Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 23:07, реферат
В нашей стране Интернет появился с опозданием, но зато темпы роста Рунета оказались выше, чем любой другой части Сети. Масштабное исследование мотивации обращения к Интернету[1]показало, что к 2000 г. структура потребностей, удовлетворяемых с помощью Интернета, претерпела существенные изменения. На первое место выдвинулись мотивы коммуникативного и креативного содержания. Это свидетельствует о том, что не только объективно (по числу Интернет-ресурсов СМИ), но и субъективно, для каждого пользователя в отдельности, пространство Интернета превращается в пространство коммуникативно-информационное. Можно предположить, что это пространство обладает определенной спецификой, обусловленной психологическими и семиотическими свойствами Интернета как новой культуры. Сложившаяся ситуация позволяет рассматривать Интернет как объект медиапсихологии (термин, предложенный Е.Е. Прониной). В нашей работе мы попытались выделить тот аспект взаимодействия человека с информацией в интернет-среде, который может стать предметом медиа-психологического исследования. Для решения этой задачи в первую очередь будут рассмотрены психологические и семиотические характеристики Интернета, позволяющие определять Интернет-пространство как пространство новой культуры. Затем будут представлены данные о некоторых личностных особенностях типичных представителей интернет-среды – о свойствах образа Я и самооценки «жителей» Интернета. В заключение предполагается рассмотреть психологические характеристики интернет-коммуникации и те специфические требования к информации, которые формируются в обществе в результате экспансии интернет-культуры.
Введение 3
1. Семиосфера Интернета и ее психологические особенности 4
2. Особенности образа Я «жителя Интернета» 12
3. Психологическая характеристика Интернет-коммуникации 14
Выводы 17
Литература: 18
Полученные данные об особенностях образа Я и самооценки «жителей Интернета» могут быть проинтерпретированы не только как показатель неблагополучия тех, кто стремится в интернет-среду, и вредоносности самой этой среды (ссылки на такие результаты см. у Войскунского А.Е.[19]). Можно рассматривать Интернет как культуру, в рамках которой появились новые средства для личностного развития тех, кому по каким-либо причинам трудно формировать свой образ Я с опорой на свои природные данные или социальные достижения.
Появление
Интернета не только поставило точку
в индустриальном этапе развития
общества, но и изменило психологические
свойства современной культуры. Для
активного участника интернет-жизни проблема
отчуждения в том виде, в котором ее обсуждал
Э. Фромм, уже не стоит. «Он не участвует
ни в планировании трудового процесса,
ни в его результатах, он почти никогда
не соприкасается с произведенным продуктом
в целом»[20]. Вряд ли человек, имеющий
свой сайт (личный или корпоративный) или
поддерживающий своим присутствием интернет-сообщество,
отнесет эти слова на свой счет. Да и отмечаемая
Ю.М. Лотманом оборотная сторона ориентированной
на сообщения культуры двадцатого века
– «резкое разделение на передающих и
принимающих, возникновение психологической
установки на получение истины в качестве
готового сообщения о чужом умственном
усилии...»[21] – уже не характерна
для ориентированной на автокоммуникацию
культуры Интернета.
Итак, герой нашего интернет-времени – это человек, стремящийся к автономности, ориентирующийся на уникальное, а не закономерное, склонный к продуктивной, а не воспроизводящей деятельности. Все сказанное уже не позволяет определять далее человека, склонного к работе с интернет-информацией как «потребителя», хотя и термин «пользователь» используется нами лишь за неимением лучшего. Такой пользователь интернет-ресурсов СМИ ориентирован на журналистику соавторства, когда представленные журналистами материалы рассматриваются пользователем не как описания фактов, а интерпретируются им во множестве возможных для него контекстов с последующим порождением собственной гипертекстовой информации, несводимой к линейной записи в рамках заданной журналистским текстом категориальной структуры.
Требования к подаче информации, навязываемые интернет-культурой, обусловлены имеющимися в Интернете техническими возможностями, с одной стороны, и психологическими запросами пользователя Интернета, с другой. Эти требования предполагают:
1) гипертекстовое представление – должна быть предусмотрена возможность «расширенного» ответа на запрос пользователя, учитывающая возможность формирования у него новых вопросов по любому фрагменту информации;
2) эксплицитная схема информации – должна существовать информация о предоставляемой информации, позволяющая пользователю самостоятельно формировать «маршрут» ознакомления с предлагаемой информацией;
3) оперативность пространственно-временной локализации – указание точных «адресов» и времени последнего пополнения информации;
4) субъект-субъектный
стиль общения, исключающий любые формы
отношения к бессознательному пользователя
как к средству достижения личных – корпоративных
– государственных – общечеловеческих
целей.
Информация о работе Психологические особенности коммуникативного пространства интернета