Психологические особенности переживания состояния одиночества

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 16:01, курсовая работа

Краткое описание

Проблема одиночества всегда волновала человечество, занимая умы ученых, писателей, философов. В последнее время этой проблеме посвящаются все новые и новые работы, исследующие сущность одиночества, причины его возникновения, характерные проявления и влияние на разные категории людей в разные периоды жизни. Однако в настоящее время не существует единого мнения о том, что же такое одиночество: беда или счастье, норма или патология.

Оглавление

1. Философско-психологический анализ проблемы одиночества
2. Проблема одиночества
3. Типы одиночества
4. Виды одиночества
5. Причины одиночества
6. Переживания одиночества в разных возрастах
7. Как справится с одиночеством

Файлы: 1 файл

Психологические особенности переживания состояния одиночества21.doc

— 126.00 Кб (Скачать)

     С сожалением приходится констатировать факт, что многие люди, живущие в мегаполисе, испытывают одиночество. Даже встретив человека, с которым изначально складываются отношения, а в последующем, возможно, заключается брак, со временем люди понимают, что продолжают жить с глубоким чувством непонимания и одиночества. Почему так происходит?

     Основой непонимания своего партнера являются разница в воспитании, в предыдущем опыте общения и в нахождении каждого из партнеров в отличных друг от друга реальностях. Одна из причин одиночества – иная реальность партнера. Условно реальности можно разделить на четыре группы: сенсорная, унитарная, социальная и идейная.

     Сенсорная реальность. Основными критериями сенсорной  реальности являются: любовь, забота, жалость, гуманность, справедливость, вера, доброта  и т.п.

     Унитарная реальность. Для унитарной реальности основополагающие критерии: правила, принципы и нормы.

     Социальная  реальность. Логика, выводы, доказательства и практичность доминирующие критерии социальной реальности.

     Идейная реальность. В идейной реальности главное – идеи и их реализация, осуществление любых, даже самых смелых фантазий.

     Как правило, большинство женщин живет  в сенсорной реальности. Мужчинам более естественны унитарная  и социальная реальности. Творческие и креативные люди живут в идейной  реальности, вот почему так часто их поступки, образ жизни и мышления для многих бывают не понятным. Из этого следует, человек, который живет в социальной реальности, с трудом сможет понять человека, живущего в идейной реальности. И наоборот.

     То  же самое происходит и в отношениях между мужчиной и женщиной, которые полюбили друг друга, но, живя в разных реальностях, часто не понимают друг друга. Но нельзя утверждать, что человек живет исключительно в одной реальности, в каждом человеке есть критерии и оси всех реальностей, но доминирующими являются критерии какой-то одной.

     Научившись  понимать реальность другого человека, своего партнера, можно найти «ключик» к его внутреннему миру и его  восприятию жизни, и, познав его, через  собственное понимание его достичь  взаимного понимания с его стороны. 

6. Переживание одиночества в разных возрастах  

     Подростковая  субкультура сегодняшнего дня включает в себя целый спектр асоциальных  проявлений, расценивающихся подростками  как норма. Об этом говорят в своих  работах Б.Н. Алмазов, Л.А. Грищенко, А.С. Белкин, В.Т. Кондрашенко, А.Е. Личко. Подобная тенденция указывает на изменение общего мировоззрения в среде подростков, изменение системы норм и ценностей и, как следствие, изменение поведенческих реакций. Фактическим результатом этого является динамика индивидуальных ощущений подростка в сторону неустойчивости и негатива. Одним из наиболее острых переживаний становится ощущение одиночества.

     В социальной педагогике имеется описание многих состояний, близких одиночеству, это, в частности, уединение (А.В. Мудрик), социальная отчужденность (О.Б. Долгинова). Однако эти состояния не рассматриваются во взаимосвязи, а также в динамике. Между тем анализ подросткового одиночества позволяет выстроить четкий ряд развития многих сходных состояний, что является базой прогнозирования их социально-педагогических последствий. Детальный анализ многих психолого-педагогических и социально-педагогических проблем позволяет выявить одиночество в качестве базового состояния, на основе которого формируются конфликты, комплексы, напряжение, нарушения коммуникативной сферы.

     Социальное  одиночество является результатом состояния недостаточной социальной организованности, адаптации, а также следствием разрыва значимых социальных связей, отношений. Психологи выделяют два вида социального одиночества: дезадаптивный, или конфликтный, и одиночество «потери» (смерть близкого человека, развод родителей и т.п.).

     Психологическое одиночество – комплекс внутриличностных переживаний, связанный с «непохожестью», «инакостью», непризнанием, обидой, а также следствие раскола образа Я.

     Характеризуя  одиночество как психологическое  состояние, следует сказать о  том, что оно связано, прежде всего, с осознанием и переживанием человеком  своей обособленности и отдалённости от других людей. Болезненным переживание одиночества становится в том случае, если человек начинает воспринимать свою отдалённость от других как отсутствие связей с людьми и миром, недостаток общения, внимания, любви, человеческого тепла. Подростки, переживающие такое одиночество, чувствуют себя оторванными от окружающих, испытывая при этом грусть, печаль, обиду, а иногда и страх. Как правило, они не удовлетворены своим общением со сверстниками, считают, что у них мало друзей или нет верного друга, любимого человека, который смог бы их понять и, при необходимости, помочь. По ряду разных причин такие подростки не всегда сами активно ищут друзей или стремятся к общению, но, остро нуждаясь в нём, бывают вовлечены в негативные или даже асоциальные группы. Часто они, наоборот, всячески избегают его, что так же может завести в опасный тупик.

     Большинство авторов подчёркивают двойственность характера переживания одиночества  и его влияния на подростка: с  одной стороны, оно обогащает  внутренний мир, позволяя почувствовать  уникальность своего существования, с другой – может привести к поведенческим отклонениям, депрессии или даже к суициду.

     Стремление  быть в группе, быть «как все» в подростковом возрасте очень велико. Когда молодому человеку предлагают курить, его решение основывается на различных факторах. Один из важнейших факторов – страх остаться в одиночестве, так как подавляющее большинство подростковых компаний являются курящими. Сиюминутная выгода имеет значительно больший вес, чем долговременная. На решение также влияет прежний опыт молодого человека, полученный в подобных ситуациях. Хорошо, если молодой человек сам осознает все факторы начала курения (как сиюминутные, так и отдаленные). Тогда он сможет найти альтернативные действия и понять собственные причины принятия решений.

     К сожалению, часто решения подростка не принадлежат ему, но он этого не осознает.

     Ощущение  одиночества в подростковом возрасте очень тягостно; часто оно подталкивает детей к рискованным поступкам, а иногда и к героину. Между прочим, давно замечено, что на иглу легче "подсаживаются" дети из обеспеченных, так называемых благополучных, семей, в которых сын или дочь не испытывают нужды в карманных деньгах, зато обделены душевной заботой взрослых.

     В преклонном возрасте реальность старения влечет за собой много причин одиночества. Умирают старые друзья, и хотя их можно заменить новыми знакомыми, мысль, что ты продолжаешь свое существование, не служит достаточным утешением. Взрослые дети отдаляются от родителей, иногда лишь физически, но чаще из эмоциональной потребности быть самим собой и иметь время и возможность заниматься собственными проблемами и взаимоотношениями. Со старостью приходят опасения и одиночество, вызванное ухудшением здоровья и страхом смерти.

     В целях наилучшего приспособления к  среде человек должен иметь и того, к кому он лично привязан, и широкую сеть друзей. Дефицит каждого из этих различных типов отношений может привести либо к эмоциональному, либо к социальному одиночеству.

     Все исследователи сходятся на том, что  одиночество в самом общем  приближении связано с переживанием человека его оторванности от сообщества людей, семьи, исторической реальности, гармоничного природного мироздания. Но это не означает, что пожилые люди, живущие в одиночку, все испытывают одиночество. Можно быть одиноким и в толпе и в кругу семьи, хотя одиночество среди старых людей и может быть связано с уменьшением числа социальных контактов с друзьями и детьми.

     Исследования, проведенные Перланом и его коллегами, вывели гораздо больше фактов одиночества среди старых одиноких людей, которые проживали с родственниками, чем среди других стариков, которые жили одни. Оказалось, что социальные контакты с друзьями или соседями оказывают большое на благополучие, чем контакты с родственниками.

     Контакты  с друзьями и соседями снижали  их чувство одиночества и повышали чувство собственной пригодности и ощущение, что тебя уважают и другие.

     Уровень и причины одиночества в понимании  пожилых людей, зависят от возрастных групп. Люди в возрасте 80 лет и старше понимают значение термина «одиночество» не так, как представители других возрастных групп. Для престарелых одиночество ассоциируется со снижением деятельности, обусловленной нетрудоспособностью или невозможностью передвижения, а не с отсутствием социальных контактов.

     Старость  в реальной жизни - это зачастую такой период, когда необходима помощь и поддержка, чтобы выжить. Такова основная дилемма. Чувство собственного достоинства, независимость и помощь, мешающая осуществлению этих чувств, приходят к трагическому противоречию. Возможно, в конце концов, придется отказаться от своей независимости, самостоятельности, ведь продление жизни - достаточная награда за такой отказ.

     Есть  еще другой аспект одиночества, жертвой  которого становятся чаще мужчины, чем женщины. Это одиночество, наступающее в результате склада интеллектуальной активности, наряду со снижением физической. Женщины не только живут дольше, чем мужчины, но и в целом меньше поддаются воздействию старения. Пожилым женщинам, как правило, легче удается уйти с головой в хозяйство, чем мужчинам: «трудолюбивой пчелке некогда печалиться». Большинство пожилых женщин способны окунуться в мелочи домашнего хозяйства чаще, чем большинство пожилых мужчин. С уходом на пенсию количество дел у мужчин уменьшается, зато количество дел у его жены заметно увеличивается. В то время как мужчина пенсионер теряет свою роль «добытчика» средств существования, женщина никогда не расстается с ролью домашней хозяйки. С уходом на пенсию мужа женщина сокращает денежные расходы на ведение домашнего хозяйства, ее здоровье ухудшается и снижается жизненная энергия.

     Бремя забот, ложащееся на плечи пожилых  женщин, усиливается по мере традиционной возрастной дифференциации между супругами. Кроме забот о своем здоровье многие пожилые женщины принимают на себя заботу и о здоровье своего мужа, и даже в еще большей степени по мере старения. Женщина возвращается «назад, к роли матери», теперь уже по отношению к мужу. Теперь, в ее обязанности входят следить за тем, чтобы он вовремя посещал врача, следить за его диетой, лечением и корректировать его деятельность. Поэтому брак более выгоден для старых мужчин, чем для женщин.

     И так, женщины меньше подвержены одиночеству, так как у них в среднем  больше социальных ролей, чем у мужчин. 

7. Как справится с одиночеством 

     Практические  рекомендации.

     Эмоциональные состояния одинокого человека - отчаяние, жалость к себе, скука, ощущение собственной непривлекательности, застенчивость. Одинокий человек как бы говорит: «Я беспомощен и несчастен, полюбите меня, обратите на меня внимание…»

     Что же делать? Поплакать, поспать, ничего не делать, посмотреть телевизор, пофантазировать, лежа на диване. А может быть напиться и отключиться? Но, ни для кого не секрет, что такие способы лишь усугубляют одиночество.

     Лучше «активное уединение». Займитесь  любимым делом, сходите в кино или театр, почитайте, послушайте музыку, начните делать какую-то работу, пойдите в магазин и растратьте сэкономленные деньги…

     Еще лучше не бежать от одиночества, а  поразмышлять, что можно сделать, чтобы его преодолеть. Напомните  себе, что у Вас есть хорошие отношения с другими людьми. Подумайте о том, что у Вас есть хорошие качества (задушевность, глубина чувств, отзывчивость…) Скажите себе, что большинство людей бывают одинокими в тот или иной момент времени. Подумайте о занятиях, в которых Вы всегда преуспевали в жизни (спорт, учеба, домашнее хозяйство, искусство…) Скажите себе, что одиночество не вечно и что дела пойдут лучше.

     А самое лучшее, если Вы попытаетесь  изменить свою жизнь. Постарайтесь быть более дружелюбным с другими  людьми. Сделайте что- нибудь полезное для кого-то. Поищите новые способы встречаться с людьми (вступите в клуб, секцию, пойдите на дискотеку, на вечер…) Сделайте себя более привлекательным (измените прическу, купите или сшейте новую одежду, займитесь физкультурой…) Сделайте что-нибудь для улучшения своих социальных навыков (научитесь танцевать, примите участие в психологических тренингах, овладейте навыками психорегуляции…)

                           

                              ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       В ходе психологического исследования были изучены особенности подросткового одиночества.

    Полученные  данные позволили подтвердить факт существования подросткового одиночества: 44% подростков, принявших участие  в эксперименте, показали положительный  результат по шкале одиночества.

Информация о работе Психологические особенности переживания состояния одиночества