Психология моды

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 20:35, курсовая работа

Краткое описание

Мода – неоднозначный и интересный социокультурный феномен, который присутствует в самых различных сферах человеческой деятельности и культуры. В последние годы преобладающее значение приобрел подход к изучению моды как к социокультурному явлению, как к механизму социальной, культурной и психической регуляции, тесно связанному с основными ценностями и тенденциями развития современного общества.

Оглавление

Введение
1.Понятие моды
2.Структура и функции моды
3.Структура потребителей моды
4.Фазы движения моды
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

психология моды.Карпова.doc

— 103.00 Кб (Скачать)

УРАЛЬСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

АКАДЕМИИ ТРУДА И  СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

Кафедра общественных дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

По дисциплине «Психология массовой коммуникации»

Психология моды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                     Выполнила : Данилова К.А

                                                                                                                  СОЗ-501

                                                                                                    

                                                                                                      Проверила: Карпова О.Л

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск 2012

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение

1.Понятие моды

2.Структура и функции моды

3.Структура потребителей моды

4.Фазы движения моды

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение  

Мода – неоднозначный и интересный социокультурный феномен, который  присутствует в самых различных  сферах человеческой деятельности и культуры. В последние годы преобладающее значение приобрел подход к изучению моды как к социокультурному явлению, как к механизму социальной, культурной и психической регуляции, тесно связанному с основными ценностями и тенденциями развития современного общества.  
Сегодня мода во многом детерминирует мировоззрение современного человека. Она отражает функциональные потребности человека — творческое стремление к воспроизводству индивидуального и группового самоопределения, стремление «выделиться» и стремление «быть как все». Мода, таким образом, выполняет роль идентификатора в стратификационных процессах в жизни общества, будучи в то же время тесно связана с промышленностью и культурой.  
По мнению некоторых исследователей, специфика современного этапа развития моды заключается в переходе роли передовых носителей и пропагандистов моды от элитарных, высокообеспеченных групп населения к молодежи. И это закономерно, поскольку мода служит одним из средств приобщения индивида к социальному и культурному опыту.

Если смотреть на моду с позиций  общественного интереса (а не только с точки зрения бизнеса), то в этом явлении можно обнаружить асоциальные, а порой даже и криминальные аспекты. Представляется, что мода на курение, употребление алкогольных напитков и приобретение оружия носит асоциальный характер.  
Асоциальные аспекты моды наиболее распространены в преступной субкультуре, где существует своя мода на манеру одеваться, жаргон, татуировки, на образ жизни в целом (в том числе на марки автомашин - иномарки определенных фирм, на посещение определенных ресторанов, казино, ночных клубов и т. п.).  
К тревожным тенденциям нашего времени можно отнести и распространение некоторых элементов моды криминальной субкультуры на моду в общей культуре. Например, некоторые термины из тюремного жаргона перекочевали в общество и звучат даже в устах политических деятелей как в парламенте, так и в правительстве («беспредел», «разборка» и т. д.). Еще в большей степени подвержена такой моде молодежная субкультура, подростки, среди которых употребление жаргона криминальной субкультуры является определенным «шиком». Модными становятся и способы разрешения конфликтов, принятые в криминальной среде.  
Таким образом, нет содержательных признаков, по которым можно опознать модные объекты. Мода не имеет субстанции. Но на всех этапах ее существования ей присуще стремление обозначить границу между «нами» (модными) и «ими» (немодными). Мода – это процесс, который имеет тенденцию к постепенной институционализации. Она включает в себя прежде всего появление разнообразных профессионалов в области моды (кутюрье, обозревателей, репортеров, манекенщиц, фотомоделей, мастеров швейного дела и т.д.). В модном поле доминируют две ценности – современность и престижность. Они тесно переплетены в единое целое, поэтому содержанием модного поля является престижная современность. Модный процесс – это производство символов престижной современности. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие моды  

Мода – это процесс социального  конструирования границы между  модной и немодной частями социального пространства и, соответственно, между модными и немодными людьми, находящимися в них. В модной части социального пространства развивается быстротекущий процесс смены потребительских моделей, выполняющих роль символов современности и престижности. В немодной части процессы потребления идут гораздо медленнее. Здесь нет безудержной гонки. Здесь действует совершенно иная логика выбора. Эти две части социального пространства идентифицируются их участниками с помощью категорий «мы» и «они».  
Самоидентификация «Я модный человек» влечет за собой соответствующую динамическую потребительскую практику: мониторинг модных процессов (например, чтение модных журналов, просмотр соответствующих телепередач, отслеживание состояния улицы или своей среды), адаптацию модных новинок применительно к собственным телесным, интеллектуальным, культурным и финансовым возможностям, управление собственным бюджетом и т.д. Самоидентификация «Я из тех, кто плюет на моду» влечет за собой практику игнорирования модных процессов, ориентацию на иные ценности: функциональность, полезность, долговечность и т.д.  
Мода, являющаяся атрибутом повседневной жизни, как социально-психологический феномен представляет собой достаточно сложное образование, с трудом поддающееся какому-либо однозначному определению. Видимо, поэтому существует множество определений данного понятия.  
Например, Б.Ф.Поршнев считал, что «мода принадлежит к очень простым явлениям из сферы настроений». По его мнению, люди приобщаются к моде, перенимая ее при непосредственном контакте друг с другом. Носители «модного» образуют некую в высшей степени аморфную, зыбкую социально-психологическую общность».  
Соглашаясь с тем, что мода относится к области общественного настроения, В.И.Толстых утверждает, что она представляется простым и бесхитростным феноменом до тех пор, пока остаются в тени ее действительные побудительные силы и мотивы, пока игнорируются «реальные конкретно-исторические потребности общества и личности, обусловившие появление данных модных форм». Но как только делаются попытки проникнуть в истоки моды, она оказывается явлением куда более сложным. Относя моду к одной из форм «контактного» взаимодействия людей, к средствам массовой коммуникации, В.И.Толстых полагает, что она связана с общим социальным контекстом жизнедеятельности людей, отражает «текущий момент» жизни общества. Иначе говоря, мода по-своему фиксирует, закрепляет «на какое-то время некоторые существенные моменты происходящего процесса в социальной психологии, общении и поведении людей, внешних формах быта и т.п.».  
Мода как социальное явление может рассматриваться в различных аспектах: социально-философском, социологическом, социально-психологическом, культурологическом, эстетическом. Исходя из социально-психологического аспекта, моду можно определить как предпочтение, оказываемое массовым, групповым сознанием в определенный период времени каким-либо формам жизнедеятельности (манера одеваться, прическа, типы и формы жилищ, общение и поведение людей, их образы мыслей и т. п.).

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Структура и функции моды

Мода является важнейшим фактором эволюции не только костюма, но и современного общества в целом. Изучать моду как  особый феномен человеческой культуры начали еще в конце XVIII в., трактуя ее как эстетическое явление, связанное прежде всего с изменением эстетического идеала и вкуса в области искусства и в костюме. Однако понять истинную сущность явления «мода», раскрыть глубинные механизмы ее возникновения и функционирования в обществе дал возможность социологический подход к изучению моды. Исследователи моды в конце XIX—XX вв. рассматривали моду прежде всего как социальный феномен, анализируя социальные причины ее происхождения и развития, а также социальные, экономические и культурные последствия ее действия. Моду изучали с самых разных точек зрения: социальной психологии и психоанализа, экономики рыночного капитализма и культурологии, — и в каждом случае мода представала как важнейший компонент современного человеческого общества, определяющий динамику его развития. Дизайнеру, создающему культурные образцы, которые могут стать (а в ряде случаев и должны стать) модными, необходимо иметь целостное представление о природе модного феномена, ведь мода является одним из регуляторов социальных и экономических отношений в современном обществе. 
  В каждом европейском языке есть слово, аналогичное русскому «мода» (от лат.modus — мера, правило, предписание, образ действия): французское «mode»,итальянское «moda», немецкое «Mode», английское «mode», хотя чаще употребляется «fashion». 
  Многие исследователи моды давали ее толкование исходя из того, что мода связана с правилами массового поведения.Можно предложить несколько подобных определений понятия «мода»: 
    Мода — это особый способ, образ, мера обработки социальной информации (определение психолога Л.Петрова). 
   Мода — тип реагирования на нововведения, свойственный значительному количеству людей. Она зачастую проявляется в периодической смене объектов выбора, как новый образ действия или мышления (определение социального психолога Э.Богардуса). 
   Мода наряду с обычаем и социальными институтами (правом) является формой социальной регуляции поведения. Мода — специфическая регуляция, обусловливающая периодическую смену и циклический характер развития образцов массового поведения (определение социолога А. Гофмана). 
   Мода распространяется на все явления культуры — на все, что относится к материальным и духовным ценностям и находится в процессе изменения: искусство, литература, наука (особенно медицина, социология, экономика, философия), техника, политика, идеология, спорт. Дизайн является областью культуры, в которой активно действуют механизмы моды. Может быть мода на действия, идеи, вещи. Структура моды состоит из следующих элементов:

1)     модные стандарты. Модный стандарт — способ или образец поведения или действия; 
      2)     модные объекты. Модные объекты могут быть материальными и нематериальными — это  вещи, идеи, слова и их свойства; 
      3)     модные значения, или ценности моды. Когда модный стандарт или объект приобретает модное значение, он становится модным, когда утрачивает модное значение — «выходит из моды». Каждое проявление моды предоставляет возможность ее последователям стремиться к достижению определенных ценностей. Выделяют первичные (внутренние) ценности моды: современность, универсальность (мода не признает никаких границ, кроме временных), демонстративность (мода является способом коммуникации и позволяет демонстрировать социальный статус и сообщать информацию о себе), игра (мода связана с эвристической творческой деятельностью, стимулирует поиск нового, создание нового и открытие старого в качестве нового). Культурология XX в. рассматривает игру как универсальный элемент человеческой культуры. Игра является формой постижения мира, а мода — одной из форм игрового поведения, следования своеобразным «правилам игры» (модные стандарты). Мода также связана с понятиями «ролевая игра» и «социальная роль», являясь знаком определенного социального статуса или имитации социального статуса. Существуют также вторичные (внешние) ценности моды, которые определяются конкретной ситуацией и категорией участников моды, которые могут преследовать противоположные ценности: социальное равенство или элитарность, красоту или комфорт (удобство) и т.п. Вторичные ценности демонстрируют отношение человека к миру и самому себе, к обществу и социальным институтам, к природе (экологические ценности); 
      4)     модное поведение участников моды — поведение, ориентированное на модные стандарты, объекты и ценности.

 

Моде свойственны следующие функции:

1.      Инновационная — мода стимулирует экспериментальное начало в обществе и культуре, поиск нового, выявляет новые, более совершенные по сравнению с предыдущими, культурные образцы.

2.     Регулятивная — мода внедряет в образ жизни новые формы поведения и новые культурные образцы, отбирая из множества культурных моделей одну, которая на какое-то время становится нормой, облегчая человеку выбор и помогая тем самым приспосабливаться к меняющемуся миру. Мода обеспечивает возможность разрыва с ближайшим прошлым и подготавливает к ближайшему будущему.

3.      Психологическая — мода удовлетворяет психологические потребности человека в новизне, создавая иллюзию изменений, в самовыражении, компенсирует неудовлетворенность своим социальным статусом. Мода является способом эмоциональной разрядки, будучи элементом механизма защиты от психологических перегрузок, предлагая готовые образцы поведения личности в массовом масштабе.

4.      Социальная — мода приобщает человека к социальному и культурному наследию, помогает восприятию определенных социальных норм и ценностей и способствует воспроизводству определенной социальной системы. Кроме того, мода регулирует социальное напряжение в обществе, выполняя регулирующую функцию, одновременно обозначая и маскируя социальное неравенство.

5.     Престижная — мода обозначает социальный статус, демонстрируя либо высокий социальный статус, либо создавая иллюзию более высокого социального статуса. Путем подражания модным стандартам и объектам элитарных социальных групп мода позволяет преодолевать чувство неполноценности.

6.     Коммуникативная — мода представляет собой одну из форм массовой коммуникации.

7.     Экономическая — мода является формой потребления и формой рекламы новых товаров, регулятором поведения потребителей и средством расширения сбыта. Мода влияет на поведение человека в сфере потребления, на формирование определенной структуры потребностей. В области моды вырабатываются стандарты потребления и социальные образы вещей.

8.     Эстетическая — мода удовлетворяет эстетические потребности, отражая особенности массового эстетического вкуса, является способом распространения и изменения эстетических оценок в обществе. Современная мода отражает изменения, происходящие в обществе, соответствующие переходному периоду от индустриального общества к постиндустриальному (эпоха постмодерна), который отвергает иерархическую систему норм и оценок. Многообразие, плюрализм и принципиальный эклектизм постмодерна привели к тому, что в современной моде отсутствует единый для всех модный стандарт, как это было раньше (так же, как отсутствует понятие хорошего вкуса). Различные социальные группы имеют различные системы ценностей и соответственно различные множественные и постоянно изменяющиеся модные стандарты. Вместо одной «моды» мы наблюдаем много «мод», так как мода связана с образом жизни и особенностями поведения определенной социальной группы.

 

Особенности моды как социальной нормы.

 

Мода как  социальная норма характеризуется  целым рядом особенностей.

Она носит  конкретно-исторический характер. Это  значит, что она присуща лишь конкретным типам общества и во временном  измерении не носит универсального характера. Ростки моды существовали с  незапамятных времен. Однако обычно они  были ограничены одной социальной группой, сословием одной страны. Мода дворян никак не влияла на стиль потребления крестьян и слабо - на горожан. Поэтому назвать эти смены стиля потребления модой в современном смысле слова нельзя. В этом смысле мода существенно отличается от таких норм, как право, религия, мораль или обычай, которые пронизывают все или почти все исторические эпохи.

Информация о работе Психология моды