Психология больных с дефектами органов чувств и аномалиями развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 19:29, реферат

Краткое описание

О мудрости слепых говорил Соломон. Ему принадлежат слова: «...слепой не делает ни одного шага, не исследовав почву, на которую он ступает». Из античной литературы известно, что многие великие поэты древности, например Гомер, Оссиан, спартанский законодатель Ликург были слепыми, а некоторые мыслители Древней Греции — Демокрит, Диодор — сознательно ослепляли себя, чтобы целиком отдаться умственному созерцанию.
Известно, что внутреннюю связь между людьми обусловливает речь и слух, а не зрение. Всякое образование осуществляется посредством речи, и в этом отношении Отсутствие зрения представляет собой гораздо меньшее несчастье и отражается значительно меньше на интеллектуальных способностях, чем отсутствие слуха и речи. Это было отмечено отечественными исследователями в начале XX века.

Оглавление

1) ПСИХОЛОГИЯ СЛЕПЫХ
2) ПСИХОЛОГИЯ ГЛУХИХ И ТУГОУХИХ
3) РЕАКЦИИ БОЛЬНЫХ НА ПОВРЕЖДЕНИЯ ЛИЦА
4) ПСИХОЛОГИЯ БОЛЬНОГО С КОЖНЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
5)ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРИ ДЕТСКИХ ЦЕРЕБРАЛЬНЫХ ПАРАЛИЧАХ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

срсп3.doc

— 56.00 Кб (Скачать)

ПСИХОЛОГИЯ  БОЛЬНЫХ С ДЕФЕКТАМИ ОРГАНОВ  ЧУВСТВ И АНОМАЛИЯМИ РАЗВИТИЯ

План:

1) ПСИХОЛОГИЯ СЛЕПЫХ

2) ПСИХОЛОГИЯ ГЛУХИХ И ТУГОУХИХ

3) РЕАКЦИИ БОЛЬНЫХ НА ПОВРЕЖДЕНИЯ ЛИЦА

4) ПСИХОЛОГИЯ БОЛЬНОГО С КОЖНЫМИ  ЗАБОЛЕВАНИЯМИ

5)ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ  ПРИ ДЕТСКИХ ЦЕРЕБРАЛЬНЫХ ПАРАЛИЧАХ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПСИХОЛОГИЯСЛЕПЫХ

 

Пороки развития или приобретенные  дефекты различных органов чувств создают определенные сложности  в работе врачей и медицинского персонала.

 

О мудрости слепых говорил Соломон. Ему принадлежат слова: «...слепой не делает ни одного шага, не исследовав почву, на которую он ступает». Из античной литературы известно, что многие великие поэты древности, например Гомер, Оссиан, спартанский законодатель Ликург были слепыми, а некоторые мыслители Древней Греции — Демокрит, Диодор — сознательно ослепляли себя, чтобы целиком отдаться умственному созерцанию.

Известно, что внутреннюю связь  между людьми обусловливает речь и слух, а не зрение. Всякое образование  осуществляется посредством речи, и  в этом отношении Отсутствие зрения представляет собой гораздо меньшее несчастье и отражается значительно меньше на интеллектуальных способностях, чем отсутствие слуха и речи. Это было отмечено отечественными исследователями в начале XX века.

Принято считать, что у слепых изменены пороги анализаторов слуха, осязания, обоняния. Исследования показывают, что пороги анализаторов у слепых не ниже, но они достигают высокой степени дифференцированно

Исследователей всегда привлекало так называемое «шестое чувство  у слепых», «чувство препятствия», «чувство расстояния», «чувство приближения», «лицевое зрение».

«Чувство расстояния», по мнению некоторых, имеет свои корни в нервных  волокнах лица, в особых разветвлениях  тройничного нерва. Другие считали, что ощущение удаленных предметов воспринимается лицом в области глаз и ушей или придавали значение слуху с участием кинестетических, тактильных, температурных и других ощущений.

Ученики и сотрудники крупнейшего  советского физиолога И. С. Бериташвили (1884—1975) считают, что в основе «шестого чувства» слепых лежит способность восприятия подпороговых раздражителей слухового анализатора, которое приводит к сокращению мышц лица и создает ощущение восприятия предметов лицом. Другая точка зрения заключается в том, что в основе этого явления — «шестого чувства»—лежит полисенсорное восприятие, присущее всем людям, но более развитое у слепых.

Психологические особенности слепых детей зависят от возраста. Раннее развитие обычно протекает без отклонений, но очень рано сказывается стремление родителей оградить детей от трудностей. Создавая излишне щадящую обстановку, они сковывают инициативу, недостаточно стимулируют развитие навыков самообслуживания. В 3—5 лет иногда появляются отдельные невротические симптомы в виде ночных страхов, энуреза, нарушений аппетита. В возрасте 6—7 лет у детей может появиться | сознание своего физического недостатка. Взрослые, проявляя гиперопеку, только подчеркивают беспомощность ребенка и тем самым часто ухудшают его состояние. В этом периоде могут углубляться невротические реакции, возникать более отчетливые страхи.

В последующие годы у некоторых  слепых детей . появляются робость, нерешительность, плаксивость, [ склонность к фантазированию, уход от детского коллектива, у других повышенная раздражительность, капризность, упрямство, обидчивость, возбудимость.

Начало обучения в школе для  таких детей связано с большими трудностями. Адаптация к условиям интерната для слепых детей всегда затруднена, разлука с близкими, с привычной обстановкой, с одной  стороны, и трудностями новой обстановки — с другой, часто способствуют возникновению невротических симптомов, в клинической картине которых преобладают расстройства сна, аппетита, повышенная утомляемость, сонливость днем на уроках. "Могут возникнуть настороженность, повышенная обидчивость и ранимость. Дети становятся плаксивыми, угрюмыми, медлительными и крайне беспомощными. На эту беспомощность у них возникает еще большая реакция, чаще всего реакция протеста.

В пубертатном возрасте у некоторых  слепых детей могут появиться  педантичность, стремление строго выполнять режим дня, иногда может возникнуть ипохондрическая фиксация или подозрительность и настороженность. В этом возрасте у детей наблюдается выраженная реакция на свой недостаток, могут появляться неуверенность в своих возможностях, опасение за свою судьбу.

Дети особенно плохо чувствуют  себя в обществе зрячих. У одних  детей иногда возникают сенситивные  идеи отношения. У других могут формироваться  отчетливые черты эгоизма, эгоцентризма. Они придерживаются формальных правил распорядка, держатся высокомерно, не терпят замечаний,, переоценивают собственные возможности.

При изучении изменений личности слепых в последние годы доказано, что  наиболее характерными психологическими особенностями являются сверхценные  идеи ущербности, обусловленные утратой зрения. Это более четко выступает у лиц со слепотой приобретенной, чем врожденной. У слепых, как правило, если это не связано с одновременным поражением мозга, не наблюдается интеллектуальной недостаточности. Для них характерен высокий уровень понимания нравственности, принципиальности, справедливости (В. Ф. Матвеев, Г. В. Козловская, Д. Ч. Темоев). Лица, болезненно переживающие свой дефект, всегда плохо себя чувствуют среди зрячих; вынужденное пребывание в таком коллективе способствует возникновению аутистических тенденций.

ПСИХОЛОГИЯ ГЛУХИХ И  ТУГОУХИХ

 

Изменения личности при выключении слухового анализатора менее  четки, но принципиально они мало отличаются от описанных выше. Так, при снижении слуха, особенно возникающем  в зрелом возрасте, появляются затруднения в установлении контактов с окружающими, возникают повышенная раздражительность, обидчивость. Из-за трудностей общения могут появиться сенситивные идеи отношения. Так, например, окружающие засмеялись, а человек с плохим слухом понял, что его осуждают, о нем говорят, смеются над ним. У тревожных, самолюбивых и мнительных лиц могут возникать сначала подозрения, а затем уверенность в недоброжелательном отношении.

Бред тугоухих, как правило, не возникает  только из-за снижения слуха. В развитии и оформлении психических расстройств определенную роль играют психогенные факторы (длительные служебные и семейные конфликтные ситуации и др.), а также характерологические особенности лиц.

Пребывание таких больных в  соматическом стационаре вызывает большие затруднения, особенно если врач не уделил достаточного внимания этому дефекту. В период обследования они стремятся напряженно вслушиваться в разговоры персонала, врачей, соседей по палате. Снижение слуха и аффективная настроенность не позволяют им разобраться в их собственной ситуации. Они болезненно интерпретируют действия окружающих, принимая в свои адрес «самые тяжелые подозрения». Это часто приводит к подавленному настроению, тревоге, нарушениям сна и аппетита. Надо учитывать, что тугоухие, обычно скрывая свой недостаток, часто стесняются и окружающих больных. Поэтому врач в своей работе должен учитывать все обстоятельства, чтобы рассеять болезненные сомнения и подозрения.

 

 

 

РЕАКЦИИ БОЛЬНЫХ НА ПОВРЕЖДЕНИЯ  ЛИЦА

 

Во время второй мировой войны  большое внимание уделялось психическим нарушениям у раненых с повреждением лица. М. С. Лебединский писал, что любой участок собственного тела для каждого человека представляет особую ценность и глубоко связан с личностью. Имеются наблюдения, что конечность остается для человека очень дорогой, даже если функция ее полностью утрачена. Такие больные, если нет угрозы для жизни редко соглашаются на ампутацию полностью бездействующей ноги или руки, чтобы заменить ее протезом.

Выразительные движения лица составляют единое целое с эмоциональным состоянием человека. Поэтому деформации лица, лишение в связи с этим выразительных движений вызывают тяжелые изменения в сознании. Эстетический критерий в отношении своего тела присущ всякому нормальному человеку, но особую значимость он приобретает, когда касается лица. Человек, потерявший руку или ногу, страдает от того, что на него смотрят окружающие. У ригидных личностей с наклонностью к длительной фиксации отрицательных эмоций возможны хронические расстройства настроения и стойкие изменения характера по типу патологического развития. У них можно наблюдать нарастание возбудимости, истеричности, астенических проявлений и нередко паранойяльную настроенность.

Правильный психотерапевтический подход может значительно облегчить  страдания таких больных, помочь им создать новую жизненную доминанту. Это в большой мере относится к лицам, получившим тяжелые ожоги лица.

Психологические реакции на повреждение  лица или на врожденные уродства возникают  в определенном возрасте. Известно, что ребенок уже с 3 лет начинает пользоваться местоимением «я» вместо «он», выделяя себя из окружающей среды, что соответствует формированию у него аллопсихического самосознания. Однако в этом периоде он еще не дает реакции на обственный недостаток, так как не спосбен оценивать свою внешность.

Представления о собственном теле возникают к 7 годам: когда появляется способность отчетливо различать  правую и левую сторону на себе и других, т. е. с периода формирования соматопсихического самосознания. Но и этому возрасту пока еще не свойственны вполне адекватные эмоциональные реакции на повреждения и уродства лица.Примерно с 12 лет, в период биологического оживления подростковой сексуальности рождаются и новые человеческие взаимоотношения. По мере расширения контактов у подростков усложняются и их связи. Часто индивидуальные отношения в коллективах строятся не только в зависимости от характерологических особенностей, но и внешнего вида. Подростки становятся крайне чувствительны к разговорам по поводу внешности. Так, замечания относительно излишней полноты, «уродливого носа», «оттопыренных ушей», родимого пятна могут явиться причиной длительных и тяжелых переживаний, особенно если речь идет о дефектах лица. У них возникают стойкие навязчиво-фиксированные переживания о своей неполноценности. В связи с этим настроение становится пониженным, подростки ограничивают свои контакты, ищут способы устранения дефектов лица. В этих случаях речь идет о доминирующих или сверхценных идеях. Подростки крайне озабочены, охвачены своей ущербностью, преувеличивая значение имеющихся у них дефектов, воспринимают перспективу весьма трагически.Смягчению или исчезновению сверхценных идей такого генеза могут способствовать психотерапевтические беседы, применение транквилизаторов. Нередко своевременное проведение косметических операций при наличии уродств значительно смягчает психогенные реакции.

Иногда у подростков возникают  тяжелые переживания «мнимого»  дефекта лица, что проявляется  в форме бредовых идей физического  недостатка (синдром дисморфофо-бии — дисморфомании). При этом, как привило, нормальная часть лица воспринимается измененной, уродливой.

ПСИХОЛОГИЯ БОЛЬНОГО С КОЖНЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ

 

Кожа, по мнению Р. Конечного и М. Боухала, представляет орган, который  человек выставляет окружающим. Кожа имеет различное психологическое значение: служит границей между человеком и окружающей средой; органом контакта с окружающей средой; органом выражения волнения, опасения, страха, стыда; органом чувств, с помощью которого ощущается тепло, холод, боль, зуд, прикосновение, сексуальные импульсы и т. п.

Психологическая реакция больных  с заболеваниями кожи обусловлена  распространенностью заболевания, характером поражения (открытые участки, лицо, руки), влиянием на профессиональную деятельность (артисты, преподаватели, врачи), преморбидными особенностями больного.

Такие заболевания, как псориаз, экзема, нейродермит, справедливо относят  к психосоматическим заболеваниям. Пониманию механизма формирования их способствуют работы П. К. Анохина. Как  указывалось ранее, П. К. Анохин, критикуя термин «задержанные эмоции», подчеркивал, что задержать возникшую эмоциональную реакцию невозможно. При длительных отрицательных эмоциях происходит усиление какого-то вегетативного пути, в результате которого возникает гипертензионное состояние сосудов, спастическое состояние кишечника или дерматозы.

Установлена связь хронических  кожных заболеваний с тяжелыми длительными  психическими травмами. При возникновении  заболевания обнаруживается характерный  для психосоматических расстройств замкнутый круг. Болезнь способствует появлению эмвциональных реакций на окружающее, на ситуации, на болезнь, а они усиливают высыпания на коже.У больных с поражением открытых частей тела, как правило, наблюдается гипернозогнозическая реакция на болезнь. Они испытывают чувство робости, стыдливости,скованности, сверхценные идеи отношения при пребывании в общественных местах.

При хроническом течении таких  заболеваний, как нейродермит, экзема, псориаз, закрепляются и усиливаются  определенные черты характера: склонность давать истерические реакции, реакции тревоги и депрессии, появляются замкнутость, робость, сенситивность, неуверенность в себе.Такие больные согласны на любые процедуры, лечебные мероприятия, чтобы избавиться от болезни. Длительное ожидание намеченной процедуры, откладывание ее, как правило, вызывает ухудшение состояния, так как эмоциональное напряжение, ожидание, необходимость сдерживать возникающие эмоции усиливают кожное заболевание.У некоторых больных легко возникают раздражительность, взрывчатость, реакции протеста, оппозиция и другие патохарактерологические расстройства. В их возникновении определенную роль играет зуд, часто сопровождающий кожные заболевания, особенно беспокоящий больных по ночам и нарушающий сонНаиболее выраженные реакции на кожные заболевания наблюдаются у подростков, они дают депрессивные состояния, которые часто не соответствуют характеру поражения кожи, но воспринимаются ими как катастрофа, как «крушение всех планов и надежд».Удаление татуировки представляет один из важных вопросов дерматологии и косметики. Обычно наносят себе татуировка молодые люди, подражая взрослым. В последующем она часто служит источником постоянной психической травмы, вызывая реакции стыда, огорчения, досады, а в ряде случаев сверхценных идей отношения: видят у меня татуировку, думают, что я сидел и тюрьме, и т. п.

Информация о работе Психология больных с дефектами органов чувств и аномалиями развития