Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 16:49, контрольная работа
Как правило, с психогигиенической точки зрения труд полезен и необходим человеку. Очень важный фактор — эмоциональное отношение человека к труду.
Труд должен быть радостным, увлекательным, приносить моральное удовлетворение. Поэтому так важен правильный выбор профессии. Молодым людям, стоящим перед этим выбором, должна оказываться не только производственная, но и психогигиеническая консультация. В это время крайне важно воспитание сознания необходимости труда, как одного из главных факторов формирования отношения к жизни и обществу.
1. Психогигиена педагогического процесса и умственного труда
2.Влияние окружающей действительности на процессы психического развития подростков и юношей
3.Особенности формирования психики у подростков
4.Список используемой литературы
Вариант 10
План
1. Психогигиена педагогического процесса и умственного труда
2.Влияние окружающей действительности на процессы психического развития подростков и юношей
3.Особенности формирования психики у подростков
4.Список используемой литературы
Психогигиена
педагогического процесса и умственного
труда
Как правило,
с психогигиенической точки зрения труд
полезен и необходим человеку. Очень важный фактор —
эмоциональное отношение человека к труду.
Труд должен быть радостным, увлекательным, приносить моральное удовлетворение. Поэтому так важен правильный выбор профессии. Молодым людям, стоящим перед этим выбором, должна оказываться не только производственная, но и психогигиеническая консультация. В это время крайне важно воспитание сознания необходимости труда, как одного из главных факторов формирования отношения к жизни и обществу.
Есть специальности, которые предъявляют повышенные требования не только к физическому здоровью, но и к психическим возможностям человека. Особые условия труда (например, в горячих цехах, работа на автоматах, однообразно-монотонная работа на некоторых машинах) требуют специальных психогигиенических рекомендаций. Так, рабочим, занятым монотонным трудом, следует чередовать этот вид труда с работой другого типа. Лица, обслуживающие автоматические устройства, должны по своим психофизиологическим качествам подходить к этой paботе (быстрота реакции на сигнал автомата).
В свою очередь,
конструкции автоматов должны создаваться
с учетом возможностей и особенностей
психофизиологических реакций человека.
С каждым годом возрастает роль научной
организации труда (НОТ).
Психогигиена труда — важная составная
часть НОТ. Следует отметить значение
промышленной эстетики как психогигиенического
фактора на производстве. Современные
формы машин, окраска помещений, чистота,
красивая удобная мебель, цветы являются
значительным психогигиеническим фактором,
уменьшающим утомление, улучшающим эмоциональное
состояние рабочего.
Важное значение имеет психогигиена
умственного труда.
Умственный труд при неправильной его организации может быть фактором, нарушающим здоровье. Особенно это может быть в тех случаях, когда человек не научился еще правильно заниматься умственным трудом. Всем известны явления переутомления и даже нервных срывов у некоторых студентов (особенно перед экзаменами).
Умственный труд особенно продуктивен и полезен на свежую голову (в первую половину дня). Он не должен длиться без перерыва более 3—4 часов, но в то же время продолжительность его не должна быть слишком короткой, так как известное время уходит на «врабатывание» — достижение оптимального ритма и включения в работу. Частое отвлечение человека, занимающегося умственным трудом, шум, телефонные звонки нарушают эту работу. Умственный труд следует чередовать с движением, физкультурой, физическим трудом, прогулками. Курение мешает умственному труду. Возбудители, стимуляторы нервной системы (фенамин, кофеин, китайский лимонник, кофе, крепкий чай) также не рекомендуются.
Прежде чем начать работу, следует составить общий план ее, подготовить рабочее место, все необходимые материалы. Все должно быть под рукой. Необходимо обдумать сначала основные пункты работы, а затем переходить к деталям. Некоторые авторы подчеркивают то обстоятельство, что иногда решение сложных вопросов, творческая идея возникают не за рабочим столом, а на прогулке, в трамвае или ночью во время сна. Весьма важен вопрос об использовании технических приспособлений, облегчающих умственный труд (пишущая машинка, арифмометр, логарифмическая линейка, микрофильмы, магнитофон и др.).
Опасен ли для здоровья человека умственный труд? Если им заниматься, соблюдая правила гигиены умственного труда (УТ), то он даже способствует поддержанию высокого уровня, загрузки других систем организма. Лучший пример тому – жизнь многих великих ученых, доживших в полном здравии до глубокой старости и сохранивших при этом до последних дней способность к напряженному умственному труду.
В настоящее время при высокой механизации, автоматизации и компьютеризации практически всех видов деятельности человека УТ занимает значительное место среди других видов труда, и это в какой-то степени сказывается на количестве сердечно-сосудистых заболеваний. Они перестали быть уделом пожилых людей, нередки случаи заболевания в возрасте 17-35 лет.
Однако
опасности, которые подстерегают человека,
занимающегося умственным трудом, связаны
не со спецификой самого труда, а с
условиями в которых он обычно
протекает: сидячая поза, пребывание
в закрытых помещениях и незаметно
подкрадывающееся переутомление. Поэтому
все правила гигиены УТ направлены на
то, чтобы не допускать занятий в неблагоприятных
условиях.
Существуют закономерности от которых
зависит производительность труда. Эти закономерности еще в начале века
описал известный физиолог Н.Е.Введенский.
Он установил следующее:
В период более длительного
отдыха, как, например, в вечерние свободные
часы и в воскресные дни, необходимо
увеличивать физическую нагрузку и
обязательно на свежем воздухе. В
противном случае от месяца к месяцу производительность
УТ будет снижаться и к сессии окажется
совсем низкой.
Опасно и другое: полное безделье в течение
семестра не даст Вам возможности приобрести
нужный темп в работе, натренировать должным
образом свое внимание. Неизбежный результат
такого безделья – невыполнение требуемого
объема работ в сессии, провал на экзаменах
(на экзамен дается подготовка в 3-4 дня, в течение которых
практически не- возможно выучить предмет,
изучаемый на протяжении всего семестра,
длительностью около 4-х месяцев) и, что
самое важное, приобретение недопустимого
в дальнейшей работе жизненного стиля:
Поэтому, первое правило гигиены умственного труда - ритмичность работы. От работающего требуется особое поведение:
первая фаза – начало работы. Нужно работать в умеренном темпе, не подгонять себя, входить в работу исподволь. Чтобы скорее вработаться, нужно до мелочей продумать то, что собираетесь сделать, определить последовательность операций, приготовить рабочее место, чтобы все нужное было под рукой и потом не пришлось бы отрываться и снижать темп работы. Начинать работу всегда с дел средней для Вас трудности. Итак, действия в первой фазе – это своего рода алгоритм поведения человека.
вторая фаза – решаются самые сложные дела или операции, которые требуют наибольшей концентрации внимания. Здесь Вы должны работать в максимальном темпе и ни на что не отвлекаться.
третья фаза – здесь выполняются самые легкие дела. Но старайтесь при этом усилием воли поддерживать высокий уровень внимания. Помните, что на этой фазе уровень внимания уже достаточно снижен.
Ошибочное мнение о том, что утомление – это вред для организма. Утомление неизбежно. Опасно не утомление, а пренебрежение к своему организму – продолжение работы, несмотря на сильное переутомление. Главный вопрос состоит в том, чтобы заметить утомление. Через 1-1,5 часа степень утомления бывает такова, что целесообразно сделать перерыв. Но все же полезно знать некоторые признаки наступившего недопустимого переутомления:
Все это означает, что
настало время отдохнуть.
Производительность труда в следующем
цикле во многом зависит от того, насколько
продуктивным был отдых. Отдых – это не
безделье, это – смена деятельности. Для
работника умственного труда – это физическая
нагрузка на свежем воздухе даже при небольшом
перерыве:
Повторяем, все это происходит от безделья, от слишком затянувшегося отдыха.
Второе правило гигиены умственного труда – наличие достаточного количества кислорода в помещении, где Вы работаете. Для этого нужны регулярные проветривания в течение 10 минут через каждые 90 минут занятий, как это принято в университете. В перерывы следует выходить из аудитории и устраивать сквозняк. Во время занятий в аудиториях, наоборот, открывать окна в коридорах.
Третье правило гигиены умственного труда -состоит в том, что из-за продолжительного сидения организм устает. В движении или стоя мыслительные процессы протекают с большей скоростью. Отсюда сделайте вывод: при любой возможности лучше заниматься стоя или прогуливаясь, а книга стоять перед глазами.
Четвертое правило гигиены умственного труда – освещенность. Лампа мощностью 40-60 ватт должна находиться на расстоянии 30 см от рукописи слева. Абажур должен обязательно защищать глаза от прямого света лампочки. Рекомендуется иметь поверхность стола матовую,без бликов, лучше – зеленую.
Пятое правило гигиены умственного труда – регулярность питания. Питаться следует в одно и то же время, желательно с перерывами не больше 4 часов. Ужин легкий (молочные продукты, овощи) не позже, чем за 2 часа до сна. В университете после первой пары, длительностью 90 минут (8.00 – 9.20) принят перерыв в 25 минут (9.20 – 9.45) основной целью которого является питание студентов. Для этого в каждом учебном корпусе имеются буфеты.
Шестое правило гигиены умственного труда – необходимость полноценного сна (7,5 – 8 часов в сутки).
Седьмое правило гигиены умственного труда – индивидуальный «пик формы». Работоспособность изменяется в течение суток. У многих людей наблюдаются пики примерно с 9.00 до 14.00 часов и с 18.00 до 23.00 часов, во время которых умственная деятельность наиболее продуктивна. Понаблюдайте за собой. Определите время Вашего индивидуального «пика формы». Планируйте самостоятельную домашнюю работу именно на эти часы, а хозяйственными делами, чтением художественной литературы и т.п. занимайтесь в другое время. Это позволит Вам экономить ежедневно час – полтора.
Соблюдение всех этих правил позволит Вам сохранить бодрость и здоровье, увеличить производительность Вашего труда и испытать ту радость, которая известна только людям, привыкшим упорно трудиться.
Влияние окружающей действительности на процессы психического развития подростков и юношей
Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями
условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии
организма, отношений, складывающихся у подростков с взрослыми людьми и
сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей.
Подростничество - это самый трудный и сложный из всех детских возрастов,
представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности,формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу.
Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные
формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, - это самопознание, самовыражение самоутверждение.
После относительно спокойного младшего школьного возраста подростковый - кажется бурным и сложным. Недаром С.Холл назвал его периодом «бури и натиска». Развитие на этом этапе, действительно, идет быстрыми темпами, особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности. И, пожалуй, главная особенность подростка - личностная нестабильность.
Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка.
Если ведущим видом деятельности младшего школьника была учебная, и существенные изменения в психическом развитии были связаны с нею, то у подростка основная роль принадлежит устанавливающейся системе взаимоотношений с окружающими. Именно система взаимоотношений с социальной средой и определяет направленность его психического развития, своеобразие развития подростка состоит в том, что он включается в новую систему отношений и общения с взрослыми и товарищами, занимая среди них новое место, выполняя новые функции.
Подростковый
возраст традиционно
Информация о работе Психогигиена педагогического процесса и умственного труда