Психология интеллекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 22:57, реферат

Краткое описание

Сегодня любой образованный взрослый на вопрос о том, что такое детство, ответит, что детство – это период роста, развития , обучения. Но только ученые понимают, что это период парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс развития. Детство – период , продолжающийся от новорожденности до полной социальной и, следовательно, психологической зрелости, период становления ребенка полноценным членом общества

Оглавление

Введение……………………………………………………………..………..3
§1 Понятие интеллекта……………………………………………….……….5
§2 Психология интеллекта………………………………………………..…..8
Заключение…………………………………………………………………..13
Список использованной литературы…………………………….………….

Файлы: 1 файл

Семестровая работа по курсу Психология (реферат).docx

— 30.71 Кб (Скачать)

Содержание

Введение……………………………………………………………..………..3

§1 Понятие интеллекта……………………………………………….……….5

§2 Психология интеллекта………………………………………………..…..8

Заключение…………………………………………………………………..13

Список использованной литературы…………………………….………….14 
Введение

        Сегодня любой образованный взрослый на вопрос о том, что такое детство, ответит, что детство – это период роста, развития , обучения. Но только ученые понимают, что это период парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс развития. Детство – период , продолжающийся от новорожденности до полной социальной и, следовательно, психологической зрелости, период становления ребенка полноценным членом общества. При этом продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества. Поэтому изучать детство ребенка и законы его развития необходимо, сопоставляя законы развития общества, заостряя внимание на истории умственного развития, как общества, так и ребенка.

       Работы Ж. Пиаже, особенно поздние, не столько о ребенке, сколько об интеллекте, об его становлении у человека. В связи с этим интересен период его деятельности 1925-1929г.г. В это время Ж. Пиаже переходит от анализа словесного мышления к непосредственному исследованию деятельной стороны процесса мышления. По его словам, не сразу понял он, что корни логических операций  лежат глубже лингвистических связей. В это время он формулирует ряд важнейших положений, выражающий его специфический подход к анализу мышления. Эти положения составили позднее одну из решающих основ операциональной концепции интеллекта[5, c.315]

         Суть операциональной концепции интеллекта заключается в понимании интеллекта как системы скоординированных между собой и обратимых операций, в установлении производности таких интериоризованных мыслительных операций от внешних предметных действий и в определении последовательных стадий формирования интеллекта, т.е., стадий становления все усложняющихся операциональных систем. В работах этого времени Ж. Пиаже сосредоточил свое основное внимание на эволюции интеллекта в раннем возрасте. Анализу были подвергнуты такие вопросы, как: исследование действий ребенка при его оперировании с легко изменяющимися предметами – проблема сохранения объема, массы и т. д.; определение специфических особенностей организации интеллекта в начальный досимволический сенсомоторный период его развития и анализ отношения досимволического интеллекта к последующим стадиям символического мышления.

       В период 1929-1939 г.г. операциональная концепция интеллекта получила ту форму, в какой она вошла в современную психологию. Для завершения построения этой концепции Пиаже пришлось провести исследования в двух направлениях. Прежде всего, это экспериментально-психологические исследования, в результате которых Пиаже выделил стадии в развитии интеллекта и подробно исследовал стадию конкретных операций, а также, создание логической концепции, приспособленной специально для психологического анализа развития интеллекта[5, c.201].

       Таким образом, работы Пиаже в области психологии сыграли немаловажную роль в осознании принципов обучения, возможностей ребенка освоить решение той или иной задачи. Несмотря на многочисленную разнообразную критику концепции Пиаже, она представляет интерес в плане вариантов интерпретации экспериментов, в плане логических выводов, в плане предпосылок для научных споров и поисков.

      Цель работы: изучить основные положения концепции операционального развития интеллекта и осветить некоторые взгляды критиков и последователей, а также перспективы этой концепции.

     Актуальность  работы заключается в том, что  еще не до конца изучен интеллект, который таит в себе много  загадок. Над этой темой работают  многие ученые, но пока еще  многое остается неизведанным.

 

 

 

§1Понятие интеллекта

Человеческий интеллект, или способность абстрактного мышления - одно из важнейших сущностных свойств человека. Человек, с позиций научного материализма, не локальный и случайный эпизод эволюции, а необходимый результат бесконечного развития материи, ее «высший цвет», возникающий «с железной необходимостью», заложенной «в самой природе материи». Утверждение о случайном характере возникновения человека в мире, высказанное некоторыми философами и естествоиспытателями, находится в явном противоречии с глубинными тенденциями современной науки, которая в эпоху современной научно-технической революции убедительно показала, что человек – это результат единого закономерного мирового процесса, образованного необходимой последовательностью физической, химической и биологической форм материи. Человек - это микрокосм, в сокращенном обобщенном виде несущий в себе бесконечное многообразие материального мира. Это обусловило уникальный, хотя и естественно возникший способ существования человека – производство своего собственного бытия и своей сущности посредством преобразования природы. Человек – единственное образование в мире, бытие и сущность которого - результат непрерывного творения самого себя. Заключая в себе, в сокращенном и обобщенном виде, бесконечное богатство материального мира, человек способен к бесконечному познанию и преобразованию мира, бесконечному творению своей материальной и духовной сущности. Человеческий труд и интеллект по природе своей бесконечны. Сущность человека как микрокосма определяет смысл человеческого существования, смысл его труда и интеллектуального творчества. Смысл человеческого существования - не вне человека, а в самом человеческом бытии, в производстве, творении своего бытия и своей сущности. Сущность и смысл человеческого существования определяют направление развития человеческой сущности и самого смысла существования: человек развивается в свою собственную сущность; смысл его существования – углубление, погружение в свою неисчерпаемую человеческую сущность, бесконечное углубление и обогащение своей сущности. Развитие человеческой сущности происходит в процессе преобразования природной среды, создания «второй природы» (К. Маркс). Оно имеет, следовательно, и свои «внешние ориентиры»- освоение мира вширь (экспансия в космос) и вглубь. Однако собственно человеческое в этом движении заключается в развитии самой человеческой сущности, ее движении не во вне, а в глубь самой себя. Человек в своем развитии не имеет других внутренних ориентиров, кроме развития своей сущности, углубления в свою бесконечную человеческую сущность. Рассуждая более конкретно, смысл человеческого существования следует представить как бесконечное усложнение и обогащение творческого характера труда и творческих способностей человеческого интеллекта. Одним из важнейших сущностных свойств человека является общение, отношение человека к человеку, включающее феномены собственности и свободы. Развитие этой стороны человеческой сущности заключается в бесконечном обогащении человеческих отношений, росте единства, человеческой общности и, следовательно, свободы. Свободное развитие каждого как условие свободного развития всех важнейший принцип будущего способа подлинного развития человеческой сущности. Этот способ предполагает полное устранение эксплуатации человека человеком, ликвидацию тех общественных порядков, при которых человек может выступать средством для других, а не единственной целью социального прогресса.[1, c. 98]

Величие и достоинство человека заключается в бесконечных возможностях его труда и интеллекта. Весьма примечательно, что затрагивающее достоинство человека и его интеллекта утверждение о случайности человека само оказывается ничтожной мыслью, бессмыслицей, ибо «случайный человек», находящийся в случайном, поверхностном, бессодержательном отношении к миру, не мог бы судить о своей случайности, так как для этого он должен быть в необходимом отношении к миру. Концепция «случайного человека» есть не что иное, как скрытая форма «парадокса лжеца». Интеллект мстит за свое унижение, обращая в бессмыслицу утверждения о своей ничтожности. Современная наука, включая философию, уже многое знает о сущности человеческого интеллекта. Наиболее общая природа интеллекта как способности отображения мира в понятиях, законы мышления, связь интеллекта с языком и т. д. раскрыты и объяснены весьма основательно. Однако остаются и более глубокие уровни неисчерпаемой сущности человеческого интеллекта, к изучению которых современная наука еще только приближается. К ним, по нашему мнению. следует отнести в первую очередь те глубинные уровни человеческого интеллекта, которые закладываются в бесконечной предыстории интеллекта и скрыто «работают» в деятельности интеллекта, обеспечивая его способность адекватно познавать мир. Сущность человека, его интеллекта-аккумулят, синтез бесконечной последовательности природных сущностей, образующих закономерный мировой процесс. В природе интеллекта, следовательно, заложено нечто существенное от физической, химической и биологической ступеней эволюции мира. Логические законы и формы интеллекта возникли из «логики» физических, химических и биологических процессов и взаимодействий. Ближайшим образом эти законы обусловлены и подготовлены «аксиомой» естественного отбора, включающей как слой непосредственного случайностного отбора по способу «проб и ошибок», так и скрытую под ним глубинную тенденцию живого к саморазвитию, ускользающую от современных интерпретаций синтетической теории эволюции.[3, c.120]

 

 

 

 

 

 

§2 Психология интеллекта

        В книге «Психология интеллекта» Ж. Пиаже показывает концепцию образования операций и ее место в ряду других психологических концепций. Он характеризует роль интеллекта в отношении к адаптивным процессам, в группировке операций в соответствии с определенными структурами.

        В исследовании истоков интеллекта и представления реальности у детей первых двух лет жизни Пиаже установил, что в этот период в сознании ребенка происходит революция, подобно революции, совершенной в физике Коперником. Первоначально ребенок воспринимает мир как индивид, который не знает себя в качестве субъекта, не понимает своих собственных действий и поэтому приписывает реальности свои субъективные ощущения, даже не подозревая об этом. Ребенок пытается воздействовать на вещи, но сначала он не представляет их себе вне связи с непосредственными действиями. А в непосредственном действии может установиться лишь поверхностный контакт с вещами. Это приводит к тому, что ребенок считает объективной только такую реальность, которая выявляется в непосредственном восприятии.

          Разумеется, видимая реальность не исчерпывает объективно существующую. Поэтому ребенок, считает Пиаже, на ранних стадиях развития воспринимает мир как солипсист – он игнорирует себя как субъекта и не понимает собственных действий. Конструкция представления об окружающем мире, о реальности у ребенка в первые годы жизни состоит в переходе от одного состояния, где вещи центрированы вокруг «Я», которое управляет всем, не осознавая себя в качестве субъекта, в другое состояние, где «Я» занимает свое место в устойчивом мире и рассматривается как активный субъект среди других в этом мире. В этот период меняется исходная позиция ребенка по отношению к вещам. В сфере практических действий происходит переход от эгоцентризма к объективности. Так, на доречевом уровне умственного развития ребенка Пиаже выявил тот же самый эволюционный переход, который был обнаружен им в исследованиях вербального интеллекта. Всеобщность и неизбежность этого процесса позволили Пиаже назвать его законом эволюции. (Л. Обухова).

         Важно понять, что внимание Пиаже не сосредоточено на характере индивидуальных различий и, следовательно, он не занимается тем, что обычно понимают под тестированием интеллекта. Пиаже хочет открыть и объяснить, как происходит нормальное развитие человека. Он убежден, что нормальный ход развития существует, т.е., существует последовательность этапов, через которые, хотя и с разной скоростью, проходят все люди, причем одни проходят по этому пути дальше других. (М. Доналдсон).

         Вот что об этом пишет сам Пиаже:

«Психологическое объяснение интеллекта состоит в том, чтобы очертить путь его развития, показать, каким образом он с необходимостью завершается охарактеризованным равновесием…Наша задача, следовательно, вполне ясна: необходимо реконструировать генезис или фазы формирования интеллекта, пока мы, таким образом, не дойдем до конечного операционального уровня»[6, c. 357].

         С точки зрения Пиаже существенным признаком живых организмов является то, что они представляют собой саморегулирующиеся системы. В отличие от неживых предметов, они в состоянии сохранить или восстановить собственную структуру, если им что-то угрожает или они повреждены. Возьмем два примера из области физиологии: мы можем восстановить кожный покров, если порезали палец, мы можем поддерживать температуру тела в достаточно узких пределах, даже если температура тела резко меняется.

          Таким образом, сталкиваясь с опасностью, живые существа пытаются сохранить организм на определенном уровне стабильности. Когда они оказываются не в состоянии сделать это, они погибают. Поскольку все живые существа в конце концов погибают, полная адаптация не достижима: всегда может появиться какая-либо новая угроза, которая окажется роковой. Ясно, однако, что чем шире набор ситуаций, с которыми животное может справиться, тем выше его шансы выжить. Некоторые животные приспособлены к конкретному окружению, но их приспособление непластично. Они не могут изменить свое поведение при изменении среды обитания. Но человеческие существа обладают необыкновенной способностью гибко реагировать на изменения среды.

         Когда животное достигает своего рода гармоничных, или удовлетворительных, взаимоотношений с окружающей средой, то Пиаже говорит, что оно находится в состоянии равновесия. Равновесие не следует, однако, понимать, как состояние покоя. Оно есть состояние непрерывной активности, в ходе которой организм компенсирует или нивелирует как реальные, так и ожидаемые воздействия, выводящие систему из состояния равновесия. Это означает, что компенсация может представлять собой либо исправление дефекта, либо подготовку к воздействию, которое может к такому дефекту привести, если ничего не предпринять.[6, c. 501]

         Этот акцент на активности характеризует все рассуждения Пиаже. Живое существо не просто реагирует, оно, кроме того, и совершает действие. Адаптация не сводится к пассивным изменениям под воздействием вынуждающих к этому обстоятельств, как например, изменяется форма теста, если его сжать в руке. Живому существу необходимо сохранить свою структуру. Поэтому одним из аспектов биологической адаптации является такое воздействие на среду, при котором она приводится в соответствие с существующей структурой организма, среда в определенном смысле включается в него. В буквальном смысле включение происходит, например, когда животное переваривает пищу. Этот аспект процесса адаптации получил у Пиаже название ассимиляция.

          Ясно, однако, что сам по себе процесс ассимиляции не мог бы служить эффективным средством. Чтобы животное успешно адаптировалось, оно должно менять свое поведение, учитывая свойства предметов и явлений, с которыми ему приходится иметь дело. Животное, например, пьет жидкость, но, чтобы ассимилировать твердые продукты, оно должно их пережевать. Вот почему ассимиляция никогда не встречается в чистом виде, она всегда уравновешена хотя бы одним компонентом аккомодации. Аккомодация представляет собой такое воздействие, при котором поведение организма приводится в соответствие со средой, таким образом, эти два процесса противоположно направлены, но взаимодополняемы.

          Всякая адаптация направлена на развитие способности взаимодействовать с более широкой средой обитания. Интеллект человека решает эту задачу на беспрецедентно высоком уровне. Большинство животных адаптируются только к тому, что находится в непосредственной временной и пространственной близости от них. То же самое справедливо и для младенцев. Однако по мере развития дети приобретают способность усваивать знания, думать об объектах и о событиях, удаленных во времени и пространстве[2, c. 234].

Основной теорией развития интеллекта в когнитивной психологии можно назвать теорию стадий Пиаже, который сделал свои выводы, наблюдая за детьми разного возраста. Ребенок появился на свет, и ему ничего не остается делать, как адаптироваться к этому миру. Ассимиляция (истолкование события в разрезе существующих знаний) и аккомодация (приспособление к новой информации) — два процесса адаптации.

Информация о работе Психология интеллекта