Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 09:57, реферат
Психология (др.-греч. ψυχή — душа; λόγος — знание) — академическая и прикладная наука о поведении и психических процессах. Её направления разнообразны и многочисленны, они постоянно развиваются и дополняются. Многие учёные-психологи постоянно добавляют что-то новое, ведь наука достаточно молода, и занимается, пожалуй, самым сложным аспектом человеческой жизни. Одно из самых значимых направлений психологии – это психология личности, занимающаяся познанием личности человека и тех процессов, благодаря которым она в нас появляется.
1. Введение
1.1. Психология
1.2. Психология личности
2. Что такое личность?
3. Кого называют личностью в жизни и науке?
4. Что входит в психологию личности?
5. Каковы основные направления изучения личности в психологии?
6. Состояние вопроса о психологии личности в науке
7. Почему в науке нет единого определения личности?
8. Заключение
Во-вторых, сама психология личности как явление оказалась чрезвычайно сложной не только для глубокого научного понимания, но даже для ее описания. В связи с этим современные психологические знания оказались фрагментарными и касающимися далеко не всех возможных аспектов и сторон психологии личности. Например, в настоящее время гораздо больше знают о таких аспектах психологии личности, как способности, темперамент и характер, чем о таких ее сторонах, как мораль, убеждения. Иными словами, ученым-психологам пока что не удалось так глубоко и разносторонне изучить личность, как они, например, исследовали восприятие и память человека. Не случайно, что тема «Личность» вошла в состав научных психологических исследований гораздо позднее, чем предметом науки стали познавательные процессы человека.
В-третьих, психология личности оказалась зависимой от развития других наук, которые связаны с психологией человека. Это философия, социология, педагогика, право. Хотя приоритет в настоящее время в изучении личности имеет все же психология, но, занимаясь проблемами личности, психологи неизбежно наталкиваются на моральные, этические, социальные, правовые и другие вопросы, которые без участия представителей соответствующих наук они самостоятельно решить не могут. В той мере, в какой эти вопросы решаются названными науками, в их решении продвигается вперед и психология.
В-четвертых, научные знания в этой области еще не настолько точны, чтобы можно было считать их бесспорными. В связи с этим в современной психологии личности существует много разных точек зрения по одним и тем же вопросам. Поэтому имеется много разных мнений, десятки различных теорий личности, сотни методов ее изучения, десятки способов практического воздействия на личность.
Почему в науке нет единого определения личности?
Ответ на этот вопрос можно было бы получить уже из того, что говорилось выше о психологии личности как области научных знаний. Однако попробуем сформулировать этот ответ более развернуто и точно. Единого определения личности в науке не существует потому, что личность представляет собой очень сложное психологическое образование, причем по степени своей сложности превосходящее возможности, которыми обладает язык. Иными словами, психология личности включает в себя столько различных знаний и явлений, что перечислить их в одном определении не представляется возможным. Необходимо по крайней мере несколько определений, в которых представлены разные стороны психологии человека как личности. Каждый ученый имеет свой жизненный опыт и свои связанные с ним интересы, в том числе и научные. Он обращает внимание в первую очередь на то, что интересно лично для него и чему он придает особое значение. В связи с этим различные ученые выделяют и изучают разные аспекты психологии личности; именно эти аспекты они включают в предлагаемые ими определения личности. По данной причине их определения оказываются различными по содержанию. К определениям явлений, имеющимся в науках, особенно таких, которые не являются точными, предъявляются два основных общих требования: доказательство действительного существования того явления, которое включено в данное определение, и демонстрация того, что это определение является полным, то есть охватывает все существенные свойства соответствующего явления. Рассмотрим в качестве примера такое определение: личность — это совокупность потребностей и способностей человека, и выясним, соответствует ли оно сформулированным выше требованиям. Соответствие первому требованию может быть подтверждено, если в нашем распоряжении имеются точные определения того, что такое потребности и способности, и если, пользуясь этими определениями, потребности и способности человека можно экспериментально изучать, характеризовать качественно и оценивать количественно.
Поскольку определения потребностей и способностей действительно существуют в науке и, кроме того, имеются соответствующие методы опытного (экспериментального) изучения данных явлений, то предложенное определение личности можно считать правильным. Однако второму из названных выше требований оно явно не соответствует. Ведь, кроме потребностей и способностей в психологию личности входит многое другое, например, воля, темперамент, характер, эмоции и чувства. Очевидно, что с этих позиций приведенное выше определение нельзя считать правильным, так как оно не охватывает всех возможных сторон психологии личности. Практика показывает, что тому или иному из названных требований не полностью соответствуют практически все известные определения личности, предложенные в психологии. Все они включают в себя какие-то важные аспекты личности, и все эти определения что-то существенное в личности упускают. Кроме того, далеко не все, что включается в определение личности, мы можем экспериментально изучать и количественно оценивать (например, совесть, мораль, убеждения). Поскольку без определений явлений в любой науке обойтись невозможно, то в психологии в настоящее время сложилась такая ситуация, в которой существуют и признаются много разных определений личности. Это оправдывается тем, что существуют и разные теории личности, в каждой из которых имеется свое собственное, правильное для нее, определение личности. Такие определения есть, например, в психоанализе, в гуманистической теории личности, в теории черт личности, в теории социальных ролей. Таково объективное положение дел, причем не только в психологии, но и во многих других гуманитарных науках; иным оно сейчас быть не может. Это, во-первых, отражает природу самих гуманитарных наук (они, повторяем, не могут быть столь же точными, как, скажем, математика или физика); во-вторых, таково состояние этих наук сейчас. Оттого, что эти науки и имеющиеся в них определения не вполне точны, не могут соответствовать математическим, физическим и иным определениям по степени своей точности, нельзя отказывать им в праве считаться науками.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Личностью в психологии называют человека как носителя сознания. Считается, что личностью не рождаются, а становятся в процессе бытия и трудовой деятельности, когда, общаясь и взаимодействуя, человек сравнивает себя с другими, выделяет свое «Я». Психологические свойства (черты) личности полно и ярко раскрываются в деятельности, общении, отношениях и даже во внешнем облике человека.
Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность - сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности.
Не станешь личностью, копируя кого бы то ни было. Могут получиться лишь односторонности. Строительство собственной личности не может быть осуществлено по какому-то типовому проекту. Как максимум, здесь можно получить только общие установки. Надо всегда рассчитывать на предельную реализацию человеческих возможностей, никогда не говоря заранее: «Это у меня не получится»,- испытывать всесторонне свои задатки.
Личность и возникает тогда, когда индивид начинает самостоятельно, как субъект, осуществлять внешнюю деятельность по нормам и эталонам, за данным ему извне. Пока же человеческая деятельность обращена на него, а он остается ее объектом, индивидуальность, которой он, разумеется, уже обладает, не есть еще человеческая индивидуальность.
Поэтому-то личность и есть лишь там, где есть свобода. Свобода подлинная, а не мнимая, свобода действительного развертывания человека в реальных делах, во взаимоотношениях с другими людьми, а не в самомнении, не в удовольствии ощущения своей мнимой неповторимости.