Психология несовершеннолетних субъектов правоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 08:48, контрольная работа

Краткое описание

Как показывает изучение правонарушений несовершеннолетних, подросток чаще всего может совершить преступление под непосредственным воздействием сверстников или взрослых лиц, подчиняясь давлению толпы. У большинства таких подростков в структуре личности доминируют отрицательные качества: лень, безволие, безответственность, конформизм, агрессивность и т. п.Важнейшим условием формирования личности трудного подростка в большинстве случаев являются отрицательные семейные условия, алкоголизм родителей или родственников, их аморальное поведение и т. д. Однако нередки случаи, когда искаженную нравственную атмосферу вокруг несовершеннолетнего создают любящие его и желающие ему всякого добра, но не обладающие достаточной педагогической культурой родители.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2
Раздел I. Психология личности несовершеннолетних субъектов правоотношений…………………………………………………………………3
Общая характеристика психологии несовершеннолетних субъектов правоотношений……………………………………………………………..3
Причины девиантного поведения у несовершеннолетних……………….6
Классификация несовершеннолетних правонарушителей……………….8
Влияние семьи на формирование личности……………………………...10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….17

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 39.53 Кб (Скачать)

2)парциальный — человек с частичной криминальной зараженностью, когда в личности уживаются черты нормального социального типа и черты преступника, чаще  всего  совершающего  хищения;

3) предкриминальный —  человек, обладающий такими морально-     психологическими свойствами, что в определенной ситуации он «неизбежно» совершает преступления. К этому типу относятся люди с повышенной возбудимостью и недостаточным самообладанием (обычно совершающие хулиганство или убийства на почве ревности, мести и т. п.) либо «легкомысленные лентяи», любящие хорошо пожить, не утруждая себя, и др.

Типологические свойства личности несовершеннолетнего правонарушителя  постоянно изменяются в любую  сторону. Основное значение имеет правильное и своевременное реагирование на совершаемые подростками правонарушения. Главное — ликвидировать чувство  безнаказанности за совершенные  преступления или проступки. Именно это чувство порождает стремление к продолжению преступной деятельности. Безнаказанность укрепляет решимость  совершить новые преступления, ведет  к негативизму в отношении  существующих правовых, нравственных и моральных запретов и принципов. Это же чувство наряду с длительным отрицательным воздействием неблагоприятных  факторов способствует все большему разрушению социальных свойств и  качеств личности. Можно предположить, что возобновление, а скорее всего  продолжение преступной деятельности при достижении совершеннолетия  свойственно прежде всего подросткам третьей группы. Это подтверждается данными выборочных исследований. Из числа взрослых преступников-рецидивистов, совершивших свое первое преступление несовершеннолетними, много лиц, давно  проявлявших устойчивые отрицательные  качества и наклонности; они подвергались приводу в органы милиции, направлялись в специальные воспитательные учреждения и т. п. Однако принятые к ним меры оказались безрезультатными либо вследствие их запоздалого применения, либо из-за их недостаточности, либо по той и  другой причинам вместе.

 

        1.4 Влияние семьи на формирование личности

      Для ранней или первичной социализации огромное значение имеет формирование личности в семье. В этот период ребенок усваивает образцы и манеру поведения (часто неосознанно), типичные реакции взрослых на те, или иные проблемы. Дефекты ранней социализации в родительской семье могут приобретать криминогенное значение. Наблюдения и исследования показывают, что в семьях, где господствуют эмоциональные, теплые контакты, уважительное отношение к детям, чаще всего у них формируются такие качества, как коллективизм, доброжелательность, способность к сопереживанию, самостоятельность, инициативность, умение разрешать конфликты несиловым путем и т.д. Наоборот, психологическое отчуждение родителями ребенка, отсутствие заботы о нем, ласки, тепла в отношениях могут стать причиной криминального поведения. К числу других причин можно отнести пренебрежительное отношение родителей к нравственным и правовым запретам, их образцы противоправного поведения (хулиганство, хищения, алкоголизм и т.д.). Криминогенные последствия может иметь доминирование в семейном воспитании удовлетворения материальных потребностей ребенка в ущерб его духовному развитию.

      Значительная часть подростков, привлеченных к уголовной ответственности, воспитывалась в неполных семьях в связи со смертью одного из родителей, разводом или внебрачным рождением. Для их родителей характерны низкий культурный и образовательный уровень, злоупотребление алкогольными напитками. Группа признаков, характеризующих взаимодействие подростка с семейной микросредой, в том числе трудности воспитания, а также неправильная позиция родителей в вопросах воспитания зачастую в этих семьях принимает криминогенное значение.

       Однако решающим является не состав семьи, а ее нравственная атмосфера, т. е. взаимоотношения, которые складываются между взрослыми членами семьи, взрослыми и окружающими, взрослыми и детьми. Для семей, где воспитываются подростки-правонарушители, типичен постоянный разлад между родителями, ругань, ссоры, ссоры и драки с соседями, разврат.

    Показательно, что образовательный уровень родителей подростков, совершивших правонарушения, значительно ниже среднего образовательного уровня. Не случайно в этих семьях зачастую отсутствует 4элементарное представление о путях и способах нормального воспитания детей. Подростки предоставлены, как правило, самим себе, родители не контролируют их знакомства, связи, расход карманных денег, проведение досуга и пр. Отсутствие обязанностей по дому, безответственность в семье перерастала в безответственное отношение к обществу.

     Неблагоприятные взаимоотношения в семье, отрицательный пример родителей равнодушие к людям, лицемерие, грубость, нечестность, алкоголизм, преступления, совершаемые взрослыми членами семьи, создают ту неблагоприятную микросреду, которая является одной из важнейших причин правонарушений подростков.

     Как верно заметил Д.А. Шестаков «семьи, содержащие антисоциальные стандарты поведения, не требуют от своих членов совершения преступления, их криминогенность состоит в совершении проступков, наличие оценок, мотивов, установок, благоприятствующих нарушению закона. Сталкиваясь с подобными явлениями, человек получает определенный криминогенный заряд, под влиянием которого общий «баланс оценок» может сместиться в антисоциальном направлении».

     Отрицательное воздействие на формирование личности оказывает и воспитание детей с преобладанием методов физических наказаний, что порождают у них чувство озлобленности; запугивание и угрозы влекут за собой уходы из дома, а также ведут к появлению у подростков состояния стресса, переходящего в агрессию, проявлению бездушия.

     Но наиболее интенсивное криминогенное влияние исходит от семей с собственным источником десоциализации, в первую очередь тех, которые целенаправленно вырабатывают у своих членов антисоциальные качества, вовлекаю их в преступную и иную антиобщественную деятельность. Этот процесс попадает в поле зрения правоохранительных органов лишь при расследовании другого преступления, совершенного взрослым с участием несовершеннолетнего. Подобные группы чаще всего складываются не из родственников. Вовлечение несовершеннолетних родственниками обладает большей латентностью.5 В связи с этим при установлении аморального или противоправного поведения людей, имеющих потомство, возникает необходимость разбираться - не сопровождается ли оно вовлечением в антиобщественную деятельность детей и подростков.

     Однако далеко не всегда антиобщественное формирование личности происходит в семьях с ярко выраженной антисоциальной установкой. Очень часто детей балуют, позволяют им делать дома практически все, но беда в том, что эта вседозволенность подростки переносят и на другие отношения. Так, они склонны шалить в школах, сначала их шалости носят шутливый характер, но не следует забывать, что со временем они могут перейти грань дозволенного. В тех же случаях, когда преподаватели начинают взывать к родителям с просьбой повлиять на своих детей, те нередко считают, что их ребенок прав. Первые же проблемы, связанные со столкновениями с милицией родители стараются «решить» при помощи своих связей, тем самым формируя у детей чувство полной безнаказанности. Чувство, которое в дальнейшем перерастает в уверенность во вседозволенности для лиц имеющих «большие деньги или связи». Это же обстоятельство, а также наличие «больших денег» толкает подростков на поиски развлечений, которые зачастую сводятся к распитию спиртных напитков, употреблению наркотиков.

    Еще одним фактором формирования негативной направленности личности подростка следует признать наличие двойной морали, которую подростки наблюдают в семье. Речь идет о банальных вещах, когда стоимость приобретаемых родителями вещей намного превышает их официальную зарплату либо когда старшие в разговорах поощряют людей, «умеющих делать деньги». К глубокому сожалению подросток наблюдает ситуацию, при которой работающие честно находятся за чертой бедности (врачи, учителя, шахтеры и др.), поскольку их благополучие зависит не только от размера заработной платы, но и от регулярности ее выплаты. С другой стороны подростки видят, что на дорогих иномарках разъезжают те, кто связан с рэкетом, распространением наркотиков, игорным бизнесом, то есть люди получающие доходы, сомнительные с точки зрения закона.6

         Противоречия между уровнем притязаний субъектов и материальными возможностями их удовлетворения может также вызвать недовольство собственным положением и окружающими людьми, которое иногда сопровождается озлоблением и мстительностью.

       В литературе выделяют несколько типов неправильного воспитания:

а) безнадзорность и бесконтрольность, приводящие к тому, что дети предоставлены  самим себе и проводят время в  поиске «увеселений» и попадают под  влияние «уличных» компаний и  противоправных группировок. Безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних по подсчетам социологов насчитывается  в России более 2 миллионов человек;

б) гиперопека, выражающаяся в постоянном надзоре за поведением ребенка, многочисленных запретах со стороны  воспитателей и строгих приказаниях;

в) воспитание по типу Золушки, то есть в обстановке безразличия, холодности, бесчувствия;

г) «жестокое воспитание», когда за малейшую провинность ребенка  наказывают и он растет в постоянном страхе перед наказанием;

д) воспитание в условиях повышенной моральной ответственности - с малых лет ребенку внушается  мысль, что он должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей  или на него возлагаются недетские непосильные заботы.

     При этом характерно, что безнадзорность может быть результатом самых различных причин, начиная с условий работы или состояния здоровья взрослых членов семьи, затрудняющих их участие в воспитании детей, и до конфликтов в семье, отвлекающих их участников от воспитательных обязанностей, и назначения взрослыми этих обязанностей либо неправильной родительской позиции, сводящей заботу о детях к удовлетворению престижных амбиций. Безнадзорность может так же являться спутником целенаправленных попыток толкнуть детей к антиобщественному поведению.

     Потребности общения и самоутверждения подростка должны быть реализованы в благоприятных условиях семьи и групп сверстников в учебном учреждении. Если это по каким-то причинам не происходит, то самоутверждение осуществляется в неформальных подростковых группах (уличных, дворовых и т.д.) в форме асоциальных проявлений (выпивка, наркомания, курение, хулиганство и т.п.). Об этих группах говорят как о группах риска, формирующих антиобщественные установки подростка и асоциальную мотивацию поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  

                                             ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        В настоящее время в силу различных причин отсутствует четкая система   работы с несовершеннолетними правонарушителями: 1) комиссии по делам несовершеннолетних не выполняют в настоящее время функций координационного центра по борьбе с преступностью несовершеннолетних; 2) совершенно ненормальным является положение, когда основную тяжесть профилактической и воспитательной работы с несовершеннолетними правонарушителями несут органы внутренних дел, прокуратура и суд, т.е. организации, осуществляющие принуждение и карательное воздействие; 3) отсутствуют научно обоснованные рекомендации по осуществлению профилактической и воспитательной работы; 4) органы образования, здравоохранения, социального обеспечения по существу самоустранились от оказания помощи семье в воспитании трудных подростков и разработке соответствующих рекомендаций.

      Для исправления сложившегося положения дел необходимо применить ряд мер, таких как:

 создать специализированные  службы для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

 образовать специальные  учебно-воспитательные учреждения  открытого типа для несовершеннолетних, совершивших правонарушения;

 создать специальные  (коррекционные) учебно-воспитательные  учреждения для несовершеннолетних, имеющих отклонения в развитии  и совершивших общественно опасные  деяния;

 реорганизовать приемники-распределители  для несовершеннолетних, создав  на их основе центры временной  изоляции, для помещения несовершеннолетних, совершивших общественно опасные  деяния.

 

 

 

                                         СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Специальная литература:

1.Васильев В.Л. Юридическая  психология  6-е изд., перераб. и  доп. - СПб.: 2009. — 608 с.

2. Выготский Л.С. Психология развития человека.М.-2004.350 с.

3. Еникеев М.И.Юридическая психология . Норма,М.-2011 г. 235 с.

4. Ковалев А.Г. Психология личности .М.-Просвещение, Издание 3-е, перераб. и доп 2001 г. 391 с.

5. Романов В.В. Юридическая психология М.: Юристъ, 1998. 488 с.

6. Чуфаровский Ю.В.Юридическая  психология  М.:Норма, 1997г. 189 с.

 

Электронные  ресурсы:

1. http://www.pravo.vuzlib.org/book_z2156_page_14.html,   дата посещения 27.09.2012 в 21.35

2. http://radnuk.info/ros-pidrychnuk/psihologiya/539-vasilev/14116--12--------.html, дата посещения 21.50

3. http://otherreferats.allbest.ru/psychology/00101450_0.html, дата посещения 22.30

 

 

1 Васильев В.Л. Юридическая психология Издательство: Питер,  2005г. С.215

2 Выготский Л.С. Психология развития человека.М.-2004.С.145

3 Ковалев А.Г. Психология личности .М.-Просвещение, 2001 г. с.-234

4 Еникеев М.И.Юридическая психология . Норма,М.-2011 г. С.-45

5 Чуфаровский Ю.В.Юридическая психология  М.:Норма, 1997г. С.-67

6 Романов В.В. Юридическая психология М.: Юристъ, 1998. С.-213

 


Информация о работе Психология несовершеннолетних субъектов правоотношений