Психологические аспекты принятия решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 12:08, контрольная работа

Краткое описание

Одной из характерных тенденций современного этапа развития науки является формирование новых направлений, объединяющих различные области научного знания. Именно к таким направлениям принадлежат исследования, относящиеся к проблеме принятия решений.

Оглавление

Введение
Глава 1. Психологические аспекты принятия решений
1.1 «Принятие решения» как психологическое понятие
1.2 Основные психологические аспекты принятия решений
Глава 2. Уровни и этапы принятия решения
2.1 Основные психологические уровни принятия решения
2.2 Основные этапы принятия решения
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная работа РУР.doc

— 73.00 Кб (Скачать)

К этой же группе относится  классификация В. В. Дружинина и  Д. С. Конторова, выделивших три типа ситуаций (систем) принятия решения: информационные, оперативные, организационные.

Информационные решения  должны ответить на вопрос, что истинно, и заключаются в диагностировании ситуации (“распознавании ситуации”, по терминологии авторов).

Оперативные решения  должны ответить на вопрос, как действовать, и состоят в выработке способа управления.

Организационные решения  должны ответить на вопрос, какой должна быть система, организация, и состоят  в определении структуры и  распределении функций в предполагаемой организации.

Иной подход предлагает Ю. Козелецкий. Он выделяет два основных типа ситуаций принятия решения.

1. Закрытые ситуации. В этих ситуациях задано “множество  гипотез о состоянии объекта... и установление диагноза состоит  лишь в определении их вероятности  и ее изменении под влиянием постепенно получаемой информации”, и неопределенность в этих ситуациях состоит в том, что “человек не знает, какая гипотеза из известного множества гипотез о состоянии объекта окажется истинной”.

Автор выделяет в этом большом классе закрытых ситуаций узкие и широкие. В первых (простых) имеется всего 2—6 гипотез о состоянии объекта (и, следовательно, такое же количество соответствующих действий), во вторых таких гипотез гораздо больше.

2. Открытые ситуации. Эти ситуации характеризуются,  по терминологии автора, “тотальной” неопределенностью: в них “множество действий”, “либо множество гипотез о состоянии объекта, либо ценность результатов не даны эксплицитно”. В связи с этим в процессе принятия решения человек должен “самостоятельно сформулировать множество гипотез по поводу неизвестного состояния объекта”.

К третьей группе классификаций  можно отнести обобщенную модель деятельности оператора, предложенную В. П. Зинченко и Н. И. Майзель. Согласно этой модели, характер информационной подготовки решения (информационного поиска) детерминирует различные типы принятия решения.

Классификация В. В. Дружинина  и Д. А. Конторова позволяет отнести  принятие решения на перцептивно-опознавательном  уровне (задачи восприятия и опознания) к информационным решениям, а выработку способа действия при решении оперативных задач — к оперативным решениям.

В общем виде этапы  информационной подготовки решения  и процедуры принятия решения  могут быть описаны следующим  образом.

Информационная подготовка принятия решения сводится к процедурам, объединяемым в две группы:

а) поиска, выделения, классификации  и обобщения информации о проблемной ситуации;

б) построения “текущих”  образов или операциональных  концептуальных моделей.

Процедура принятия решения  может быть описана следующими операциями:

а) предварительное выдвижение системы “эталонных гипотез”;

б) сопоставление текущих  образов (концептуальных моделей) с  рядом эталонов и оценка одинаковости (сходства) между ними;

в) коррекция образов (моделей), “сообразование” гипотез  с достигнутыми результатами;

г) выбор эталонной  гипотезы (или построение ее) или  разработка принципа и программы  действий.

Процесс решения персептивно-опознавательной задачи, особенно этап информационной подготовки решения, тесно связан с поисковыми операциями — с поиском стимулов, признаков опознаваемых и декодируемых объектов, завершающимся формированием образа объекта.

Таким образом, существенной психологической характеристикой  становления персептивного образа и поисковых операций, его обеспечивающих, является интенсивная аналитико-синтетическая деятельность с вычленением на разных фазах процесса различных признаков объекта.

 

 

Заключение

 

Содержательная детерминация процедуры принятия решения реализуется по-разному на различных уровнях принятия решения. На персептивно-опознавательном уровне особенности информационного поиска и уровень сформированности персептивного образа обеспечивают избирательность актуализации построения тех или иных гипотез. При формировании способ, действия (на речемыслительном уровне) уровень обобщенности программы действия соответствует уровню обобщенности принципа действия, хотя и отстает от него. Процесс принятия решения на обоих этапах (подготовки и собственно принятия решения) является продуктивным “вычерпыванием” из объекта нового содержания посредством включения его во все новые системы связей. Это выражается в изменении уровня обобщенности выделяемых свойств объекта (выявление все более существенных свойств объекта, изменение алфавита его признаков, укрупнение единиц восприятия). Процедура принятия решения, как правило, состоит не на механическом подборе, а в избирательной актуализации или построении гипотез (на персептивно-опознавательном уровне). а также в специальном построении способа действия (на речемыслительном уровне). Факты содержательной зависимости этапа собственно принятия решения от этапа информационной подготовки решения, с одной стороны, и относительной “отставленное”, самостоятельности процедуры принятия решения — с другой, позволяют ставить вопрос о необходимости специальной организации и отработки обоих этапов при решении различных прикладных задач. Чисто психологическое исследование принятия решения должно, следовательно, абстрагироваться от массы других факторов, прежде всего от социальных и физиологических. Только при условии отчета о таком абстрагировании становится ясным то, что мы выдвигаем в качестве психологического механизма принятия решения.

 

Список использованной литературы

 

1. Анохин П. К “Принятие  решения в психологии” М., 1974

2. Курчиков Л. Н “Неопределенность и определенность” М., 1972

3. Рубинштейн С. Л.  “Основы психологии” М., 1984

4. “Психология и педагогика”  Под ред. А. А. Радугина М., 1996

5. Управленческая психология.(Учебник  для сред.спец.учеб.заведений.Изд-во"Высшая  школа"), 2002 год. 

6. Книга «Управленческая психология Учебник , Волкогонова О.Д.,Зуб А.Т. ИНФРА- М, 2005.

7. Гальперин П.Я. Введение  в психологию. М., 1976.

8. Гальперин П.Я. Психология  как объективная наука / Под  ред. А.И. Подольского; Вступ.  ст. А.И. Подольского. М.; Воронеж, 1998.

1 Гальперин П.Я. Психология как объективная наука / Под ред. А.И. Подольского; Вступ. ст. А.И. Подольского. М.; Воронеж, 1998.

2 Управленческая психология.(Учебник для сред.спец.учеб.заведений.Изд-во"Высшая школа"), 2002 год.

3 Книга «Управленческая психология Учебник , Волкогонова О.Д.,Зуб А.Т. ИНФРА- М, 2005.




Информация о работе Психологические аспекты принятия решения