Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 11:24, реферат
В настоящее время в психологии существует множество теорий личности. Они позволяют прогнозировать личностные характеристики индивида, его поведенческие реакции и мотивации, а также характер и способы межличностных отношений.
В практике делового общения многообразные подходы к анализу психики индивида могут быть использованы с целью создания между партнерами эффективных межличностных отношений и согласованного психологического взаимодействия.
Кроме того, достижение желаемого результата в общении с партнером зависит от того, насколько вы сможете предвидеть его реакцию на ваши слова и поступки и построить в связи с этим свое поведение.
В общении с «треугольником»
нужно демонстрировать
Круговой тип человека.
«Круг» имеет высокую потребность в общении, контактен, доброжелателен. Он заботится о других, стремится к гармонии межличностных отношений, щедр, спокоен, уступчив, чувствителен, доверчив, ориентирован на мнение окружающих, болтлив, способен к сопереживанию, склонен к самообвинению. У «круга» хорошая интуиция, он умеет «читать» состояния людей по их действиям, способен уговаривать, убеждать других. По этой причине он больше интересуется контактами с людьми, чем делом; склонен к общественной работе; популярен среди коллег; ориентируется на субъективные факторы при анализе проблем; предпочитает гибкий распорядок дня. Руководитель-«круг» предпочитает демократический стиль руководства, избегает конфликтов, старается не принимать непопулярных решений. «Круг» - плохой политик, но прирожденный психолог. У него широкий круг друзей и знакомых.
Речь – непоследовательная, отклоняющаяся от главной темы; эмоциональная, расслабляющая, успокаивающая, плавная, скорее медленная, чем быстрая; голос сочный, густой, скорее низкий. Для речи «круга» характерны восторженные оценки, комплименты, вместо «я» он часто говорит «мы».
Язык тела – расслабленная поза; свободные, плавные движения; доброжелательная улыбка; частые кивки головой в знак поддержки; «зеркальное» поведение; минимальная социальная дистанция. У «круга» жизнерадостная походка, легко подстраивающаяся под походку другого; подчеркнуто доброжелательное приветствие.
Внешний вид – неофициальный, часто без галстука, небрежный, моложавый (у мужчин). Женщина-«круг», как правило, неизысканная, женственная, полная. На рабочем месте уютная, домашняя обстановка.
Коммуникант-«круг» в общении часто первым устанавливает контакт, приятно улыбаясь, говоря комплименты. Деловые встречи часто использует как возможность общения. На совещании он никогда не садится отдельно от других, так как ему нужен партнер, с которым он будет обмениваться репликами. Наряду с вопросами по существу часто задает вопросы личного характера. Иногда заполняет собой все «коммуникативное пространство», умолкая лишь в момент принятия решения.
В общении с «кругом» нужно держаться естественно; для обсуждения проблем лучше использовать непринужденную, доверительную беседу. Для того чтобы вызвать интерес к информации, предпочтительно ссылаться на личный опыт. «Круг» любит рассказывать о себе, поэтому ему нужно задавать вопросы личного характера, отмечать его человеческие достоинства. Он высоко ценит уют, поэтому уместны будут мягкие кресла, теплое помещение, внимательная, доброжелательная атмосфера.
Для «круга» очень важна обратная связь, поэтому ему следует задавать уточняющие вопросы и проверять, правильно ли он понял вашу информацию. При этом нужно иметь в виду, что кивок головой вовсе не означает, что «круг» вас понял или уловил смысл сказанного.
Зигзаговый тип человека.
«Зигзагу» свойственны: креативность, жажда изменений, жажда знаний, одержимость своими идеями; великолепная интуиция; устремленность в будущее, позитивная установка на будущее; мечтательность, энтузиазм, восторженность, непоследовательность, импульсивность, непрактичность, разбросанность, недисциплинированность; непостоянство настроения, поведения и отношения. Ему присуща философия бунтаря, поэтому он во всем стремится к независимости, не заинтересован в консенсусе, любит заострять конфликт идей, стремится работать в одиночку и испытывает отвращение к бумажной работе. «Зигзаг» - прекрасный генератор идей, мастер самопрезентации, он хорошо чувствует социодинамику в группах, но не умеет довести начатое дело до конца. Он душа компании, остроумен, иногда язвителен, однако у него узкий круг друзей.
Речь – непоследовательная, ассоциативная, яркая, образная, эмоциональная, зажигательная, быстрая; богатые голосовые вариации. Для речи «зигзага» характерны восторженные оценки, богатая лексика, использование жаргона, остроты.
Язык тела – ненапряженные, быстро меняющиеся позы; быстрые, плавные движения; оживленная жестикуляция; живая мимика, «всевидящий» взгляд; стремительная походка.
Внешний вид – растрепанный, неряшливый, небрежный, демонстративный, экстравагантный, иногда супермодный. На рабочем месте беспорядок, запущенность или театрально-демонстративное оформление.
Коммуникант-«зигзаг» импульсив
В общении с «зигзагом» следует говорить быстро, кратко и по существу. Речь не должна быть шаблонной, допускаются уместные шутки, остроты. Установить и поддерживать контакт с «зигзагом» помогает внимательное, доброжелательное отношение и юмор. За успешную работу его обязательно нужно хвалить, демонстрируя его преимущества.«Зигзаг» с удовольствием выполняет творческую работу. Следует помнить, что эмоциональные «зигзаги» не всегда срабатываются с «квадратами», а скучная, однообразная работа без внешних побуждений может довести их до стресса.
Прямоугольный тип человека.
«Прямоугольник» символизирует состояние перехода и изменения; это «временная» форма личности. «Прямоугольнику» свойственны: изменчивость, непоследовательность, неопределенность; любознательность, позитивная установка ко всему новому; смелость до безрассудства; возбужденность, импульсивность, нервозность; быстрые, резкие колебания настроения; забывчивость, склонность терять вещи, непунктуальность. «Прямоугольник» неудовлетворен своим образом жизни; тяжело переживает изменения своего статуса; непоследователен и непредсказуем; нуждается в общении для получения поддержки. У него низкая самооценка, он неуверен в себе, доверчив, поэтому часто становится объектом манипуляций. «Прямоугольник» избегает конфликтов, легко «примеривает» на себя роли других людей, имитируя их поведение.
Речь – неуверенная, неясная, сбивчивая, эмоциональная; с
паузами «нерешительности», скороговорками; колебания громкости и высоты тона, высокий, срывающийся голос. Для нее характерны междометия, «слова-паразиты», путаные вопросы.
Язык тела – неуклюжие, резкие, отрывистые движения; неуверенные, незаконченные жесты; бегающий взгляд, хихиканье; неуверенная, меняющаяся походка. «Прямоугольник» часто краснеет.
Внешний вид – меняющийся, неопрятный, не соответствующий ситуации. На рабочем месте беспорядок.
Коммуникант-«прямоугольник» ча
В общении с «прямоугольником» необходимо держаться просто, демонстрировать свое уважение, говорить четко и кратко, доверительным тоном; можно начать со сдержанного комплимента. «Прямоугольник» старается рассказать о своих проблемах и неудачах, поэтому нужно быть терпеливым и корректным, особенно если у вас нет возможности его выслушать; можно самому жаловаться на свою жизнь. Следует проявить участие, но не быть навязчивым, если он пришел в замешательство или смущен. Настаивать рекомендуется мягко, не показывая в чем-либо своего превосходства. Предлагая «прямоугольнику» какую-либо информацию, для повышения мотивации нужно сделать акцент на ее практической значимости в решении его проблем. Чтобы проинструктировать «прямоугольника» по выполнению конкретной работы, потребуется больше времени, чем для инструктажа других «фигур». Важно вовремя обнаружить, что он находится в состоянии стресса, так как в этот момент он может прийти в сильное замешательство, у него резко снижается самооценка, мгновенно меняется настроение, поведение становится непоследовательным и изменчивым, возрастает доверчивость и внушаемость, что может превратить его в объект манипуляций.
Таким образом, владея информацией по психогеометрии, можно быстро определить характер партнера по общению, выбрать эффективный стиль поведения для эффективного взаимодействия и достижения поставленных целей.
7 группа. Социально- психологические теории.
К социально-психологическим типологиям могут быть отнесены типологии по различным профессиональным признакам. Например, идущее от К. Левина традиционное деление руководителей по стилю руководства на авторитарных, демократических и либеральных.
Выводы про типологию человека:
Написать что помогают
Написать, что в чистом виде не встречаются
Приоритетные каналы восприятия и тип модальности партнера.
Общение определяется тем представлением о партнере, которое складывается в восприятии.
Под восприятием в психологии общения подразумевается не просто формирование целостного образа на основе оценки его внешнего вида и поведения, но и понимание партнера по общению.
При этом понимание рассматривается с двух сторон: как отражение в сознании партнеров по общению целей, мотивов, установок друг друга, так и принятие этих целей, позволяющее установить взаимоотношения. Поэтому в общении целесообразно говорить о межличностном восприятии.
Личное восприятие – получение и обработка одним субъектом общения информации о другом; ошибочно считается несложным процессом, но на точность восприятия влияет множество характеристик субъектов восприятия.
Как известно, существует три канала
поступления информации в сознание
человека:
1) визуальный (внешняя и внутренняя информация
представляет собой комплекс зрительных
образов);
2) аудиальный (информация представляет
собой комплекс звуков);
3) кинестетический (информация представляет
собой комплекс ощущений: вкусовых, осязательных,
обонятельных, ощущений тела).
Каждый человек способен принимать и перерабатывать информацию, используя все три канала.
Но при этом, как убедительно показано в теории нейролингвистического программирования, у каждого из нас есть один канал, через который мы прежде всего воспринимаем, думаем, вспоминаем. Такой канал называется приоритетным.
Говорят, что каждому человеку присуща
своя модальность (от лат. modus - способ,
качественная характеристика ощущений).
В соответствии с этим всех людей можно
условно разделить на визуалов, аудиалов
и кинестетиков. Внимательно наблюдая
за собеседником, можно определить, к какому
типу он относится. Различия проявляются
в звучании голоса, особенностях жестикуляции,
направлении движения глаз, преимущественном
употреблении определенных слов, отражающих
модальность образов, присутствующих
в его сознании. По этим словам, называемым
предикатами, легче всего определить тип
человека.
Распознание
типа модальности собеседника
по основным показателям
Показатель |
Тип модальности | ||
Визуал |
Аудиал |
Кинестетик | |
Предикаты |
вижу, |
говорю, |
легко, |
Тональность голоса |
высокая |
средняя |
низкая |
Темп речи |
торопливый, |
ровный, |
замедленный, |
Жесты рук |
на уровне лица |
на уровне пояса, |
могут отсутствовать |
Направление движения глаз |
вверх прямо, |
направо, |
вниз прямо, |
Определение модальности собеседника требует наблюдательности и навыков.
Механизмы восприятия и понимания
Основные механизмы восприятия - стереотипизация
и индивидуализация. Они включаются одновременно,
но в зависимости от ситуации общения,
наших склонностей и профессии у нас больше
работает тот или другой.
Стереотипизация - сопоставление образа данного человека
с имеющимися в сознании стереотипами:
образами представителей различных социально-демографических
групп, психологическими типами, к которым,
на наш взгляд, относится этот человек.
Существуют стереотипные представления
об учителях, студентах, бизнесменах, стариках,
подростках, старых холостяках, цыганах,
американцах и т.д. Мы относим человека
к какой-то группе на основе того общего,
что объединяет данного человека и существующий
образ. Зная особенности поведения этой
группы людей, можно в какой-то мере предвидеть
поведение партнера.
Индивидуализация - восприятие человека во всей его неповторимости,
со всеми присущими ему особенностями.
При этом мы обращаем внимание на отличия
нашего собеседника от представителей
той социальной группы, к которой он относится
или может относиться, на его психологические
особенности.
В деловом общении важны оба механизма.
Каждый человек относится к какой-то социально-демографической
группе, психологическому типу и имеет
свои, неповторимые черты. Восприятие
и правильная оценка общего и особенного,
присущего вашему партнеру, позволяет
прогнозировать его поведение.
Общаясь с партнером, мы, конечно, не просто
наблюдаем за ним, а вместе проживаем те
минуты. В процессе общения люди проникаются
чувствами друг друга (эмпатия), способны
рассуждать с позиции другого человека
(рефлексия), отождествлять себя с ним
(идентификация). Понимать партнера - значит
представлять, как он рассуждает и что
чувствует в данной ситуации.
Главное, с чего начинается понимание
других людей, - это формирование у человека
такой направленности, при которой другие
люди стояли бы не на периферии, а непременно
в центре складывающейся у него системы
ценностей. Что в этой системе будет - гипертрофированное
"я" или "ты" - это оказывается
вовсе не безразлично для проявления нашего
умения глубоко проникать в другую личность
и правильно строить с ней взаимоотношения.