Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 19:53, реферат
В рамках экспериментальной работы в детском доме № 48 на тему: «Организация творческой досуговой деятельности как средство социальной адаптации детей старшего подросткового возраста с девиантным поведением» на первом этапе эксперимента был изучен психо-социальный статус воспитанников «группы риска»: эмоциональные трудности, характерные для подростков (тревожность, депрессия, особенности характера).
Психологический анализ развития подростков с девиантным поведением в детском доме
В рамках экспериментальной работы в детском доме № 48 на тему: «Организация творческой досуговой деятельности как средство социальной адаптации детей старшего подросткового возраста с девиантным поведением» на первом этапе эксперимента был изучен психо-социальный статус воспитанников «группы риска»: эмоциональные трудности, характерные для подростков (тревожность, депрессия, особенности характера). Известно, что последствиями данных нарушений являются проблемы успеваемости, трудности общения со сверстниками и старшими, нарушения поведения.
В данной статье будут рассмотрены основные психологические трудности подростков, воспитывающихся в детском доме и пути профилактики выявленных трудностей.
Объект исследования: психологические трудности подростков «группы риска» в отношении социальной адаптации. Предмет: особенности психологических трудностей у подростков 11-13 лет в детском доме.
В ходе исследования были решены следующие задачи:
Ключевым вопросом проблематики
социально-психологической
Под девиантным поведением понимают устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности и сопровождающееся ее социальной дезадаптацией. К основным видам девиантного поведения относятся агрессивное, делинкветное, зависимое и суицидальное поведение. Форма проявления девиантного поведения зависит от индивидуальных особенностей, внешнего физического и социальных условий, а главное от возраста человека.
Интенсивность проявления агрессивного поведения в подростковом возрасте в первую очередь связана со степенью зависимости подростка от группы сверстников, так как именно в этот возрастной период авторитет взрослого уступает место группе. Для формирования делинквентного (противоправного) поведения также существенную роль играет возрастной фактор. В подростковом возрасте делинквентные проявления становятся осознанными и произвольными. Хулиганства и мелкие кражи могут перерасти в серьезные мошенничества и нападения на людей.
Самооценка подростков-
Группа, в которую переходит подросток, может иметь различную ориентацию, различные ценности. К сожалению, очень часто в новой неформальной группе, в которой подросток находит необходимую социальную опору, доминирующей является контрнормативная шкала ценностей.
Психологические трудности в жизнедеятельности девиантных подростков ассоциируются с опытом открытого проявления агрессии. Агрессивных подростков волнует проблема взаимоотношений, они постоянно чувствуют потребность в близких, зависимых отношениях, но не могут удовлетворить эту потребность. Они чаще нормативных школьников испытывают симптомы страха, тревоги, беспокойства, субдепрессии. Главная причина - психологическая изоляция подростка в своей микросреде обитания.
Агрессивные подростки, при всем различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. К таким чертам относятся бедность ценностных ориентаций, личная примитивность, отсутствие увлечений, неустойчивость интересов. Легкость, с которой несовершеннолетние вовлекаются в мир отклоняющегося поведения, в привлекательности криминальной субкультуры, предоставляющей подростку широкое поле деятельности, возможности для самоутверждения и компенсации неудач, постигших их в обществе. В ней присутствует деятельность, включающая риск, экстремальные ситуации, снятие всех моральных ограничений.
Следует уточнить, что охарактеризовать подростка как девиантного, мы можем лишь при систематических проявлениях девиантности, ярко выраженной социальной дезадаптации, а значит сниженной обучаемости, частыми конфликтами с законом, изоляцией, при нанесении реального ущерба окружающим людям и самому подростку. Наиболее распространенные эмоциональные нарушения у подростков в детских домах - это тревожность и депрессия. Большинство психологов придерживаются той точки зрения, что эмоциональные нарушения у подростков не проходят бесследно, а проявляются в особенностях личности и находят отражение в последующей жизни.
Тревожность. Симптомы тревоги выражаются за счет взаимодействия трех связанных систем реакции: физической системы (химические, сердечно-сосудистые, респираторные и др. эффекты), когнитивной (субъективные опасения, нервозность, трудности с концентрацией внимания и паника) и системы поведения (агрессивность, стремление избежать тревожные ситуации).
А.М. Прихожан выделяет следующие виды тревожности:
- устойчивая тревожность в какой-либо сфере (тестовая, межличностная, экологическая и др.) - ее принято обозначать как специфическую, частную, парциальную. Она оказывает негативное влияние на деятельность и развитие личности подростков, вне зависимости от того, в какой форме она проявляется
- общая, генерализованная тревожность, свободно меняющая объекты в зависимости от изменения их значимости для человека.
Тревожность тесно связана с «Я-концепцией» человека, с «вовлеченностью Я», чрезмерным, мешающим деятельности самонаблюдением, вниманием к своим переживаниям. Тревожность обладает собственной побудительной силой, выступает как мотив, имеющий достаточно устойчивые, привычные формы его реализации в поведении, что является, по Л.И. Божович, специфической особенностью сложных психологических новообразований аффективно-потребностной сферы. Все это позволяет рассматривать тревожность именно как личностное образование, характеризующееся сложным строением.
Тревожные расстройства зачастую остаются нераспознанными, а подростки, страдающие этими расстройствами, не получают своевременной медицинской помощи. Это связано с тем, что страх и тревога постоянно возникают и при нормальном развитии. Кроме того, многие симптомы носят скрытый характер (боли в желудке) и, в отличие от симптомов поведенческих расстройств, не представляют какой-либо социальной угрозы, что также позволяет им оставаться незамеченными.
Другим эмоциональным нарушением, которое часто остается не распознанным и не лечится, потому что воспитатели, и в меньшей степени, учителя могут не увидеть его симптомы является депрессия.
Депрессия - аффективный синдром, в основе которого лежит сниженное, угнетенное, подавленное, тоскливое, тревожное, боязливое или безразличное настроение (Н.М. Иовчук) (13,5). Классический депрессивный синдром определяется тоской, выступающей в сочетании с идеаторной и моторной заторможенностью (депрессивная триада), снижением жизненного тонуса, идеями самоуничтожения или самообвинения, а также разнообразными неприятными телесными ощущениями и соматовегетативными расстройствами. К настоящему времени доказано, что депрессивные расстройства могут возникать в любом из возрастов. Однако депрессии у детей и подростков с трудом распознаются, во-первых, из-за того, что смешиваются с «нормальными» возрастными изменениями, а, во-вторых, в силу их собственной специфики, обусловленной возрастом возникновения.
Общепризнанным является тот факт, что депрессия у подростка всегда является «маскированной», т.е. трудно распознаваемой из-за обилия соматических расстройств, негативизма, недовольно-ворчливого настроения, повышениея чувствительности, поведенческих расстройств. Депрессивные состояния у подростков имеют сложную структуру, представляя собой сочетание истинной депрессивной симптоматики и личностной защитной реакции, наступающей в ответ на собственную несостоятельность: отказ от посещения школы, различного рода истерические состояния, конфликтность, нарушения поведения с антидисциплинарными поступками, прогулами уроков, агрессивностью, тягой к асоциальным группировкам. Главной трудностью является распознание истинных симптомов заболевания, снятие «масок» и определение причин возникновения депрессии в подростковом возрасте.
Итак, эмоциональные нарушения и девиантный характер поведения подростков оказывают огромное влияние на развитие их личности. Необходимо уметь распознавать симптомы этих расстройств и оказывать помощь подростку, иначе последствия могут быть необратимыми.
На первом (аналитическом) этапе экспериментальной работы были продиагностированы учащиеся 6 - 7-х классов, всего 38 человек: 22 мальчика и 16 девочек. По выявлению индивидуальных особенностей воспитанников детского дома использованы следующие методики, позволяющие выявить трудности в эмоциональном развитии детей и предрасположенность к девиантным проявлениям в их поведении.
В ходе проведения диагностики с воспитанниками детского дома 6-7 - классов были получены следующие результаты.
«Выявление уровня тревожности у подростков»
Уровень |
Школьная тревожность,% |
Самооценочная тревожность, % |
Межличностная тревожность, % |
Чрезмерное спокойствие |
10 |
20 |
10 |
Нормальный |
40 |
30 |
40 |
Несколько завышенный |
50 |
30 |
50 |
Высокий |
20 |
Из таблицы процентного
соотношения разных уровней тревожности
видно, что общий уровень тревожности
в классе в целом в норме. Больше
тревожность проявляется в
Показатели уровня школьной, самооценочной и межличностной тревожности (по Кондашу), класс 6 «Б»
Уровень |
Школьная тревожность, % |
Самооценочная тревожность, % |
Межличностная тревожность, % |
Чрезмерное спокойствие |
10 |
20 |
|
Нормальный |
50 |
50 |
60 |
Несколько завышенный |
20 |
30 |
30 |
Высокий |
10 |
||
Очень высокий |
10 |
10 |
10 |
Из таблицы процентного соотношения разных уровней тревожности видно, что общий уровень тревожности в классе в целом в норме. Высокие результаты тревожности встречаются по всем видам тревожности у 1 ребенка и по школьной тревожности также у одного испытуемого.
Показатели уровня школьной, самооценочной и межличностной тревожности (по Кондашу), класс 7
Уровень |
Школьная тревожность, % |
Самооценочная тревожность, % |
Межличностная тревожность, % |
Чрезмерное спокойствие |
8 |
||
Нормальный |
75 |
58 |
66 |
Несколько завышенный |
25 |
16 |
25 |
Высокий |
8 |
8 | |
Очень высокий |
8 |
Из таблицы процентного соотношения разных уровней тревожности видно, что общий уровень тревожности в классе в целом в норме.