Психологические особенности возникновения конфликтов у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 20:57, курсовая работа

Краткое описание

Резкие изменения в социальной и экономической сфере жизни приводят к росту напряженности в межличностных отношениях. Поэтому проблема межличностных конфликтов и их позитивного разрешения приобретает сегодня особую значимость.
Не вызывает сомнения тот факт, что специфика поведения в конфликте, готовность или неготовность разрешать конфликтные ситуации начинают складываться в детстве.
Именно в дошкольном возрасте формируются представления о конфликте и конфликтной ситуации, характер которых во многом определяет реальное поведение ребенка в конфликте.
конфликта

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..
ГЛАВА I. Теоретические основы исследования ……………………………
1.1.Сущностная характеристика понятия "конфликт"………………………..
1.2.Специфика конфликтов, возникающих в дошкольном возрасте…………
1.3. Профилактика возникновения и разрешение конфликтов у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………
Выводы по первой главе…………………………………………………………
ГЛАВА II. Экспериментальное изучение проблемы исследования………
2.1. Подбор диагностического инструментария для изучения состояния проблемы в практике ДОУ………………………………………………….
2.2. Рекомендации по проведению диагностического обследования по проблеме возникновения конфликтов у детей старшего дошкольного возраста…………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Курсовая Ермакова 02.03.12.docx

— 400.70 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет»

Факультет дошкольного образования

Кафедра управления образованием

 

 

 

Психологические особенности возникновения конфликтов у детей старшего дошкольного возраста

Курсовая работа

 

 

 

                                    студентки 302 группы

                                    заочной формы обучения

                                    Ермаковой Екатерины Сергеевны

 

                                                                                                                         Научный руководитель: Санникова

                                   Лилия Наилевна, к. п. н., доцент

 

Оценка научного руководителя                                         Работа защищена

___________________________                               __________________________

 

_______________________                             Зав. кафедрой______________

(научный руководитель)

 

«___» ______________ 20___ г.                    

                                         «___» ______________ 20__ г.

 

 

 

 

 

 

 

Магнитогорск, 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..

ГЛАВА  I. Теоретические основы исследования ……………………………

1.1.Сущностная характеристика понятия "конфликт"………………………..

1.2.Специфика конфликтов, возникающих в дошкольном возрасте…………

1.3. Профилактика возникновения и разрешение конфликтов у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………

Выводы по первой главе…………………………………………………………

ГЛАВА  II. Экспериментальное изучение проблемы исследования………

2.1. Подбор диагностического инструментария для изучения состояния проблемы в практике ДОУ………………………………………………….

2.2. Рекомендации по проведению диагностического обследования по проблеме возникновения конфликтов у детей старшего дошкольного возраста…………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………

 

 

??? Номера страниц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Резкие изменения в социальной и экономической сфере жизни приводят к росту напряженности в межличностных отношениях. Поэтому проблема межличностных конфликтов и их позитивного разрешения приобретает сегодня особую значимость.

Не вызывает сомнения тот факт, что специфика поведения в конфликте, готовность или неготовность разрешать конфликтные ситуации начинают складываться в детстве.

Именно в дошкольном возрасте формируются представления о конфликте и конфликтной ситуации, характер которых во многом определяет реальное поведение ребенка в конфликте.

Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании. Он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющее на развитие его личности. Общение со сверстниками играет важнейшую роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений детей.

Изучение отклонений в развитии межличностных отношений на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным, прежде всего потому, что конфликт в отношениях ребенка со сверстниками может выступить в качестве серьезной угрозы для личностного развития. Опасность заключается и в том, что появившиеся у ребенка отрицательные качества личности, могут обнаружиться и в новом школьном коллективе, и даже в последующей деятельности, препятствуя развитию полноценных отношений с окружающими людьми, собственному мироощущению.

 

 

 

Общая характеристика работы

 

Тема курсовой работы «Психологические особенности возникновения конфликтов у детей старшего дошкольного возраста»

Объект исследования - конфликты как психологическая проблема.

Предмет исследования - особенности конфликтов у детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования - изучить психологические особенности возникновения конфликтов в старшем дошкольном возрасте.

 

Данная цель конкретизируется через задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Подобрать методики, направленные на изучение состояния конфликтов у детей дошкольного возраста в ДОУ.

3. Разработать рекомендации по применению диагностических методик.

 

  Методы исследования: Перечислите через запятую. а не в столбик; уберите авторов.

  • Анализ научно – теоретической и психолого-педагогической литературы.
  • «Метод вербальных выборов» (Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова).
  • Методика «Картинки» (Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова).
  • Методика «Беседа» (Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова).
  • ГЛАВА  I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • Сущностная  характеристика понятия  "конфликт"
  • Конфликты существовали всегда, во все времена и у всех народов. Слово конфликт происходит от латинского contlictus, что в переводе означает «столкновение». В качестве научного термина это слово в близком, но не тождественном смысле применяется в психологии. [13,с.5].
  • Употребление термина «конфликт» встречается при разработке проблем психологии личности, в общей, медицинской, социальной психологии, психотерапии, педагогике и политологии.
  • Развитие любого общества, любой социальной общности или группы, даже отдельного индивида представляет собой сложный процесс, который далеко не всегда развертывается гладко, а нередко связан с возникновением и разрешением противоречия.
  • Понятийная схема, характеризующая сущность конфликта должна охватывать четыре основные характеристики: структуру, динамику, функции и управление конфликтом.
  • В структуре конфликта выделяют:
  • объект (предмет спора);
  • субъекты (отдельные индивиды, группы, организации);
  • условия протекания конфликта;
  • масштаб конфликта (межличностный, локальный, региональный, глобальный);
  • стратегии и тактики поведения сторон;
  • исходы конфликтной ситуации (последствия, результаты, их осознание).
  • Конфликт представляет собой сложный динамический процесс, включающий следующие основные стадии:
  • предметная ситуация - возникновение объективных причин конфликта
  • конфликтное взаимодействие - инцидент или развивающийся конфликт
  • разрешение конфликта (полное или частичное).
  • Конфликт, независимо от его природы, выполняет ряд функций, среди которых наиболее важными являются:
  • диалектическая - служит для выявления причин конфликтного взаимодействия;
  • конструктивная - вызываемое конфликтом напряжение может быть направлено на достижение цели;
  • деструктивная - появляется личностная, эмоциональная окраска взаимоотношений, которая мешает решению проблем. Управление конфликтом можно рассматривать в двух аспектах: внутреннем и внешнем. Первый из них заключается в управлении собственным поведением в конфликтном взаимодействии. Внешний аспект управления конфликтами предполагает, что субъектом управления может выступать руководитель (лидер).
  • Управление конфликтом - это целенаправленное обусловленное объективными законами воздействие на его динамику в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт.
  • Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями. [8,с.10].
  • Если субъекты конфликта противодействуют, но не переживают при этом негативных эмоций (например, в процессе дискуссии, спортивного единоборства), или, наоборот, переживают негативные эмоции, но внешне не проявляют их, не противодействуют друг другу, то такие ситуации являются предконфликтными [1, с.20].
  • Противодействие субъектов конфликта может разворачиваться в трех сферах: общении, поведении, деятельности
  • Признаками конфликта являются:
  • наличие ситуации, воспринимаемой участниками как конфликтной,
  • неделимость объекта конфликта, т.е. объект конфликта не может быть поделен между участниками конфликтного взаимодействия;
  • желание участников продолжить конфликтное взаимодействие для достижения своих целей, а не выход из создавшейся ситуации [7, с.63].
  • Конфликтное противостояние предполагает определение области (проблемы) противоречия, т.е. предмета конфликта.
  • Предмет конфликта - объективно существующая или воображаемая проблема, служащая причиной раздора между сторонами (проблема власти, первенства, совместимости сотрудников).
  • Отсюда субъект конфликта - участники конфликта, оппоненты, чьи интересы затронуты непосредственно.
  • Объект конфликта - то, на что претендует каждая из конфликтующих сторон, то, что  вызывает их противодействие (материальная, социальная или духовная ценность) [7, с.74].
  • Конфликты протекают в пространстве, во времени и с участием ряда субъектов. Выделяют временные (продолжительность конфликта во времени), пространственные (определение территории, в пределах которой происходит конфликт) и субъектные (количество основных участников) его границы.
  • В связи с тем, что конфликты имеют самую разную природу возникновения, их количество и разнообразие велико.
  • Классификация конфликтов проводится в соответствии с рядом факторов:
  • способом их разрешения.
  • (насильственные, ненасильственные),
  • сферой проявления (политические, социальные, экономические, организационные);
  • направленностью воздействия (вертикальные, горизонтальные, смешанные)
  • степенью выраженности (открытые, скрытые);
  • количеством участников (внутриличностные, межличностные, межгрупповые);
  • Внутриличностный конфликт. Этот тип конфликта не полностью соответствует данному нами определению. Здесь участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т.п. Внутри личностные конфликты, связанные с работой в организации, могут принимать различные формы. [2,с.15].
  • Ролевой конфликт - когда различные роли человека предъявляют к нему противоречивые требования.
  • Такой конфликт  более распространён. [11,с.44].
  • Межличностный конфликт. Это самый распространенный тип конфликтов. Он проявляется в отношениях между двумя и более людьми. В организациях он проявляется по-разному.
  • Межгрупповой конфликт. Организация состоит из множества формальных и неформальных групп, между которыми могут возникать конфликты. Например, между руководством и исполнителями, между работниками различных подразделений, между неформальными группами внутри подразделений, между администрацией и профсоюзом.
  • Межгрупповые конфликты сопровождаются:
  • Проявлениями деиндивидуализации, т. е. члены группы не воспринимают других людей как индивидуумов, как самобытных личностей, а воспринимают их как членов другой группы, которой приписывается негативное поведение.
  • Проявлениями групповой атрибуции, т. е. склонны считать, что именно «чужая группа ответственна за негативные события».[13,c.92].
  • Указанные конфликты выполняют различные: позитивные и негативные функции. Позитивные функции характеризуют, чем данный конфликт может быть полезен для его участников. Отрицательные функции конфликта определяются затратами (эмоциональными, материальными, временными и прочими) ресурсов на участие в конфликте и преодоление его последствий [7, с.77].
  • Конфликт, как считает Н.В.Гришина, проходит через следующие этапы развития: 
  • 1. возникновение объективной конфликтной ситуации
  •            (или предконфликтной ситуации);
  • 2. осознание ситуации как конфликтной;
  • 3. конфликтное взаимодействие (или собственно конфликт);
  • 4. разрешение конфликта [1, с.155].
  • Предконфликтная ситуация, по мнению Г.И.Козырева, -  это рост напряженности в отношении между потенциальными субъектами конфликта, вызванный определенными противоречиями. Лишь те противоречия, которые осознаются потенциальными субъектами конфликта как несовместимые, ведут к обострению социальной напряженности [8, с.26].
  • Социальная напряженность представляет собой психологическое состояние людей и до начала конфликта носит латентный (скрытый) характер.
  • В реальной жизни причины возникновения социальной напряженности могут накладываться одна на другую или подменяться одна другой.
  • Проблема выявления причин возникновения конфликтов занимает ключевое место в поиске путей их предупреждения и конструктивного разрешения. Без знания движущих сил развития конфликтов трудно оказывать на них эффективное регулирующее воздействие. На основе только описательных моделей конфликта нецелесообразно решительно вмешиваться в его естественное развитие.
  • Конфликтное взаимодействие возникает только тогда, когда в самых глубинах социальной жизни существуют объективные предпосылки возникновения конфликтной ситуации [10, с.12].
  • Конфликты изначально происходят в результате нарушения баланса интересов двух и более сторон.
  • Возникновение и развитие конфликтов обусловлено действием четырех групп факторов и причин:
  • • объективных,
  • • организационно-управленческих,
  • • социально-психологических,
  • • личностных.
  • Первые две группы факторов носят объективный характер, третья и четвертая – субъективный.
  • Объективные причины конфликтов,те обстоятельства социального взаимодействия людей, которые привели к столкновению их интересов, мнений, установок и т.п. Объективные причины приводят к созданию предконфликтной обстановки – объективного компонента предконфликтной ситуации.
  • Субъективные причины конфликтов в основном связаны с теми индивидуальными психологическими особенностями оппонентов, которые приводят к тому, что они выбирают именно конфликтный, а не какой-либо другой способ разрешения создавшегося объективного противоречия. Практически в любой предконфликтной ситуации есть возможность выбора конфликтного или одного из неконфликтных способов ее разрешения.
  • Итак, конфликт - это открытое противоборство, столкновение двух или более субъектов и участников социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности. Конфликт имеет определенную структуру: предмет, объект, субъект, участников, конфликтные действия, конфликтную ситуацию.
  • 1.2.СПЕЦИФИКА КОНФЛИКТОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ !!! Название не совпадает с содержанием
  • Дети приходят в детский сад с неодинаковым эмоциональным мироощущением, неоднородными притязаниями и в то же время с различными умениями и возможностями. В результате каждый по-своему отвечает требованиям воспитателя и сверстников и создает отношение к себе. [19, с.19].
  • В свою очередь требования и потребности окружающих находят разный отклик у самого ребенка, среда оказывается разной для детей, а в отдельных случаях - крайне неблагополучной. Неблагополучие ребенка в дошкольной группе может проявляться неоднозначно: как малообщительное или агрессивно-общительное поведение. Но независимо от специфики детское неблагополучие - очень серьезное явление, за ним, как правило, скрывается глубокий конфликт в отношениях со сверстниками, вследствие которого ребенок остается в одиночестве среди детей [1, с.7].
  • Межличностные отношения (взаимоотношения) - это многообразная и относительно устойчивая система избирательных, осознанных и эмоционально переживаемых связей между членами контактной группы.
  • Рассмотрение феномена детских отношений, на фоне которых развертывается конфликт, позволяет перейти к его описанию и анализу. Межличностные отношения дошкольников очень сложны, противоречивы, нередко с трудом интерпретируются.
  • Общение с детьми - необходимое условие психологического развития ребенка. Потребность в общении рано становится его основной социальной потребностью. Общение со сверстниками играет важную роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявления и развития начал коллективных взаимоотношений детей в группе детского сада [8, с. 70].
  • В настоящее время в теории и практике дошкольной педагогики все большее значение придается детской коллективной деятельности на занятиях. Совместная деятельность объединяет детей общей целью, заданием, радостями, огорчениями, переживаниями за общее дело. В ней имеет место распределение обязанностей, согласованность действий. Участвуя в совместной деятельности, ребенок учится уступать желаниям сверстников или убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результата.
  • Способность детей к совместной деятельности изучается в контексте взаимодействия детей в совместной (или социальной) игре. При этом исследуются приспособление к партнерам во время игры, типы социального взаимодействия в игре (обмен игрушками, физический контакт, беседа и пр.), выделяются различные типы социальных реакций [20, с.170].
  • Игра понимается как особое культурное образование, созданное обществом в ходе его исторического развития. Применительно к дошкольному возрасту игра рассматривается в качестве ведущей деятельности, определяющей психическое развитие ребенка. В игре возникают основные новообразования данного возраста. Специфика детской игры заключается в том, что она имеет замещающий характер по отношению к деятельности взрослых и служит средством, реализующим желание ребенка участвовать во «взрослой» жизни. И.В.Маврина подчеркивает, что для развития игровой деятельности ребенку нужны контакты со взрослыми и другими детьми, в процессе которых он приобретает способы и навыки совместной игры.
  • В играх со сверстниками дети учатся сообща, творчески и произвольно управлять своим поведением, что, в свою очередь, является необходимым условием любой деятельности [9, с.14].
  • С точки зрения Д.Б. Эльконина, игра социальна по своему содержанию, по своей природе, по своему происхождению, т.е. возникает из условий жизни ребенка в обществе [23, с.11].
  • Особое значение для развития личности ребенка, для усвоения им элементарных нравственных норм имеют отношения по поводу игры, так как именно здесь складываются и реально проявляются усвоенные нормы и правила поведения, которые формируют умение общаться в коллективе сверстников  [11, с.61].
  • Сюжетно-ролевая игра отличается тем, что действие ее происходит в некотором условном пространстве. Комната вдруг превращается в больницу, или в магазин, или в оживленную магистраль. А играющие дети берут на себя соответствующие роли (врача, продавца, водителя). В сюжетной игре, как правило, несколько участников, поскольку всякая роль предполагает партнера: врач и больной, продавец и покупатель и т.д.
  • Л.И. Божович отмечает, что основной линией развития ребенка является постепенное освобождение от конкретной ситуации, переход от ситуативного общения к внеситуативному. Такой переход дается малышу непросто, и взрослому нужно приложить определенные усилия для того, чтобы ребенок смог преодолеть давление воспринимаемой ситуации. А вот в игре такой переход происходит легко и естественно [3, с.135].
  • Формируя внеситуативное общение, мы подготавливаем или совершенствуем игровую деятельность детей. А, организуя сюжетно-ролевую игру (предлагая детям новые сюжеты, роли, показывая, как можно играть), мы способствуем развитию их общения. И все-таки, хотя дети очень любят играть вместе, далеко не всегда их игра проходит мирно. Очень часто в ней возникают конфликты, обиды, ссоры [8, с.73].
  • Конфликтная ситуация перерастает в конфликт только при совместных игровых действиях ребенка и сверстников.
  • Подобная ситуация возникает в случаях, когда имеется противоречие: между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре (последние оказываются ниже требований) или между ведущими потребностями ребенка и сверстников (потребности находятся за пределами игры).
  • В обоих случаях речь идет о несформированной ведущей игровой деятельности дошкольников, что способствует развитию конфликта. Причинами может являться недостаточная инициативность ребенка в установлении контактов с ровесниками. Отсутствие между играющими эмоциональных устремлений, например, желание командовать побуждает ребенка оставить игру с любимым товарищем и вступить в игру с менее приятным, но податливым сверстником; отсутствие навыков общения. В результате таких взаимодействий могут возникнуть два вида противоречий: рассогласование между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре и рассогласование в мотивах игры ребенка и сверстников.
  • Таким образом, по мнению Рояк А.А., Репиной Т.А., следует рассматривать два типа конфликтов у дошкольников, испытывающих трудности в общении со сверстниками: внутренние и внешние. [16; с.17].
  • В литературе понятия внутреннего и внешнего конфликтов четко не разграничены.
  • Внешние очевидные конфликты у дошкольников порождаются противоречиями, возникающими при организации ими совместной деятельности или в процессе ее. Внешние конфликты возникают в сфере деловых отношений детей, однако за ее пределы, как правило, не выходят и не захватывают более глубоких пластов межличностных отношений. Поэтому они имеют преходящий, ситуативный характер и обычно разрешаются самими детьми путем самостоятельного установления нормы справедливости. Внешние конфликты полезны, так как они представляют ребенку, право на ответственность, на творческое решение трудной, проблемной ситуации и выступают в качестве регулятора справедливых, полноценных отношений детей. Моделирование подобных конфликтных ситуаций в педагогическом процессе может рассматриваться как одно из эффективных средств нравственного воспитания.
  • Внутренний психологический конфликт возникает у дошкольников в условиях их ведущей игровой деятельности и большей частью скрыт от наблюдения [7, с. 67].
  • Он вызывается противоречиями, связанными, с самой деятельностью. С тем как она сформирована у ребенка, противоречиями между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре или противоречиями в мотивах игры ребенка и сверстников. Такие противоречия не могут преодолеваться детьми без помощи взрослых. В условиях этих противоречий ущемляется внутренний эмоциональный комфорт ребенка, его положительное эмоциональное самочувствие, он не может удовлетворить своих существенных потребностей, искажаются не только деловые, но и личностные отношения, возникает психологическая изоляция от сверстников.
  • Функции внутренних конфликтов сугубо отрицательны, они тормозят становление полноценных, гармонических отношений и формирование личности.
  • Причинами возникновения конфликтов в ДОУ могут быть:
  • В общении детей друг с другом возникают ситуации, требующие согласованности действий и проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целей. Дошкольник еще не осознает свой внутренний мир, свои переживания, намерения, интересы, поэтому ему трудно представить, что чувствует другой. Он видит только внешнее поведение другого: толкает, кричит, мешает, отбирает игрушки и т.д., но он не понимает, что каждый сверстник - личность, со своим внутренним миром, интересами и желаниями. Важно помочь ребенку посмотреть на себя и сверстника со стороны.
  • В группе ярко выделяются дети популярные и непопулярные. Популярные дети - это ловкие, умелые, смышленые, опрятные; к непопулярным зачисляют неопрятных, тихих, плаксивых, вредных, агрессивных, слабых и плохо владеющих игровыми действиями и речью (в число таких детей попадают дети из конфликтных семей
  • с остро неблагоприятной эмоциональной атмосферой,  дисгармоничными типами воспитания, это агрессивные, плохо контролирующие свое поведение дети, тревожные дети).
  • У сверстников вызывают раздражение те дети, с которыми трудно договориться, кто нарушает правила, не умеет играть, медлительные, несообразительные, неумелые.
  • В детском коллективе часто провоцируют конфликтные ситуации трудные или конфликтные дети:
  • Агрессивисты - задирают других и раздражаются сами, если их не слушают
  • Жалобщики - всегда на что-нибудь жалуются
  • Молчуны - спокойные и немногословные, но узнать чего они хотят очень сложно
  • Сверхпокладистые  -  со всеми соглашаются
  • Всезнайки - считают себя выше, умнее других
  • Нерешительные  - медлят с принятием решений, боятся ошибиться
  • Максималисты - хотят чего-то прямо сейчас
  • Скрытые - затаивают обиды и неожиданно набрасываются на обидчика
  • Невинные лгуны - вводят других в заблуждение ложью и обманом
  • Для 5-6 летних детей значимо принятие их сверстниками, очень важна их оценка, одобрение, восхищение. Дети испытывают потребность получить интересную роль и проявить себя, по-разному ведут себя в ситуации успеха и неудачи.
  • Чаще всего в состоянии успеха их переполняет чувство радости, а в ситуации неудачи они огорчаются, чувствуют зависть и досаду. Все эти аспекты взаимоотношений детей могут спровоцировать между ними конфликт.
  • Я.Л. Коломинский и Б.П. Жизневский отмечают важность изучения детских конфликтов. Они рассматриваются не просто в качестве негативных явлений в детской жизни, а как особые, значимые ситуации общения, способствующие психическому развитию в целом и формированию личности. Подчеркивается, что взрослому необходимо знать возможные причины возникновения детских конфликтов, прогнозировать поведение детей в соответствии с возрастом и специально обучать детей наиболее оптимальным способам общения в них [10, с.39].
  • При выявлении причин возникновения конфликтов Я.Л. Коломинский и Б.П. Жизневский исходили из того, что игра, как и другие виды совместной деятельности, обладает определенной коммуникативно-организационной основой. Сюда относится ряд организационных задач деятельности, таких, как выбор темы общей игры, определение состава ее участников, распределение ролей и др. Они предположили, что конфликты между детьми возникают именно при решении подобных коммуникативно-организационных задач.
  • В связи с этим были выделены семь основных причин возникновения конфликтов:
  • 1. разрушение игры;
  • 2. по поводу выбора общей темы игры;
  • 3. по поводу состава участников игры;
  • 4. из-за ролей;
  • 5. из-за игрушек;
  • 6. по поводу сюжета игры;
  • 7. по поводу правильности игровых действий [10, с.37].
  • Кроме того, говоря об изменении с возрастом причин возникновения конфликтов между детьми дошкольного возраста, Д.Б. Эльконин высказал мнение о том, что у младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего дошкольного возраста – из-за ролей, а в более старшем возрасте  - из-за правил игры [23, с.117].
  • Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении, может привести к психическому заболеванию (от агрессии до страха). В дошкольном возрасте у ребенка формируется характер и постоянная коррекция поведения со стороны взрослого (воспитателя и родителя) ему очень необходима.
  • Нужно научить ребенка социально приемлемым нормам поведения и общения.
  • ??? Где вывод по параграфу
  • 1.3 ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ и разрешение КОНФЛИКТОВ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ !!! почему названия параграфов не совпадает с названиями в содержании
  • !!! Сделайте вводное предложение
  • Основные подходы в разрешении конфликтов в детском коллективе: ??? а что после двоеточия?
  • Разрешение конфликта - это:
  • минимизация проблем, разделяющих стороны, осуществляемая через поиск компромисса, достижения согласия
  • устранение полностью или частично причин, породивших конфликт
  • изменение целей участников конфликта
  • достижение соглашения по спорному вопросу между участниками [10,с 46].
  • В детском возрасте конфликтных ситуаций великое множество и во многих из них порой бывает трудно разобраться. Все детские ссоры обычно разрешаются сами собой, и поэтому к ним надо относиться как к естественным явлениям жизни. Небольшие стычки и ссоры можно расценить как первые жизненные уроки взаимодействия с людьми одного круга (равными), с окружающим миром, этап обучения методом проб и ошибок, без которого ребенок не может обойтись. Взрослым без особой необходимости не стоит вступать в ссоры детей. Надо, чтобы они научились самостоятельно выходить из спорных ситуаций и прекращать конфликты.
  • Задача взрослых состоит в том, чтобы научить детей некоторым правилам жизни среди других людей (каждый - человек, со своими желаниями, переживаниями), в которые входит умение выразить свое желание, выслушать желание другого, договориться. При этом ребенок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто слепо подчиняться требованиям взрослого или более сильного партнера (находить выход из сложившейся ситуации, варианты решения конфликта)
  • Взрослый должен выразить детям свое отношение к конфликтной ситуации.
  • Нужно учить детей объяснять друг другу, что они хотят, а затем предлагать им обдумать выход из положения (не нужно преуменьшать способности детей в этом отношении, уже в раннем возрасте возможно совместное принятие решения).
  • Два способа разрешения конфликта:
  • Деструктивный - «Уйду, и не буду с ним играть»
  • «Сам буду играть»
  • «Позову воспитателя, и она заставит всех играть»
  • «Всех побью и заставлю играть»
  • Конструктивный  - «Предложу другую игру»
  • «Спрошу у ребят, во что лучше поиграть» [20,с.112].
  • В разрешении детских конфликтов воспитатель обеспечивает нахождение «общего языка», который является результатом достижения понимания.
  • Становясь посредником в разрешении детских конфликтов, воспитатель должен учитывать их характерные особенности:
  • при разрешении конфликтной ситуации воспитатель несет профессиональную ответственность за правильное разрешение ситуации конфликта
  • взрослые и дети имеют разный социальный статус, чем и определяется их разное поведение в конфликте и при его разрешении
  • разница в возрасте и жизненном опыте разводит позиции взрослого и ребенка, порождает разную степень ответственности за ошибки
  • различное понимание событий и их причин участниками, конфликт глазами воспитателей и детей видится по-разному
  • присутствие других детей при конфликте превращает их из свидетелей в участников, а конфликт приобретает воспитательный смысл
  • профессиональная позиция воспитателя - взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставить интересы формирующейся личности.[10,с. 69].
  • Деятельность воспитателя при разрешении детских конфликтов должна быть планомерной и включать следующие последовательно выполняемые стадии:
  • 1. Определение и оценка сущности конфликтной ситуации, ее причин (кто участвовал в конфликте и кто знает, что произошло) Сообщение о своем неудовольствии появлением конфликта. Избавление от «зрителей».
  • 2. Оценка целей конфликтной ситуации (открытым обсуждением, с использованием интуиции воспитателя, чтобы заглянуть в скрытый смысл происходящего)
  • - утверждение личных притязаний,
  • - навязывание своего стиля поведения,
  • - умаление достоинств другой стороны,
  • - корыстные устремления,
  • Важно показать детям различия в понимании целей, который каждый из них
  • преследовал в ссоре. Чаще всего эти цели различны.
  • 3. Обратить внимание на эмоциональное состояние детей, вступивших в конфликт, понять причины этого состояния, урегулировать бурные реакции на конкретных примерах психологического климата детского коллектива, (несколько раз вдохнуть и выдохнуть, развести в разные стороны, выпить воды, сесть…) Педагог должен подавить собственные и детские отрицательные эмоции.
  • Воспитатель может использовать позитивное сообщение, которое включает в себя:
  • - описание произведенного действия
  • - описание возможного или неизбежного результата этого действия
  • - предложение альтернативного варианта поведения
  • Схема позитивного сообщения может выглядеть так:
  • Когда ты…
  • Может случиться, что…
  • Лучше… .
  • 4. Найти радикальные средства для устранения причин конфликтной ситуации
  • - применить меры воспитательного воздействия  (учитывать нужды каждого, использовать творческий подход, развивать навыки общения, ведущие к сближению, формировать готовность к самостоятельному разрешению конфликта, учить управлять эмоциями; оценивать поступок, а не личность ребенка; нейтрализовать борьбу за власть;
  • вырабатывать альтернативы, привлекая детей к совместному творческому поиску). Воспитатель должен владеть техникой  активного слушания.
  • - выдвинуть определенные жесткие требования
  • - указать на необходимость придерживаться установленных определенных норм поведения не только в период пребывания в детском саду, но и в повседневной жизни.
  • 5. Оценка особенностей участников конфликта
  • 6. Определить динамику процесса развития конфликтной ситуации. Если проблему нельзя решить «сходу», то определить время и присутствие посредника - родителя, психолога, сменного воспитателя.[10,с.71].
  • С детьми группы нужно постоянно проводить диагностические беседы по примерным вопросам:
  • Тебе хочется ходить в детский сад?
  • Почему?
  • С каким настроением ты чаще всего идешь в детский сад?
  • Какие игры ты знаешь?
  • В какие игры ты умеешь играть?
  • В какие игры ты любишь играть больше всего?
  • Расскажи, пожалуйста, как играть в твою любимую игру?
  • Есть ли в этой игре правила, которые надо соблюдать?
  • Можно ли нарушать эти правила?
  • Много ли у тебя друзей среди сверстников в группе?
  • Бывают ли у тебя конфликты с родителями? Как часто?
  • Как ты думаешь, конфликт и ссора - это одно и то же?
  • Попробуй объяснить свое мнение.
  • Если в момент ссоры ты понимаешь, что неправ, то, как ты поступишь? [28,с.21].
  •  
  • Тип поведения воспитателя при разрешении конфликтов может быть:
  • Авторитарным - этот воспитатель чаще отмечает необходимость воспитания в детях эмоционально-волевых качеств: настойчивости, дисциплинированности, инициативности, послушания, самостоятельности, трудолюбия. Больше всего их огорчает в детях недисциплинированность, шумливость, крикливость, неумение вести себя на занятиях, неусидчивость, отсутствие сосредоточенности, неумение слушать. Чаще всего у этого воспитателя можно слышать высказывания «Прекратите!», «Положите!», «Не бегайте!», «Не деритесь!», «Надо делать так!».
  • Демократическим -  этот воспитатель считает, что в детях важно воспитывать моральные качества: отзывчивость, доброту, справедливость, честность, вежливость. Вызывает у них огорчение отсутствие у детей дружелюбия и доброжелательности к сверстникам, неумение дружить, дружно играть, невнимание, нежелание прийти на помощь товарищу, нечестность и жестокость. Воспитатель придерживается позиции равноправного партнерства, обеспечивает взаимное доверие и создает хорошие условия для обсуждения любой проблемы.
  • Анархически-попустительский - это тот воспитатель, который не имеет специального образования, выбор профессии для него случайный. [16.с.121].
  • В решении конфликтных ситуаций воспитатель должен владеть техникой активного слушания. Это умение слушать и слышать ребенка, активно слушать - это значит возвращать ему в беседе то, что он поведал, при этом обозначив его чувство. Воспитатель принимает позу «глаза в глаза» ( садится на маленький стульчик лицом к ребенку) Воспитатель настраивается на ребенка, слушает с сочувствием, использует в разговоре поддержку, прояснения, уточнения, повторяет наиболее важные мысли и чувства, т.е. подтверждает, отражает содержание информации и чувств ребенка, показывает принятие и понимание ребенка тоном голоса, мимикой, жестами, взглядом, позой, не перебивает и не дает советов, не приводит примеров, остается нейтральным, не принимая ничью сторону, получает интересующую его информацию, старается поставить себя на его место. Важно в беседе держать паузу - это время принадлежит ребенку, пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании. Не нужно торопиться с выводами, проверить свои предположения и удостовериться, что правильно понял ребенка. Помолчать нужно и после ответа ребенка – может он что-то добавит. Беседа проходит в непринужденной, спокойной обстановке. Воспитатель не доминирует в беседе, он посредник, помощник.
  • Узнать о том, что ребенок не готов услышать реплику взрослого, можно по его внешнему виду: если его глаза смотрят в сторону, «внутрь» или вдаль, то надо продолжать молчать, т.к. в ребенке происходит очень важная и нужная внутренняя работа.
  • Воспитателю иногда полезно повторить, как он понял что произошло с ребенком, целесообразно использовать другие слова с тем же смыслом
  • Выслушиваются обе стороны: если в данный момент слушается один из участников конфликта, и он начинает понимать, что в его проблему вникают, то необходимо каким-нибудь образом дать понять другому участнику, что и он будет столь же внимательно выслушан. [6,с.46].
  • Ребенок должен сам сделать выводы из своих собственных слов, постепенно усиливая их эмоциональный накал. Воспитатель не должен приводить к эффекту «самонакручивания».
  • Обсуждать нужно следующее:
  • Что произошло? (сформулировать суть конфликта)
  • Что привело к конфликту? Почему это произошло? (выяснить причины)
  • Какие чувства вызвал конфликт у участников столкновения? (определить, назвать чувства)
  • Как быть в этой ситуации? (найти решение) [28,с .18].
  • Если показать ребенку, что его действительно слушают, понимают и сочувствуют, то тем самым снижается острота конфликта: ребенку важно почувствовать себя услышанным и понятым.
  • Методы профилактики конфликтов:
  • Конфликты в детском коллективе легче предупредить, чем разрешать. Наиболее перспективно предупреждение конфликтов на ранних стадиях, на стадии их зарождения. Признаками зарождения конфликтов могут быть: стычки между детьми, нарушение дисциплины, обзывание, приставание, нарушение правил в играх, отчуждение ребенка от группы, затянувшееся выяснение отношений. Воспитатель обязан обратить внимание на каждый такой штрих и принять меры по предупреждению назревающего конфликта.
  • Группу детей в определенное время нужно сформировать, обеспечивать и поддерживать в группе здоровый нравственно-психологический климат, уважительное отношение к личности, ее достоинствам и индивидуальным особенностям, самокритичность, доброжелательность, организацию продуктивной деятельности, высокий авторитет воспитателя. Воспитатель должен заметить нежелательные поведенческие тенденции и перестроить их не приказным порядком, а психологическим путем, используя совместные игры и занятия. Очень важен личный пример воспитателя, который избегает суждений и оценок, ущемляющих достоинство ребенка ( оценки должны касаться только поступков детей)
  • Очень важным аспектом воспитания является развитие самоконтроля – это когда индивидуальное поведение соответствует определенным стандартам, правилам, регуляторам, которые установились в данном обществе. [10,с.53].
  • Можно выделить ряд принципов, в соответствии с которыми воспитатель может повлиять на этот процесс:
  • Дети охотнее реагируют на доводы взрослых, если они взаимно испытывают привязанность и доверяют друг другу. Дети менее агрессивны у родителей, оказывающих им эмоциональную поддержку.
  • Воспитательные приемы более эффективны, когда действие их постоянно, а не временно. Положительный эффект достигается в том случае, если взрослые не имеют разногласий по вопросам дисциплины.
  • Обучение происходит легче, когда в процессе преобладает поощрение за положительные действия или высказывания, а наказания применяются в крайних случаях. Дисциплинарные воздействия перестают быть эффективными, если ругать ребенка постоянно независимо от того, что и как он сделал. Физические наказания должны быть исключены. Чрезмерно строгие, унижающие и жестокие наказания не дают положительного эффекта, поскольку провоцируют со стороны ребенка противодействие, чувство отчуждения и агрессивное поведение.
  • Внешний контроль за поведением необходим всем детям дошкольного возраста. Средства контроля не должны представлять собой крайности ( от вседозволенности до жесткого авторитаризма), такие средства непродуктивны. Воспитательные приемы могут основываться на организации деятельности ребенка, например, с помощью интересных сюжетно-ролевых и подвижных игр, игрушек, оборудования среды развития. [5,c.96].
  • Одним из направлений педагогической деятельности воспитателя должно стать развитие навыков общения детей со сверстниками, для этого используются:
  • - сюжетно-ролевые игры ( в том числе и с наличием проблемной ситуации)
  • - имитационные игры ( имитирующие в чистом виде какой-либо человеческий процесс)
  • - интерактивные игры ( игры на взаимодействие)
  • - социально-поведенческие тренинги ( направленные на обучение модели конструктивного поведения в разрешении конфликтной ситуации)
  • - обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них
  • - психогимнастика
  • - чтение и обсуждение художественных произведений
  • - просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий
  • - дискуссии[10,c.61]
  • Воспитатель предлагает детям игры и активно в них участвует.
  • Для доверительных бесед с детьми в группе можно оборудовать такие уголки и зоны как:
  • «Солнечный круг», «Островок желаний», «Островок доверия», «Секретная комната», «Уютный уголок»,« Стол переговоров», «Уголок тишины», «Коврик мира», «Уголок для друзей».
  • В гости к детям могут приходить литературные герои - добрый и злой, Незнайка. [10,c.63].
  • Таким образом,  в детском возрасте конфликтных ситуаций великое множество, поэтому в детском коллективе конфликты легче предупредить, чем разрешать. Признаками зарождения конфликтов могут быть: стычки между детьми, нарушение дисциплины, обзывание, приставание, нарушение правил в играх, отчуждение ребенка от группы, затянувшееся выяснение отношений. Воспитатель обязан обратить внимание  на каждый такой штрих и принять меры по предупреждению назревающего конфликта.
  • Воспитательные приемы могут основываться на организации деятельности ребенка, например, с помощью интересных сюжетно-ролевых и подвижных игр, игрушек, оборудования среды развития. У детей в дошкольном учреждении необходимо сформировывать, обеспечивать и поддерживать здоровый нравственно-психологический климат, уважительное отношение к личности, ее достоинствам и индивидуальным особенностям, самокритичность, доброжелательность, высокий авторитет воспитателя.
  • Так же важным аспектом воспитания является развитие самоконтроля, это когда индивидуальное поведение соответствует определенным стандартам, правилам, которые установились в данном обществе.
  • Выводы по первой главе
  • В результате теоретического анализа литературы по проблеме, психологические особенности возникновения конфликтов в ДОУ мы приходим к следующим выводам:
  • 1. Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями. Конфликт имеет определенную структуру: предмет, объект, субъект, участников, конфликтные действия, конфликтную ситуацию.
  • 2. Среди причин возникновения конфликтов между дошкольниками отмечают следующие: разрушение игры, по поводу выбора общей темы игры, по поводу состава участников игры, из-за ролей, из-за игрушек, по поводу сюжета игры, по поводу правильности игровых действий.
  • 3. Разобрав более подробно возникновение и развитие различных конфликтов у дошкольников, вникнув более глубоко в их суть, можно судить о том, какие методики можно более эффективно использовать для диагностики данного явления и какие игровые методы могут быть наиболее эффективно использованы с этой целью в педагогической психологии.
  • Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ  ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
  • 2.1. Подбор диагностического инструментария для изучения состояния проблемы в практике ДОУ.
  • В дошкольный период детства у ребенка формируются основы коллективистских качеств, а также гуманного отношения к другим людям. Если основы этих качеств не будут сформированы в дошкольном возрасте, то вся личность ребенка может стать ущербной, и впоследствии восполнить этот пробел будет чрезвычайно трудно, поэтому ранняя диагностика и коррекция симптомов конфликтных отношений у дошкольников в ДОУ необходима.
  • Существуют определенные методы и методики, позволяющие выявить особенности межличностных отношений дошкольников.
  • Метод вербальных выборов [28, с.16].
  • Старшие дошкольники (5—7 лет) могут достаточно осознанно ответить на прямой вопрос о том, кого из сверстников они предпочитают, а кто не вызывает у них особой симпатии. В индивидуальной беседе взрослый может задать ребенку следующие вопросы:
  • 1. С кем ты хотел бы дружить, а с кем дружить, никогда не станешь?
  • 2. Кого ты позвал бы к себе на день рождения, а кого ни за что не позовешь?
  • 3. С кем ты хотел бы сидеть за одним столом, а с кем нет?
  • Обработка данных и анализ результатов
  • В результате данных процедур каждый ребенок в группе получает определенное количество положительных и отрицательных выборов со стороны своих сверстников.
  • Ответы детей (их отрицательные и положительные выборы) заносятся в специальный протокол (матрицу):
  • ФИО
  • Юра К.
  • Боря Ж.
  • Инна Г.
  • Света Ч.
  • Коля И.
  • Юра К.
  • +
  • -
  • -
  • Боря Ж.
  • +
  • +
  • +
  • Инна Г.
  • +
  • -
  • -
  • Света Ч.
  • -
  • Коля И.
  • -
  • -
  • -

  • Сумма отрицательных и положительных выборов, полученных каждым ребенком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус). Возможно несколько вариантов социометрического статуса:
  • популярные («звезды») - дети, получившие наибольшее количество (более четырех) положительных выборов,
  • предпочитаемые - дети, получившие один-два положительных выбора,
  • игнорируемые - дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (они остаются как бы незамеченными своими сверстниками),
  • отвергаемые - дети, получившие в основном отрицательные выборы.
  • При анализе результатов методики важным показателем является также взаимность выборов детей. Наиболее благополучными считаются случаи взаимных выборов. На основании ответов детей в каждой из методик составляется социограмма группы, где есть ярко выраженные звезды и отверженные.
  • Следует подчеркнуть, что далеко не всякая группа имеет столь четкую социометрическую структуру. Встречаются такие группы, в которых все дети получают примерно равное количество положительных выборов. Это свидетельствует о том, что внимание и доброжелательное отношение сверстников распределяется примерно поровну между всеми членами группы. По-видимому, данная ситуация обусловлена правильной стратегией воспитания межличностных отношений и является наиболее благоприятной.
  • Методика «Картинки»[28, с.25].
  • Здесь детям предлагается найти выход из понятной и знакомой им проблемной ситуации. Детям предлагаются четыре картинки со сценками из повседневной жизни детей в детском саду, изображающие следующие ситуации ( Приложение 1):
  • 1. Группа детей не принимает своего сверстника в игру.
  • 2. Девочка сломала у другой девочки ее куклу.
  • 3. Мальчик взял без спроса игрушку девочки.
  • 4. Мальчик рушит постройку из кубиков у детей.
  • Картинки изображают взаимодействие детей со сверстниками, и на каждой из них есть обиженный, страдающий персонаж. Ребенок должен понять изображенный на картинке конфликт между детьми и рассказать, что бы он стал делать на месте этого обиженного персонажа.
  • Таким образом, в данной методике ребенок должен решить определенную проблему, связанную с отношениями людей или с жизнью общества.
  • Степень решения проблемы измеряется по трехбалльной шкале
  • 0 баллов - отсутствие ответа;
  • 1 балл - обращение за помощью к кому-либо;
  • 2 балла -  самостоятельное и конструктивное решение проблемы.
  • Помимо уровня развития социального интеллекта, методика «Картинки» может дать богатый материал для анализа качественного отношения ребенка к сверстнику.
  • Этот материал может быть получен из анализа содержания ответов детей при решении конфликтных ситуаций. Решая конфликтную ситуацию, обычно дети дают следующие варианты ответов:
  • 1. Уход от ситуации или жалоба взрослому (убегу, заплачу, пожалуюсь маме).
  • 2. Агрессивное решение (побью, позову милиционера, дам по голове палкой и т. п.).
  • 3. Вербальное решение (объясню, что так плохо, что так нельзя делать; попрошу его извиниться).
  • 4. Продуктивное решение (подожду, пока другие доиграют; починю куклу и т. п.).
  • В тех случаях, когда из четырех ответов более половины являются агрессивными, можно говорить о том, что ребенок склонен к агрессивности. Если же большинство ответов детей имеют продуктивное или вербальное решение, можно говорить о благополучном, бесконфликтном характере отношения к сверстнику.
  • Методика «Беседа»[28,c.27].
  • Для выявления представлений ребенка о состояниях или переживаниях сверстника и своих с ним проводится индивидуальная беседа. Перед ее началом взрослый знакомится с ребенком и предлагает поговорить с ним, создавая при этом доброжелательную атмосферу общения с ребенком. Ребенку задаются следующие вопросы:
    • Нравится ли тебе ходить в детский сад, почему?
    • Как ты думаешь, хорошие или плохие дети в твоей группе? Кто? 
  •           Почему?
    • Если ты дашь другу игрушку поиграть и сразу заберешь ее, когда он еще не успел  наиграться, как ты думаешь, какое настроение будет у него?
    • Смог бы ты подарить другу какую-нибудь игрушку насовсем?
    • Как думаешь, какое настроение будет у него, если ты подаришь ему игрушку?
    • Если твоего друга (сверстника) накажут, как ты думаешь,
  •           каково ему будет? Почему?
    • Когда тебя наказывают, какое у тебя бывает настроение, как ты себя чувствуешь?
    • Если воспитательница хвалит тебя за что-нибудь, какое у тебя
    • бывает настроение?
    • Если похвалят твоего друга, как ты думаешь, что будет чувствовать он?
    • Если у твоего друга не получается какое-то дело, как думаешь,
  •      какое у него будет настроение? А ты бы смог ему помочь?
    • Мама пообещала сходить с тобой в выходной день в цирк, а когда наступил выходной,  оказалось, что ей надо сделать домашние дела и она не  может  пойти с тобой в цирк. Какое  у тебя будет тогда настроение?
  • Эти десять вопросов можно подразделить на три группы:
  • Первая - вопросы, выявляющие общее оценочное отношение и представление ребенка о других детях. Например, второй вопрос является провокационным. Предполагается, что гуманная позиция - это принятие всех детей и их положительная оценка. Если же ребенок дает отрицательную оценку детям - это свидетельствует о поверхностном, предметно-оценочном отношении к сверстникам.
  • Вторая - вопросы, позволяющие судить об уровне сформированности представлений ребенка о состояниях сверстника и адекватности их оценки. К таким вопросам относятся 3, 4, 5, 8, 9 (см. текст беседы).
  • Задавая ребенку такие вопросы, важно выявить понимание ребенком субъективных состояний сверстника, т. е. что ребенок переживает в конкретной моделированной ситуации, а не его знания о том, какой сверстник (жадный, добрый и т. д.).
  • Третья - вопросы, имеющие целью выяснить уровень сформированности представлений ребенка о своих собственных переживаниях и степень их адекватного оценивания. Примером таких вопросов являются вопросы 6, 7, 10.
  • При обработке ответов на вопросы первой группы фиксируются: а) ответы, в которых дается отрицательная оценка детскому саду и сверстникам; б) ответы, положительно оценивающие детский сад и детей в группе; в) варианты отсутствия ответов.
  • При обработке вопросов второй и третьей групп фиксируются иные показатели: а) адекватность оценки; б) варианты ответов «не знаю» либо отсутствие ответов.
  • Предложенные выше методики помогают выявить определенные тенденции в развитии отношения ребенка к сверстникам и к самому себе. Особое внимание психолога должны привлекать случаи игнорирования сверстников, страх перед ними, враждебное отношение к другим, подавление и обвинение их и пр. Использование предложенных методик будет способствовать своевременному выявлению этих тенденций и поможет обнаружить детей, представляющих своеобразную группу риска в развитии проблемных форм межличностных отношений.
  • 2.2 . Рекомендации по проведению диагностического обследования по проблеме возникновения конфликтов в ДОУ
  • Выявление особенностей отношения ребенка к своим сверстникам является достаточно сложной и тонкой областью практической и клинической психологии. Большинство приведенных выше методик достаточно сложно не столько по своей организации, сколько по анализу результатов и интерпретации данных. Их проведение требует достаточно высокой психологической квалификации и опыта работы с детьми. Поэтому первоначально данные методики следует проводить под руководством опытного психолога, обсуждая с ним полученные данные. Использование предложенных диагностических методик может дать достаточно надежные и достоверные результаты только при соблюдении следующих условий.
  • Во-первых, описанные выше методики должны использоваться в комплексе (не менее трех-четырех методик). Ни одна из них в отдельности не может дать достаточно полной и надежной информации. Особенно важно сочетание объективных и субъективных методов. Использование проективных методик обязательно должно дополняться наблюдением за поведением детей в естественных условиях или в проблемных ситуациях. В случае расхождения результатов разных методик у одного ребенка диагностическое обследование следует продолжить, используя новые дополнительные методики.
  • Во-вторых, большинство предложенных методик рассчитаны на индивидуальную работу с ребенком (или с небольшой группой детей). Присутствие и вмешательство посторонних детей и взрослых может существенно повлиять на поведение и на ответы детей, исказив реальную картину их отношений. Поэтому диагностику лучше проводить в отдельном помещении, где ничто не отвлекает ребенка от решения предложенной задачи.
  • В-третьих, необходимым условием проведения всех диагностических процедур являются доверительные и доброжелательные отношения между ребенком и взрослым. Без такого доверия и чувства безопасности со стороны ребенка рассчитывать на получение достоверных данных нельзя. Поэтому диагностические методики нельзя осуществлять при первой встрече незнакомого взрослого с детьми. Нужно предварительное знакомство и установление необходимого контакта.
  • В-четвертых, диагностическое обследование нужно проводить в естественной и привычной для дошкольников форме игры или беседы. Ребенок ни в коем случае не должен чувствовать и подозревать, что его изучают, оценивают или обследуют. Любые оценки, порицания или поощрения недопустимы. Если ребенок отказывается от решения той или иной задачи (или от ответа на вопрос), диагностическую процедуру следует отложить или предложить ему другое занятие.
  • В-пятых, результаты диагностического обследования должны оставаться только в сфере компетенции психолога-диагноста. Ни в коем случае нельзя сообщать их самому ребенку и его родителям. Замечания о том, что ребенок слишком агрессивен или что его не принимают сверстники, недопустимы.
  • Столь же недопустимыми являются похвалы и сообщения о достижениях ребенка в общении со сверстниками. Результаты диагностики могут использоваться только для выявления и более глубокого понимания внутренних проблем ребенка, что существенно облегчит оказание ему своевременной и адекватной психологической помощи.
  • И наконец, следует помнить, что в сфере межличностных отношений в дошкольном возрасте еще нельзя ставить окончательный диагноз даже при использовании всех возможных методик. У многих детей отношение к сверстникам является неустойчивым; оно зависит от множества ситуативных факторов. В одних случаях они могут демонстрировать внимание и поддержку сверстникам, в других - враждебное и негативное отношение к ним. В этом возрасте сфера межличностных отношений (как и самосознания) находится в процессе интенсивного становления. Поэтому давать однозначное и окончательное заключение об индивидуальных особенностях ребенка недопустимо.
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • В данном курсовом проекте, были реализованы следующие задачи:
  • Была дана сущностная  характеристика  понятия «конфликт»
  • Конфликт - наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.
  • Понятийная схема, характеризующая сущность конфликта охватывает четыре основные характеристики: структуру, динамику, функции и управление конфликтом.
  • В структуре конфликта выделяют: объект , субъекты, условия протекания конфликта, масштаб конфликта, стратегии и тактики поведения сторон; исходы конфликтной ситуации.
  • Конфликт представляет собой сложный динамический процесс, включающий следующие основные стадии: предметная ситуация, конфликтное взаимодействие, разрешение конфликта.
  • Конфликт, независимо от его природы, выполняет ряд функций, среди которых наиболее важными являются: диалектическая, конструктивная, деструктивная.
  • Управление конфликтом - это целенаправленное обусловленное объективными законами воздействие на его динамику в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт.
  • Были рассмотрены виды конфликтов в ДОУ:
  • По мнению Рояк А.А., Репиной Т.А., следует рассматривать два типа конфликтов у дошкольников, внешние  и внутренние .
  • Внешние очевидные конфликты у дошкольников порождаются противоречиями, возникающими при организации ими совместной деятельности или в процессе ее. Внешние конфликты возникают в сфере деловых отношений детей, однако за ее пределы, как правило, не выходят и не захватывают более глубоких пластов межличностных отношений. Поэтому они имеют преходящий, ситуативный характер и обычно разрешаются самими детьми путем самостоятельного установления нормы справедливости. Внешние конфликты полезны, так как они представляют ребенку, право на ответственность, на творческое решение трудной, проблемной ситуации и выступают в качестве регулятора справедливых, полноценных отношений детей.
  • Внутренний психологический конфликт возникает у дошкольников в условиях их ведущей игровой деятельности и большей частью скрыт от наблюдения. Он вызывается противоречиями, связанными, с самой деятельностью. С тем как она сформирована у ребенка, противоречиями между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре или противоречиями в мотивах игры ребенка и сверстников. Такие противоречия не могут преодолеваться детьми без помощи взрослых.
  • Функция внутренних конфликтов сугубо отрицательная, они тормозят становление полноценных, гармонических отношений и формирование личности.
  • Были предоставлены методы по предотвращению конфликтов в дошкольном учреждении :
  • При выборе методов профилактики конфликтов у дошкольников педагогу в первую очередь необходимо учитывать психологические особенности дошкольников, а так же проанализировать возможные причины конфликтов. Цель педагога  - целенаправленное воздействие по устранению причин, породивших конфликт, профилактика поведения участников конфликта, обеспечение нормального обмена преимущественно вербальными действиями участников конфликта, чтобы они слушали и слышали друг друга посредством того, кто между ними. Поэтому для педагога в конфликте важен не сам предмет и материал конфликта, а формальная сторона взаимодействия, т.е. его организованность. При воспитании детей нельзя забывать о детской самостоятельности и инициативе, надо только направлять детей, обучая их правильному поведению. Воспитание и развитие детей посредством игры более результативно.
  • Были предоставлены методики, позволяющие изучить наличие конфликтов в ДОУ:
  • «Метод вербальных выборов» (Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова).
  • Для старшие дошкольников (5—7 лет),они могут достаточно осознанно ответить на прямой вопрос о том, кого из сверстников они предпочитают, а кто не вызывает у них особой симпатии.
  • Методика «Картинки» (Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова).
  • В данной методике ребенок должен решить определенную проблему, связанную с отношениями людей или с жизнью общества.
  • Методика «Беседа» (Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова).
  • Для выявления представлений ребенка о состояниях или переживаниях сверстника и своих.
  • Рекомендации по применению методик указанных выше:
  • Описанные выше методики должны использоваться в комплексе.
  • Большинство предложенных методик рассчитаны на индивидуальную работу с ребенком (или с небольшой группой детей).
  • Необходимым условием проведения всех диагностических процедур являются доверительные и доброжелательные отношения между ребенком и взрослым.
  • Диагностическое обследование нужно проводить в естественной и привычной для дошкольников форме игры или беседы.
  • Результаты диагностического обследования должны оставаться только в сфере компетенции психолога-диагноста.
  • И наконец, следует помнить, что в сфере межличностных отношений в дошкольном возрасте еще нельзя ставить окончательный диагноз даже при использовании всех возможных методик
  • Я Вам поправила задачи, соответственно нужно перестроить заключение. Оно должно быть на 1,5-2 страницы и должно носить характер выводов, а не повторных перечислений того, что уже прописано в самой работе.
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  • Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М.: Юнити, 2000. - 545 с.
  • Бабосов Е.М. Конфликтология - Мн.: Народная асвета, 2001. - 390 с.
  • Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна - М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. - 380 с.
  • Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учебное пособие для студентов 3-5 курсов педагогических вузов. - М.: Академия, 2002. - 134 с.
  • Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения детей в детском возрасте. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 355 с.
  • Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя детского сада/ Сост. А.К.Бондаренко,  А.И.Матусик. - М.: Просвещение, 1983. - 210 с.
  • Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2001. - 320 с.
  • Громова О.Н. Конфликтология: Курс лекций. - М.: Тандем, 2000. - 316 с.
  • Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. - М.: Московский психолого-социальный институт. Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. - 166 с.
  • Зедгенидзе В.Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников. – М.: Айрис - Пресс, 2006. – 104 с.
  • Зеркин Д. П. Основы конфликтологии. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2008.
  • Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2000. – 280 с.
  • Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. – М.: Академия, 2001. - 375 с.
  • Коломинский Я.Л., Жизневский Б.П. Социально-психологический анализ конфликтов  между детьми в игровой деятельности // Вопросы психологии. – 1990. - № 2. – С.37-42.
  • Маврина И.В. Развитие сотрудничества дошкольников в образовательном процессе:  Учебно - методическое пособие. – М.: МГППУ, 2003. – 42 с.
  • Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Работа педагога-психолога в ДОУ: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 384с.
  • Михайленко Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры// Дошкольное воспитание. – 1989. - № 4. – С.29-33.
  • Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1995. – 360 с.
  • Овчарова Р.В. Практическая психология образования. М: Академия, 2003. – 255 с.
  • Отношения между сверстниками в группах детского сада. /Под ред. Репиной Т.А.-          М.: Педагогика.- 1978. – 265 с.
  • Панфилова М.Ф. Игротерапия общения. – М.: ТОО «ИнтелТех», 1995. – 115 с.
  • Репина Т.А. Группа детского сада и процесс социализации мальчиков и девочек. //Дошкольное воспитание.- 1984, №4. – С. 16-20
  • Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. – М.: Педагогика, 1988. – 110 с.
  • Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: Владос, 1996. – 523с.
  • Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. – М.: Педагогика, 1988. – 130 c.
  • Российская педагогическая энциклопедия в двух томах. – Т.1 (А-Л) / Под ред.В.Г.Панова. – М.: БРЭ, 1993. – 560 с.
  • Смирнова Е.О., Гуськова Т.В. Исследование общения дошкольников со сверстниками// Вопросы психологии. – 1986. - № 4. – С.167-174.
  • Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. – М.: Владос, 2003. – 160 с.
  • Солдатова В.С. Нарушения отношений со сверстниками у дошкольников. Игровые методы диагностики и коррекции. – М.: Академия, 2001. – 67 с.
  • Чеснокова О.В. Психологические вопросы игры дошкольников. // Дошкольное воспитание. – 2008. -№ 7. – С. 19.
  • Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Просвещение, 1989. – 390 с.
  • Эльконин Д.Б. Психологические вопросы дошкольной игры // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н.Леонтьева и А.В. Запорожца. – М.: Просвещение, 1995. – 260 с.
  •    ПРИЛОЖЕНИЯ
  • Приложение 1
  • Методика «Картинки»
  • Вариант для девочек
  • Рис. 1.
  • Вариант для мальчиков
  • Рис. 2.
  • Рис. 3.
  • Рис. 4.
  • Рис. 5

Информация о работе Психологические особенности возникновения конфликтов у детей старшего дошкольного возраста