Психология несовершеннолетних субъектов правоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 08:48, контрольная работа

Краткое описание

Как показывает изучение правонарушений несовершеннолетних, подросток чаще всего может совершить преступление под непосредственным воздействием сверстников или взрослых лиц, подчиняясь давлению толпы. У большинства таких подростков в структуре личности доминируют отрицательные качества: лень, безволие, безответственность, конформизм, агрессивность и т. п.Важнейшим условием формирования личности трудного подростка в большинстве случаев являются отрицательные семейные условия, алкоголизм родителей или родственников, их аморальное поведение и т. д. Однако нередки случаи, когда искаженную нравственную атмосферу вокруг несовершеннолетнего создают любящие его и желающие ему всякого добра, но не обладающие достаточной педагогической культурой родители.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2
Раздел I. Психология личности несовершеннолетних субъектов правоотношений…………………………………………………………………3
Общая характеристика психологии несовершеннолетних субъектов правоотношений……………………………………………………………..3
Причины девиантного поведения у несовершеннолетних……………….6
Классификация несовершеннолетних правонарушителей……………….8
Влияние семьи на формирование личности……………………………...10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….17

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 39.53 Кб (Скачать)

                                                        План:

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2

Раздел I. Психология личности несовершеннолетних субъектов правоотношений…………………………………………………………………3

    1. Общая характеристика психологии несовершеннолетних субъектов правоотношений……………………………………………………………..3
    2. Причины девиантного поведения у несовершеннолетних……………….6
    3. Классификация несовершеннолетних правонарушителей……………….8
    4. Влияние семьи на формирование личности……………………………...10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  Введение

         Как показывает изучение правонарушений несовершеннолетних, подросток чаще всего может совершить преступление под непосредственным воздействием сверстников или взрослых лиц, подчиняясь давлению толпы. У большинства таких подростков в структуре личности доминируют отрицательные качества: лень, безволие, безответственность, конформизм, агрессивность и т. п.Важнейшим условием формирования личности трудного подростка в большинстве случаев являются отрицательные семейные условия, алкоголизм родителей или родственников, их аморальное поведение и т. д. Однако нередки случаи, когда искаженную нравственную атмосферу вокруг несовершеннолетнего создают любящие его и желающие ему всякого добра, но не обладающие достаточной педагогической культурой родители.

        Особое место среди неблагоприятных характеристик, составляющих психофизиологические предпосылки асоциального поведения, занимает отставание в умственном развитии, олигофрения, обусловленная органической отягощенностью врожденного, наследственного характера либо наступившая в результате черепно-мозговых травм и заболеваний центральной нервной системы, перенесенных в возрасте до двух-трех лет. Социальная адаптация детей с отставанием в умственном развитии, равно как и профилактика асоциальных отклонений у этих детей, должны осуществляться по особым программам во вспомогательных учебно-воспитательных учреждениях.

Скачкообразное, резкое появление  качественно новых свойств психики  подростка в свою очередь требует  от взрослых, родителей и учителей как перестройки характера отношений, общения с ребенком, так и изменений  системы воспитательных мер и  воздействий.

 

 

 

 

        Раздел I. Психология личности несовершеннолетних субъектов     

                                             правоотношений

 

       1.1Общая характеристика психологии несовершеннолетних субъектов   правоотношений

    

        Прежде чем ответить на вопрос, в чем заключается особенность психологии личности несовершеннолетних субъектов правоотношений, хотелось бы прежде всего остановиться на определении понятия «личность».

       Личность - это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

       Практика за последнее время показывает, что знание психологических    особенностей несовершеннолетних субъектов правоотношений играет большую роль в решении вопросов расследования преступлений и возможности перевоспитания нарушителей. Девиантное поведение несовершеннолетних связано не только с отрицательным влиянием внешней среды, но и личностью самого нарушителя. Чаще всего в группе риска находятся «трудные, запущенные» подростки, за которыми каким то образом не доглядели. В некоторых исследованиях замечено, что у таких подростков-правонарушителей низкий уровень развития познавательных и общественных интересов.

Для трудновоспитуемых подростков  в основном характерными чертами  являются: отрицательное отношение к учебе, в структуре личности доминируют отрицательные качества: лень, безволие, безответственность, нечуткость, агрессивность и т.д. Одним из главных условий в формировании личности  трудного подростка в большинстве случаев являются отрицательные семейные условия, алкоголизм родителей или родственников, их аморальное поведение и т. д. Однако нередки случаи, когда искаженную нравственную атмосферу вокруг несовершеннолетнего создают любящие его и желающие ему всякого добра, но не обладающие достаточной педагогической культурой родители.

        Эмоциональный  комфорт, который подростки утрачивают  в результате семейных и школьных  неудач, нередко требует компенсации,  которая происходит у подростков  за счет самоутверждения в подростковых группах. Такие подростковые группы имеют большой вес для процесса социализации  личности. Среди себе подобных подростки встречают сочувствие, могут откровенно говорить о своих неудачах и переживаниях, семейных конфликтах, неприятностях в школе и т. п., поскольку его слушателями здесь оказываются лица со сходными переживаниями, с такими же неудачами в школе, семейными неприятностями. Их сочувственная искренняя реакция импонирует подростку. Чувствуя себя комфортно в этой группе, подростки во многих случаях не испытывают  необходимости уходить из нее.1

Для большинства подростков, попадающих в такие группы, нормы  этих групп вначале чужды, нередко  они колеблются, решая вопрос, остаться ли в них, принять ли эти нормы. Важную роль в подобных случаях играют объективные и субъективные возможности  самоутверждения. Ранее отмечалось, что подростками больше всего  ценятся такие "взрослые" качества, как смелость, верность другу, физическая сила, сохранение тайны, групповая солидарность и др. Демонстрация этих качеств  дает возможность утвердиться в  глазах группы, заслужить одобрение  ее членов, особенно вожака.

Таким образом, для одних  подростков сближение с группой  становится решающим фактором в формировании их криминогенных ориентации, установок, взглядов; у других негативное отношение  к общепринятым нормам и ценностям, искаженные потребности бывают сформированы уже ранее, в семье, в результате иного жизненного опыта и под  влиянием группы лишь стимулируются и укрепляются. Кроме того, категория несовершеннолетних дополняет и усиливает антисоциальную направленность групповых норм и взглядов отдельных членов группы.

        Поведение несовершеннолетних имеет ряд особенностей — недостаточность жизненного опыта, низкий уровень самокритичности, отсутствие всесторонней оценки жизненных обстоятельств, повышенная эмоциональная возбудимость, импульсивность, двигательная и вербальная активность, внушаемость, подражательность, обостренность чувства независимости, стремление к престижу в референтной группе, негативизм, неуравновешенность возбуждения и торможения.

       Личность  несовершеннолетнего – правонарушителя  характеризуется стремлением исполнять  свои личные пожелания вопреки  интересам окружающих, общества  в котором он находится. Его  интересы зациклены на удовлетворении  своих развлекательных нужд, низкая культура досуга, интерес к бесцельному времяпрепровождению, частые переходы от одного занятия к другому при общей бездеятельности и отсутствии трудолюбия -являются типичными для несовершеннолетнего-правонарушителя.

       Те интересы, которые являются для подростка  направляющими, тот образ жизни  который он ведет вызывают  утрату связей с коллективом,  игнорирование норм, которые приняты  в данном коллективе.

        В  среде несовершеннолетних нарушителей  является допустимым нарушить  какой-либо запрет, если это необходимо, и если это нужно для интересов  группы.

       Обязательному учету в процессе формировании личности правонарушителя подлежат кризисы возраста. Так, Л.С. Выготский выделял кризис новорождения, одного года, трех, семи и 13 лет. Кризисы новорожденности, трех лет и подросткового возраста относят к так называемым большим кризисам.2 Они характеризуются коренной перестройкой отношений ребенка и общества. Малые кризисы (кризис одного года, 7 лет, 17-18 лет) проходят относительно свободно, связаны с приобретением человеком опыта, знаний и умений, развитием самостоятельности и самоопределения. Кризисы возраста означают особый психологический этап, переход к новому высшему периоду развития.

      Из всех переживаемых ребенком кризисных периодов наиболее трудным как для самих ребят, так и для тех, кто занимается их воспитанием (родителей, учителей и др.) является кризис подросткового возраста. Для него характерным является эмоциональная неустойчивость подростка, повышенная возбудимость, неуравновешенность, неадекватность реакций, часто проявляющихся в неоправданной резкости и повышенной конфликтности с окружающими. Повышенная конфликтность, особенно в отношениях со взрослыми, родителями, учителями объясняется тем, что меняется система отношений подростка с окружающими его людьми. Вследствие обостренного чувства взрослости он стремится к равенству в отношениях со взрослыми и сверстниками. Стремясь избавиться от опеки, от оценок и влияния взрослых подросток становится очень критичным по отношению к ним, начинает обостренно чувствовать недостатки родителей и учителей, подвергать сомнению советы и высказывания старших. Таким образом, возникает много поводов для возникновения конфликтов и столкновений между взрослыми и подростками. Немалую роль при этом играет педагогическая несостоятельность взрослых, недостаточное уважение достоинства подростка, опора в воспитании на директивные, принуждающие меры и наказания.

          

       1.2 Причины девиантного поведения у несовершеннолетних

       Поведение некоторых детей и подростков обращает на себя внимание нарушением норм, несоответствием получаемым советам и рекомендациям, отличается от поведения тех, кто укладывается в нормативные требования семьи, школы и общества. Это поведение, характеризующееся отклонением от принятых нравственных, а в некоторых случаях и правовых норм называют девиантным. Оно включает антидисциплинарные, антисоциальные, противоправные и агрессивные поступки. Они по своему происхождению могут быть обусловлены различными отклонениями в развитии личности и ее реагирования. Чаще это поведение - реакции детей и подростков на трудные обстоятельства жизни. Оно находится на грани нормы и болезни и потому должно оцениваться не только педагогом, но и врачом. Возможность появления отклонений в поведении связана также с особенностями физического развития, условиями воспитания и социального окружения.

Оценивая свое тело, подросток  констатирует свое физическое превосходство, норму или неполноценность и  делает вывод о своей социальной ценности. Понимание своего тела - это  преломление в сознании собственных  способностей, а также восприятия и оценок окружающих. Может возникнуть пассивное отношение к физической слабости, либо желание компенсировать свои недостатки в другой сфере, либо попытаться их исправить, быстрый рост во время полового созревания приводит к изменению скелета. Запаздывание формирования нервно-мышечного аппарата при этом может нарушить координацию  движений, что проявится в неуклюжести. Намеки или упреки окружающих по поводу внешности или неловкости вызывают бурные аффекты, искажают поведение. Акселерированные рослые мальчики убеждены в своей  мужественности и силе. Они могут  не бороться за уважение окружающих. Их уверенности в себе способствует и то, что их воспринимают как  толковых. В связи с этим они держатся более естественно, послушнее и требуют к себе меньше внимания. Отстающие в развитии, худые и низкорослые мальчики окружающим представляются маленькими, незрелыми и неприспособленными. Они испытывают потребность в опеке, проявляют мятежность. Чтобы изменить неблагоприятное впечатление о себе, они вынуждены постоянно проявлять изобретательность, предприимчивость, доказывать свою полезность и даже незаменимость в группе, к которой принадлежат. Такая активность приводит к трудностям общения и эмоциональному напряжению, которые создают условия для девиантного поведения, что в дальнейшем может подтолкнуть их к совершению правонарушений.

       Конфликтность в отношениях со взрослыми, родителями и учителями очень часто проявляется в подростковом возрасте и объясняется не только органическими изменениями, но и тем, что меняется вся система отношений подростка и со взрослыми, и со сверстниками. Стремясь избавиться, отстраниться от оценки и влияния взрослых, подросток становится весьма критичным по отношению к родителям и учителям, начинает обостренно чувствовать и замечать их недостатки, подвергать сомнению советы и мнения, высказывания старших. Кризисность подросткового возраста с более или менее выраженной тенденцией к криминализации проявляется и в том, что у подростка существенно перестраиваются отношения со сверстниками. Для него в этот период характерна повышенная потребность общения со сверстниками, стремление к самоутверждению в их среде, чуткое реагирование на мнение сверстников.

 

     1.3 Классификация несовершеннолетних субъектов правоотношений

 

     Подростки, объединенные понятием «правонарушители», не являются однотипными. Особенно ярко различие выступает в их отношении к своему правонарушению. Одни из них стыдятся своих прошлых поступков, смущаются, когда об этом заходила речь. Эта тема им неприятна, и они остро переживают свою вину. Другие, напротив, легко, беспечно, со всеми подробностями рассказывают о своих неблаговидных поступках, не испытывая при этом ни малейшего смущения. Есть и такие, которые не только не стесняются говорить о своем преступном прошлом, но и гордятся им.

       Несовершеннолетних, допускающих противоправное поведение, обычно делят на 3 основных типа:

  1. Случайный тип. К ним относят несовершеннолетних совершивших правонарушение в связи с неблагополучным стечением обстоятельств.
  2. Неустойчивый тип. К этой группе относятся те подростки, которые совершают правонарушения под влиянием сверстников или взрослых.
  3. Злостный тип. Для этой группы характерны крайние формы пренебрежения нравственными оценками, общественным мнением, активная деятельность по созданию конфликтных ситуаций.

    А.Г.Ковалев подразделяет  несовершеннолетних правонарушителей  на 3 группы:3

1) глобальный — человек,  характеризующийся полной преступной зараженностью, относящийся отрицательно к труду, к людям, не мыслящий жизни вне преступлений. Указанные свойства создаются отрицательными обстоятельствами жизни, отягощенными «алкогольной наследственностью и другими неблагоприятными условиями внутриутробной жизни» и «некоторой природной неуравновешенностью», а также складываются вследствие недостатков воспитания и отсутствия в связи с этим устойчивых нравственных начал и воли;

Информация о работе Психология несовершеннолетних субъектов правоотношений