Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:20, контрольная работа
С точки зрения гуманистической психологии, сама сущность человека постоянно движет его в направлении личного роста, творчества и самодостаточности, если только чрезвычайно сильные обстоятельства окружения не мешают этому. Сторонники гуманистической психологии также утверждают, что люди – в высшей степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов. В общем, гуманистические персонологи рассматривают людей как активных творцов собственной жизни, обладающих свободой выбирать и развивать стиль жизни, которая ограничена только физическими или социальными воздействиями.
1. Введение……………………………………………………………………….3-4
2. Сущность гуманистического направления психологии и его
представители………………………………………………………………....4-7
3. Основные идеи теории самоактуализации А. Маслоу……………………..7-10
4. К каким современным направлениям западной психологии
Следует отнести приведенные высказывания……………………………...11-12
А) «…люди – в высшей степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов»;
Б) «индивидуум представляется нам как непознанное и бессознательное Оно, на поверхности которого покоится Я. Я старается содействовать влиянию внешнего мира на Оно, и стремится заменить принцип удовольствия, который безраздельно властвует в Оно, принципом реальности»;
В) «личностный конструкт – это идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт».
1) Когнитивная психология;
2) Гуманистическая психология;
3) Психоаналитическая психология.
5. Заключение……………………………………………………………………12
6. Список литературы…………………………………………………………...13
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Всероссийский
заочный финансово-
Филиал в г. Барнауле
Кафедра |
философии, истории и права |
Контрольная работа
По психологии и педагогике на тему №6:
Психология как наука. Исторические этапы развития психологии.
Студентка |
Ефремова Наталья Сергеевна |
Специальность |
ФНО |
Образование
№ личного дела |
Первое высшее
11млд46476 |
Группа |
3П |
Преподаватель |
Смехова Галина Петровна – к.ф.н., доцент |
Барнаул 2011
Содержание.
представители……………………………………………
Следует отнести приведенные
высказывания……………………………...11-
А) «…люди – в высшей степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов»;
Б) «индивидуум представляется
нам как непознанное и
В) «личностный конструкт – это идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт».
1) Когнитивная психология;
2) Гуманистическая психология;
3) Психоаналитическая психология.
5. Заключение……………………………………………………
6. Список литературы…………………………………
1. Введение.
Теоретические направления персонологии часто классифицируют в терминах трех основных категорий. Первая, психоанализ, представляет человека как существо с инстинктивными и интрапсихическими конфликтами. Эта мрачная концепция человеческой природы вытекает из изучения Фрейдом людей, имеющих психические расстройства, и подчеркивает бессознательные и иррациональные силы в качестве управляющих факторов поведения. Второе направление в психологии личности, бихевиоризм, трактует людей практически как послушные и пассивные жертвы сил окружающей среды. Как мы убедились на примере Скиннера, бихевиористы рассматривают научение и опыт в качестве основных строительных блоков того, что мы определяем как личность. Гуманистическая психология – третье и самое новое направление персонологии – предлагает радикально противоположную трактовку человеческой природы. Ученые, причисляющие себя к этому течению (также рассматриваемому как "третья сила" или "движение за осуществление возможностей человека"), заявляют, что человек от природы хорош и способен к самосовершенствованию. С точки зрения гуманистической психологии, сама сущность человека постоянно движет его в направлении личного роста, творчества и самодостаточности, если только чрезвычайно сильные обстоятельства окружения не мешают этому. Сторонники гуманистической психологии также утверждают, что люди – в высшей степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов. В общем, гуманистические персонологи рассматривают людей как активных творцов собственной жизни, обладающих свободой выбирать и развивать стиль жизни, которая ограничена только физическими или социальными воздействиями.
Некоторые теоретики в значительной степени склонялись к подобным взглядам, например, Фромм, Олпорт, Келли и Роджерс, однако именно Абрахам Маслоу получил всеобщее признание как выдающийся представитель гуманистической теории личности. Его теория самоактуализации личности, основанная на изучении здоровых и зрелых людей, ясно показывает основные темы и положения, характерные для гуманистического направления. [1.]
Жизнь человека нельзя понять, если не принимать во внимание наивысшие стремления. Рост, самоактуализация, стремление к здоровью, поиски самотождественности и самостоятельности, жажда прекрасного (и другие способы выражения стремления "наверх") сейчас нужно принять безоговорочно как широко распространенную и, возможно, универсальную тенденцию [2.]
Теория Маслоу, подчеркивающая уникальность
человека и наличие возможности
саморегулируемого и
2. Сущность гуманистического направления психологии и его представители.
Гуманистическая психология, появившаяся как направление, альтернативное психологическим школам середины века, прежде всего бихевиоризму и психоанализу, сформировала собственную концепцию личности и ее развития.
Центром этого направления стали США, а лидирующими фигурами - К.Роджерс, Р.Мэй, А.Маслоу, Г.Олпорт. Американская психология, отмечал Олпорт, имеет мало собственных оригинальных теорий. Но она сослужила большую службу тем, что способствовала распространению и уточнению тех научных вкладов, которые были сделаны Павловым, Вине, Фрейдом, Роршахом и др. Теперь, писал Олпорт, мы можем сослужить аналогичную службу в отношении Хайдеггера, Ясперса и Бинсвангера.
Влияние экзистенциалистской философии на новое направление в психологии не означает, что последнее явилось лишь ее, психологическим дубликатом. В качестве конкретно-научной дисциплины психология решает собственные теоретические и практические задачи, в контексте которых и следует рассматривать обстоятельства зарождения новой психологической школы.
Основные положения нового направления
- гуманистической школы
Гордон Олпорт, занимавшийся психологией личности,
начал сомневаться в приемлемости использования
методов естественных наук в психологии,
несмотря на то, что он сформулировал концепцию
черт личности и разработал тесты для
их объективного измерения. В середине
1940-х гг. его деятельность привела к отделению
представителей клинической и социальной
психологии, культурной антропологии
и социологии, работающих в Гарвардском
университете, и образованию нового факультета
социальных отношений. Олпорт подчеркивал
значение роста, или становления, как направленного
на достижение целей, - такой предмет, как
цели, в значительной степени игнорировался
традиционной психологией. Олпорт утверждал,
что психология придает основное значение
групповым нормам и другим статистическим
показателям ("номотетическому")
и в значительной степени упускает из
вида индивидуальный опыт ("идиографическое").
Согласно Роджерсу - еще одному представителю гуманистической
психологии, достижение аутентичности
должно являться целью каждого индивидуума,
что означает следовать своему собственному
пути, а не чужим указаниям. У каждого человека
есть свое "истинное я" или его "внутренняя
сущность" - это и есть аутентичность;
она является уже полностью развитой и
доступной ему. Потребность в саморазвитии
при этом отпадает. Чтобы достичь самоактуализации,
человек должен актуализировать свою
личность, живя в согласии со своей внутренней
сущностью. Это скорее вопрос раскрытия
своего истинного "Я", чем его создания.
Если бихевиористы традиционно заявляли,
что "вы можете стать кем захотите, и
мы покажем вам, как это сделать", то
Маслоу и другие теоретики-нативисты утверждают:
"вы можете стать лишь тем, чем ваш природный
потенциал позволяет вам стать, и ничем
иным".
Роджерс считал, что гуманистическая психология
оказала значительное влияние на американскую
культуру, но лишь незначительное влияние
- на научную психологию. Он обнаружил,
что во всей Америке нет ни одной докторской
программы или интернатуры по данному
направлению, одобренной Американской
психологической ассоциацией. Методы
исследования гуманистической психологии
также оказали незначительное влияние,
поскольку психологи, прошедшие подготовку
в области гуманистической психологии,
как правило, становятся практикующими
психологами, а не выбирают академическую
карьеру в крупнейших университетах.
Роджерс полагал, что в основе человеческой природы лежит добро и при наличии соответствующих возможностей эта природа способна реализовать свой внутренний потенциал роста. Маслоу также верил в доброкачественность человеческой природы и в то, что при благоприятных обстоятельствах самоактуализация должна произойти. В отличие от них, Мэй, чьи взгляды уходят своими корнями в экзистенциализм, считал зло и тревогу, наряду с добром, определяющими факторами бытия, аутентичности, выбора и смысла. Дэвидсон отмечает наличие двух подходов к тому, как данная система выделяет человека из ряда других существ. Один из них берет свое начало в светском гуманизме, который использует идею эволюционного развития, чтобы возвести человека на ступень, качественно отличную от положения других животных.
Светский гуманизм тесно связан с философией науки и другими нерелигиозными источниками. Согласно этому подходу, люди создают Бога по своему образу и подобию, а не наоборот, и любые улучшения положения людей могут являться лишь результатом человеческих усилий, а не исходить от Бога или богов. Люди наделены способностью создавать собственную этику, ценности и философию жизни и будут делать это, если не встретят на своем пути препятствий со стороны догматизма и авторитетов. Второй подход, трансперсональная психология, находит отличие человека в духовности: "человеческие существа являют собой воплощение Божественного, созданы по образу и подобию Творца, а потому стоят особняком по отношению ко всем остальным тварным существам благодаря своему потенциалу к просветлению".
Данный подход берет свое начало в мистицизме, неоплатонизме и восточных религиях. Маслоу предрекал появление "трансперсональной, трансчеловеческой" психологии, сосредоточенной на "космосе, а не на человеческих потребностях и интересах"), как "Четвертой психологии", которая явилась бы более высокой ступенью по сравнению с Третьей силой гуманистической психологии.[1.]
3. Теория самоактуализации А. Маслоу
Теория личности Абрахама Маслоу (1908-1970) строится на основе исследования психически зрелых, прогрессивных, творческих людей, образующих так называемую "растущую верхушку" общества.
Научная среда, повлиявшая на теорию Маслоу, значительна и разнообразна. Живя в Нью-Йорке, он встречался и учился у таких выдающихся ученых как А. Адлер, Э. Эриксон, Э. Фромм, К. Гольдштейн, К. Хорни, М. Мид, М. Вертгеймер.
Научные устремления Маслоу
А. Маслоу критически
Одно из центральных мест в теории Маслоу занимает проблема мотивации. Отказываясь от психоаналитической интерпретации потребностей и мотивов, он формулирует положение, согласно которому социальность заключена в самой природе человека и выступает как его биологически обусловленное свойство. Наблюдаемые в обществе агрессивные действия и поступки людей, черты жестокости вызваны не природой, а антигуманными условиями воспитания и жизни личности, некоторыми традициями, присущими социуму.
Мотивация как движущая сила развития личности рассматривалась им в качестве тенденции, нарушающей психическое равновесие индивида. Именно такое нарушение гомеостазиса ведет к росту, развитию, самоактуализации личности, т.е. к желанию, которое определялось Маслоу как стремление человека быть тем, кем он может быть. Понятие самоактуализации занимает ведущее место в его концепции.
Не смотря на то, что потребность
человека быть тем, кем он
может быть, является врожденной,
она остается потенциальной до
тех пор, пока для ее
В более поздних работах
Существуют положительная и отр
Информация о работе Психология как наука. Исторические этапы развития психологии