Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 19:13, контрольная работа
Цель допроса состоит в получении полных и объективно отражающих действительность показаний. Эти показания служат источником доказательств, а содержащиеся в них фактические данные - доказательствами .
Как любое сложное процессуальное действие, допрос подразделяется на ряд стадий, в ходе которых последовательно решаются промежуточные задачи и достигается конечная цель.
1. Общая характеристика допроса.........................................................
2. Подготовительный этап......................................................................
3. Основная стадия допроса....................................................................
4. Психологические особенности допроса потерпевшего...................
5. Влияние психического состояния потерпевшего на его показания..............................................................................................................
6. Мотивы ложных показаний потерпевшего.......................................
7. Завершение допроса............................................................................
8. Психологический анализ и оценка результатов допроса................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ........................................................................
Рассмотрим
психологические особенности этой стадии
допроса дифференцированно для группы
потерпевших.
Потерпевший является специфическим субъектом допроса. Его особое положение определяется во многом своеобразными психическими переживаниями, обусловленными совершенным преступлением и его последствиями. Возникающие под воздействием преступления страх, боль, физические страдания, желание освободиться от преступного посягательства или скорее его прекратить, возбуждение и напряжение, обусловленные борьбой, а в случаях полового посягательства, кроме того, еще и личностные, интимные переживания, создавая сплав различных взаимосвязанных между собой эмоций и чувств, образуют сложное, своеобразное психическое состояние потерпевших.
Хотя довольно часто показания потерпевших бывают достаточно полными и достоверными, тем не менее нельзя не учитывать возможность появления некоторых дефектов в сообщаемых ими сведениях. Под влиянием острых психических переживаний потерпевшие нередко, особенно на первых допросах, не могут вспомнить об обстоятельствах, которые предшествовали событию преступления или же, наоборот последовали за ним (т.н. ретроактивное и проактивное торможение). На повторных допросах показания потерпевших оказываются порой более полными, чем сразу же после преступного посягательства. Кроме того, в получаемых от потерпевших сведениях возможны и невосполнимые потери, когда вследствие чрезмерного нервно-психического напряжения, вызванного совершенным преступлением, наступает амнезия, т.е. частичное или полное необратимое выпадение из памяти пережитых событий.
Амнезия может появиться и вследствие потери сознания, а также при кратковременном состоянии оглушенности, нередко наступающих в результате особо грубых физических воздействий преступников (нанесения ударов в область головы, лица, переломов костей носа, причинения сильных болей), которые могут сопровождаться контузиями и сотрясением мозга различной степени, а также различными шоковыми состояниями.
В показаниях потерпевших встречаются:
Изъяны и пробелы в передаваемой от потерпевшего информации обычно не носят всеобъемлющего характера и касаются лишь отдельных обстоятельств происшедшего.
Психологический анализ и оценка отношений лица к событию преступления, его последствиям, своей роли в нем, к участникам событий, к следователю позволяет определить позицию допрашиваемого по отношению к органам расследования, лицу, проводящему допрос, оценку им общественной опасности случившегося и т.д. Установление этой позиции позволяет наиболее эффективно варьировать последовательность применения приемов и средств допроса, выбор и применение мер психологического воздействия.
Выбор линии поведения, коммуникативной позиции, средств и методов психологического воздействия, способов нейтрализации психологического противодействия - играет важную, а иногда решающую роль в ходе допроса. Любое общение подразумевает наличие у сторон той или иной позиции общения, которая определяет ведущую роль ее участника. Далеко не всегда допрашиваемый принимает ведущую роль допрашивающего, а в случае жесткого нажима может вообще отказаться от дачи показаний.
Оперативный
анализ и оценка невербальных реакций,
особенно при диалоговой форме допроса,
позволяют следователю быстро реагировать
на изменение эмоционального состояния
допрашиваемого, состояния замешательства,
растерянности, утомления, ослабления
внимания, чтобы своевременно изменить
ход допроса.
При допросе потерпевшего необходимо в каждом случае учитывать глубину его психических переживаний и те факторы, которые предопределяют его психическое состояние. Поскольку сразу же после совершения преступления психическое состояние потерпевшего может помешать даче им полных и достоверных показаний, рекомендуется, по возможности, отложить первый допрос, но не на слишком долгий срок, т.к. может начаться процесс забывания и к тому же увеличится возможность влияния на показания потерпевшего посторонней информации.
В целях активизации мыслительной деятельности потерпевшего по припоминанию отдельных обстоятельств случившегося надо разъяснить ему важность получения как можно более полных сведений о преступлении и лицах, его совершивших. Необходимо, чтобы умело поставленная перед допрашиваемым цель следственного действия - получение полной, детальной и объективной информации - на определенный период времени вытеснила из его сознания или оттеснила на второй план психические переживания, мешающие допросу.
В реализации основной стадии допроса потерпевшего можно выделить ключевые проблемы, определяющие психологические цели и задачи:
1) диагностика и оценка состояния психофизиологических, познавательных процессов, памяти, уровня и характерных особенностей мышления;
2)
выбор и применение
3) психологический анализ поведения потерпевшего до, в момент и после совершения преступления;
4) психологическая диагностика личностных особенностей потерпевшего: социальной направленности, убеждений и т.д.;
5) диагностика отношений потерпевшего к событию преступления, лицам, его совершившим, наступившим последствиям;
6) оперативный анализ и оценка невербальных реакций потерпевшего и свидетеля, особенно при диалоговом этапе допроса;
7) оперативное изменение тактики допроса на основании перечисленных выше факторов;
8) применение специальных психологических приемов распознавания и преодоления умышленного искажения фактов.
Значение указанных моментов не однозначно и может существенно различаться в зависимости от каждого конкретного случая.
Знание
формы и методов
Использование
тактико-психологических приемов имеет
важное значение для получения наиболее
полной и процессуально значимой информации,
превращения допрашиваемого из противника
в союзника в установлении истины по делу,
надежной и уверенной судебной перспективы.
Оценивая полученные от потерпевшего показания, следует учитывать, что в ряде случаев он может умалчивать об отдельных обстоятельствах происшедшего, давать частично ложные показания, отказываться от дачи показаний либо изменять их в ходе следствия, а также сообщать по делу полностью ложные сведения.
Это возможно в силу особых отношений потерпевшего с виновными лицами, их окружением, при боязни мести с их стороны, в результате воздействий заинтересованных лиц, явная или скрытая антипатия к следователю, а также с целью сокрытия своего неблаговидного поведения - трусости, стяжательства, порочащей его интимной связи и проч.
У лиц психопатизированных, интеллектуально незрелых, инфантильных мотивами дачи ложных показаний либо отказа вступать в контакт со следователем могут оказаться: стремление к самоутверждению, уверенность в своей якобы особенной исключительности, негативизм по отношению ко всему происходящему, что проявляется в малопонятном на первых порах упрямстве.
Нередко поведение допрашиваемого определяется несколькими, порой довольно противоречивыми побуждениями, из-за чего нарушаются механизмы психологической адаптации к происходящему, снижается способность противостоять возникшим осложнениям.
На этом фоне развивается внутренний конфликт личности. Все это приводит к состоянию психической, эмоциональной напряженности (фрустрации). В результате затрудняется адекватное, критическое восприятие, осмысление событий, когда вполне разумные, обоснованные доводы следователя воспринимаются не иначе как его "уловки", а сам следователь видится человеком беспринципным, готовым на всякие нарушения законности, лишь бы получить "нужные" ему показания. Следует считаться с таким состоянием допрашиваемого, с низким уровнем его правосознания, относясь ко всему этому как к объективной реальности. Необходимо видеть происходящую в его сознании борьбу противоречивых мотивов.
Понять
поведение, мотивы поступков допрашиваемого
поможет более углубленное
Необходимо
также иметь ввиду, что люди с
чертами тревожно-мнительного
Кроме
того, на показаниях потерпевшего может
сказаться неверие в способность органов
следствия установить истину и обеспечить
его личную безопасность. В этих случаях
при допросе используются приемы, направленные
на преодоление лжи и получение правдивых
показаний. Причем особенно важно выяснить
мотивы, лежащие в основе неверной позиции
допрашиваемого, и попытаться их преодолеть.
В уголовном процессе завершение допроса означает проставление подписи допрашиваемого под протоколом допроса. В психологическом плане завершение допроса имеет несколько иное значение.
Как любое общение, допрос имеет начало, основную часть и окончание, причем начало и окончание, как правило, наиболее запоминаемы человеком. Это необходимо учитывать, особенно если с допрашиваемым еще придется не раз встречаться.
Если начало допроса, а именно стадия установления психологического контакта, остается в памяти допрашиваемого как некий эмоциональный фон или сформированное отношение к следователю как к личности, что существенно упрощает установление и поддержание психологического контакта при последующих встречах, то завершение допроса выступает как финал только данного эпизода общения и закладывает прочный фундамент для продуктивных последующих встреч.
На стадии завершения допроса потерпевшего подводится резюме прошедшей беседы, отмечаются моменты, которые нашли отражение в протоколе допроса, и акцентируется внимание на тех обстоятельствах или фактах, которые в силу различных причин (забывания, нежелания и т.п.) не были освещены, но имеют существенное значение для дела. Тем самым человеку ставится "якорь" (в терминологии NLP), побуждающий его впоследствии время от времени возвращаться в памяти к указанным моментам, особенно если в качестве "якоря" использовались эмоционально или личностно-значимые для человека формы. Подсознательное возвращение к этим фактам стимулирует умственную деятельность, память и способствует эффективному вспоминанию.
Завершение
допроса в дружелюбной, эмпатичной форме,
даже если он проходил в ситуации конфликта,
позволит в следующий раз не только быстро
установить психологический контакт,
но и существенно его углубить.
После
окончания допроса у
Информация о работе Психологические особенности допроса потерпевшего