Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 23:43, контрольная работа
Отличительную особенность психологии управления составляет то, что ее объектом является организованная деятельность людей. Организованная деятельность — это не просто совместная деятельность людей, объединенных общими интересами или целями, симпатиями или ценностями, это деятельность людей, объединенных в одну организацию, подчиняющихся правилам и нормам этой организации и выполняющих заданную им совместную работу в соответствии с экономическими, технологическими, правовыми, организационными и корпоративными требованиями.
Правила, нормы и требования- организации предполагают и порождают особые психологические отношения между людьми, которые существуют только в организации, — это управленческие отношения людей,
Психология управления как
наука продуцирует
Личность работника изучается
рядом психологических
Отличительную особенность психологии управления составляет то, что ее объектом является организованная деятельность людей. Организованная деятельность — это не просто совместная деятельность людей, объединенных общими интересами или целями, симпатиями или ценностями, это деятельность людей, объединенных в одну организацию, подчиняющихся правилам и нормам этой организации и выполняющих заданную им совместную работу в соответствии с экономическими, технологическими, правовыми, организационными и корпоративными требованиями.
Правила, нормы и требования- организации предполагают и порождают особые психологические отношения между людьми, которые существуют только в организации, — это управленческие отношения людей,
Социально-психологические
отношения выступают как
В социальной психологии отдельный работник выступает как часть, как элемент целого, т.е. социальной группы, вне которой его поведение не может быть понятым.
В психологии управления и отдельный работник, и социальная группа, и коллектив. выступают в контексте организации, в которую они входят и без которой их анализ в плане управления оказывается неполным.
Изучение личности работника
в организации, анализ влияния организации
на социально-психологическую
В психологии управления, в отличие от психологии труда, например, актуальна не проблема соответствия работника его профессии, не проблема профессионального отбора и профессиональной ориентации, а проблема соответствия работника организации, проблема отбора людей в организацию и их ориентации в отношении особенностей данной организации.
В психологии управления, в отличие от социальной психологии труда, объектом изучения становятся не просто отношения людей в коллективе или социальной группе, а отношения людей в организации, т.е. в условиях, когда действия каждого участника совместной деятельности заданы, предписаны, подчинены общему порядку работ,
когда участники связаны друг с другом не просто взаимной зависимостью и взаимной ответственностью, но и ответственностью перед законом.. Объект изучения психологии управления составляют люди, входящие в финансовом и юридическом отношениях в самостоятельные организации, деятельность которых ориентирована на корпоративно полезные цели.
Подходы к пониманию предмета психологии управления многообразны, что в известной мере свидетельствует о сложности этого феномена. Так, психологи Е. Е. Вендров и Л. И. Уманский выделяют следующие аспекты предмета психологии управления:
— социально-психологические вопросы производственных групп и коллективов;
— психология деятельности руководителя;
— психология личности руководителя;
— психологические проблемы подбора руководящих кадров;
— психолого-педагогические проблемы подготовки и переподготовки руководящих кадров.
Психологи В. Ф. Рубахин и А. В. Филиппов в предмет психологии управления включают:
— функционально-структурный анализ управленческой деятельности;
— социально-психологический анализ производственных и управленческих коллективов и взаимоотношений в них людей;
— психологические проблемы
взаимоотношений между
Обобщая все сказанное, можно сделать вывод, что предмет психологии управления
— это совокупность психических явлений и отношений в организации, в частности:
— психологические факторы эффективной деятельности менеджеров;
— психологические особенности принятия индивидуальных и групповых решений;
— психологические проблемы лидерства;
— проблемы мотивации поведенческих актов субъектов управленческих отношений и другое.
Можно утверждать, что в предмет изучения психологии управления, органично входят традиционные социально-психологические явления (лидерство, психологический климат, психология общения и т.п.), психологические проблемы трудовой деятельности (психические состояния в рамках трудовой деятельности, например), общей психологии (психологическая теория деятельности, теория личности, теория развития), и других прикладных направлений психологии:
Среди специалистов в области психологии управления достигнуто единство в отношении представления о наиболее актуальных для организации психологических проблем. К их числу относят следующие:
— повышение профессиональной компетентности руководителей (менеджеров) всех уровней, т.е. совершенствование стилей управления, межличностного общения, принятия решений, стратегического планирования и маркетинга, преодоление стрессов и другое;
— повышение эффективности методов подготовки и переподготовки управленческого персонала;
— поиск и активизация человеческих ресурсов организации;
— оценка и подбор (отбор) менеджеров для нужд организации;
— оценка и улучшение социально-психологического климата, сплочение персонала вокруг целей организации.
Психология управления как
наука и практика призвана обеспечить
психологическую подготовку менеджеров,
сформировать или развить их психологическую
управленческую культуру, создать необходимые
предпосылки для теоретического
понимания и практического
— понимание природы
— знание основ организационной структуры;
— четкое представление об ответственности менеджера и ее распределении по уровням ответственности;
— знание способов повышения эффективности управления;
— знание информационной технологии и средств коммуникации, необходимых для управления персоналом;
— умение устно и письменно выражать свои мысли;
— компетентность в отношении управления людьми, отбора и подготовки специалистов, способных к лидерству, к оптимизации служебных и межличностных взаимоотношений среди работников организации;
— способность планировать и прогнозировать деятельность организации с использованием средств вычислительной и компьютерной техники;
— умение оценивать собственную деятельность, делать правильные выводы и повышать свою квалификацию, исходя из требований текущего дня и ожидаемых изменений в будущем;
— развитое представление об особенностях организационного поведения, структуре малых групп, мотивах и механизмах их поведения,
Современная ситуация
в теории и практике мирового менеджмента
характеризуется
Один из крупных теоретиков менеджмента Г. Кунц уподобил ее «джунглям», в которых «множество подходов является обескураживающим и губительным».
Правда, в этих «джунглях»,
как остроумно заметил другой
крупнейший теоретик — Г. Саймон, «бродят
слоны», что означает существование
мощных с теоретической и с
прикладной точек зрения концепций. Продолжая
эту метафору, специалисты указывают,
что в настоящее время существует «тропа
из джунглей» — концепция,
позволяющая дать надежную основу для
дальнейшего развития теории управления,
для синтеза в ней существующих сегодня результатов. Это —
ситуационный подход.
Согласно ему, как уже отмечалось, любая
организация есть открытая система, взаимодействующая
со «средой», а все, что происходит внутри
нее, и все, что составляет содержание
эффективного управления, невозможно
охарактеризовать без ключевого понятия
современного менеджмента — понятия адаптации.
В рамках ситуационного
подхода возникли новые направления и
течения, введены новые конструктивные
понятия, сформировались перспективные
тенденции
развития теории управления. В частности,
это концепции «стратегического менеджмента»
и «управления персоналом», понятие «организационной
культуры».
Последняя вообще рассматривается
как своеобразный «теоретический прорыв»
в управленческой мысли, произошедший
в 80-е гг.
Организационная культура определяется
как наличие у всех работающих общих целей
и их непосредственное участие в выработке
путей достижения этих целей, заинтересованность
в обеспечении общих конечных результатов
организаций. Организационная культура
как очень мощное средство управления (особенно широко используемое
в Японии) по силе ее воздействия на поведение
людей ставится сегодня на один уровень
с такими, традиционно считающимися главными,
факторами управления, как структура организации
и мотивация. Эти новые направления и понятия
теории и практики менеджмента будут рассмотрены
далее в соответствующих главах.
Можно выделить также основные тенденции современного этапа развития теории управления. Первая связана с приданием большей, чем ранее, значимости материальной, технологической базе организаций в плане управления ею. Огромную роль в этом плане сыграла «компьютерная революция», создавшая качественно новую по своим возможностям техническую базу управления, а также другие крупные достижения научно-технического прогресса.
Вторая, еще более
мощная тенденция состоит в дальнейшей
демократизации управления. Сейчас уже
не подлежит сомнению, что будущее
менеджмента — за демократическ
Третья тенденция
— интернационализация
кросс-культурного переноса принципов
и форм управления, проблема учета национальных
менталитетов в сфере управления и др.
По мнению большинства исследователей, все эти и другие тенденции привели к тому, что сегодня сформировалась новая парадигма управления. Она обозначается, как «тихая управленческая революция», а ее ключевыми чертами являются следующие:
- Отказ от управленческого
рационализма классических школ менеджмента,
состоящего в убеждении, что ключ к успеху
управления лежит в правильном
воздействии на внутренние факторы организации.
Вместо этого на первый план выдвигается
проблема гибкости и адаптации к постоянным
изменениям
внешней среды. Последняя диктует стратегию
и тактику управления, определяет структуру
организации и формы управления ею.
- Ситуационный подход
к управлению, составляющий доминанту
современной теории и практики управления.
Главный его тезис — вся организация внутри
предприятия есть не что иное, как ответ
на различные по своей природе воздействия
извне.
- Признание социальной
ответственности менеджмента как перед
обществом в целом, так и перед индивидом,
работающим в организациях. Важнейшей
характеристикой менеджмента на современном
этапе являетсяориентация на новую социальную
группу в организациях — когнитариат.
Он уже не может
рассматриваться как только один из экономических
факторов, а трактуется как ключевой ресурс,
эффективное использование и наращивание
которого
становится самой основной задачей менеджмента.
Эти и другие положения являются основными
принципами современной теории управления.
Принципы управления (90-е гг. XX в.):
— лояльность к работающим;
— ответственность как обязательное условие
успешного менеджмента;
— коммуникации, пронизывающие организацию
снизу вверх, сверху вниз, по горизонтали;
— атмосфера в организации, способствующая
раскрытию способностей работающих (организационная
культура);
— обязательное установление долевого
участия каждого работающего в общих результатах;
— своевременная реакция на изменения
в окружающей среде;
— методы работы с людьми, обеспечивающие
их удовлетворенность работой;
— непосредственное участие в работе
групп на всех этапах как условие согласованной
работы;
— умение слушать всех, с кем сталкивается
в своей работе менеджер: покупателей,
поставщиков, исполнителей, руководителей
и т.п.;
— этика бизнеса;
— честность и доверие к людям;
— опора на фундаментальные основы менеджмента:
качество, затраты, сервис, нововведения,
контроль ресурсов, персонал;
— перспективное и целостное видение
организации, т.е. четкое представление
о том, какой она должна быть;
— качество личной работы и ее постоянное
совершенствование.