Психология как наука. Исторические этапы развития психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:20, контрольная работа

Краткое описание

С точки зрения гуманистической психологии, сама сущность человека постоянно движет его в направлении личного роста, творчества и самодостаточности, если только чрезвычайно сильные обстоятельства окружения не мешают этому. Сторонники гуманистической психологии также утверждают, что люди – в высшей степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов. В общем, гуманистические персонологи рассматривают людей как активных творцов собственной жизни, обладающих свободой выбирать и развивать стиль жизни, которая ограничена только физическими или социальными воздействиями.

Оглавление

1. Введение……………………………………………………………………….3-4
2. Сущность гуманистического направления психологии и его
представители………………………………………………………………....4-7
3. Основные идеи теории самоактуализации А. Маслоу……………………..7-10
4. К каким современным направлениям западной психологии
Следует отнести приведенные высказывания……………………………...11-12
А) «…люди – в высшей степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов»;
Б) «индивидуум представляется нам как непознанное и бессознательное Оно, на поверхности которого покоится Я. Я старается содействовать влиянию внешнего мира на Оно, и стремится заменить принцип удовольствия, который безраздельно властвует в Оно, принципом реальности»;
В) «личностный конструкт – это идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт».
1) Когнитивная психология;
2) Гуманистическая психология;
3) Психоаналитическая психология.
5. Заключение……………………………………………………………………12
6. Список литературы…………………………………………………………...13

Файлы: 1 файл

Психология.doc

— 212.00 Кб (Скачать)

          В целом здоровую личность  он описывает как автономную, склонную к принятию других, спонтанную, чувствительную к прекрасному, к юмору, склонную к творчеству. Сравнивая здорового человека и больного он писал, что самоактуализирующийся человек необычен не потому, что к нему что-то добавлено, а скорее потому, что он ничего не утратил в процессе своей индивидуальной жизни.

          Помимо личностных качеств он  выделяет когнитивные и перцептивные  особенности самоактуализирующейся  личности - четкое и ясное восприятие  окружающей действительности, его  нешаблонность, редкое использование  защитных механизмов, высокую прогностическую способность. Наиболее комфортно такие люди чувствуют себя в новой, неизвестной, неструктурированной ситуации, успешны в научной деятельности. Они адекватно оценивают себя и свои способности.

          Выделяются и особые социально-психологические и коммуникативные характеристики самоактуализирующейся личности - проявление положительных эмоций в общении с другими людьми, демократичность.

          Потребность в самоактуализации  по Маслоу - врожденная потребность.  Важным условием функционирования здоровых людей он считает отрешенность, отстраненность от социального окружения, когда оценка своего поведения осуществляется на основе самоодобрения, не нуждающегося во внешних наградах и наказаниях.

          Теоретические выводы распространяются и на понимание роли психотерапии. По его мнению, психотерапевтическая деятельность имеет неограниченные возможности, но может быть полезна только с точки зрения коррекции, она не способна возвратить то, что было утрачено человеком в течение многих лет. Большое психотерапевтическое значение он приписывает самоактуализации, предельным переживаниям, воспитанию и факторам культуры. В самом психотерапевтическом процессе серьезное внимание уделяется осознаваемым аспектам: воспитанию и произвольной регуляции своих потенциальных возможностей. В идеале изменение общества виделось им как процесс, который происходит под воздействием специально организованного психотерапевтического воспитания личности. Он отмечает, что если бы психотерапевты имели дело с миллионами людей в год, то общество, несомненно, изменилось бы. В последних работах его отношение к психотерапевтическому переустройству общества изменяется. Оно становится более скептическим. "Я давно отказался от возможности улучшить мир или весь человеческий род путем индивидуальной психотерапии. Это не выполнимо. Фактически это невозможно в количественном отношении. Позднее я обратился ради достижения своих утопических целей к образованию, которое должно быть распространено на весь человеческий род".

         Концепция Абрахама Маслоу повлияла на развитие психологической науки, а также на криминологию, менеджмент, психотерапию и воспитание. Это влияние было усилено тем, что его теория воспринималась не просто как научная концепция, а как идеология, продвигающая человечество по пути раскрытия своих потенциальных возможностей. Интерес Маслоу к самоактуализации вырос в процессе общения со своими учителями Р. Бенедикт и М. Вертгеймером. Он понял, что их личности могут быть истолкованы не просто как индивидуальности, а как некий тип самоактуализирующегося человека. [4.]

 

5. К каким современным направлениям западной психологии следует отнести приведенные высказывания:

 

А) «…люди – в высшей степени сознательные и разумные создания    без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов»;

Б) «индивидуум представляется нам как непознанное и бессознательное  Оно, на поверхности которого покоится Я. Я старается содействовать  влиянию внешнего мира на Оно, и стремится  заменить принцип удовольствия, который  безраздельно властвует в Оно, принципом реальности»;

В) «личностный конструкт  – это идея или мысль, которую  человек использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить  или предсказать свой опыт».

 

1) Когнитивная психология;

2) Гуманистическая психология;

3) Психоаналитическая психология.

 

1. С точки зрения гуманистической психологии люди - в высшей степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов. Гуманистическое направление. Из книги Абрахам Маслоу и гуманистическое направление [5.]

2. «Индивидуум, — пишет Фрейд, — представляется нам как непознанное и бессознательное Оно, на поверхности которого покоится Я. Я старается содействовать влиянию внешнего мира на Оно и стремится заменить принцип удовольствия, который безраздельно властвует в Оно, принципом реальности.»- это психоаналитическая психология. [6.]

3. «Личностный конструкт — это идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт».- Дж Келли «Психология личностных конструктов» когнитивная психология [7.]

 

5. Заключение

 

С точки зрения гуманистической  психологии только сами люди ответственны за выбор, который они делают. Это не означает, что , если людям дана свобода выбора, они непременно будут действовать в своих собственных интересах. Свобода выбора не  гарантирует правильность выбора. Основным принципом этого направления является модель ответственного человека, свободно делающего выбор  среди предоставляемых возможностей.

Гуманистическая психология не является строго организованной теоретической системой - лучше рассматривать ее как движение. Маслоу назвал свой подход психологией третьей силы. Хотя взгляды сторонников этого движения составляют довольно широкий спектр, они все-таки разделяют определенные фундаментальные концепции на природу человека. Практически все эти концепции имеют глубокие корни в истории западного философского мышления.

Самоактуализация - процесс, включающий в себя здоровое развитие способностей людей, что бы они могли стать тем, кем могут стать.

Самоактуализирующиеся люди - люди, которые удовлетворили свои дефицитарные потребности и развили сой потенциал настольно, что могут считаться в высшей степени здоровыми людьми.[3.]

 

 

 

 

 

6. Список литературы.

 

  1. М.Г.Ярошевский. ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ. от античности до середины ХХ в. М., 1996.
  2. Maslow A. Dominance, Self-Esteem, Self-Actualization. California, 1973. P. 155-156
  3. Ларри Хьелл, Дэниел Зиглер «ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЕ.» Перевод С.Меленевской и Д.Викторовой, L.Hjelle, D.Ziegler. Personality Theories: Basic Assumptions, Research, and Applications. 3th ed.: McGrow-Hill, 1992; СПб.: Питер Пресс, 1997.Терминологическая правка В.ДанченкоК.: PSYLIB, 2006 m
  4. Харламенкова Н.Е., электронный учебник «Психология личности», http://imp.rudn.ru/psychology/psychology_of_person/index.html
  5. Абрахам Маслоу и гуманистическая психология http://www.maslow.psy4.ru/
  6. «Я И ОНО» З. Фрейд. Хрестоматия по истории психологии. Под ред. Гальперина П. Я., Ждан А. Н. М.: Изд-во МГУ, 1980. С. 184-188.
  7. Келли Дж. Теория личности: психология личных конструктов. — СПб.: Речь, 2000.

 

 




Информация о работе Психология как наука. Исторические этапы развития психологии