Психологические особенности коммуникативного пространства интернета

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 23:07, реферат

Краткое описание

В нашей стране Интернет появился с опозданием, но зато темпы роста Рунета оказались выше, чем любой другой части Сети. Масштабное исследование мотивации обращения к Интернету[1]показало, что к 2000 г. структура потребностей, удовлетворяемых с помощью Интернета, претерпела существенные изменения. На первое место выдвинулись мотивы коммуникативного и креативного содержания. Это свидетельствует о том, что не только объективно (по числу Интернет-ресурсов СМИ), но и субъективно, для каждого пользователя в отдельности, пространство Интернета превращается в пространство коммуникативно-информационное. Можно предположить, что это пространство обладает определенной спецификой, обусловленной психологическими и семиотическими свойствами Интернета как новой культуры. Сложившаяся ситуация позволяет рассматривать Интернет как объект медиапсихологии (термин, предложенный Е.Е. Прониной). В нашей работе мы попытались выделить тот аспект взаимодействия человека с информацией в интернет-среде, который может стать предметом медиа-психологического исследования. Для решения этой задачи в первую очередь будут рассмотрены психологические и семиотические характеристики Интернета, позволяющие определять Интернет-пространство как пространство новой культуры. Затем будут представлены данные о некоторых личностных особенностях типичных представителей интернет-среды – о свойствах образа Я и самооценки «жителей» Интернета. В заключение предполагается рассмотреть психологические характеристики интернет-коммуникации и те специфические требования к информации, которые формируются в обществе в результате экспансии интернет-культуры.

Оглавление

Введение 3
1. Семиосфера Интернета и ее психологические особенности 4
2. Особенности образа Я «жителя Интернета» 12
3. Психологическая характеристика Интернет-коммуникации 14
Выводы 17
Литература: 18

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 44.82 Кб (Скачать)

       Полученные  данные об особенностях образа Я и  самооценки «жителей Интернета» могут быть проинтерпретированы не только как показатель неблагополучия тех, кто стремится в интернет-среду, и вредоносности самой этой среды (ссылки на такие результаты см. у Войскунского А.Е.[19]). Можно рассматривать Интернет как культуру, в рамках которой появились новые средства для личностного развития тех, кому по каким-либо причинам трудно формировать свой образ Я с опорой на свои природные данные или социальные достижения.

       Появление Интернета не только поставило точку  в индустриальном этапе развития общества, но и изменило психологические  свойства современной культуры. Для активного участника интернет-жизни проблема отчуждения в том виде, в котором ее обсуждал Э. Фромм, уже не стоит. «Он не участвует ни в планировании трудового процесса, ни в его результатах, он почти никогда не соприкасается с произведенным продуктом в целом»[20]. Вряд ли человек, имеющий свой сайт (личный или корпоративный) или поддерживающий своим присутствием интернет-сообщество, отнесет эти слова на свой счет. Да и отмечаемая Ю.М. Лотманом оборотная сторона ориентированной на сообщения культуры двадцатого века – «резкое разделение на передающих и принимающих, возникновение психологической установки на получение истины в качестве готового сообщения о чужом умственном усилии...»[21] – уже не характерна для ориентированной на автокоммуникацию культуры Интернета. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выводы

       Итак, герой нашего интернет-времени –  это человек, стремящийся к автономности, ориентирующийся на уникальное, а не закономерное, склонный к продуктивной, а не воспроизводящей деятельности. Все сказанное уже не позволяет определять далее человека, склонного к работе с интернет-информацией как «потребителя», хотя и термин «пользователь» используется нами лишь за неимением лучшего. Такой пользователь интернет-ресурсов СМИ ориентирован на журналистику соавторства, когда представленные журналистами материалы рассматриваются пользователем не как описания фактов, а интерпретируются им во множестве возможных для него контекстов с последующим порождением собственной гипертекстовой информации, несводимой к линейной записи в рамках заданной журналистским текстом категориальной структуры.

       Требования  к подаче информации, навязываемые интернет-культурой, обусловлены имеющимися в Интернете техническими возможностями, с одной стороны, и психологическими запросами пользователя Интернета, с другой. Эти требования предполагают:

       1) гипертекстовое представление – должна быть предусмотрена возможность «расширенного» ответа на запрос пользователя, учитывающая возможность формирования у него новых вопросов по любому фрагменту информации;

       2) эксплицитная схема информации – должна существовать информация о предоставляемой информации, позволяющая пользователю самостоятельно формировать «маршрут» ознакомления с предлагаемой информацией;

       3) оперативность пространственно-временной локализации – указание точных «адресов» и времени последнего пополнения информации;

       4) субъект-субъектный стиль общения, исключающий любые формы отношения к бессознательному пользователя как к средству достижения личных – корпоративных – государственных – общечеловеческих целей. 
 
 

Литература:

 
  1. Арестова  О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Психологическое исследование мотивации  пользователей Интернета // 2-я Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. М., 2000.
  2. Байбурин А.К. Семиотические аспекты функционирования вещей // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л., Наука, 1989.
  3. Войскунский А.Е. Психологические аспекты деятельности человека в Интернет-среде // 2-я Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. М., 2000.
  4. Выготский Л.С. Собр. соч. Т.4, М., Педагогика, 1984.
  5. Зинченко В.П. Живое знание. Самара, 1998.
  6. Лепский В.Е., Рапуто А.Г. Моделирование и поддержка сообществ в                Интернет. М., препринт ИП РАН, 1999.
  7. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. М., 1996.
  8. Мелетинский Е.М. Избранные статьи. М., 1998.
  9. Петухов В.В. Понятие личности // Субъект деятельности. Хрестоматия. М., 1998.
  10. Поспелов Д.А. Будущее искусственного интеллекта. М., Наука, 1990.
  11. Фромм Э. Современное положение человека // Психоанализ и этика. М., Республика, 1993.
  12. Элиаде М. Священное и мирское. М., 1996.

Информация о работе Психологические особенности коммуникативного пространства интернета