Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 22:16, реферат
Эмоции — (от французского слова emotion - волнение, происходит от латинского emoveo - потрясаю, волную) психологическое отражение в форме непосредственно пристрастного переживания жизненного смысла, явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
Экономический факультет
Реферат
На тему:
«Психология эмоций»
Выполнила:
Ростов – на – Дону
Эмоции — (от французского слова emotion - волнение, происходит от латинского emoveo - потрясаю, волную) психологическое отражение в форме непосредственно пристрастного переживания жизненного смысла, явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.
Многогранность проявления эмоций на различных уровнях отражения и деятельности, сложные отношения с предметным содержанием исключают возможность простой линейной классификации.
Эмоции различают по: модальности, интенсивности, продолжительности, глубине, осознанности, генетическому происхождению, условиям возникновения, потребностям и т. д.
Соответственно, существует
множество классификаций в
В качестве примера приведу классификацию эмоций, предложенную С. Л. Рубинштейном.
Он выделяет три основных уровня:
Наряду с этими эмоциями он выделяет отличные от них, но родственные эмоции: аффекты, страсти и настроение.
Аффект — стремительно протекающий процесс бурного характера, который может дать разрядку в действии. Аффект перехватывает инициативу у личности, и сам управляет действиями.
Страсть — сильное, стойкое, длительное чувство, которое захватывает человека и владеет им. Есть волевой момент стремления. Страсть собирает и бросает силы на что-то одно.
Настроение — общее эмоциональное состояние личности. Оно не предметно, а личностно. Это не специальное переживание, а общее состояние. Это бессознательная оценка того, как складываются обстоятельства.
Всем нам хорошо знакомы слова "настроение", "аффект", "страсть", "радость", "печаль" и т. д. Наверняка все сталкивались с этим в жизни: либо сами переживали, либо видели переживания других. А как выражаются эмоции, как мы можем узнать об эмоциональном состоянии другого человека?
Выражение эмоций включает в себя:
Эмоции — особый класс психических процессов и состояний, связанных с потребностями и мотивами, и отражающий в форме непосредственных чувственных переживаний значимость действующих на субъекта явлений и ситуаций. Чувства человека — это его отношение к миру, к тому, что он делает, что с ним происходит в его непосредственном переживании.
Функции эмоций:
Формы эмоций:
Виды чувств:
Основные эмоциональные состояния
НАСТРОЕНИЕ - сравнительно устойчивое психическое состояние умеренной или слабой интенсивности, проявляющееся в качестве положительного или отрицательного фона психической жизни индивида
СТРЕСС - от англ. «stress» — «давление, напряжение» — состояние человека, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры), факторы, вызывающие эмоциональные возбужденияОсновные эмоциональные состояния
ФРУСТРАЦИЯ - от лат. «frustration» — «обман, расстройство, нарушение планов» — переживание неудачи как одна из форм психологического стресса
АФФЕКТ - от лат. «affectus» — «душевное волнение, страсть» — сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние; в основе лежит переживаемое человеком состояние внутреннего конфликта между стремлениями, желаниями и возможностью их удовлетворить
Аффект
Стоики Хризипп и Посидоний считали местом аффектов сердце, так как все силы души сосредеточены в сердце. Аффекты имеют своим субстратом раздражительную силу души, тимос, которую и Платон, и иатрософы помещали в сердце. Аффект гнева есть кипение крови в сердце. Связь других аффектов с состоянием сердца также не вызывает сомнений.
Нет недостатка в смешении страстей с аффектами, или в сведении страстей и аффектов к эмоциям. Аффект характеризуется своей более тесной связью с волей и пленением воли и силы. Страсть часто завершается аффектом, а в аффекте есть элемент страсти, и это сочетание страсти с аффектом дает полную картину пленения духа и его полного порабощения страсть, поскольку аффект это тесная связь воли и духа.
Эмоции
Каждой реакции, каждому чувству сердца соответствуют определенные движения души, о которых Никодим Агиорит говорит: "Сердце имеет движения, аналогично конституции человека, которые, как приливы и отливы океана, расширяются и сокращаются. Отвечая движениям чувств и страстей, сердце изменяет их своими движениями. Если бы можно было наблюдать сердце, то можно было бы видеть, что от приятного сердце как бы бегает навстречу и расширяется. От ненавистного объекта сердце, сокращаясь, отталкивается назад. В радости сердце прыгает, при гневе кипит, в горе как бы падает, при страхе бьется из дрожит".
Производятся попытки
свести эти состояния к более
известным и изученным явлениям
чувства, воли, представления и
Для Шеллинга, Фолькмана, Бенеке, Фортлаге, Тренделенбурга воля стремление или высшая форма желания. Для Йодля стремление есть первичнее воли.
Волю смешивают с аффектами и эмоциями, выводят ее из чувств и инстинктов. На самом же деле воля входит в стремление и влечение, которые сложные образования, суть психические комплексы. Воля может усилить инстинкт.
Проявляясь в теле, движения в сердце дают начало тем душевным состояниям, которые носят название эмоций. Никодим говорит о них: "Как от движения педали изменяется движение корабля, так и от малейшего движения сердца получаются в теле большие потрясения, различные движения частей тела: отвращение, радость, скрежет зубов, бледность, дрожание членов. Все эти движения частей тела суть внешние результаты внутренних движений сердца, маленьких в центре, больших на периферии".В эмоциях, как и в страсти, повышен тонус чувства и раздражительности, что, вместе с эмпатией ума, ведет к повышенной телесной реакции. Дальнейшее патологическое повышение телесной реакции проявляется в виде эмотивности при психоневрозах.
Изучая типологию той или иной личности, всегда можно прийти к выводу, что те или иные страсти играют огромную роль при выборе профессии. Сами страсти могут быть разделены на веселые, печальные и смешанные. Хронические болезни желудка, внутренностей, печени, поджелудочной железы, селезенки, меланхолия, ипохондрия больше всего производятся честолюбием, ревностью, завистью или продолжительным или глубоким горем. Из 100 больных раком 90 обязаны его возникновением грустным нравственым потрясениям. Страсть к учению, познанию производит много заболеваний: несварение желудка, трудное пищеварение, желудочные воспаления, бессонницу, геморрой, ипохондрию, нервную раздражительность, пагубно действуют на душу и тело.
Четыре господствующих страсти делят между собой человеческую жизнь: обжорство — в детстве, любовь — в юношеском возрасте, честолюбие — в зрелом, скупость — в старости.
Французский просветитель Гельвеции называл безумцами тех, которые стремились ограничить страсти. Он замечает, что "без страстей не может быть великим ни философ, ни министр, ни генерал, ни поэт".
Страсти
В церковной психологии теория страстей рассматривается в следующем порядке. Дурное употребление чувств — это гедонизм, деятельность в сторону наслаждения. Телесные чувства становятся материальным субстратом страстей как крайних проявлений гедонизма. Душевным субстратом страсти является деятельность двух сил души: желательной (эпитимии) и чувствительной (тимоса). Для страсти характерна чрезмерность, повышенная деятельность желательной части души, желания, влечения, не оправданная нормальными физиологическими потребностями организма.
Страсть есть неестественное влечение и пожелание. Сила страстного влечения и пожелания в сравнении с естественным влечением и желанием в том, что во влечениях участвует и другая часть души, именно раздражительная и чувствительная часть, тимос; это основная сила души, ее энергетический принцип. Вторая особенность страсти — чрезмерность, повышенный тонус чувства, превышающий нормальный физиологический уровень. В этой ненормальной, повышенной деятельности в страсти эти две силы души, эпитимия и тимос, теряют свои первозданные черты разумности и естественности и становятся неразумными, составляя вместе неразумную человеческую душу.
Усиление функций неразумной души в страстях совершается главным образом благодаря участию этой деятельности и самого ума, и, в значительной степени, фантазии. Ум и фантазия стимулируют и взвинчивают, с одной стороны, внешние чувства, то есть материальный, телесный субстрат страсти, а с другой — повышают тонус желательной и раздражительной части души, то есть душевный субстрат страсти.
Ум сонаслаждается вместе с чувствами и душою и становится сам чувствительным и страстным. В нем появляется новое, чисто катастатическое свойство — отпечатлеваемость, на нем легко отпечатлеваются чувственные образы вещей отсутствующих. Эти образы в уме, находясь в постоянном движении, делают его постоянным источником страстных помыслов.
В эту противоестественную деятельность тела и души вовлекаются и силы духа. Воля начинает служить страстям и становится плотской, сластолюбивой (гедонической) волей, по Исааку, а энергия, то есть сила-исхис, почти целиком уходит в страсть, не оставляя места для духовной деятельности.
В этом противоестестве человека происходит смешение всех сил тримерии, причем высшие силы грубеют и уподобляются низшим; духовные силы уподобляются душевным, а душевные — телесным. Внешние, телесные силы, в свою очередь, грубеют, деятельность их извращается, аппрегензивная функция воображения превращается в фантазию, происходит, по Синезию, "оземление чувств" и всего тела, то есть начинает преобладать в теле его самый низший и грубый элемент, земля. Еще большему извращению (метасхематизму) подвергаются верхние члены тримерии, душа и дух, которые тоже грубеют. Этот процес носит название "окачествования" души и духа, "страстворение" их с телом.
Дух и душа уподобляются плоти, становятся пассивными, следуют увлечениям чувств и фантазии. Никодим Агиорит говорит, что "тело посредством чувств и чувственных наслаждений старалось сделать ум и дух плотью".
Григорий Синайский и Максим Исповедник прибавляют к этим страстям еще надменность, расточительность, несправедливость, любовь к мирскому, привязанность человека к жизни, угнетенность и ненависть.