Психология - как саморазвитие

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 21:44, курсовая работа

Краткое описание

Данный проект будет охватывать преподавание в средних школах и школах-гимназиях с первого по одиннадцатый класс. Учитывая современные тенденции к широкому кругу развития школьников и нервозность процесса обучения, необходимо проводить полный курс психологии в школе, подготавливать детей к самостоятельности и умениям принимать собственные решения.

Файлы: 1 файл

НЕПОСРЕДСТВЕННО ПРОЕКТ.doc

— 99.50 Кб (Скачать)

Казахский Национальный Университет им. Аль-Фараби

Факульте философии  и политологии

Отделение психологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОЕКТ

Психология – как  саморазвитие

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 4го курса

Нординова Татьяна

Научный руководитель:

 Агеев Валентин  Васильевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алматы, 2007

Основные параметры  проекта «Психология – как  саморазвитие»

 

Классы. Основные психологические особенности школьников.

 

Данный проект будет  охватывать преподавание в средних  школах и школах-гимназиях с первого  по одиннадцатый класс. Учитывая современные тенденции к широкому кругу развития школьников и нервозность процесса обучения, необходимо проводить полный курс психологии в школе, подготавливать детей к самостоятельности и умениям принимать собственные решения.

В своем проекте я предполагаю придерживаться стратегии, что в обучении необходимо движение и развитие деятельности учащихся. Преподаванием психологии необходимо создавать условия для успешной деятельности и саморазвития, самооценки и самоконтроля школьников в жизни.

«При этом необходимо учитывать, что только из движения и развития деятельности обучаемого, только в ее рамках возникает, зарождается и развивается деятельность специалиста. Тем самым именно деятельность учащегося является стержнем учебно-воспитательного процесса, его, если так можно выразиться, основным содержанием, а деятельность преподавателя лишь средством для создания форм движения этого сожержания» (Ляудис Методика преподавания)

Думаю, что предмет  «Психология – как саморазвитие»  необходим по следующим причинам:

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

    1. 1-4 классы

Период развития ребенка  здесь начинается с кризиса 7 лет, когда у ребенка начинает формироваться  социальное Я, он начинает осознавать, что есть другие люди, что ему  необходимо осваивать новую –  учебную деятельность. Обобщение эмоций приводит к чувству собственной значимости или не значимости.

Курс «Психология –  как саморазвитие» здесь необходим, чтобы помочь ребенку ориентироваться  в социальном пространстве, приспособиться к учебной деятельности, научить  самостоятельности и приучить к самоконтролю, учебно-познавательной мотивации, учебным операциям, мотивировать к успеху, помочь также перейти от наглядно-образного мышления к словесно-логическому.

    1. 5-8 классов

Курс «Психология - как  саморазвитие» необходим здесь, чтобы помочь детям разобраться в таких, присущих этому возрасту понятий, как половое созревание, половая идентификация, отношения между мальчиками и девочками, эмоции, эмоциональная нестабильность, личность, личностная нестабильность, тенденция и чувство взрослости, поговорить о наркотиках, алкоголе, СПИДе, Я-концепции, внутреннем мире, мировоззрении, увлечениях, общении, неформальном общении, любви, дружбе, враждебности, конфликтах.

    1. 9-11 классы

В этот период развития школьников курс «Психология – как саморазвитие» необходим, чтобы помочь школьникам осознать свою самоценность, самостоятельность, профессионально определиться, самоопределиться. Много времени уделяется развитию мировоззрения, умению выражать собственное мнение. Развитие интеллекта, памяти, воображения. Рассмотрение тем, как держаться и хорошо сдать экзамены.

(Кулагина Возрастная  психология)

 

Предмет «Психология  – как саморазвитие» будет  проводиться, независимо от класса 2 раза в неделю, желательно два урока  подряд. А также будут проводиться  внеклассные мероприятия и факультативы для желающих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНЕЧНАЯ ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

 

Воспитание в школьниках определенного уровня самостоятельности (сознательности) и эрудированности.

 

Под самостоятельностью подразумевается высокая здоровая самооценка, достаточный уровень притязаний, умение самому выполнять задания, принимать на себя ответственность за себя и свою жизнь, осведомленность учащихся о системе их образования, о требованиях к ним и способность понимать насколько он успешен, стремление к этой успешности.

Под определенным уровнем самостоятельности имеется ввиду тот уровень, которого школьники могут достичь за одиннадцать лет, который подталкнет дальнейшее развитие самостоятельности в жизни. 

Под понятием эрудированности  подразумевается формирование у детей общих психологических понятий, владение ими, повышение интеллекта и вербального запаса слов (улучшение речи).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЭТАПНЫЕ ЦЕЛИ ПРОЕКТА

 

 

  1. теоретическое и практическое овладение знаниями и методами построения гармоничного общения и взаимодействия с людьми в различных условиях их жизнедеятельности (то есть единство теории и практики);

 

  1. умение преобразовать себя;

 

  1. развитие психологического творческого мышления, наблюдательности, внимания, памяти, интеллекта, мышления;

 

  1. Развитие самооценки и коммуникативных способностей;

 

  1. Диагностика уровня освоенности и осознанности учебных действий, уровня развития познавательной деятельности;

 

  1. Анализ направлений совершенствования воспитательного процесса, анализ конфликтных ситуаций и средств их преодоления;

 

  1. Анализ учебных взаимодействий и межличностных взаимоотношений.

 

(Столярчук Методика  преподавания психологии)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ

 

- Лекция (кратко, в доступной  форме, излагается теоретический  материал)

- Исследовательская работа (Проблемный вопрос, задача, доклад)

- Беседа

- Обсуждение

- Конференция

- Круглый стол

- Игра

- Лабораторная работа

- Самостоятельная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФОРМА ОЦЕНКИ И КОНТРОЛЯ

 

Оценивание проводиться  по результатам достигнутых школьниками успехов, путем проверки выполненных заданий, работ и активности, стремлению участвовать, старательности. Поощряются любые идеи и мысли, исследовательская работа и свободные высказывания.

 

 

За полное выполнение задания, с творческим подходом, за старания и рост – 5 «отлично». Также для поощрения и поддержания успехов.

 

За частичную недоработку  задания, как стимул сделать лучше  – 4 «хорошо»

 

За попустительское  отношение, плохое выполнение, множество  ошибок – 3 «удовлетворительно»

 

За невыполнение задания, как наказание – 2 «неудовлетворительно»

 

 

Контроль осуществляется в виде методик, контрольных работ, круглых столов и конференций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СИСТЕМА УРОКА

 

 

    1. Организационный момент
    2. Мотивация, постановка цели
    3. Опрос
    4. Актуализация знаний
    5. Изучение нового
    6. Закрепление
    7. Контроль, коррекция
    8. Итоги урока
    9. Домашнее задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СТРУКТУРА РАЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ  УРОКА

 

 

1. Плотность информации

От 60% до 75%

2. Число видов деятельности  школьников на уроке

4-7

3. Плотность учебной  деятельности

10 мин - максимально

4. Число видов преподавания

Не менее 3х

5. Чередование учебной  деятельности 

Через 7-10 минут

6. Наличие эмоциональных  разрядок

2-3


 

 

Н.К. Смирнова «Здоровьесберегающие образовательные технологии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЧЕМУ 8 КЛАСС

В данном проекте я решила отразить поурочное планирование именно 8го класса, т.к.:

  1. Переход в старшие классы, необходима подготовка к адаптации.
  2. Подростковый возраст, установка новых ценностей, норм, формирование интересов.
  3. Для данного проекта самый интересный возраст – еще дети, но уже довольно сознательные. Уже столкнулись с конфликтами, трудностями в общении, с понятие самооценки.
  4. Активно формируется самооценка, представления Я. Закладываются модели поведения, общения с коллективом.
  5. Плодотворная почва для развития творчества и воображения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ПСИХОЛОГИЯ _ КАК САМОРАЗВИТИЕ»

 

1 класс  

ОЩУЩЕНИЯ

 

1) Раскрыть теоретическое  понятие «ощущений», их виды, функции,  свойства. Играя, научить детей  различать свои ощущения.

2) Подготовка к учебной  деятельности. (Режим, самоконтроль)

 

2 класс  

ВОСПРИЯТИЕ

 

Теория восприятия. Доступно изложить в течении года теоретический материал о нашем восприятии. На практике научиться различать виды восприятия.

 

3 класс   

ВНИМАНИЕ

 

Объяснить, что такое  внимание, как оно работает, какое  оно бывает. Научить на пракитке концентрировать, переключать, распределять свое внимание.

 

4 класс   

ПАМЯТЬ

 

Донести до учащихся, что  такое человеческая память, как она  работает, какая бывает. На практике научить тренировать и улучшать свою память.

 

5 класс  

1 полугодие  ВООБРАЖЕНИЕ

 

Отражение понятия воображения, его содержание. На практике – различение видов и тренировка, развитие воображения. Визуализация, легкие техники визуализации.

 

 2 полугодие ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ

 

Половая идентификация, гендерные различия, отношения между  мужчинами и женщинами, половые  различия.

 

6 класс  

1 полугодие МЫШЛЕНИЕ

 

Основные понятия, виды, механизмы. Как диагностируется, различается. Тренировка видов мышления, примеры.

               

2 полугодие ЛИЧНОСТЬ

 

Раскрытие теоретического значения личности в психологии. Формирование самостоятельной, зрелой личности. Понятия темперамента, характера, черт личности. Диагностика личности.

 

7 класс  

ЭМОЦИИ

 

Раскрытие теорий эмоций, какие они бывают. Научиться контролировать и справляться со своими эмоциями, различать их. Положительные отрицательные эмоции, виды.

 

8 класс  

1 полугодие ООБЩЕНИЕ (КОММУНИКАЦИЯ)

 

Теория общения. Навыки успешной коммуникации. Вербальное, невербальное общение. Неформальное общение.

 

            

2 полугодие КОНФЛИКТЫ

 

Теория конфликтов –  определения, виды, выходы, процессы. На практике – свои примеры, выходы из них, решения.

 

9 класс  

1 полугодие СОЗНАНИЕ. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ.

 

Знакомство с концепциями  понимания сознания и бессознательного. Теории человеческого сознания. На практике – интерпретация снов, медитации, релаксации.

Информация о работе Психология - как саморазвитие