Психологическое содержание управленческой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 08:09, доклад

Краткое описание

Психоло́гия управле́ния — раздел психологии, изучающий психологические закономерности управленческой деятельности. Основная задача психологии управления — анализ психологических условий и особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления.
Процесс управления реализуется в деятельности руководителя, в которой психология управления выделяет следующие моменты:
- диагностика и прогнозирование состояния и изменений управленческой подсистемы;

Оглавление

Введение
1. Место психологии в процессе управления
2. Психология и ее предмет управления
3.Мотивация и поведение личности в организации
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Психологическое содержание управленческой деятельности.docx

— 25.78 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Иркутский Государственный Технический Университет

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад на тему: «Психологическое содержание управленческой деятельности»

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент группы МОзу-09-1

Ведерников  Н.В.

Проверила: Макарова О.Л

 

 

 

 

Иркутск 2012 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Место психологии в процессе управления

2. Психология и ее предмет управления

3.Мотивация и поведение личности в организации

Заключение

Список использованной литературы

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Психоло́гия управле́ния — раздел психологии, изучающий психологические закономерности управленческой деятельности. Основная задача психологии управления — анализ психологических условий и особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления.

Процесс управления реализуется  в деятельности руководителя, в которой  психология управления выделяет следующие  моменты:

- диагностика и прогнозирование  состояния и изменений управленческой  подсистемы;

- формирование программы  деятельности подчиненных, направленной  на изменение состояний управляемого  объекта в заданном направлении;

- организация исполнения  решения.

В личности руководителя психология управления различает его управленческие потребности и способности, а  также его индивидуальную управленческую концепцию, управленческие замыслы  и внутренне принятые личностью  принципы и правила управления.

Деятельность руководителя имеет многообразный характер. Чтобы  успешно осуществлять эффективную  работу предприятия, принимать оптимальные  решения, работать с людьми, талантливый  руководитель должен сочетать в себе способности, опыт, знания, и умение их применения. Руководитель должен иметь  подготовку во многих сферах жизнедеятельности. В частности и в сфере психологии.

Работа руководителя –  это, прежде всего работа с людьми, которая является одним из самых  сложных видов деятельности. Уже  один только этот факт порождает необходимость  психологической подготовки менеджера. Руководитель должен знать, как вести  себя с исполнителями, корректировать своё поведение в зависимости  от их состояния, уметь выявить сильные  стороны исполнителей и заметить их недостатки с целью наиболее эффективного распределения кадров. Его обязанность – создать сильный сплоченный коллектив, в котором каждый его член занимает своё место, в котором сведены к минимуму возможности возникновения конфликтных ситуаций, который способен слаженно и эффективно работать. Менеджер должен изучить и использовать те факторы окружающей среды, которые оказывают благоприятное влияние на исполнителей и повышение эффективности работы коллектива. Выполняя воспитательную функцию, руководитель должен активизировать, развивать в исполнителях те их личностные качества, которые способствуют более плодотворной работе отдельного исполнителя и коллектива в целом.

Все эти многообразные  функции менеджера невозможно осуществить, не обладая достаточными знаниями в  области психологии и опытом их применения в практической деятельности.

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Место психологии  в процессе управления 

Современный мир, постоянно  и быстро изменяющийся предъявляет  особые требования к такой науке  как психология, которая должна не только измерять и оценивать, но и  прогнозировать, проектировать, формировать. По мнению многих исследователей, психологи  в настоящее время вынуждены  заниматься планированием изменений  личности. Необходимо, чтобы руководители организации проявили дальновидность и признали высокую значимость психологического фактора в работе организации. В  свою очередь важно, чтобы психологи  тоже научились оказывать действенную  практическую помощь и строить эффективные  деловые взаимоотношения.

В настоящее время в  практической психологии разработаны  формы и методы работы, опробованы целевые программы социально - психологической  поддержки для всех групп служащих. Применение разработок отечественной  практической психологии в организациях, адаптация западных программ, а также  создание новых специализированных циклов лекций, семинаров, деловых и  игровых тренингов для специалистов будут способствовать эффективности  работы организации.

Практика показывает, что  область межличностных отношений  всегда остаётся для руководителя постоянной сферой неопределённости в силу своего субъективизма, поэтому руководитель чувствует себя в ней очень  неуверенно.

Нет области человеческой деятельности, которая не осуществлялась бы совместными усилиями людей. Эти  усилия необходимо упорядочивать, организовывать, т.е. управлять ими. Управление образует особую специфическую деятельность и выступает как самостоятельная  социальная функция. Из-за сложности, противоречивости, динамичности социальной системы возникает  множество проблем управленческой деятельности. Решением этих проблем  не может заниматься одна какая-нибудь наука. Разные дисциплины рассматривают, выявляют различные проблемы управления.

Прежде всего, это кибернетика - наука, изучающая общие закономерности управления, которые имеют место  в разных средах. Кибернетика дает общее определение управлению, как  «функции организованных систем (биологических, технических, социальных), которая обеспечивает сохранение целостности системы  и поддерживает определенный режим  ее деятельности».

Далее, теория управления (менеджмент), которая разрабатывает и определяет принципы, механизмы и функции  управления, а также особенности  и методы эффективного управления.

Система управления делится  на управляемую (объект управления) и  управляющую (субъект управления) подсистемы. Если нет такого деления, нет и  управления.

Управляющей подсистемой  в живом организме является нервная  система, в машине - управляющее устройство, в обществе - административно-управленческая система, аппарат управления, куда входят люди.

Другой закономерностью  является то, что в основе управления лежит цель – как «первый, необходимый  и решающий момент управленческой деятельности». Процесс осознания цели, обоснование  ее необходимости и возможности  ее достижения, получил название –  целеполагание. В данном процессе система управления обществом получает свое практическое выражение, которое заключается в том, что социальное целеполагание придает определенную направленность процессу развития социальной системы. Отсюда управление зачастую определяется как целенаправленное воздействие.

Cодержание управления составляет регулирование системы (общества) посредством приложения к объекту управления целенаправленных воздействий. В процессе регулирования достигается соответствие системы определенным целям. Суть регулирования состоит, во-первых, в поддержании объекта в определенном состоянии; во-вторых, в направленном изменении объекта в соответствии с определенными целями.

Различают внешнее и внутреннее регулирование. Внешнее осуществляется посредством воздействия на объект управления извне, а внутреннее –  это самоуправление системы.

Существует разнообразие видов управления. Прежде всего, в  зависимости от того в какой системе  оно происходит, выделяется:

- биологическое - управление  процессами, протекающими в живых  организмах;

- техническое - управление  техническими процессами в машинах  и устройствах;

- социальное - управление  обществом, социальными процессами, деятельностью людей.

В свою очередь управление обществом различается на экономическое  управление, политическое и управление социальной сферой. В рамках управления экономикой предполагается управление промышленностью, сельским хозяйством, строительством, финансами и т.д. Политическое управление - это воздействие  на внутреннюю и внешнюю политику государства. И, наконец, управление социальной сферой предполагает целенаправленное воздействие на ту область жизнедеятельности  человека, в которой реализуются  условия труда и быта, здоровья и образования, досуга и т. д..

Таким образом, под управлением  в широком смысле слова можно  понимать свойство, которое присуще  сложноорганизованным объектам (системам), суть которого заключается в том, что оно (данное свойство) упорядочивает, регулирует систему в условиях постоянных изменений, сохраняет ее целостность, устойчивость и качественную определенность.

2.  Психология управления и ее предмет управления 

Предметом изучения психологии управления являются управленческие отношения. Под этими отношениями понимается взаимодействие людей участвующих  в процессе целенаправленного воздействия, т.е. в процессе управления. Эти отношения  возникают между управляющей  и управляемой подсистемами (между  субъектом и объектом управления).

Это особый вид отношений, характеризующийся тем, что в  результате управленческих отношений  не создаются непосредственно ни материальные, ни духовные ценности. Но они являются необходимым условием их производства. В зависимости от сферы (экономика, политика, культура и  т.д.), где протекают управленческие отношения, они приобретают экономическую, политическую, идеологическую направленность.

Они отличаются от других отношений (экономических, политических и т.д.), прежде всего, по цели. Например, цель экономических  отношений – создание продукта труда, цель управленческих – организация  деятельности людей по созданию данного  продукта. Отличаются также по содержанию, например, содержание производственного  процесса – производственно-технологический  цикл (он может быть разнообразным); содержание управленческого процесса – управленческий цикл, который  всегда включает в себя определенные стадии: выбор целей, постановку задач  и их реализацию.

Следующая особенность управленческих отношений - они всегда осознаются людьми, проходят через их сознание. Они  создаются в результате сознательной деятельности людей. Экономические, политические отношения зачастую вообще не осознаются людьми.

Управленческие отношения  подвижны. Экономические, политические, духовные – сохраняют свою сущность длительное время, (пока существует тип  общества), управленческие – постоянно  меняются.

Виды управленческих отношений  многообразны: субординация, координация, самостоятельность, дисциплина и инициатива.

Отношения субординации выражают непосредственное подчинение одних  людей другим. Эти отношения выстраиваются  по вертикали. Субординация указывает  приоритет общих целей управления над частными. Эти отношения всегда двусторонние; с одной стороны, администрирование  и распорядительство; с другой –  исполнительность и подчинение. Складываются отношения субординации между руководителями разного уровня, а также между  руководителем и подчиненными.

Отношения координации являются согласованием деятельности субъектов  в ходе реализации неких целей, а  также проявлением самостоятельности  субъектов. Характеризуются данные отношения горизонтальными связями  и устанавливаются между руководителями одного управленческого уровня.

Отношения дисциплины проявляются  через соблюдение норм и правил, которые касаются сторон деятельности использования материальных, технических  и финансовых ресурсов.

Отношения инициативы предполагают, что при соблюдении норм, указаний человек должен действовать не автоматически, а обдуманно.

Таким образом, управленческие отношения – это отношения  определенной зависимости, и выражаются они в терминах «подчинения» и  «руководства». Возникают они вследствие объективной необходимости выполнения определенных управленческих функций (целеполагания, планирования, организации, мотивации и контроля). Управленческие отношения проявляются и как психологические, поскольку в их рамках происходит волевое воздействие на психику, хотя и не исчерпываются ими. Управленческие отношения ставят человека в положение либо объекта, либо субъекта управления. Все виды управленческих отношений проявляются в организации.

3.Мотивация и  поведение личности в организации

психология управление межличностные  отношения мотивация

Одним из принципов современной  модели управления является принцип  мотивации личности в организации. Управление как целенаправленное воздействие  во многом зависит от имеющихся ресурсов и средств. Одним из средств воздействия  на поведение человека, для достижения как общих групповых, так и  индивидуальных целей, является мотивация.

Под мотивацией понимается «процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации». Главными рычагами побуждения являются мотивы и стимулы.

Под стимулом понимается внешняя  причина, побуждающая человека к  активному действию. Например, в  трудовом процессе в качестве стимула  выступают условия труда, зарплата и т.д.

Мотив - это внутренняя побудительная  сила. Одни авторы считают, что мотив - это только осознанные внутренние побуждения, другие - что к мотиву можно отнести и инстинктивные  импульсы, например, биологические  влечения и желания.

Во всех случаях мотивации  основанием мотивов выступают потребности, т.е. потребности всецело определяют поведение человека. Само понятие  потребность достаточно емкое. Отечественные  авторы традиционно выделяют три  группы потребностей:

- насущие (в пище, одежде и т.д.);

- социо-культурные (в образовании, отдыхе, спорте и т.д.);

- личностные.

Таким образом, поведение  человека определяет сложная система  потребностей. Они, влияя друг на друга, образуют индивидуальный комплекс потребностей человека, побуждающих его к деятельности. Надо отметить, что на этот комплекс влияют не только психологические особенности  индивида, но и объективные обстоятельства в виде материальной и социальной среды. Зависимость системы потребностей человека от внешнего воздействия позволяет  использовать ее в целях управления.

Информация о работе Психологическое содержание управленческой деятельности