Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 19:53, реферат
В рамках экспериментальной работы в детском доме № 48 на тему: «Организация творческой досуговой деятельности как средство социальной адаптации детей старшего подросткового возраста с девиантным поведением» на первом этапе эксперимента был изучен психо-социальный статус воспитанников «группы риска»: эмоциональные трудности, характерные для подростков (тревожность, депрессия, особенности характера).
Высокие результаты встречаются по самооценочной тревожности у двоих детей, а по межличностной тревожности у одной девочки.
|
В целом, у экспериментальных классов уровень тревожности находится на нормальном уровне. Однако есть воспитанники с завышенным и очень высоким уровнем. Особое внимание следует уделить испытуемым с показателями чрезмерного спокойствия, что может свидетельствовать об их нежелании показывать свои истинные страхи и переживания. Данная «сверхнорма» может быть защитной реакцией подростка и может в условиях психотравмирующей ситуации может обернуться непредсказуемыми поступками. Эти подростки должны быть под особым вниманием психологов и воспитателей.
Методика определения уровня депрессии Э. Бека
Класс 6 «А»
Высокие показатели депрессии - 8 испытуемых.
Средне выраженная депрессия - 2 испытуемых.
Легкий уровень депрессии - 1 испытуемый.
Класс 6 «Б»
Высокие показатели депрессии - 5 испытуемых.
Средне выраженная депрессия - 5 испытуемых.
Легкий уровень депрессии - 1 испытуемый.
Депрессия отсутствует - 1 испытуемый.
Класс 7
Высокие показатели депрессии - 9 испытуемых.
Средне выраженная депрессия - 3 испытуемых.
Легкий уровень депрессии - 1 испытуемый.
|
Во всех экспериментальный
классах преобладает высокий
уровень депрессии, что часто
встречается в учреждениях
Методика диагностики самооценки психических состояний по Айзенку
Класс 6 «А»
Тревожность |
Фрустрация |
Агрессия |
Ригидность |
не тревожные 33,3% |
устойчивы к неудачам 25% |
спокойные 33,3% |
ригидности нет 17% |
средняя тревожность 41,7% |
средний уровень фрустрации 58% |
средний уровень агрессии 58% |
средний уровень ригидности 75% |
очень тревожные 25% |
уход от трудностей 17% |
агрессивные 8,3% |
выраженная ригидность 8% |
Испытуемые были разделены
на группы по степени выраженности
каждого показателя, что необходимо
для составления
Для определения уровня адекватности самооценки испытуемых проведено сравнение полученных данных с результатами других методик: методикой определения уровня школьной, самооценочной и межличностной тревожности Кондаша и методикой определения уровня агрессии А. Басса и А. Дарки.
Результаты по методике экспресс-диагностики характерологических особенностей личности Айзенка использованы для составления индивидуальных характеристик для каждого воспитанника детского дома.
Исследование свойств
|
У воспитанников детского дома преобладает средний уровень проявления по всем показателям, что свидетельствует о хорошо развитой коммуникативной сфере.
Методика диагностики
В экспериментальных классах выявлены высокие баллы по следующим показателям: негативизм, чувство вины, подозрительность. Индекс враждебности выше возрастной нормы. Остальные показатели находятся в пределах нормы.
Методика определения уровня умственного развития для младших подростков: методика ГИТ (7 субтестов) (10-12) лет
При исследовании уровня интеллектуального
развития воспитанников детского дома
было выявлено отставание от возрастной
нормы. Существенные трудности наблюдаются
в арифметике, логическом мышлении,
произвольном внимании. Большое количество
ошибок свидетельствует о
Результаты диагностической программы позволили выделить проблемы в интеллектуальной и эмоционально-волевой сфере. К сожалению, как и во многих детских домах, основные трудности и отклонения от нормального становления личности воспитанников наблюдаются в эмоционально-волевой сфере: это неуверенность в себе, неадекватная самооценка, повышенная тревожность (в основном межличностная), неготовность преодолевать трудности, выраженное чувство враждебности и агрессивности. У 13 подростков из 26 выявлен высокий уровень депрессии, что может привести к необратимым последствиям.
Проведение психокоррекционных занятий с воспитанниками учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет свою специфику. Очень часто отклонения в развитии когнитивной сферы зависят от пережитых травм и блокируются их последствиями. Для проведения психокоррекционной работы необходимо проводить углубленную диагностику по выявлению блокирующих последствий пережитых травм. Иногда плохая память ребенка, отсутствие внимания являются показателями последствий психических травм, стрессов и т. д. Поэтому, прежде всего, надо проводить психокоррекцию личностного развития ребенка и только потом заниматься развитием логических процессов или когнитивной сферы. Подбирая детей для занятий в психокоррекционную группу, следует учитывать индивидуальные особенности детей, их совместимость, желание вместе заниматься, родственные связи.
По результатам
Поставлены следующие задачи:
Выделены критерии оценки успешного прохождения программы:
По итогам прохождения тренинговой программы с участниками экспериментальных классов будет проведена «срезовая» диагностика для мониторинга психо-социального развития подростков с девиантным поведением.
Литература