Психологические особенности детско-родительских отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 13:56, статья

Краткое описание

Изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, так и для организации воспитательной практики. Огромный вклад в развитие представлений о специфике отношений между детьми и родителями внесла теория классического психоанализа. Как известно, психоанализ был первой теорией, в которой отношения между ребенком и родителем рассматривались в качестве главного фактора детского развития. Теория психоанализа дала начало многим основным современным концепциям детского развития, разработавшим новые подходы к проблеме детско-родительских отношений, к числу которых относятся концепции Э. Эриксона, Э. Фромма, Д. Боулби, К. Роджерса и других.

Файлы: 1 файл

статья АГПИ 2 курс.docx

— 26.64 Кб (Скачать)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

 

Каримова А.Т. к.м.н., доцент АГПИ

 

Аманкулова Азатгуль студентка 2 курса АГПИ

 

 

Изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, так и для организации воспитательной практики. Огромный вклад в развитие представлений о специфике отношений между детьми и родителями внесла теория классического психоанализа. Как известно, психоанализ был первой теорией, в которой отношения между ребенком и родителем рассматривались в качестве главного фактора детского развития. Теория психоанализа дала начало многим основным современным концепциям детского развития, разработавшим новые подходы к проблеме детско-родительских отношений, к числу которых относятся концепции Э. Эриксона, Э. Фромма, Д. Боулби, К. Роджерса и других. [1, c.28]

Первые экспериментальные исследования в области детско-родительских отношений были начаты в 1899 году, когда психолог Сирс в сотрудничестве со своим коллегой Холлом разработали опросник, выявляющий мнения родителей о наказании детей.

Согласно А.Я. Варга, «родительское отношение - это целостная система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера ребенка, его поступков». [2, c.1-2]

Эрик Фромм, рассматривая родительские отношения как фундаментальную основу развития ребенка, провел качественное различие между особенностями материнского и отцовского отношения к ребенку. Это различие наиболее ярко прослеживается по следующим линиям:

а.     условность - безусловность,

б.      контролируемость - неконтролируемость.

Материнская любовь безусловна - мать любит своего ребенка за то, что он есть. Материнская любовь не подвластна контролю со стороны ребенка, ее нельзя заслужить (либо она есть, либо ее нет). Отцовская любовь обусловлена - отец любит за то, что ребенок оправдывает его ожидания. Отцовская любовь управляема, ее можно заслужить, но ее можно и лишиться. При этом Фромм отмечает, что «речь здесь идет не о конкретном родителе, а о материнском и отцовском началах, которые в определенной степени представлены в личности матери или отца». [3,c.108]

Ребёнок вырастет, а сформированные у него качества личности, духовно - нравственные ценности, нормы морали останутся. Именно ими будет руководствоваться взрослый человек, проходя свой жизненный путь, делая порой нелегкий выбор. Человек может давно забыть какие-то свои детские переживания, но они, оставшись в области подсознания, могут напомнить о себе. [4,c.76]

Наблюдение за воспитанием детей в различных семьях, за поведением родителей позволили психологам дать описание различных родительских установок, позиций, типов поведения, стилей общения и т.п., определяющих специфику детско-родительских отношений. В самом общем подходе к классификации были сформулированы оптимальная и неоптимальная родительская позиция.

Детская психология выделяет 3 основных типа отношений родителей и их детей:

 

1.Тип излишней вовлечённости (авторитарный контроль)

 

2.Тип излишней отстраненности (эмоциональное отвержение)

 

3.Оптимальный тип

 

Тип излишней вовлечённости. Неумеренная родительская любовь, чрезмерные опёка и участие в делах и жизни ребёнка и, даже, проникновение в его внутренний мир. В этом случае эго ребенка как бы «растворяется», становится нечетким. Родители стремятся реализовать те только все потребности ребёнка, но и предугадать и исполнить его желания, часто ещё не оформившиеся.

Тип излишней отстраненности. Этот тип отношений характеризуют: пренебрежение к ребенку, нежелание считаться с его особенностями и полное отсутствие внимания к нему, что, естественно, оказывает вредное влияние и на развитие личности ребенка. Ребенка либо жестко контролируют, либо наоборот, не обращают на него внимания. Не получая возможности проявиться и развиться, эти качества могут приобрести отрицательную направленность: упорство перейдёт в упрямство, живость и активность в неустойчивость, неспешность и осторожность в пассивность. Отсутствие позитивного опыта взаимодействия со старшими близкими приводит к тому, что такие дети «варятся в собственном соку», закрепляя эмоциональный опыт, сложившийся на основе детских реакций. В итоге — низкая самооценка и самоуничтожение личности ребёнка. И как следствие такого типа семейных отношений – крайнее неуважение к личности другого человека.

Оптимальный тип детско-родительских отношений. Для него характерно полное взаимное доверие между родителем и ребенком, возможность диалога в любых жизненных затруднениях. При этом условии положительные качества ребенка усиливаются, а отрицательные преодолеваются или приобретают более допустимые формы. В этом случае личность ребенка (в плане его самооценки и представлений о самом себе) развивается нормально, а процесс воспитания ребёнка родителем облегчается.

Выделяются 4 принципа, которые должны учитываться при реализации оптимального типа детско-родительских отношений:

- принцип равенства. Взаимоотношения  должны поддерживаться на уровне  партнёрства, ведь «ребёнок –  это не будущий человек, а просто  человек, обладающий свободой быть  и стать, правом быть понятым  и принятым, способностью принимать  и понимать других» (В.Каган);

- принцип добровольности, как отсутствие насилия над  личностью другого человека;

- принцип открытости и  искренности. Важно уметь признавать  свои ошибки и быть честными. Дети особенно остро чувствуют  фальшь;

- принцип взаимного уважения  друг к другу. [5,c.38-44]

Существуют определенные роли, которые приписываются ребенку в семье. В гармоничной семье дать описание роли трудно, потому что все отношения с ребенком гибки и изменчивы. Но в тех случаях, когда родительские позиции утрачивают гибкость, адекватность, детские роли довольно четко выявляются.

Наиболее типичны четыре роли: «козел отпущения», «любимчик», «примиритель», «беби» .

"Козел отпущения". Эта  детская роль возникает в семье, когда супружеские проблемы родителей  переходят на ребенка. Он как  бы отводит на себя эмоции  родителей, которые на самом деле  они испытывают друг к другу.

"Любимчик". Она возникает  тогда, когда родители не испытывают  друг к другу никаких чувств, а эмоциональный вакуум заполняется  преувеличенной заботой о ребенке, преувеличенной любовью к нему.

"Бэби". В этой роли  ребенок отдален от родителей, он как бы вытесняется из  семейной общности, ему раз и  навсегда предписано быть в  семье только ребенком, от которого ничего не зависит. Эта роль возникает при сильной близости супругов друг к другу.

"Примиритель". Ребенок  в такой роли рано включается  в сложности семейной жизни, занимает  важнейшее место в семье, регулируя  и устраняя супружеские конфликты. [6, 87].

П.Ф. Лесгафт выделил шесть позиций родителей по отношению к детям, оказывающих влияние на поведение ребёнка:

1. Родители не обращают  внимания на детей, унижают, игнорируют  их. В таких семьях дети часто  вырастают лицемерными, лживыми, у них часто наблюдается невысокий интеллект или задержка умственного развития.

2. Родители постоянно  восхищаются своими детьми, считают  их образцом совершенства. Дети  чаще всего вырастают эгоистичными, поверхностными, самоуверенными.

3. Гармоничные отношения, построенные на любви и уважении. Дети отличаются добросердечием  и глубиной мышления, стремлением  к знаниям.

4. Родители постоянно  не довольны ребёнком, критикуют  и порицают его. Ребёнок растёт  раздражительным, эмоционально неустойчивым.

5. Родители чрезмерно  балуют и оберегают ребёнка. Дети  растут ленивыми, социально незрелыми.

6. Родители, на позицию  которых оказывают влияние финансовые  трудности. Их дети растут с  пессимистическим отношением к  окружающему миру. Если же не  влияют, то дети спокойны, скромны. [7,c.186-187]

Огромный вклад в изучение проблемы детско-родительского взаимодействия и семейного воспитания внес А.С. Макаренко. Он писал, что взаимодействие должно быть целесообразным: "Любое правило жизни должно быть введено в семье не потому, что кто-то другой его завел у себя, и не потому, что с таким правилом жить приятнее, а исключительно потому, что это необходимо для достижения поставленной вами разумной цели. Эту цель вы и сами должны хорошо знать, и в подавляющем большинстве случаев должны знать ее и дети".  [8,c.60-62]

Таким образом, можно подчеркнуть, что на отношение родителя к ребенку влияют следующие факторы:

1) Детский опыт самих  родителей. Люди, став взрослыми, зачастую  в своей собственной семье  неосознанно формируют отношения, которые сложились в семье  родителей, а также воспроизводят  те проблемы, которые они не  смогли решить в детстве.

2) Нереализованные потребности  родителей. Здесь, возможны два варианта. Первый, это когда родитель хочет, чтобы ребенок добился многого, особенно того, чего не смог достичь сам. Такие родители будут требовать от ребенка достижения целей, доведения дел до конца, раздражаться на проявления лени и непоследовательность своего сына или дочери.

3) Личностные особенности родителей. Нередко приходится сталкиваться и с такой ситуацией: родитель считает своими недостатками какие-то черты характера или привычки, отрицательно к ним относится. Поэтому, если он встречает их проявления у своего ребенка, то реагирует на них очень эмоционально и начинает вести борьбу с этими недостатками.

4) Отношения со вторым  родителем ребенка. В подобных  ситуациях очень важно осознавать, что "перевоспитывая" ребенка, "борясь" с его недостатками, вы главным  образом ведете незримую войну  в отношениях с бывшим супругом (супругой), но делаете это на  территории ребенка, который ничуть  не виноват в том, что вы  выбрали ему такого отца (мать). [9,c.25-27].

Таким образом, у нас есть все основания сделать вывод о том, что взаимоотношения в семье могут носить разноплановый характер. На детско-родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье. Под влиянием типа родительских отношений формируется его личность.

Исследования А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконина и других показали, что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным контактом и особенностями сотрудничества с родителями.

Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка. Принятие ребенка, т.е. ребенок принимается таким, какой он есть. [10,c.68]

Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Отношение к себе как к  ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. [11,c.33]

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму  отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком.

Семья оказывает ключевую роль на развитие личности ребенка, и при наличии определенных "декомпенсированных" стилей воспитания возникает плацдарм для возникновения и прогрессирования таких состояний личности как тревожность, демонстративность, уход от реальности, эгоцентризм и т.д.[12,c.258]

Ребёнку, испытывающему постоянный эмоциональный дискомфорт и напряжение, необходима помощь. Чем раньше родители поймут, что отношения в семье складываются неблагополучно и наносят ребёнку подчас непоправимый вред, тем больше возможность для коррекции. Но для этого нужна помощь специалистов, в том числе педагогов и психологов. Если же родители отказываются от попытки изменить ситуацию, не хотят видеть возникающие в семье проблемы, вероятность благополучного исхода приближается к нулю.

Уделить ребенку немного внимания, подарить кусочек тепла никогда не поздно. Самое главное начать! Начать воспитывать в ребенке уверенность, доброжелательность, оптимизм, дать детям ту самую детскую радость, родительскую любовь, а котором они мечтают!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Структура и динамика родительского отношения // Вопросы психологии. - 1999. - № 6. С. 29 - 35.

2.  Варга А. Я. Структура и типы родительских отношений. - М.: Педагогика, 1987. С. 1-2.

3. Фромм Э. Душа человека. - М.: Сфера, 1998. - 304 с.

4. Бардиан А.М. Воспитание детей в семье. - М.: Просвещение, 1983. - 188с.

5. Популярная психология для родителей. / Под ред. А.С. Спиваковской. СПб., 1997 .С. 38-44.

6.   Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Артамонова, Е.В.Екжанова, Е.В.Зырянова и др.; под ред. Е.Г.Силяевой. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 192с.

Информация о работе Психологические особенности детско-родительских отношений