Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 08:09, доклад
Психоло́гия управле́ния — раздел психологии, изучающий психологические закономерности управленческой деятельности. Основная задача психологии управления — анализ психологических условий и особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления.
Процесс управления реализуется в деятельности руководителя, в которой психология управления выделяет следующие моменты:
- диагностика и прогнозирование состояния и изменений управленческой подсистемы;
Введение
1. Место психологии в процессе управления
2. Психология и ее предмет управления
3.Мотивация и поведение личности в организации
Заключение
Список использованной литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Иркутский
Государственный Технический
Доклад на тему: «Психологическое содержание управленческой деятельности»
Выполнил: студент группы МОзу-09-1
Ведерников Н.В.
Проверила: Макарова О.Л
Иркутск 2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Место психологии в процессе управления
2. Психология и ее предмет управления
3.Мотивация и поведение личности в организации
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Психоло́гия управле́ния — раздел психологии, изучающий психологические закономерности управленческой деятельности. Основная задача психологии управления — анализ психологических условий и особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления.
Процесс управления реализуется в деятельности руководителя, в которой психология управления выделяет следующие моменты:
- диагностика и прогнозирование
состояния и изменений
- формирование программы
деятельности подчиненных,
- организация исполнения решения.
В личности руководителя психология управления различает его управленческие потребности и способности, а также его индивидуальную управленческую концепцию, управленческие замыслы и внутренне принятые личностью принципы и правила управления.
Деятельность руководителя
имеет многообразный характер. Чтобы
успешно осуществлять эффективную
работу предприятия, принимать оптимальные
решения, работать с людьми, талантливый
руководитель должен сочетать в себе
способности, опыт, знания, и умение
их применения. Руководитель должен иметь
подготовку во многих сферах жизнедеятельности.
В частности и в сфере
Работа руководителя – это, прежде всего работа с людьми, которая является одним из самых сложных видов деятельности. Уже один только этот факт порождает необходимость психологической подготовки менеджера. Руководитель должен знать, как вести себя с исполнителями, корректировать своё поведение в зависимости от их состояния, уметь выявить сильные стороны исполнителей и заметить их недостатки с целью наиболее эффективного распределения кадров. Его обязанность – создать сильный сплоченный коллектив, в котором каждый его член занимает своё место, в котором сведены к минимуму возможности возникновения конфликтных ситуаций, который способен слаженно и эффективно работать. Менеджер должен изучить и использовать те факторы окружающей среды, которые оказывают благоприятное влияние на исполнителей и повышение эффективности работы коллектива. Выполняя воспитательную функцию, руководитель должен активизировать, развивать в исполнителях те их личностные качества, которые способствуют более плодотворной работе отдельного исполнителя и коллектива в целом.
Все эти многообразные функции менеджера невозможно осуществить, не обладая достаточными знаниями в области психологии и опытом их применения в практической деятельности.
1.Место психологии в процессе управления
Современный мир, постоянно
и быстро изменяющийся предъявляет
особые требования к такой науке
как психология, которая должна не
только измерять и оценивать, но и
прогнозировать, проектировать, формировать.
По мнению многих исследователей, психологи
в настоящее время вынуждены
заниматься планированием изменений
личности. Необходимо, чтобы руководители
организации проявили дальновидность
и признали высокую значимость психологического
фактора в работе организации. В
свою очередь важно, чтобы психологи
тоже научились оказывать
В настоящее время в
практической психологии разработаны
формы и методы работы, опробованы
целевые программы социально - психологической
поддержки для всех групп служащих.
Применение разработок отечественной
практической психологии в организациях,
адаптация западных программ, а также
создание новых специализированных
циклов лекций, семинаров, деловых и
игровых тренингов для
Практика показывает, что
область межличностных
Нет области человеческой
деятельности, которая не осуществлялась
бы совместными усилиями людей. Эти
усилия необходимо упорядочивать, организовывать,
т.е. управлять ими. Управление образует
особую специфическую деятельность
и выступает как
Прежде всего, это кибернетика - наука, изучающая общие закономерности управления, которые имеют место в разных средах. Кибернетика дает общее определение управлению, как «функции организованных систем (биологических, технических, социальных), которая обеспечивает сохранение целостности системы и поддерживает определенный режим ее деятельности».
Далее, теория управления (менеджмент),
которая разрабатывает и
Система управления делится на управляемую (объект управления) и управляющую (субъект управления) подсистемы. Если нет такого деления, нет и управления.
Управляющей подсистемой в живом организме является нервная система, в машине - управляющее устройство, в обществе - административно-управленческая система, аппарат управления, куда входят люди.
Другой закономерностью является то, что в основе управления лежит цель – как «первый, необходимый и решающий момент управленческой деятельности». Процесс осознания цели, обоснование ее необходимости и возможности ее достижения, получил название – целеполагание. В данном процессе система управления обществом получает свое практическое выражение, которое заключается в том, что социальное целеполагание придает определенную направленность процессу развития социальной системы. Отсюда управление зачастую определяется как целенаправленное воздействие.
Cодержание управления составляет регулирование системы (общества) посредством приложения к объекту управления целенаправленных воздействий. В процессе регулирования достигается соответствие системы определенным целям. Суть регулирования состоит, во-первых, в поддержании объекта в определенном состоянии; во-вторых, в направленном изменении объекта в соответствии с определенными целями.
Различают внешнее и внутреннее регулирование. Внешнее осуществляется посредством воздействия на объект управления извне, а внутреннее – это самоуправление системы.
Существует разнообразие видов управления. Прежде всего, в зависимости от того в какой системе оно происходит, выделяется:
- биологическое - управление процессами, протекающими в живых организмах;
- техническое - управление
техническими процессами в
- социальное - управление
обществом, социальными
В свою очередь управление обществом различается на экономическое управление, политическое и управление социальной сферой. В рамках управления экономикой предполагается управление промышленностью, сельским хозяйством, строительством, финансами и т.д. Политическое управление - это воздействие на внутреннюю и внешнюю политику государства. И, наконец, управление социальной сферой предполагает целенаправленное воздействие на ту область жизнедеятельности человека, в которой реализуются условия труда и быта, здоровья и образования, досуга и т. д..
Таким образом, под управлением в широком смысле слова можно понимать свойство, которое присуще сложноорганизованным объектам (системам), суть которого заключается в том, что оно (данное свойство) упорядочивает, регулирует систему в условиях постоянных изменений, сохраняет ее целостность, устойчивость и качественную определенность.
2. Психология управления и ее предмет управления
Предметом изучения психологии
управления являются управленческие отношения.
Под этими отношениями
Это особый вид отношений, характеризующийся тем, что в результате управленческих отношений не создаются непосредственно ни материальные, ни духовные ценности. Но они являются необходимым условием их производства. В зависимости от сферы (экономика, политика, культура и т.д.), где протекают управленческие отношения, они приобретают экономическую, политическую, идеологическую направленность.
Они отличаются от других отношений
(экономических, политических и т.д.),
прежде всего, по цели. Например, цель экономических
отношений – создание продукта труда,
цель управленческих – организация
деятельности людей по созданию данного
продукта. Отличаются также по содержанию,
например, содержание производственного
процесса – производственно-
Следующая особенность управленческих отношений - они всегда осознаются людьми, проходят через их сознание. Они создаются в результате сознательной деятельности людей. Экономические, политические отношения зачастую вообще не осознаются людьми.
Управленческие отношения подвижны. Экономические, политические, духовные – сохраняют свою сущность длительное время, (пока существует тип общества), управленческие – постоянно меняются.
Виды управленческих отношений многообразны: субординация, координация, самостоятельность, дисциплина и инициатива.
Отношения субординации выражают
непосредственное подчинение одних
людей другим. Эти отношения выстраиваются
по вертикали. Субординация указывает
приоритет общих целей
Отношения координации являются
согласованием деятельности субъектов
в ходе реализации неких целей, а
также проявлением
Отношения дисциплины проявляются через соблюдение норм и правил, которые касаются сторон деятельности использования материальных, технических и финансовых ресурсов.
Отношения инициативы предполагают, что при соблюдении норм, указаний человек должен действовать не автоматически, а обдуманно.
Таким образом, управленческие
отношения – это отношения
определенной зависимости, и выражаются
они в терминах «подчинения» и
«руководства». Возникают они вследствие
объективной необходимости
3.Мотивация и
поведение личности в
психология управление межличностные отношения мотивация
Одним из принципов современной модели управления является принцип мотивации личности в организации. Управление как целенаправленное воздействие во многом зависит от имеющихся ресурсов и средств. Одним из средств воздействия на поведение человека, для достижения как общих групповых, так и индивидуальных целей, является мотивация.
Под мотивацией понимается «процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации». Главными рычагами побуждения являются мотивы и стимулы.
Под стимулом понимается внешняя причина, побуждающая человека к активному действию. Например, в трудовом процессе в качестве стимула выступают условия труда, зарплата и т.д.
Мотив - это внутренняя побудительная сила. Одни авторы считают, что мотив - это только осознанные внутренние побуждения, другие - что к мотиву можно отнести и инстинктивные импульсы, например, биологические влечения и желания.
Во всех случаях мотивации основанием мотивов выступают потребности, т.е. потребности всецело определяют поведение человека. Само понятие потребность достаточно емкое. Отечественные авторы традиционно выделяют три группы потребностей:
- насущие (в пище, одежде и т.д.);
- социо-культурные (в образовании, отдыхе, спорте и т.д.);
- личностные.
Таким образом, поведение
человека определяет сложная система
потребностей. Они, влияя друг на друга,
образуют индивидуальный комплекс потребностей
человека, побуждающих его к
Информация о работе Психологическое содержание управленческой деятельности