Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 23:08, курсовая работа
Любой вид деятельности, в том числе и преступной во многом обусловлен психологическими особенностями самого преступника. Уголовно-процессуальный закон, определяя предмет доказывания, требует выяснения обстоятельств, влияющих на степень и характер ответственности обвиняемого, а также других обстоятельств, характеризующих его личность. Однако до сих пор на практике обстоятельства, которые характеризуют личность преступника, в полной мере не устанавливаются.1
Введение
Глава 1. Понятие личности преступника
Глава 2. Структура личности преступника
Глава 3. Типология личности преступника
Заключение
Список использованной литературы
Профессор Романов В.В. выделяет две наиболее крупные подсистемы личности преступника, объединяющие различные более мелкие признаки, отдельные характеристики личности, а именно: социально-демографическую и социально-психологическую подсистемы личности преступника.
Социально-
Перечисленные выше
признаки не могут характеризовать
субъекта как человека, обязательно
склонного к совершению преступлений,
но в сочетании с другими
Правоохранительные
Социально-
Социально-
В свою очередь психологическая подсистема включает четыре основных структурных элемента:
Доктор
В психофизиологическую подсистему входят темперамент, сила, подвижность и уравновешенность нервной деятельности, а также сведения о патологических отклонениях личности.
Психологическое изучение личности обвиняемого, а затем подсудимого включает в себя исследование его внутреннего мира, потребностей, побуждений, лежащих в основе поступков, эмоционально-волевой сферы, способностей, индивидуальных особенностей интеллектуальной деятельности (мышления, восприятия, памяти и других познавательных процессов).11
В рамках уголовного процесса изучаются не все психофизиологические особенности подследственного, а только имеющие значение для уголовного дела. Изучение психологических особенностей обвиняемого должно быть составной частью расследования преступления, и в каждом конкретном случае диапазон этих сведений должен конкретизироваться в зависимости от категории и характера уголовного дела и от особенностей личности обвиняемого. Психологию личности обвиняемого следует изучать так, чтобы следователь мог обеспечить решение уголовно-правовых, уголовно-процессуальных, криминологических и исправительно-трудовых проблем по конкретному делу. Широкий диапазон сведений о личности предполагает использование большого числа источников информации о психологии обвиняемого процессуального и непроцессуального характера.
По сравнению с ранее действовавшим, в недавно принятом уголовном законодательстве социально-психологическим качествам личности субъектов различных преступлений уделено гораздо большее внимание. норм уголовного права. Например, законодателем введены в уголовно-правовую материю такие психические явления, как: психические расстройства, не исключающие вменяемости, находящиеся в ряду различных отклонений от средней психической нормы (ст. 22 УК РФ); неспособность несовершеннолетнего правонарушителя в «полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими» вследствие отставания в психическом развитии (ст. 20 УК РФ); легкомыслие, т.е. с точки зрения психологии определенная характеристика субъекта, свидетельствующая о его сниженном интеллекте, недостаточно развитых прогностических способностях в качестве одного из возможных элементов субъективной стороны преступления, совершенного по неосторожности (ст. 26 УК РФ); особая жестокость, жестокое обращение как способы совершения целого ряда преступлений (см.: п. «и» ч. 1 ст. 63, п. «д» ч. 2 ст, 105, ст. 110, п. «б» ч. 2 ст. 111,ч. 1 ст. 356 УК РФ); аффект как одно из экстремальных состояний психики, длительная психотравмирующая ситуация, нередко завершающаяся состоянием стресса (ст. 107, 113 УК РФ) и т.д.
Существую различные мнения по поводу роли биопсихологических,
психофизиологических факторов в преступном поведении.
Современная криминология отвергает наличие у человека каких-либо генетически запрограммированных, наследственно передаваемых от поколения к поколению наклонностей к нарушениям закона и совершению преступлений. Советский психолог Леонтьев Алексей Николаевич считает, что преступниками не рождаются — преступниками становятся. Но Ю.М. Антонян и С.В. Бородин справедливо замечают: «признание социального характера причин преступного поведения в целом вовсе не означает игнорирования биологических особенностей человека, его психической сферы и патологии в ней».12
Следовательно, нельзя игнорировать отдельные индивидуально-психологические особенности, типичные для некоторых групп правонарушителей в виде психических аномалий, т.е. отклонений от средней психической нормы, связанных с типом, свойствами нервной системы, которые определяются наследственными факторами.
Глава 3.
Типология личности
преступника.
Основная цель создания различных типологических вариантов личности преступника состоит в том, чтобы оказать помощь правоохранительным органам в изучении лиц данной категории, причин, совершаемых ими преступлений, в разработке наиболее эффективных тактико-психологических приемов и методов разоблачения их преступной деятельности, в оказании последующего воспитательного воздействия на их личность.
В основе психологической квалификации личности преступника лежат доминирующие позиции личности, ее побуждения, мотивы, устойчивые цели и способы совершения преступления, мера дисоциализированности личности, характер антисоциальной направленности.13
В ходе разработки типологии лиц, совершающих преступление, используют различные критерии или типоообразующие признаки: социально-демографические (пол, возраст, образование и т.д.); отношение к содеянному; степень общественной опасности; психологические особенности; направленность противоправных действий; содержание, глубина и стойкость криминогенной мотивации; ведущие свойства характера; психические аномалии; уровень социальной адаптации и т.д.
По объекту
Романов В.В. по характеру и степени общественной опасности преступные типы подразделяет на:
1) случайный тип, объединяющий лиц, впервые совершивших преступление в результате случайного стечения обстоятельств при общей социально-положительной направленности личности;
2) ситуационный тип личности преступников, совершивших преступление под воздействием неблагоприятных условий формирования
их личности, однако, в целом характеризуемых больше положительно,
чем отрицательно;
3) неустойчивый тип, к которому относятся лица, также совершившие преступление впервые, но допускавшие ранее различного рода правонарушения, аморальные поступки;
4) злостный тип, включающий лиц, неоднократно совершавших преступления, в том числе ранее судимых за это;
5) особо опасный тип личности преступников, признанных опасны-
ми либо
особо опасными рецидивистами за совершенные
тяжкие преступления и т.п. (см. ст. 18 УК
РФ).
Юридическая психология акцентирует внимание на психологические критерии оценки личности преступника, особенности их характера, ценностных ориентациях, социальных установках, повлиявших на противоправное поведение.
В процессе исследования психологических особенностей лиц, совершивших различные преступные деяния, обращает на себя внимание такое интегративное качество личности, как социальная адаптивность, которая влияет на поведение человека в самых различных, в том числе и в криминальных ситуациях. Данное комплексное личностное образование влияет на отношения субъекта с окружающей его социальной средой, определяет в целом его жизненную стратегию, тактику повседневного поведения, взаимоотношений с окружающими его людьми,
способы разрешения им различных конфликтов с помощью правовых
либо неправовых (криминальных) средств.
В основу социальной
адаптивности положена психическая
адаптация человека «как результат
целостной самоуправляемой
С этой точки зрения лиц, совершающих преступления, условно можно разделить на две большие группы, два основных типа: социально-адаптивный и социально-дезадаптивный тип личности с выделением промежуточных вариантов личности.15
Прежде всего, обращают на себя внимание следующие психологические факторы, свойства личности преступника:
Различное сочетание качественных характеристик, формирующих тот или иной фактор, позволяет оценивать уровень социальной адаптивности личности и прогнозировать поведение субъекта, его наиболее предпочтительные способы разрешения конфликтов, позволяет судить о том, насколько он в состоянии управлять ситуациями, в которых неожиданно оказывается либо которые, напротив, сам целенаправленно ищет во имя удовлетворения своих потребностей, достижения уровня собственных притязаний. Итак, рассмотрим эти два основных типа.
Социально-