Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 09:57, реферат
Психология (др.-греч. ψυχή — душа; λόγος — знание) — академическая и прикладная наука о поведении и психических процессах. Её направления разнообразны и многочисленны, они постоянно развиваются и дополняются. Многие учёные-психологи постоянно добавляют что-то новое, ведь наука достаточно молода, и занимается, пожалуй, самым сложным аспектом человеческой жизни. Одно из самых значимых направлений психологии – это психология личности, занимающаяся познанием личности человека и тех процессов, благодаря которым она в нас появляется.
1. Введение
1.1. Психология
1.2. Психология личности
2. Что такое личность?
3. Кого называют личностью в жизни и науке?
4. Что входит в психологию личности?
5. Каковы основные направления изучения личности в психологии?
6. Состояние вопроса о психологии личности в науке
7. Почему в науке нет единого определения личности?
8. Заключение
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 91»
п. Комарихинский
Психология – наука, изучающая личность
Работу выполнила
ученица 10 класса
МОУ «СОШ № 91»
п. Комарихинский
Бобрикова Т.А.
Работу проверила
учитель обществознания
Соларёва Л.И.
2011 год
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение
1.1. Психология
1.2. Психология личности
2. Что такое личность?
3. Кого называют личностью в жизни и науке?
4. Что входит в психологию личности?
5. Каковы основные направления изучения личности в психологии?
6. Состояние вопроса о психологии личности в науке
7. Почему в науке нет единого определения личности?
8. Заключение
ВВЕДЕНИЕ
Психология (др.-греч. ψυχή — душа; λόγος — знание) — академическая и прикладная наука о поведении и психических процессах. Её направления разнообразны и многочисленны, они постоянно развиваются и дополняются. Многие учёные-психологи постоянно добавляют что-то новое, ведь наука достаточно молода, и занимается, пожалуй, самым сложным аспектом человеческой жизни. Одно из самых значимых направлений психологии – это психология личности, занимающаяся познанием личности человека и тех процессов, благодаря которым она в нас появляется. Основной упор делается на создание общей картины социальной психологии личности человека и познание основных психических процессов. Важное место отводится так же изучению индивидуальных различий, существует несколько теорий личности в психологии. Она изучает развитие человека в обществе и вне него. Личность рассматривается психологией не как субъективная единица, которой приписаны те или иные социальные характеристики, а как индивидуальность с набором свойственных только ей черт, формирование которых и исследует данный раздел психологии. Кроме того психология личности изучает поведенческие особенности личности в определенной ситуации, возможности её развития, а также ее предел.
ЧТО ТАКОЕ ЛИЧНОСТЬ?
Соответствующих знаний вполне достаточно, чтобы понять, каким образом человек воспринимает, сохраняет, перерабатывает и использует информацию о себе самом и об окружающем его мире в процессе своей жизни. Однако мы часто замечаем, что люди, обладающие примерно одинаково развитым вниманием, памятью, сходным воображением и мышлением, в жизни ведут себя по-разному. Эти различия в социальном поведении невозможно полностью объяснить, исходя только из представлений о познавательных процессах человека. Необходимы знания других направлений психологии человека, позволяющие не только глубже понять его поступки, но также удовлетворительно объяснить имеющиеся между людьми индивидуальные различия в социальном поведении. Конечно, исходя из представлений о познавательных процессах, в какой-то мере можно объяснить и это, но такого объяснения явно недостаточно для того, чтобы психологически глубоко понимать человека. Как, например, мы можем понять человеческую мораль, опираясь только на память и мышление? Каким образом мы сможем разобраться в том, почему один художник или писатель выбирает одни сюжеты для своих картин или литературных произведений, а другой писатель или художник предпочитает иные сюжеты, если мы знакомы, лишь с воображением, мышлением и памятью этих людей? Чтобы решить эту и другие, подобные ей, задачи, необходимо знать способности, темперамент, характер, интересы и потребности, чувства, отношения человека. Все это и многое другое как раз и входит в понятие личность. Названные психологические свойства человека обладают устойчивостью и позволяют описать стабильные индивидуальные различия, существующие между людьми. Именно это обстоятельство на рубеже XIX и XX вв. привело к появлению в психологии понятия «личность». Тогда же были начаты первые научные исследования в этой области, одной из задач которых явилось точное определение личности. И тогда, и сейчас таких определений довольно много. Познакомимся с некоторыми из них. В самом общем виде личность можно определить как совокупность устойчивых психологических свойств человека, позволяющих понять и объяснить его социальное поведение, в частности, такие стороны этого поведения, как добро и зло, этика и мораль, следование установленным социальным нормам или их нарушение, и многое другое. Личность также можно определить как часть психологии человека, знание которой позволяет объяснять поступки людей и их индивидуальные различия, в том числе различия в социальном поведении. Личность — это социально-психологическое лицо человека или то, чем люди отличаются друг от друга в обществе и по отношению к нему. Личность — это также индивидуальное своеобразие человека, выраженное в его специфических психологических свойствах, которые в отличие от психических процессов и психических состояний человека называют качествами личности.
Кого называют личностью в жизни и науке?
В жизни личностью обычно называют человека, который отличается от многих других людей своими поступками. Такой человек обычно может принимать вполне разумные, самостоятельные решения, преодолевать трудности, возникающие на его пути. Такой человек психологически не похож на других людей и обладает ярко выраженной индивидуальностью. По многим вопросам он имеет собственное мнение, свои убеждения, свою собственную мораль и твердо придерживается их. В ситуации, когда на него оказывается психологическое давление со стороны, побуждающее его отказаться от своих убеждений, он способен противиться этому и вести себя независимо. Не называют обычно ярко выраженной личностью такого человека, у которого всего этого нет, кто не имеет индивидуальности, кто во всем или во многом похож на окружающих людей, кто поддается их влиянию и всегда старается быть как все. О таком человеке говорят, что он неприметный, незаметный, безликий, то есть не имеет собственного лица или личности. Примерно тоже самое понимают под личностью человека и в науке. Однако здесь недостаточно сугубо житейского ее понимания. Здесь необходимы точные научные определения — такие, пользуясь которыми, можно было бы разрабатывать методы изучения личности, оценивать человека как личность, его отдельные психологические свойства, исследовать процесс становления, изменения и развития человека как личности и создавать методы, с помощью которых можно было бы оказывать контролируемое воздействие на процесс формирования и развития личности. Иными словами, наука требует более точных определений и более достоверных, чем житейские, знаний о личности, проверяемых с точки зрения их истинности.
Что входит в психологию личности?
Такая постановка вопроса в свете того, что говорилось выше о множественности и недостаточной точности определений личности, кажется неоправданной, но, тем не менее, она вполне обоснованна. Нельзя приступать к обсуждению конкретных вопросов психологии личности, не договорившись сначала о том, что будет пониматься под структурой личности. Необходимо иметь самое общее, рабочее определение состава личности, которому соответствовало бы содержание глав учебника, причем это определение должно включать в себя рассматриваемые далее аспекты психологии личности. Но предлагаемое рабочее определение структуры личности мало связано с какими-либо частными теориями личности. Оно сложилось давно, опытным путем, и существует с тех пор, как психологи приступили к научному изучению личности. Так оказалось, что психологи больше всего исследовали именно те стороны личности, которые входят в соответствующее, рабочее определение ее структуры. Итак, в рамках данного материала личностью назовём человека, обладающего следующими устойчивыми психологическими свойствами: волей, способностями, темпераментом, характером, потребностями и эмоциями.
Каковы основные направления изучения личности в психологии?
Чаще всего в современной психологии выделяются и рассматриваются как отдельные следующие основные направления исследований личности: психодинамическое, социодинамическое и гуманистическое.
Психодинамическим называется такое направление в изучении личности, в котором человек как личность представляется и описывается с помощью терминов, характеризующих его внутренний мир, а объяснение поступкам дается исключительно изнутри, без учета факторов, влияющих на поведение человека со стороны окружающей среды. Такие, например, понятия, как потребности, способности, воля, характер и другие, — это и есть понятия, относящиеся к внутреннему миру человека, поэтому-то рабочее определение личности, которое было приведено выше, более всего представляет именно психодинамическое направление в изучении личности. Это направление называется так еще потому, что при рассмотрении процесса формирования и развития личности его динамика здесь изучается только как изменение психологии человека. Если в ответ на вопрос о том, почему конкретный человек в определенной обстановке ведет себя именно так, а не иначе, ссылаются на его характер, темперамент, волю, чувства, то фактически это находится в рамках психодинамического понимания личности. Если, отвечая на тот же вопрос, для объяснения поведения человека ссылаются лишь на внешние, не зависящие от него обстоятельства жизни, например на сложившуюся в данный момент окружающую обстановку, на действия других людей, вынуждающие человека так себя вести, то это выходит за рамки психодинамического объяснения поведения и переходим к другому, альтернативному пониманию личности — социодинамическому.
Социодинамическим называют такое направление в изучении и представлении личности, в котором человек как личность описывается в поведенческих терминах, а объяснение его поступкам дается исключительно на основе анализа и учета внешней обстановки или фактически не зависящих от данного человека жизненных обстоятельств. Можно, например, представлять и описать человека как личность через характерные для него поступки, через его реакции на различные жизненные ситуации, через привычки и т.д. Во всех подобных случаях для описания личности используются не внутренние свойства человека, а внешние формы его поведения — такие, за которыми можно наблюдать и которые можно объективно фиксировать и оценивать со стороны. Если в рамках социодинамического направления необходимо научно объяснить поведение человека, то оно рассматривается как реакция на внешние обстоятельства. При этом изучаются связи между внешними воздействиями, оказываемыми на человека, и его поступками и на основе знания самих воздействий и законов реагирования на них предлагаются объяснения его поведения. Иными словами, источники поступков человека помещаются вне его, и объяснения поведению даются не изнутри, а извне. Как психодинамическое, так и социодинамическое направления, а также способы объяснения поведения человека в русле этих подходов являются односторонними. В рамках психодинамического направления не принимается в расчет зависимость поведения от внешних обстоятельств, в то время как в рамках социодинамического направления, наоборот, — зависимость поведения человека от его собственной психологии.
Особым, одним из наиболее популярных в настоящее время направлений в изучении личности представляется то, которое называется гуманистическим. Оно возникло позднее, на волне справедливой критики других направлений. Дело в том, что проблема личности привлекла к себе внимание психологов и стала актуальной в то время, когда сильное влияние на психологию и на другие гуманитарные науки стала оказывать теория эволюции Ч. Дарвина, а также достижения в области физиологии высшей нервной деятельности И. П. Павлова. В соответствии с тенденцией, возникшей в конце XIX — начале XX в. под влиянием этих научных достижений, стало считаться не только нормальным, но и необходимым, обязательным сравнивать психологию и поведение человека с психологией и поведением животных и доказывать, что между ними нет принципиальных различий. Под влиянием этой тенденции ученые-психологи стали выбирать такие темы и проблемы для научного исследования и предлагать такие объяснения психологии и поведению человека, которые бы сближали человека и животных. Специфика гуманистического направления в изучении личности заключается в том, что в нем выделяются и рассматриваются психологические свойства, характерные только для человека, не присущие животным. Это такие свойства, как воля, сознание, мораль, цели и смысл жизни. Гуманистическое направление в настоящее время разрабатывается наиболее активно, и связанные с данным направлением теории личности находят широкое применение в психологической практике.
Состояние вопроса о психологии личности
в науке
Современное состояние вопроса о психологии личности в науке можно охарактеризовать следующим образом. Несмотря на то, что психологией личности ученые интересуются с древнейших времен и что уже около ста лет эта область знаний в психологической науке существует как самостоятельная, до сих пор нет единства в понимании многих вопросов психологии личности. Это касается почти всех научных вопросов, возникающих в данной области знаний, начиная от определения личности и выбора методов ее изучения, кончая теориями личности и способами практического воздействия на нее. Такое положение дел в современной психологии личности объясняется следующими причинами.
Во-первых, психология человека как личности возникла и стала развиваться как отдельная, самостоятельная отрасль знаний сравнительно недавно. Ее вполне обоснованно можно считать относительно молодой наукой, если иметь в виду историю существования и развития других, в том числе психологических, наук. Время существования психологии личности — около ста лет, в то время как другие науки существуют тысячу и более лет. За это время вряд ли следовало ожидать, что научные психологические знания достигнут достаточной степени точности и эта наука окажется способной ответить на все вопросы, которые жизнь ставит перед ней.