Психологический анализ развития подростков с девиантным поведением в детском доме

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 19:53, реферат

Краткое описание

В рамках экспериментальной работы в детском доме № 48 на тему: «Организация творческой досуговой деятельности как средство социальной адаптации детей старшего подросткового возраста с девиантным поведением» на первом этапе эксперимента был изучен психо-социальный статус воспитанников «группы риска»: эмоциональные трудности, характерные для подростков (тревожность, депрессия, особенности характера).

Файлы: 1 файл

Психологический анализ развития подростков с девиантным поведением в детском доме.docx

— 137.99 Кб (Скачать)

Высокие результаты встречаются  по самооценочной тревожности у двоих детей, а по межличностной тревожности у одной девочки.

 

В целом, у экспериментальных  классов уровень тревожности  находится на нормальном уровне. Однако есть воспитанники с завышенным и очень высоким уровнем. Особое внимание следует уделить испытуемым с показателями чрезмерного спокойствия, что может свидетельствовать об их нежелании показывать свои истинные страхи и переживания. Данная «сверхнорма» может быть защитной реакцией подростка и может в условиях психотравмирующей ситуации может обернуться непредсказуемыми поступками. Эти подростки должны быть под особым вниманием психологов и воспитателей.   

 Методика определения уровня депрессии Э. Бека

Класс 6 «А»

Высокие показатели депрессии - 8 испытуемых.

Средне выраженная депрессия - 2 испытуемых.

Легкий уровень депрессии - 1 испытуемый.

Класс 6 «Б»

Высокие показатели депрессии - 5 испытуемых.

Средне выраженная депрессия - 5 испытуемых.

Легкий уровень депрессии - 1 испытуемый.

Депрессия отсутствует - 1 испытуемый. 

Класс 7

Высокие показатели депрессии - 9 испытуемых.

Средне выраженная депрессия - 3 испытуемых.

Легкий уровень депрессии - 1 испытуемый. 

 

 

Во всех экспериментальный  классах преобладает высокий  уровень депрессии, что часто  встречается в учреждениях интернатного типа. Однако это очень серьезная проблема, которой необходимо уделять максимум внимания и прикладывать все силы для снижения уровня депрессии у воспитанников детского дома.   

 Методика диагностики самооценки психических состояний по Айзенку

Класс 6 «А» 

Тревожность

Фрустрация

Агрессия

Ригидность 

не тревожные

33,3%

устойчивы к неудачам

25%

спокойные

33,3%

ригидности нет

17%

средняя тревожность

41,7%

средний уровень фрустрации

58%

средний уровень агрессии

58%

средний уровень ригидности

75%

очень тревожные

25%

уход от трудностей

17%

агрессивные

8,3%

выраженная ригидность

8%


Испытуемые были разделены  на группы по степени выраженности каждого показателя, что необходимо для составления индивидуального  «психологического портрета» и  коррекционно-развивающей программы.

Для определения уровня адекватности самооценки испытуемых проведено сравнение  полученных данных с результатами других методик: методикой определения  уровня школьной, самооценочной и межличностной тревожности Кондаша и методикой определения уровня агрессии А. Басса и А. Дарки.

Результаты по методике экспресс-диагностики характерологических  особенностей личности Айзенка  использованы для составления индивидуальных характеристик для каждого воспитанника детского дома.  

 

Исследование свойств темперамента В.А. Русалова

 

У воспитанников детского дома преобладает средний уровень  проявления по всем показателям, что  свидетельствует о хорошо развитой коммуникативной сфере.   

Методика диагностики показателей  и форм агрессии А. Басса и А. Дарки

В экспериментальных классах  выявлены высокие баллы по следующим  показателям: негативизм, чувство вины, подозрительность. Индекс враждебности выше возрастной нормы. Остальные показатели находятся в пределах нормы. 

Методика определения уровня умственного  развития для младших подростков: методика ГИТ (7 субтестов) (10-12) лет

При исследовании уровня интеллектуального  развития воспитанников детского дома было выявлено отставание от возрастной нормы. Существенные трудности наблюдаются  в арифметике, логическом мышлении, произвольном внимании. Большое количество ошибок свидетельствует о недостаточной  сформированности операции контроля и самоконтроля, степени автоматизации и точности усвоения знаний, умений и навыков, сформированности интеллектуальных операций.

Результаты диагностической  программы  позволили выделить проблемы в интеллектуальной и эмоционально-волевой сфере. К сожалению, как и во многих детских домах, основные трудности и отклонения от нормального становления личности воспитанников наблюдаются в эмоционально-волевой сфере: это неуверенность в себе, неадекватная самооценка, повышенная тревожность (в основном межличностная), неготовность преодолевать трудности, выраженное чувство враждебности и агрессивности. У 13 подростков из 26 выявлен высокий уровень депрессии, что может привести к необратимым последствиям.

Проведение психокоррекционных занятий с воспитанниками учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет свою специфику. Очень часто отклонения в развитии когнитивной сферы зависят от пережитых травм и блокируются их последствиями. Для проведения психокоррекционной работы необходимо проводить углубленную диагностику по выявлению блокирующих последствий пережитых травм. Иногда плохая память ребенка, отсутствие внимания являются показателями последствий психических травм, стрессов и т. д. Поэтому, прежде всего, надо проводить психокоррекцию личностного развития ребенка и только потом заниматься развитием логических процессов или когнитивной сферы. Подбирая детей для занятий в психокоррекционную группу, следует учитывать индивидуальные особенности детей, их совместимость, желание вместе заниматься, родственные связи.

По результатам диагностической  работы с экспериментальными классами Психологическая служба начала работу психо-коррекционную работу (индивидуальные и групповые занятия), направленную на развитие чувства уверенности в себе, повышение самооценки  воспитанников детского дома, так как это основа для снижения уровня тревожности и подавленного состояния у ребят.

Поставлены следующие задачи:

  • преодоление застенчивости в группе;
  • повышение самооценки;
  • выделение Я-концепции;
  • развитие навыков общения;
  • развитие волевой и эмоциональной сферы.

Выделены критерии оценки успешного прохождения программы:

  • осознание своей индивидуальности;
  • формирование самоприятия и самопонимания;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • способность использования стресса для самоизменения, для роста и развития.

По итогам прохождения  тренинговой программы с участниками экспериментальных классов будет проведена «срезовая» диагностика для мониторинга психо-социального развития подростков с девиантным поведением. 

 

Литература

  1. Астапов В. М. Тревожность у детей. М., 2001.
  2. Божович Л.И. Психологическое изучение детей в школе-интернате. М., 1960.
  3. Змановская Е.В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения. М., 2004.
  4. Иовчук Н. М., Северный А. А. Депрессия у детей и подростков. М., 1998.
  5. Лангеймер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984.
  6. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. Москва-Воронеж, 2000.
  7. Психология подростка./ Под ред. А.А. Реана.СПб., 2003.

Информация о работе Психологический анализ развития подростков с девиантным поведением в детском доме