Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 11:50, контрольная работа
Юность – определённый этап созревания и развития человека, лежащий между детством и взрослостью. Возрастные границы условны – от 15-16 до 18–21 года. Это период жизни, когда человек проходит путь от неуверенного, непоследовательного подростка притязающего на взрослость до действительного повзросления.
1. Психологическая характеристика юношеского возраста. Профессиональная направленность как ведущее новообразование юношеского возраста.
2. Мотивационная основа учения студентов. Индивидуальные стили учебно-познавательной деятельности.
3. Типология личности студента и преподавателя.
4. Проблемы повышения успеваемости и снижения отсева студентов. Чему нужно учить в вузе?
Как и подросток, юноша страстно хочет знать, кто он такой, чего он стоит, на что способен. Многие нелогичные, с точки зрения взрослых, поступки объясняются не столько желанием выделиться в глазах других, завоевать популярность, сколько именно потребностью самопроверки своей решительности, отваги, а главное — подтверждения своего бытия. Второй путь самооценки — социальное сравнение, сопоставление мнений о себе окружающих. Но они часто расходятся. Поэтому возникает необходимость выбора, проверки, самостоятельных раздумий. Самооценка часто служит средством психологической защиты. Желание иметь положительный образ Я нередко побуждает индивида преувеличивать свои достоинства и преуменьшать недостатки. В целом адекватность самооценок с возрастом повышается. Самооценки взрослых по большинству показателей более реалистичны и объективны, чем юношеские, а юношеские — чем подростковые.
Чрезвычайно важный компонент самосознания — самоуважение. В юности молодой человек принимает сам себя, он учится принимать себя и нести ответственность за свой выбор и решения.
2. Мотивационная основа учения студентов. Индивидуальные стили учебно-познавательной деятельности.
Одним из внутренних условий социализации человека является учение. В процессе взаимодействия и установления единства человека с внешним, изменяющимся миром изменяется его поведение, вырабатываются новые формы деятельности и психические свойства, активно формируются умственные действия. Это и есть учение, основным содержанием которого является усвоение - приобретение общественно-исторического опыта, воспроизведение его в формы индивидуальной субъективной деятельности. Усваиваются в ходе учения не только знания, умения и навыки, но и отношения - между людьми, к людям, к творчеству, природе.
В последние годы усилилось понимание психологами и педагогами роли положительной мотивации к учению в обеспечении успешного овладения знаниями и умениями, потому что высокая позитивная мотивация может восполнять недостаток специальных способностей или недостаточный запас знаний, умений и навыков, играя роль компенсаторного фактора. Каким бы способным и эрудированным не был студент или школьник, без желания и толчка к учебе успехов он не добьется.
Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают ее границы и формы, придают ей направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека.
В основе мотивации лежат мотивы, составной частью которых выступают потребности и интересы, стремления и эмоции, установки и идеалы. Поэтому мотивы – очень сложные образования, представляющие собой динамические системы, в которых осуществляются анализ и оценка альтернатив, выбор и принятие решений.
Как показывают социологические исследования, мотивация студентов зависит от множества факторов: индивидуальных особенностей учащихся, характера и уровня развития студенческого коллектива и т.д. Формирование учебной мотивации без всякого преувеличения можно назвать центральной проблемой современного образования и уровень сформированности мотивов обучения является ведущим показателем результативности работы любого коллектива.
Ведущими учебными мотивами у студентов являются «профессиональные», «личного престижа», «прагматические» (получить диплом о высшем образовании) и «познавательные». При этом необходимо отметить, что на разных курсах роль доминирующих мотивов меняется. Если на первом курсе ведущим является «профессиональный» мотив, на втором – «личного престижа», а на третьем и четвертом курсах – оба эти мотива, на четвертом – еще и «прагматический».
На сегодняшний день выделены факторы, способствующие формированию у студентов положительного мотива к учению:
• осознание ближайших и конечных целей обучения;
• осознание теоретической и практической значимости усваиваемых знаний;
• эмоциональная форма изложения учебного материала;
• профессиональная направленность учебной деятельности;
• выбор заданий, создающих проблемные ситуации в структуре учебной деятельности;
• наличие любознательности и «познавательного психологического климата» в учебной группе.
Кроме того, факторами положительной мотивации могут являться:
• содержание учебного материала. Учебный материал должен подаваться в такой форме, чтобы вызвать эмоциональный отклик, активизировать познавательные психические процессы.
• стиль общения учителя и учащихся, поскольку различные стили формируют и различные мотивы. Авторитарный стиль формирует «внешнюю» мотивацию учения, мотив «избегания неудачи», задерживает формирование внутренней мотивации. Демократический стиль педагога, наоборот, способствует внутренней мотивации. Либеральный формирует мотив «надежды на успех».
• характер и уровень учебно-познавательной деятельности. При организации учебной деятельности изучение каждого раздела или темы должно состоять из трех этапов: мотивационного, операционально-познавательного и рефлексивно-оценочного.
Существуют методы мотивации учебной деятельности, которые условно можно разделить на 4 блока.
• эмоциональные: поощрение, порицание, учебно-познавательная игра, свободный выбор задания и т.д.
• познавательные: опора на познавательный интерес, побуждение к поиску альтернативных решений; выполнение творческих заданий и т.д.
• волевые: предъявление учебных требований; информирование об обязательных результатах обучения; формирование ответственного отношения к учению и т.д.
• социальные: развитие желания быть полезным обществу; поиск контактов и сотрудничества; заинтересованность в результатах коллективной работы и т.д.
Использование данных методов для развития мотивации учебной деятельности студентов требует от преподавателя затрат времени, творческого подхода к своей деятельности. Это становится возможным при овладении новым педагогическим мышлением, при переосмыслении и пересмотре технологии работы, при планомерном творческом росте.
Таким образом, важную роль в достижении целей образовательного процесса в высшей школе в современных условиях играет мотивация к предстоящей профессиональной деятельности обучающихся. Всесторонние знания и учет преподавателями вузов мотивации достижений у обучающихся является существенным условием успешной деятельности по формированию профессиональной компетентности современных специалистов. Поэтому, психологическая модель инновационного обучения в вузе заключается в стимулировании студентов к активному поиску личностного смысла в их будущей профессиональной деятельности. К приемам, активизирующим творческую активность студентов, можно отнести тренинговые занятия, методы группового решения проблем, методы, способствующие формированию навыков целеполагания, планирования, анализа собственной интеллектуальной деятельности, психической саморегуляции, программирования успеха и т.д. Все эти методы должны способствовать их творческой активности и развитию мотивации.
Важнейшей сферой проявления индивидуального стиля является учебно-познавательная активность. Стиль в значительной степени детерминирует способ понимания проблемы: что выделяет в ней человек – главное или второстепенное, анализирует ее на основании когнитивной или личностно-эмоциональной рефлексии, выявляет причинно-следственные связи или сразу интуитивно осуществляет выбор определенного способа ее анализа.
Индивидуальный стиль – это не только важная характеристика индивидуальности, но и функция среды и обучения. Стиль развивается под влиянием социума, поскольку обучающийся берет из него, из обучения то, что он хочет, в соответствии со своей индивидуальностью. С другой стороны, практически невозможно создать ситуацию, когда бы информация поступала к обучающемуся только в русле предпочитаемых им способов ее восприятия и переработки. Поэтому одним из принципиальных положений является идея о том, что у студента должны иметься возможности для реализации и развития любых стилей в процессе подготовки в вузе, в зависимости от ее уровня.
Индивидуальный стиль, проявляющийся во всех сферах деятельности и поведения личности и воплощенный в стратегии отношения к окружающему миру, репрезентируется на двух полюсах (интегральности и дифференциальности) по трем параметрам: обобщенности, эмоциональной насыщенности и активности.
На полюсе интегральности индивидуальный стиль характеризуется ориентацией на целостное восприятие объекта познания и обобщенный образ мира, его вертикальное структурирование, означающее, что субъект стремится в любой ситуации выделить в ней наиболее существенные, общие, значимые элементы.
На полюсе дифференциальности стиль характеризуется конкретностью и ситуативностью образа мира, фрагментарным восприятием действительности, объектов.
На каждом из выделенных полюсов стиль может быть представлен в виде теоретического, деятельностного и эмоционального подстилей. В соответствии с рассмотренным подходом индивидуальный стиль можно представить на полюсе интегральности в следующих видах: интегрально-теоретическом; интегрально-деятельностном; интегрально-эмоциональном.
Аналогичная классификация также использована для дифференциации стиля на полюсе дифференциальности, где он представлен в виде дифференциально-
Интегрально-теоретический стиль имеет место в том случае, когда анализируемая ситуация оценивается абстрактно, в ней выделяется общее без тенденции к ее эмоциональной окрашенности и динамике развития.
Дифференциально-теоретический стиль характерен в том случае, если субъект имеет устойчивую тенденцию к структурированию ситуации на несколько равнозначных фрагментов или объектов без стремления к ее эмоциональной окрашенности и динамике развития.
Интегрально-деятельностный стиль диагностируется в том случае, если ситуация оценивается абстрактно с опорой на выделение в ней общих или главных, с точки зрения субъекта, фрагментов и объектов с тенденцией к динамике развития ситуации без наличия ее эмоциональной насыщенности.
Дифференциально-деятельностный стиль имеет место в том случае, если оцененная как эмоционально нейтральный целостный образ ситуация структурируется на множество равнозначных фрагментов без выделения в ней общего и главного и рассматривается субъектом в динамике, в действии.
Интегрально-эмоциональный стиль характерен, если обобщающая оценка ситуаций содержит устойчивую эмоциональную окрашенность.
При дифференциально-эмоциональном стиле ситуации придается эмоциональная насыщенность за счет введения сюжетной основы или же использования ряда эмоционально окрашенных понятий.
Таким образом, в настоящее время высшая школа выдвигает в качестве одной из основных задач процесса обучения поиск резервов роста его продуктивности и повышения эффективности, прежде всего, через раскрытие внутренних резервов обучаемого. Решение этой сложной задачи возможно путем реализации рассмотренных выше видов индивидуальных стилей в процессе учебной деятельности студентов.
3. Типология личности студента и преподавателя.
Факторы, определяющие социально-психологический портрет студента и в немалой степени, влияющие на успешность обучения, можно разделить на две категории: те, с которыми студент пришел в вуз, - их только можно принимать во внимание, и те, которые появляются в процессе обучения, - ими можно управлять.
К первой категории, в том числе относятся: уровень подготовки, система ценностей, отношение к обучению, представления о профессиональном будущем. Эти факторы во многом определяются общей атмосферой в стране и конкретными "бытовыми знаниями" тех, кто являлся непосредственным источником информации.
Факторы первой категории работают преимущественно на этапе адаптации, когда первокурсники пытаются понять, "куда я попал" и "кто меня окружает". "В чужой монастырь со своим уставом не ходят", - это студенты слышат на каждом шагу, каждый преподаватель устанавливает свои правила и требует их соблюдения, в группах между ребятами идет "война" за право лидерства, поиск "своих" людей. Студент должен очень быстро сориентироваться и с новых позиций освоить способы и методы учебной деятельности, понять систему норм и правил, существующих на факультете и в его учебной группе, разработать свою систему ценностей по отношению к учебе, предстоящей работе, преподавателям.
Постепенно влияние факторов первой группы ослабевает, и решающую роль начинают играть факторы второй группы. К ним можно отнести: организацию учебного процесса, уровень преподавания, тип взаимоотношений преподавателя и студента и т.п. Именно это в значительной степени, а не исходный уровень определит профессиональный и психологический облик человека, который через пять лет покинет стены вуза.
Вся совокупность современных студентов довольно явно разделяется на три группы:
первую составляют студенты, ориентированные на образование как на профессию. В этой группе наибольшее число студентов, для которых интерес к будущей работе, желание реализовать себя в ней - самое главное. Лишь они отметили склонность продолжать свое образование в аспирантуре. Все остальные факторы для них менее значимы.