную,  охватывающую процессы приема-передачи  информации; 

2) регуляционно-коммуникативную, связанную со взаимной корректировкой действий при осуществлении деятельности совместной; 

3) аффективно-коммуникативную, относящуюся к сфере эмоциональной и отвечающую потребностям в изменении своего эмоционального состояния. 

Другая классификация  выделяет: 

1) как основную  рабочую - инструментальную функцию  общения, надобную для обмена  информацией в процессе управления  и совместного труда; 

2) синдикативную  функцию, выражаемую в сплочении  групп малых и больших; 

3) трансляционную  функцию, надобную для обучения, передачи знаний, способов деятельности, оценочных критериев; 

4) функцию  самовыражения, ориентированную  на поиск и достижение взаимного  понимания (особенно характерную  для творческих личностей). 

По критерию цели общения выделяется восемь функций  общения: 

1) контактная, цель коей - установление контакта  как состояния обоюдной готовности  к приему и передаче сообщений  и к поддержанию взаимосвязи  в виде постоянной взаимоориентированности; 

2) информационная, цель коей - обмен сообщениями  (прием-передача сведений в ответ  на запрос), а также обмен мнениями, замыслами, решениями и пр.; 

3) побудительная,  цель коей - стимуляция активности  партнера для направления его  на выполнение определенных действий; 

4) координационная,  цель коей - взаимное ориентирование  и согласование действий при  организации деятельности совместной; 

5) функция  понимания, цель коей - не только  адекватное восприятие и понимание  смысла сообщения, но и взаимное  понимание - намерений, установок,  переживаний, состояний и пр.; 

6) амотивная, цель коей - возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний (обмен эмоциями), а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний; 

7) функция  установления отношений, цель  коей - осознание и фиксация своего  места в системе ролевых, статусных,  деловых, межличностных и прочих  связей сообщества, в коем действует  индивид; 

8) функция  оказания влияния, цель коей - изменение состояния, поведения,  личностно-смысловых образований  партнера, в том числе его намерений,  установок, мнений, решений, представлений,  потребностей, действий, активности  и пр. 

Коммуникативная сторона общения связана с  выявлением специфики информационного  процесса между людьми как активными  субъектами: с учетом отношений между  партнерами, их установок, целей и  намерений. Все это приводит не просто к движению информации, но к уточнению  и обогащению знаний, сведений и  мнений, коими обмениваются люди. Средствами процесса коммуникативного являются различные  системы знаковые: 

1) прежде  всего - речь; 

2) оптико-кинетическая  система знаков - жесты, мимика, пантомимика; 

3) системы  паралингвистическая и экстралингвистическая  - интонация, неречевые вкрапления  в речь (например паузы); 

4) система  организации пространства и времени  коммуникации; 

5) наконец,  система "контакта глазами". 

Важная характеристика процесса коммуникативного - намерение  его участников повлиять друг на друга, воздействовать на поведение другого, обеспечить свою идеальную представленность в другом (персонализацию); необходимые условия для этого не просто использование единого языка, но и одинаковое понимание ситуации общения. 

Интерактивная сторона общения представляет собой  построение общей стратегии взаимодействия. Различается ряд типов взаимодействия между людьми, прежде всего - кооперация и конкуренция. Но абстрактная оценка этих типов как просто согласия или  конфликта приводит к формальному  описанию взаимодействий. Хотя на этом пути достигнуты определенные результаты, например, расчет и прогноз стратегий  поведения партнера с применением  элементов математической теории игр, формальный характер описания исследуемых  стратегий и то обстоятельство, что  анализируется взаимодействие только двоих, препятствуют применению полученных данных при анализе взаимодействия людей в реальной жизни. Для психологии социальной должно быть нормативно содержательное рассмотрение различных типов взаимодействия, что вытекает из понимания его  как определенного способа объединения  индивидуальных усилий в конкретных формах деятельности совместной. 

Перцептивная  сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого  человека, что достигается "прочтением" за физическими характеристиками партнера его психологических свойств  и особенностей поведения. Основные механизмы познания другого человека - идентификация (уподобление) и рефлексия. 

В ходе восприятия и познания межличностного возникает  ряд "эффектов" - эффекты первичности, недавности (новизны) и ореола. Большую роль играют и явления стереотипизации и атрибуции каузальной. Знание этих механизмов позволяет выявить психологическое содержание процесса взаимопонимания, достигаемого при общении. Связь общения с определенным характером взаимоотношений проявляется и при эмоциональной регуляции перцептивного процесса, в частности - в явлении аттракции (тяготения). 

Рассмотрение  трех сторон общения в единстве - важное условие оптимизации деятельности совместной и взаимоотношений. Одна из задач психологии социальной - разработка средств корректировки и оптимизации  общения, средств развития способностей и навыков общения, особенно нужных тем, кто профессионально связан с процессами общения: руководителям, педагогам, врачам и пр. Среди различных  форм обучения искусству общения  значительное место занимает тренинг  социально-психологический - овладение  разными формами общения с  помощью специальных систем заданий (программ). 

Общение межличностное  значительно изменилось с развитием  радио и телевидения, хотя замена личных контактов на опосредованные не была столь же заметна при появлении  письма и книг, граммофона и радио. Телевидение представляет на экране как бы картину естественного  общения; такое общение оказало  значительное влияние на культуру общества и развитие психическое людей - в  частности; через учебное телевидение  и видеофильмы. Новая область  общения открывается и в связи  с компьютеризацией. 

Глава 2. Роль общения в психическом развитии человека. 
 

2.1 Значение  общения 
 

Общение имеет  огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении  разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развиты ми людьми, благодаря широким  возможностям к научению, человек  приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через  активное общение с развитыми  личностями он сам превращается в  личность. 

Если бы с рождения человек был лишен  возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен оставаться полуживотным, лишь внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека. Об этом свидетельствуют многочисленные факты, описанные в литературе и показывающие, что, будучи лишенным общения с себе подобными, человеческий индивид, даже если он, как организм, вполне сохранен, тем не менее остается биологическим существом в своем психическом развитии. В качестве примера можно привести состояния людей, которых время от времени находят среди зверей и которые длительный период, особенно в детстве, жили в изоляции от цивилизованных людей или, уже будучи взрослыми, в результате несчастного случая оказались в одиночестве, надолго изолированными от себе подобных (например, после кораблекрушения). 

Особенно  большое значение для психического развития ребенка имеет его общение  со взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает почти исключительно через общение, так как вплоть до начала обучения в школе, а еще более определенно - до наступления подросткового возраста, он лишен способности к самообразованию и самовоспитанию. 

Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального  развития информацию. Что же касается предметной деятельности, которая также  выступает как условие и средство психического развития, то она появляется гораздо позже - на втором, третьем  году жизни. 

В общении  сначала через прямое подражание (викарное научение), а затем через  словесные инструкции (вербальное научение) приобретается основной жизненный  опыт ребенка. Люди, с которыми он общается, являются для ребенка носителями этого опыта, и никаким другим путем, кроме общения с ними, этот опыт не может быть приобретен. Интенсивность  общения, разнообразие его содержания, целей и средств являются важнейшими факторами, определяющими развитие детей. 
 

2.2 Роль различных  видов общения в психическом  развитии общения 
 

Выделенные  мной выше виды общения служат развитию различных сторон психологии и поведения  человека. Так, деловое общение формирует  и развивает его способности, служит средством приобретения знаний и навыков. В нем же человек  совершенствует умение взаимодействовать  с людьми, развивая у себя необходимые  для этого деловые и организаторские  качества. 

Информация о работе Психология общения