Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 21:44, курсовая работа
Данный проект будет охватывать преподавание в средних школах и школах-гимназиях с первого по одиннадцатый класс. Учитывая современные тенденции к широкому кругу развития школьников и нервозность процесса обучения, необходимо проводить полный курс психологии в школе, подготавливать детей к самостоятельности и умениям принимать собственные решения.
Казахский Национальный Университет им. Аль-Фараби
Факульте философии и политологии
Отделение психологии
ПРОЕКТ
Психология – как саморазвитие
Выполнила: студентка 4го курса
Нординова Татьяна
Научный руководитель:
Агеев Валентин Васильевич
Алматы, 2007
Основные параметры проекта «Психология – как саморазвитие»
Классы. Основные
психологические особенности
Данный проект будет охватывать преподавание в средних школах и школах-гимназиях с первого по одиннадцатый класс. Учитывая современные тенденции к широкому кругу развития школьников и нервозность процесса обучения, необходимо проводить полный курс психологии в школе, подготавливать детей к самостоятельности и умениям принимать собственные решения.
В своем проекте я предполагаю придерживаться стратегии, что в обучении необходимо движение и развитие деятельности учащихся. Преподаванием психологии необходимо создавать условия для успешной деятельности и саморазвития, самооценки и самоконтроля школьников в жизни.
«При этом необходимо учитывать, что только из движения и развития деятельности обучаемого, только в ее рамках возникает, зарождается и развивается деятельность специалиста. Тем самым именно деятельность учащегося является стержнем учебно-воспитательного процесса, его, если так можно выразиться, основным содержанием, а деятельность преподавателя лишь средством для создания форм движения этого сожержания» (Ляудис Методика преподавания)
Думаю, что предмет
«Психология – как
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Период развития ребенка здесь начинается с кризиса 7 лет, когда у ребенка начинает формироваться социальное Я, он начинает осознавать, что есть другие люди, что ему необходимо осваивать новую – учебную деятельность. Обобщение эмоций приводит к чувству собственной значимости или не значимости.
Курс «Психология –
как саморазвитие» здесь
Курс «Психология - как саморазвитие» необходим здесь, чтобы помочь детям разобраться в таких, присущих этому возрасту понятий, как половое созревание, половая идентификация, отношения между мальчиками и девочками, эмоции, эмоциональная нестабильность, личность, личностная нестабильность, тенденция и чувство взрослости, поговорить о наркотиках, алкоголе, СПИДе, Я-концепции, внутреннем мире, мировоззрении, увлечениях, общении, неформальном общении, любви, дружбе, враждебности, конфликтах.
В этот период развития школьников
курс «Психология – как
(Кулагина Возрастная психология)
Предмет «Психология – как саморазвитие» будет проводиться, независимо от класса 2 раза в неделю, желательно два урока подряд. А также будут проводиться внеклассные мероприятия и факультативы для желающих.
КОНЕЧНАЯ ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Воспитание в школьниках определенного уровня самостоятельности (сознательности) и эрудированности.
Под самостоятельностью
подразумевается высокая
Под определенным уровнем самостоятельности имеется ввиду тот уровень, которого школьники могут достичь за одиннадцать лет, который подталкнет дальнейшее развитие самостоятельности в жизни.
Под понятием эрудированности подразумевается формирование у детей общих психологических понятий, владение ими, повышение интеллекта и вербального запаса слов (улучшение речи).
ЭТАПНЫЕ ЦЕЛИ ПРОЕКТА
(Столярчук Методика преподавания психологии)
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ
- Лекция (кратко, в доступной
форме, излагается
- Исследовательская работа (Проблемный вопрос, задача, доклад)
- Беседа
- Обсуждение
- Конференция
- Круглый стол
- Игра
- Лабораторная работа
- Самостоятельная работа
ФОРМА ОЦЕНКИ И КОНТРОЛЯ
Оценивание проводиться по результатам достигнутых школьниками успехов, путем проверки выполненных заданий, работ и активности, стремлению участвовать, старательности. Поощряются любые идеи и мысли, исследовательская работа и свободные высказывания.
За полное выполнение задания, с творческим подходом, за старания и рост – 5 «отлично». Также для поощрения и поддержания успехов.
За частичную недоработку задания, как стимул сделать лучше – 4 «хорошо»
За попустительское отношение, плохое выполнение, множество ошибок – 3 «удовлетворительно»
За невыполнение задания, как наказание – 2 «неудовлетворительно»
Контроль осуществляется в виде методик, контрольных работ, круглых столов и конференций.
СИСТЕМА УРОКА
СТРУКТУРА РАЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА
1. Плотность информации |
От 60% до 75% |
2. Число видов деятельности школьников на уроке |
4-7 |
3. Плотность учебной деятельности |
10 мин - максимально |
4. Число видов преподавания |
Не менее 3х |
5. Чередование учебной деятельности |
Через 7-10 минут |
6. Наличие эмоциональных разрядок |
2-3 |
Н.К. Смирнова «Здоровьесберегающие образовательные технологии»
ПОЧЕМУ 8 КЛАСС
В данном проекте я решила отразить поурочное планирование именно 8го класса, т.к.:
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ПСИХОЛОГИЯ _ КАК САМОРАЗВИТИЕ»
1 класс
ОЩУЩЕНИЯ
1) Раскрыть теоретическое понятие «ощущений», их виды, функции, свойства. Играя, научить детей различать свои ощущения.
2) Подготовка к учебной деятельности. (Режим, самоконтроль)
2 класс
ВОСПРИЯТИЕ
Теория восприятия. Доступно изложить в течении года теоретический материал о нашем восприятии. На практике научиться различать виды восприятия.
3 класс
ВНИМАНИЕ
Объяснить, что такое внимание, как оно работает, какое оно бывает. Научить на пракитке концентрировать, переключать, распределять свое внимание.
4 класс
ПАМЯТЬ
Донести до учащихся, что такое человеческая память, как она работает, какая бывает. На практике научить тренировать и улучшать свою память.
5 класс
1 полугодие ВООБРАЖЕНИЕ
Отражение понятия воображения, его содержание. На практике – различение видов и тренировка, развитие воображения. Визуализация, легкие техники визуализации.
2 полугодие ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ
Половая идентификация, гендерные различия, отношения между мужчинами и женщинами, половые различия.
6 класс
1 полугодие МЫШЛЕНИЕ
Основные понятия, виды, механизмы. Как диагностируется, различается. Тренировка видов мышления, примеры.
2 полугодие ЛИЧНОСТЬ
Раскрытие теоретического значения личности в психологии. Формирование самостоятельной, зрелой личности. Понятия темперамента, характера, черт личности. Диагностика личности.
7 класс
ЭМОЦИИ
Раскрытие теорий эмоций, какие они бывают. Научиться контролировать и справляться со своими эмоциями, различать их. Положительные отрицательные эмоции, виды.
8 класс
1 полугодие ООБЩЕНИЕ (КОММУНИКАЦИЯ)
Теория общения. Навыки успешной коммуникации. Вербальное, невербальное общение. Неформальное общение.
2 полугодие КОНФЛИКТЫ
Теория конфликтов – определения, виды, выходы, процессы. На практике – свои примеры, выходы из них, решения.
9 класс
1 полугодие СОЗНАНИЕ. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ.
Знакомство с концепциями понимания сознания и бессознательного. Теории человеческого сознания. На практике – интерпретация снов, медитации, релаксации.