Психология как наука. Исторические этапы развития психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 09:29, контрольная работа

Краткое описание

Термин «психология»(от греч.psyche-душа, logos-учение, наука) означает «учение о душе». Психология – наука о человеке, его духовной сущности и психике в их развитии и во всем многообразие форм.
Психологическая структура — это целостная модель, система качеств и свойств, которая полно характеризует психологические особенности личности (человека, индивида).

Оглавление

Проанализируйте особенности психической структуры личности в психоанализе З.Фрейда и действие механизмов психологической защиты………………………………………………………………..стр.3
Охарактеризуйте роль « коллективного бессознательного» в аналитической психологии К.Юнга…………………………………..стр.8
Назовите рассматриваемый я определения механизм психологической защиты: «это разновидность вытеснения состоит в том, что личность ориентирует свои действия и поведение на достижения другой цели, взамен той, которая была поставлена первоначально, но оказалась недостижимой. При этом замещение цели приносит личности реального удовлетворение» Приведите конкретный пример проявления этого феномена в поведении человека……………………………...стр.14

Файлы: 1 файл

Psikhologia.doc

— 85.00 Кб (Скачать)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

  1. Проанализируйте особенности психической структуры личности в психоанализе З.Фрейда и действие механизмов психологической защиты………………………………………………………………..стр.3
  2. Охарактеризуйте роль « коллективного бессознательного» в аналитической психологии К.Юнга…………………………………..стр.8
  3. Назовите рассматриваемый я определения механизм психологической защиты: «это разновидность вытеснения состоит в том, что личность ориентирует свои действия и поведение  на достижения другой цели, взамен той, которая была поставлена первоначально, но оказалась недостижимой. При этом замещение цели приносит личности реального удовлетворение» Приведите конкретный пример проявления этого феномена в поведении человека……………………………...стр.14

 

 

 

 

 

 

1.Проанализируйте особенности психической структуры личности в психоанализе З.Фрейда и действие механизмов психологической защиты

 

Термин «психология»(от греч.psyche-душа, logos-учение, наука) означает «учение о душе». Психология – наука о человеке, его духовной сущности и психике в их развитии и во всем многообразие форм.

Психологическая структура — это целостная модель, система качеств и свойств, которая полно характеризует психологические особенности личности (человека, индивида).

Модель психической  структуры личности сложилась в  психоанализе З. Фрейда не сразу, а в процессе длительной психотерапевтической практики. На ее сущностное и мировоззренческое обоснование оказали воздействие философские теории Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, влиянию которых Фрейд был подвержен в поздний своей деятельности.

Согласно Фрейду, человеческая психика включает в себя три области – системы психического: сознательное, бессознательное и предсознательное, которые находятся между собой в состоянии непрерывного взаимодействия. Для первых двух систем (сознательного и бессознательного) характерна постоянная напряженная борьба, определяющая функционирование всех психической жизни человека. Результатом этой борьбы выступает каждый душевный акт и человеческий поступок.

Система бессознательного «Оно». Прежде чем дать определение бессознательного Фрейд делает замечание, что «психическое» и «сознательное» - понятия не идентичные.  Их нельзя отождествлять, так как в психике человека наличествуют очень интенсивные скрытые представления, присутствие которых человек не замечает и не осознает, но они проявляются в оговорках, ошибках памяти и речи, забывании имен и т.д. [2, с.57]

Для практики делового общения это замечание Фрейда представляется очень существенным. Затянувшиеся паузы перед некоторыми словами, оговорки, обмолвки делового партнера могут свидетельствовать о некоторой неискренности его речевых (вербальных) суждений, о скрытых и неосознанных его стремлениях.

Фрейд выделяет следующие  важные особенности бессознательного:

1. оно – несловесное  (невербальное);

2. «оно никогда не умирает», не теряет своей динамической силы и энергии;

3. ему закрыт прямой доступ  в сознательное;

4. по динамике своего образования  бессознательное есть вытесненное,  формирующееся на протяжении  всей жизни человека без всякого  участия сознания;

5. законы его функционирования отличаются от законов сознательной деятельности; бессознательное «как бы не обращает внимание» на смену дня и ночи, рождения и смерти, живет «всевременно», - сразу прошлым, настоящим и будущим.

По своему содержанию бессознательное представляет собой внутреннюю стихию психических процессов, «кипящий котел» инстинктов, аффектов, базальных (врожденных) эмоций, влечений.

 В качестве важнейших  структурных элементов бессознательного  он выделяет ошибочные действия, сновидения, влечения.

Ошибочные действия, к которым Фрейд  относит оговорки, обмолвки, описки, ошибки, забывание, затеривание, запрятывание, являются психическими актами. Они  возникают в результате интерференции (наложения) двух различных намерений.

Сновидения представляют собой психические реакции на действующие во сне раздражители. Они являются устранением нарушающих сон психических раздражителей путем галлюцинаторного удовлетворения. Впервые в психологии Фрейд показывает, что сновидения являются не соматическим, а психическим феноменом.

Влечениям Фрейд уделяет особое внимание. Именно они составляют основной фонд бессознательного. Представляя  собой психические элементы внутренних раздражений организма, имеющих соматический (телесный) характер, влечения подразделяются на две группы:

- влечения «Я», цель  которых – самосохранение индивида;

- сексуальные влечения (libido), цель которых – продолжение рода; они рождаются вместе с телом человека и ведут не угасающую жизнь в психике.

В основе влечений, в особенности  инфантильных влечений сексуального характера, происходит формирование комплекса Эдипа. Фрейд писал, что вождь племени является своего рода отцом рода, к которому мужчины испытывают Эдипов комплекс, стремясь занять его место. Однако с убийством вождя в племя приходят вражда, кровь и междоусобица, и такой негативный опыт приводит к созданию первых законов, табу, которые начинают регулировать социальное поведение человека. Позднее последователи Фрейда создали систему этнопсихологических концепций, которая объясняла особенности психики различных народов способами прохождения основных этапов в развитии либидо. Фрейд считал, что во всех жизненных ситуациях личность заимствует свою психическую энергию от этого первого, вытесненного в бессознательное, комплекса Эдипа.

Со временем Фрейд ввел новое деление влечений и предложил более расширенное толкование содержания бессознательного. При этом он исходил из того, что психическая жизнь человека представляет собой непрерывную борьбу Эросом (сексуальными влечениями и влечениями «Я») и Тонатосом (влечениями к смерти). Эрос обеспечивает стремление психики человека к жизни, или в форме сексуальной – продолжение рода, - или в виде целостности организма. Весь физиологический процесс созидания, пока организм жив, обеспечивается этим стремлением психики, то есть Эросом. Танатос, напротив, пытается вернуть человека организм человека в безжизненное состояние, к мертвой, неорганической материи. Но пока человеческий организм жив, преобладает Эрос [1, с.70].

Система «Сверх Я». Эта система, которая становится продуктивным источником психической силы и энергии для взаимодействия с реальностью, и прежде всего с явлениями моральной и культурной жизни.

«Сверх Я» считается  полностью сформировавшимся, когда  родительский контроль заменяется самоконтролем. Однако этот принцип самоконтроля не служит целям принципа реальности. «Сверх Я», пытаясь полностью затормозить любые общественно осуждаемые импульсы со стороны «Оно», старается направлять человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках. К проявлениям «Сверх Я» можно отнести «внезапное пробуждение совести» у человека, возникновение «безотчетного чувства вины», строгости и презрения к себе. Выступая как цензор, веления которого выполняются вытеснением, система «Сверх Я» выступает как моральная психическая сила, которую сознание не может преодолеть. Образование «Сверх Я» Фрейд связывает с особым психическим механизмом – идентификацией. В жизни человека идентификация возникает довольно часто, особенно когда ему необходимо перейти от овладения каким-либо лицом к отождествлению себя с ним.

Система предсознательного «Я». Эту  систему Фрейд выделяет в качестве третьего пласта психики личности. Она находится между «Оно» и «Сверх Я», связывая их как посредник. Здесь психические переживания подвергаются как бы двойной цензуре. Принцип наслаждения, который действовал в бессознательном теряет свое значение, рядом с ним начинает действовать новый принцип психической жизни – принцип реальности. Он оценивает уместность и возможность выполнения того или иного действия, мотивируемого потребностями «Оно».

По своему содержимому предсознательное включает в себя прежде всего психические  процессы мышления и памяти, которые  осуществляют селективный отбор  и сортировку желаний, влечений бессознательного и соответствующих им идей, сообразуясь с реалиями внешнего мира.

   Между этими тремя системами  существуют так называемые зоны  конфликтов, которые способны дестабилизировать  личность, если «Я» будет неспособно  восстановить между ними равновесие [2, с.58].

Реалистическое разрешение конфликтов возможно лишь при довольно сильном «Я», которое может не только определить требования «Оно», но и преодолеть давление со стороны «Сверх Я». Но это идеальный случай. Чаще конфликтные зоны в психической структуре приводят к фрустрациям «Оно», т.е. к таким психическим состояния, сопровождающиеся отрицательными эмоциями и переживаниями (раздражением, тревогой и отчаянием). Фрустрации побуждают «Я»  снимать напряжение с помощью разнообразных механизмов психологической защиты: подавление, отвергание, вытеснение, сублимация, реактивное обучение, проекция и рационализация.

Механизм психологической защиты связан с реорганизацией  осознаваемых и неосознаваемых компонентов системы  ценностей и изменением всей иерархии ценностей личности. Фрейд описал следующие механизмы психологической защиты: сублимация, рационализация, вытеснение, отрицание, изоляция, проекция и регрессия [3, с.89].

Области психологической  защиты:

1. Сублимация  как разновидность вытеснения  состоит в том, что личность ориентирует свои действия и поведение на достижение другой цели, взамен поставленной первоначально, которая оказалась недостижимой. При этом замещение цели приносит личности реальное удовлетворение. В деловом общении такое замещение целей встречается довольно часто в диалоговой и согласительной фазах. В диалоговой фазе желательно избегать категоричных суждений и выделять сначала пункты несогласия партнера, пытаясь понять их. При принятии совместного решения в согласительной фазе главными являются смягчение и возможное устранение противоречий между отобранными вариантами решения проблемы, поиск компромисса или хотя бы условного согласия между партнерами.

2. Проекция, представляющая собой наделение  других людей собственными чувствами, не приемлемыми с точки зрения «Сверх-Я», может найти проявление в контактной фазе делового общения. Доброжелательность, улыбка, небольшой наклон головы в сторону партнера нейтрализуют возможные негативные эмоции партнера, побуждая его к общению.

3. Рационализация (поиск удобных причин для оправдания невозможности совершить те или иные действия), встречается чаще в диалоговой фазе делового общения. Здесь важна не только психологическая направленность на партнера, но и умение слушать и убеждать его. Используя приемы нерефлексивного и рефлексивного слушания, можно частично ослабить психическое противодействие партнера определенной тактикой перефразирования и аргументации. Если же обсуждение проблемы затягивается, следует сделать паузу, оставив тем самым открытыми возможности для дальнейшего делового общения [2, с.61-62].

Вывод: Психоаналитическая теория Фрейда представляет собой пример психодинамического подхода к изучению поведения человека. Теория считает поведение человека полностью детерминированным, зависимым от внутренних психологических конфликтов. Также эта теория рассматривает человека как целое, т.е. с точки зрения холизма, так как была основана на клиническом методе. Из анализа теории следует, что Фрейд больше чем другие психологи, был привержен к идее неизменяемости. Он был убежден, что личность взрослого формируется из опыта раннего детства. С его точки зрения изменения, происходящие изменения в поведении взрослого человека неглубинные и не затрагивают изменения структуры личности.

2.Охарактеризуйте роль  « коллективного бессознательного» в аналитической психологии К.Юнга

 

Швейцарский психолог К. Юнг (1875-1961) окончил  университет в Цюрихе. Пройдя стажировку у психиатра П.Жане, он открывает  собственную психологическую и  психиатрическую лабораторию. В  это же время он знакомится с первыми работами Фрейда, открывая для себя его теорию. Сближение с Фрейдом оказало решающее влияние на научные взгляды Юнга. Однако вскоре выяснилось, что, несмотря на близость позиций и стремлений, между ними существуют и значительные разногласия, примирить которые им так и не удалось.

Эти разногласия  были связаны, прежде всего, с разным подходом к анализу бессознательного. Юнг в отличие от Фрейда утверждал, что "не только самое низкое, но и самое высокое в личности может быть бессознательным". К. Юнг отвергает пансексуалистическую трактовку либидо как основу поведения личности. Основным проявлением психической структуры личности и источником ее конфликтов в общении, по мнению Юнга, выступает не либидо, а «психическая энергия, как таковая». Под этим понятием Юнг подразумевает все более или менее определенно выраженные и оформленные «душевные побуждения или силы», энергия которых рождается из взаимодействия противоположностей, подобно энергии физических явлений [1, с. 77].

В качестве фундамента психики индивида, предающего определенную форму ее содержанию выступает коллективное бессознательное, составляющее наиболее глубинный уровень бессознательного и существенно отличное от личностного бессознательного.

Коллективное бессознательное – это психическая система, которая имеет «коллективную, универсальную и безличную природу, идентичную у всех индивидов». Юнг выделяет следующие особенности:

1) своим существованием коллективное  бессознательное обязано исключительно наследственности;

2) оно не основано на личном  опыте и не развивается индивидуально;

3) его содержание в основном  представлено архетипам – буквально  предшествующими формами, которые  лишь вторичным образом становятся  осознаваемыми.

Информация о работе Психология как наука. Исторические этапы развития психологии