Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 09:29, контрольная работа
Термин «психология»(от греч.psyche-душа, logos-учение, наука) означает «учение о душе». Психология – наука о человеке, его духовной сущности и психике в их развитии и во всем многообразие форм.
Психологическая структура — это целостная модель, система качеств и свойств, которая полно характеризует психологические особенности личности (человека, индивида).
Проанализируйте особенности психической структуры личности в психоанализе З.Фрейда и действие механизмов психологической защиты………………………………………………………………..стр.3
Охарактеризуйте роль « коллективного бессознательного» в аналитической психологии К.Юнга…………………………………..стр.8
Назовите рассматриваемый я определения механизм психологической защиты: «это разновидность вытеснения состоит в том, что личность ориентирует свои действия и поведение на достижения другой цели, взамен той, которая была поставлена первоначально, но оказалась недостижимой. При этом замещение цели приносит личности реального удовлетворение» Приведите конкретный пример проявления этого феномена в поведении человека……………………………...стр.14
Архетипы столь близки инстинктам, что можно предположить, что они являются бессознательными образами самих инстинктов или «образцами инстинктивного поведения». Являясь регулятором психической жизни, архетипы выступают как априорные формы психической деятельности людей и возникают спонтанно. Архетипические образы обнаруживают себя через определенные символы в сновидениях («непроизвольных, спонтанных продуктах бессознательной психики»), в фантазиях художественного и научного творчества, в иллюзиях и состояниях транса при расстройствах психики.
Архетипические образы коллективного бессознательного представляют интерес не только в смысле постижения спонтанных проявлений психики партнера, но и в том, что эти проявления помогают обнаружить определенный символизм передаваемой им информации. Замещение этого символизма возможно и в разного рода сублимальных психических реакциях, приносящих определенное удовлетворение в процессах общения.
Юнг связывает архетипиские образы со спонтанным непроизвольным проявлением нравственных эмоций, к примеру, такого эмоционально-ценностного феномена, как совесть [2, с. 102].
При коллизиях долга и совести Юнг советует отдавать большее предпочтение своему внутреннему голосу совести, как первичному, более древнему феномену, авторитет которого всегда стоял выше человеческого рассудка.
В связи с этим положением Юнга желательно и в деловом общении больше обращать внимание на непроизвольные, спонтанные жесты партнера, не совпадающие с вербальной информацией. А в сложных конфликтных ситуациях прислушиваться и к своим внутренним интуитивным спонтанным психическим ощущениям.
Это важно еще и потому, что в партнерских отношениях делового общения возможно проявление так называемой синхроничности. Этот феномен состоит в том, что любой психоидный архетип не только имеет тенденцию локализоваться в отдельной личности, но и воздействовать на ее ближнее окружение «через подпороговое восприятие мельчайших признаков данного аффекта». Здесь обнаруживается коллективная природа психоидного архетипа, ведь коллективное бессознательное, в отличие от личностного, идентично у всех личностей. Поэтому при общении с деловым партнером, у которого имеются активированные бессознательные содержания (например, эмоционально окрашенные ощущения страха, угрызений совести), возможно параллельное проявление таких же психических переживаний и у другого партнера, который склонен неосознанно приписывать эти моральные реакции себе самому.
Коллективное бессознательное неразрывно связано с личностным бессознательным и вместе с ним и другими системами психики образует единую психическую структуру личности [2, с.99].
Самость и 4 системы психики. Самость в этой структуре выступает как интегрирующий центр, архетип единства и целостности. Она призвана в своих пределах объединить все противоречивые взаимодействия психической структуры, выразить психическую целостность личности и обеспечить ее реализацию в качестве субъекта.
Самость объединяет четыре системы психики: Эго, Персона, Тень, Анима и Анимус (образы женщины и мужчины)
1) Эго (система «Я»)
является центральным
Система «Я» включает в себя и психические процессы личностного самопознания. Однако каждый индивид располагает лишь весьма ограниченным самопознанием, т.к. сознанию «Я» ведомы только осознанные психические содержания, но никак не бессознательные. Действительное психическое состояние «Я» остается большей своей частью скрытой как от самой личности, так и от ее социального окружения.
2) Персона – та часть нашей личности, которую мы показываем миру, какими мы хотим быть в глазах других людей. Персона включает в себя и типичные для нас роли, стиль поведения и одежды, способы самовыражения. Персона имеет и позитивное, и негативное влияние на нашу личность. Доминирующая Персона может подавить индивидуальность человека, развить в нем конформизм, стремление слиться с той ролью, которую навязывает человеку среда. В то же время Персона и защищает нас от давления среды, от любопытных взглядов, стремящихся проникнуть в нашу душу, помогает в общении, особенно с незнакомыми людьми. В этой системе главным принципом выступает адаптация к внешнему социальному миру. По своему содержанию «Персона» слагается из противоречивых элементов психики, одни из которых основаны на личностных пристрастиях индивида, а другие образованы на основе социальных ожиданий от этой личности. Поэтому «Персона» всегда выступает как некий компромисс между этими двумя психическими процессами, результатом которого являются различные социальные роли, которые играет личность в обществе. Психическими элементами «Персоны» являются аффекты, установки, идеалы, сентенции, которые в свою очередь едит обоим деловым партнерам. «овладевают» личностью и могут привести к ее сильнейшим потрясениям. К ним можно отнести «личностную инфляцию», «синдром ригидности», «диссоциацию».
Разлад с Персоной может
3) Тень является центром
4) Система коллективного
бессознательного включает в
себя и такие архетипические
образы как Анима (образ
Для интроверта характерно некоторое негативное отношение к объекту. Он больше ориентирован на свои собственные ощущения и оценку объекта, чем на сам объект как таковой. Психическая энергия интроверта направлена вовнутрь, она рефлексивна.
Экстраверт активен, деятелен, его волевой импульс направлен на делового партнера. Он даже склонен идти на риск, но зависимость от внешних условий, объективных факторов деловой ситуации всегда ограничивает его возможности. Интроверт же старается отгородиться от обилия информации, исходящей от партнера, и в своих решениях и поступках ориентируется на собственные установки.
Юнг дополнил типологию интровертированных и экстравертированных установок введением дополнительных различий внутри этих типов четырех психических функций: мышления, эмоций, ощущения, интуиции. В типологии личностей он выделил: мыслительный, эмоциональный, ощущающий и интуитивный типы. Каждый из этих типов личностей ориентирован в своей деятельности на соответствующие психические функции.
Мыслительный тип личности
Вывод: Отойдя от теории Фрейда, Юнг обогатил наши представления о содержании и структуре личности. Хотя его концепции о коллективном бессознательном и архетипах трудны для понимания и не поддаются эмпирической проверке, они продолжают пленять очень многих. Его понимание бессознательного как богатого и жизненно необходимого источника мудрости вызвало новую волну интереса к его теории у современного поколения студентов и профессиональных психологов. К тому же Юнг одним из первых признал позитивный вклад религиозного, духовного и даже мистического опыта в развитие личности. В этом состоит его особая роль как предшественника гуманистического направления в персонологии.
3. Назовите рассматриваемый в определении механизм психологической защиты: «это разновидность вытеснения состоит в том, что личность ориентирует свои действия и поведение на достижения другой цели, взамен той, которая была поставлена первоначально, но оказалась недостижимой. При этом замещение цели приносит личности реальное удовлетворение». Приведите конкретный пример проявления этого феномена в поведении человека
Речь
идет о механизме
Сублимация как сложный и независимый адаптивный процесс, осуществляется с помощью своих специфических механизмов и может носить как защитный, так и незащитный характер. Какая из этих функций сублимации будет осуществлена, зависит как от ситуации, так и от индивидуальных особенностей личности (в том числе от уровня ее творческой одаренности). Сублимация вместе с другими адаптивными механизмами может участвовать в процессах разрешения как внешних, так и внутренних конфликтов, взаимодействуя с ними.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лавриненко В.Н. «Психология и этика делового общения» [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов – 5-е изд, перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 415с.
2. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Учебное пособие. - 15-е изд. - Ростов н/д: Феникс, 2006. - 672с.
3. Чернышевский Л.И., Островский Э.В. Психология и педагогика: Учебное пособие. - М.: Вузовский учебник, 2008. - 379с.
Информация о работе Психология как наука. Исторические этапы развития психологии