Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2011 в 15:57, реферат
Задачи:
1. Раскрыть содержание понятия "общение";
2. Рассмотреть аспекты общения;
3. Рассмотреть виды общения;
4. Рассмотреть такие характеристики общения как структура общения, уровень общения, функции общения, стороны общения;
5. Определить роль общения в психическом развитии человека.
Введение
Глава 1. Понятие и общие характеристики общения
1.1 Понятие и виды общения
1.2 Характеристики общения
Глава 2. Роль общения в психическом развитии человека.
2.1 Значение общения
2.2 Роль различных видов общения в психическом развитии общения
Заключение
Библиографический список
1.2 Характеристики
общения
Общение характеризуется
по следующим параметрам: структура
общения, уровень общения, функции
общения, стороны общения.
Структура
общения - с позиций психологии социальной
выделяются такие стороны общения:
1) сторона
коммуникативная - выражается в
обмене информацией, ее
2) сторона
интерактивная - выражается во
взаимодействии партнеров при
организации и выполнении
3) сторона
перцептивная - выражается в восприятии
одним партнером по общению
другого.
Уровни общения
- согласно одному из подходов, выделяются:
1) макроуровень
- выражается в том, что человек
общается с другими людьми
согласно сложившимся
2) мезоуровень
- общение в пределах содержательной темы,
одноразовое или многоразовое;
3) микроуровень
- акт контакта, несущий элемент
содержания и выражаемый в
определенных внешних
Общение полифункционально,
что отражается во множестве существующих
классификаций его функций. Чаще всего
в них описываются коммуникативные аспекты
общения, причем допускается ошибочное
отождествление понятий коммуникация
и общения.
В самых
обобщенных классификациях выделяется
три стороны общения:
1) коммуникативная;
2) интерактивная;
3) перцептивная.
Близкая к этой классификация
выделяет стороны:
1) информационно-коммуникативную,
2) регуляционно-коммуникативную,
связанную со взаимной корректировкой
действий при осуществлении деятельности
совместной;
3) аффективно-коммуникативную,
относящуюся к сфере эмоциональной и отвечающую
потребностям в изменении своего эмоционального
состояния.
Другая классификация
выделяет:
1) как основную
рабочую - инструментальную функцию
общения, надобную для обмена
информацией в процессе
2) синдикативную
функцию, выражаемую в
3) трансляционную
функцию, надобную для
4) функцию
самовыражения,
По критерию
цели общения выделяется восемь функций
общения:
1) контактная,
цель коей - установление контакта
как состояния обоюдной
2) информационная,
цель коей - обмен сообщениями
(прием-передача сведений в
3) побудительная,
цель коей - стимуляция активности
партнера для направления его
на выполнение определенных
4) координационная,
цель коей - взаимное ориентирование
и согласование действий при
организации деятельности
5) функция
понимания, цель коей - не только
адекватное восприятие и
6) амотивная,
цель коей - возбуждение в партнере нужных
эмоциональных переживаний (обмен эмоциями),
а также изменение с его помощью своих
переживаний и состояний;
7) функция
установления отношений, цель
коей - осознание и фиксация своего
места в системе ролевых,
8) функция
оказания влияния, цель коей -
изменение состояния,
Коммуникативная
сторона общения связана с
выявлением специфики информационного
процесса между людьми как активными
субъектами: с учетом отношений между
партнерами, их установок, целей и
намерений. Все это приводит не просто
к движению информации, но к уточнению
и обогащению знаний, сведений и
мнений, коими обмениваются люди. Средствами
процесса коммуникативного являются различные
системы знаковые:
1) прежде
всего - речь;
2) оптико-кинетическая
система знаков - жесты, мимика, пантомимика;
3) системы
паралингвистическая и
4) система
организации пространства и
5) наконец,
система "контакта глазами".
Важная характеристика
процесса коммуникативного - намерение
его участников повлиять друг на друга,
воздействовать на поведение другого,
обеспечить свою идеальную представленность
в другом (персонализацию); необходимые
условия для этого не просто использование
единого языка, но и одинаковое понимание
ситуации общения.
Интерактивная
сторона общения представляет собой
построение общей стратегии
Перцептивная
сторона общения включает в себя
процесс формирования образа другого
человека, что достигается "прочтением"
за физическими характеристиками партнера
его психологических свойств
и особенностей поведения. Основные
механизмы познания другого человека
- идентификация (уподобление) и рефлексия.
В ходе восприятия
и познания межличностного возникает
ряд "эффектов" - эффекты первичности,
недавности (новизны) и ореола. Большую
роль играют и явления стереотипизации
и атрибуции каузальной. Знание этих механизмов
позволяет выявить психологическое содержание
процесса взаимопонимания, достигаемого
при общении. Связь общения с определенным
характером взаимоотношений проявляется
и при эмоциональной регуляции перцептивного
процесса, в частности - в явлении аттракции
(тяготения).
Рассмотрение
трех сторон общения в единстве -
важное условие оптимизации
Общение межличностное
значительно изменилось с развитием
радио и телевидения, хотя замена
личных контактов на опосредованные
не была столь же заметна при появлении
письма и книг, граммофона и радио.
Телевидение представляет на экране
как бы картину естественного
общения; такое общение оказало
значительное влияние на культуру общества
и развитие психическое людей - в
частности; через учебное телевидение
и видеофильмы. Новая область
общения открывается и в связи
с компьютеризацией.
Глава 2. Роль
общения в психическом развитии
человека.
2.1 Значение
общения
Общение имеет
огромное значение в формировании человеческой
психики, ее развитии и становлении
разумного, культурного поведения.
Через общение с психологически
развиты ми людьми, благодаря широким
возможностям к научению, человек
приобретает все свои высшие познавательные
способности и качества. Через
активное общение с развитыми
личностями он сам превращается в
личность.
Если бы
с рождения человек был лишен
возможности общаться с людьми, он
никогда не стал бы цивилизованным,
культурно и нравственно
Особенно
большое значение для психического
развития ребенка имеет его общение
со взрослыми на ранних этапах онтогенеза.
В это время все свои человеческие, психические
и поведенческие качества он приобретает
почти исключительно через общение, так
как вплоть до начала обучения в школе,
а еще более определенно - до наступления
подросткового возраста, он лишен способности
к самообразованию и самовоспитанию.
Психическое
развитие ребенка начинается с общения.
Это первый вид социальной активности,
который возникает в онтогенезе
и благодаря которому младенец получает
необходимую для его
В общении
сначала через прямое подражание
(викарное научение), а затем через
словесные инструкции (вербальное научение)
приобретается основной жизненный
опыт ребенка. Люди, с которыми он общается,
являются для ребенка носителями
этого опыта, и никаким другим
путем, кроме общения с ними, этот
опыт не может быть приобретен. Интенсивность
общения, разнообразие его содержания,
целей и средств являются важнейшими
факторами, определяющими развитие
детей.
2.2 Роль различных
видов общения в психическом
развитии общения
Выделенные
мной выше виды общения служат развитию
различных сторон психологии и поведения
человека. Так, деловое общение формирует
и развивает его способности,
служит средством приобретения знаний
и навыков. В нем же человек
совершенствует умение взаимодействовать
с людьми, развивая у себя необходимые
для этого деловые и