Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 12:23, реферат
Салонный бизнес, как отмечают многие специалисты, отличается от других видов деятельности, прежде всего активной ролью человека в нем. Так как ни одна даже самая современная технология в этой индустрии не способна сама себя окупить и заработать дополнительно денег без участия человека (во всяком случае - пока).
Поэтому, мне кажется, главным элементом успеха салона красоты «Регина» остаются люди: как постоянные и удовлетворенные клиенты, так и сотрудники. Ведь люди приходят к людям.
На
это и следует ориентироваться
специалисту, выстраивая эффективные
отношения с клиентом. Кроме того,
необходимо учитывать особенности,
потребности и мотивацию
Тип клиента | Характеристика |
Автономный клиент | С ним практически
невозможно выстроить теплые, личностные
отношения: общение будет проходить
в плоскости формальных контактов.
И дело не в том, что специалист
не может «достучаться» до такого клиента,
а в том, что последнему в подобном состоянии
вполне комфортно. Он не желает идти на
более близкий контакт, делиться информацией
о себе – и это его право, которое необходимо
уважать.
Автономным может быть новый клиент, который, еще не зная сотрудников салона, не имеет оснований доверять им. Кроме того, автономным может стать и достаточно открытый постоянный посетитель, находящийся в таком состоянии временно, в силу сложившихся жизненных обстоятельств. Вести себя подобным образом может также человек, сознательно выбирающий формальные отношения в силу своего характера или социального статуса. При общении с автономным клиентом специалисту лучше поддерживать разговор с ним на профессиональные темы, а не обсуждать личные проблемы. Однако это не означает, что мастер должен занять отстраненную позицию: напротив, он обязан демонстрировать свою искреннюю заинтересованность и заботу. |
Экспансивный клиент | Визит в салон
экспансивного клиента никогда
не остается незамеченным: он появляется
шумно и стремительно, требует к себе всеобщего
внимания, говорит много и категорично.
Для него характерна быстрая смена настроений:
он эмоционален, вспыхивает, как спичка,
но так же быстро и остывает.
Экспансивный клиент в большинстве случаев увлечен только собственной персоной; он проявляет чрезмерную активность, перехватывает инициативу в общении, подавляет мастера, диктует, что и как ему делать. Для поддержания диалога с ним косметологу необходимо демонстрировать свое внимание и интерес, произнося, например, фразы «да-да», «очень интересно, продолжайте». Специалист должен быть уверен в себе, деловит, дружелюбен и энергичен, излагать мысли просто и доступно. Следует дать высказаться посетителю (иначе он просто не услышит собеседника) и постараться вернуть его в русло профессионального разговора. |
Дружественный клиент | При контактах
с этим типом людей границы
общения расширяются, что дает возможность
установить прочные и долговременные
отношения. Как правило, дружественный
клиент доверяет специалистам салона:
без опасений решается на любые новые
процедуры, эксперименты со своей внешностью.
Он легко делится с мастером информацией
личного характера, с удовольствием поддерживает
беседу на самые разнообразные темы.
На первый взгляд может показаться, что это идеальный клиент, однако здесь есть свои сложности: такая тактика поведения посетителя таит опасность установления панибратских отношений, которые впоследствии могут начать тяготить мастера. Поэтому с дружественным клиентом целесообразно поддерживать контакт, основанный на взаимном доверии, но не выходящий за деловые рамки. |
Нерешительный клиент | К этой категории,
как правило, относятся неуверенные
в себе люди, не имеющие четкого
представления о том, чего они
вообще хотят от жизни. Нередко они
просят специалиста принять решение за
них. Наиболее частые высказывания, которые
можно от них услышать – «я не знаю», «посоветуйте»,
«что бы вы мне порекомендовали?». Может
показаться, что нерешительный клиент
– находка для мастера, но, вступая
в отношения с ним, следует иметь
в виду, что подобный тип людей очень любит
игру под названием «передача ответственности».
Перекладывая ответственность на мастера,
клиент получает возможность манипулировать
им. Есть
и еще один подводный камень. В
силу неуверенности в себе нерешительный
клиент редко жалуется или выражает свое
недовольство; он может улыбаться и говорить,
что ему все нравится, но при этом быть
недовольным результатом – ведь за него
опять все решил кто-то другой. Задача специалиста салона – максимально вовлечь клиента во все происходящие действия. Мастер должен только помочь советом, мотивируя при этом посетителя сделать выбор самостоятельно. Эта стратегия хороша еще и тем, что у человека разрушается стереотип, касающийся невозможности личного принятия решения. |
Специалисты салона красоты зачастую не обладают глубокими знаниями психологии клиентов. Но чтобы не только привлечь, но и удержать последних, необходимо уметь выстраивать с ними отношения с учетом психотипа человека. При этом следует постараться избежать серьезных ошибок.
Например, мастер может отнести клиента к «нерешительному» типу, основываясь на том, что тот неразговорчив и дистанцирован; чаще спрашивает, чем выражает свою точку зрения; улыбчив, но отстранен; вежлив, но просит, чтобы специалист сам решил, какую процедуру необходимо провести. В этом случае мастер будет убеждать посетителя взять ответственность на себя, говоря, что он в состоянии сам определить, что выбрать.
Но такой клиент вполне может относиться не к «нерешительному» типу, а к «автономному». Например, это может быть «статусная дама», которая привыкла принимать решения сама, поэтому она считает, что специалист салона, являясь профессионалом в своей области, должен самостоятельно предложить ей ту или иную услугу.
Не получив желаемого, она может составить неправильное (отрицательное) мнение не только о мастере, но и о салоне в целом. Чревато это тем, что она не только больше не придет сама, но и выскажет свое суждение потенциальным клиентам – подругам, знакомым или родственникам. Чтобы избежать подобных ситуаций, всем специалистам, работающим с людьми, необходимо регулярно проходить коммуникативные тренинги по взаимодействию с клиентами.
Полезно
также иметь в штате салона
профессионального психолога, который
сможет сгладить острые углы во взаимоотношениях
с посетителями, сумеет помочь специалистам
избежать профессионального выгорания,
организует индивидуальные и групповые
консультации для сотрудников предприятия.
3- Конфликты
в индустрии красоты
На сегодняшний день клиенты салонов красоты становятся все более требовательными и взыскательными. Видимый рост культуры потребления услуг проявляется, прежде всего, в том, что клиенты стали более критичны в отношении качества услуг и сопутствующего сервиса. Если клиента не удовлетворяет качество обслуживания или сервис, он находит другое предприятие, предлагающее аналогичные услуги. В мире нет дефицита товаров и услуг. Есть дефицит покупателей и организации конкурируют между собой за их привязанность и кошелек.
Несоответствие ожидаемого клиентом сервиса и уровня обслуживания провоцирует возникновение конфликтных ситуаций в салоне. Мастера и администраторы аргументируют факт наличия конфликтных ситуаций в салоне плохим настроением клиента, его желанием самоутвердиться за счет специалистов. К сожалению, как показывает практика, в 90% случаев возникновения конфликтов спровоцированы именно сотрудниками салонов.
Причины возникновения конфликтов в салоне:
1. Клиента не устроило качество услуги. Недовольство или претензия со стороны клиента могут быть объективными или субъективными.
Сегодня практически все руководители салонов, да и сами специалисты понимают, что качество услуги - самая измеримая характеристика. Высокая конкуренция дает о себе знать. Некачественная услуга быстро создает подмоченную репутацию и салон рискует остаться без клиентов.
2.
Клиента не удовлетворил
Ситуации, вызывающие у клиента неприятные эмоции знакомы всем:
a) Услуга
была оказана не вовремя. Не
существует допустимого
b) Отсутствие
сервиса как такового. Клиента
не встретили подобающим
c) Общая
атмосфера в салоне не
d) Фамильярное отношение специалистов салона к клиенту или полное игнорирование клиента.
3.
Объявление цены на услугу
стало полной неожиданностью
для клиента. Клиент
4.
Низкий уровень консультаций
специалистов. Типичная ситуация
в салоне красоты, когда
5. Отсутствие порядка и чистоты во всех помещениях салона красоты
6. Индивидуальные барьеры в общении
Все барьеры, порождающие возникновение конфликтных ситуаций условно можно разделить на две группы:
1. Невербальные
- закрытые позы (руки, скрещенные на груди, руки сложенные в замок, скрещенные ноги)
- поза сидя, взгляд свысока
- рецепция как «барьер» между администратором и клиентом
Как правило, выигрывает специалист-консультант, который в процессе общения или консультирования клиентов использует открытую позу. Открытая и доброжелательная улыбка специалиста усилит положительное впечатление клиента.
2. Вербальные
- манипуляции, морализирование, «слова - должники» (вы должны, вы обязаны, вы не должны были этого делать)
- наставнические поучения клиента
«Сегодня мы не сможем выполнить процедуру. Вы должны сначала пройти интенсивный курс лечения»
- критика, суждения, обвинения («Вы были не правы», «В том, что произошло, виноваты только Вы сами», «Где же это Вас так постригли?», «Как можно было так окрасить волосы?» и т.д.)
- попытка обмана или сокрытия информации
- перекладывание ответственности («Это не моя ошибка», «Я этим не занимаюсь», «Этот вопрос не в моей компетенции»)
В подобной ситуации гораздо лучше ответить в следующей форме: «К сожалению, этот вопрос не в моей компетенции. Позвольте я представлю вас специалисту, который сможет должным образом вас проконсультировать»
- употребление в речи слов - конфликтогенов:
- «Я не знаю». Если Вы действительно не владеете информацией по данному вопросу, следует ответить: «Разрешите, я уточню этот вопрос для Вас»
- «Это не возможно» или употребление в речи отрицательной частицы «нет» в начале предложения - отказ «с порога». («Нет, сегодня мастер не сможет...»)
Если вы всё же употребили частицу «нет», т.е. клиенту было отказано в услуге, то следует постараться найти альтернативное решение для разрешения сложившейся ситуации, например: «Сегодня Светлана не сможет оказать Вам эту услугу, так как у неё плотная запись. Я могу вам предложить обслужиться у другого специалиста»
- упрощение проблемы «Ничего страшного, волосы не зубы, отрастут»
Лучший способ решения конфликтов - это их предупреждение. Существует несколько действенных способов профилактики конфликтов в салоне:
1.
Повышение профессионализма
2.
Внедрение сервисных
3.
Стандартизация процессов
Этот процесс сводится к созданию пакета документов, где излагаются нормы поведения специалистов салона красоты. Прописанные ценности и нормы дают персоналу безошибочные ориентиры для принятия решений: что хорошо, что плохо, что полезно, что вредно. Стандартизация процессов обслуживания включает в себя изложение в письменной форме стиля поведения всех сотрудников салона красоты, так называемый Кодекс внутреннего поведения, который необходим для эффективного взаимодействия на всех этапах построения отношений с клиентами.
4.
Первоначальное осведомление
Существует
как минимум три метода решения любого
содержательного конфликта. 1. Силовое
решение. 2. Физическое разведение сторон.
3. Поиск решения, устраивающего оппонентов.
Такой метод решения конфликтной ситуации
предполагает два исхода: нахождение компромисса
(решение было найдено, но оно не до конца
удовлетворяет интересы сторон); принятие
конструктивного решения или сотрудничество
(такого решения, которое обеспечит максимальную
реализацию интересов обеими сторонами).
Информация о работе Психологическиее особенности специалиста индустрии красоты