Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 19:08, контрольная работа
Определим актуальность темы. Ни одно направление не приобрело столь громкую известность за пределами психологии, как психоанализ. Его идеи влияли на искусство, литературу, медицину и другие области науки, связанные с человеком. Названа эта концепция «фрейдизм» по имени его основателя Зигмунда Фрейда. Опираясь на идеи Фрейда, но дополняя и уточняя их, постепенно сформировалось целое психологическое направление «психоанализ».
Введение ………………………………………………………………….. 3
1. Уровни сознания З.Фрейда: топографическая модель ……………………………………………………………………………..……… 4 2. Понятие бессознательного З.Фрейда ……………………………………….. 6
3. Структура личности человека по Зигмунду Фрейду ……………………...11
Заключение …………………………………………………………… 16
Список литературы ………………………………………………… 19
Основной причиной этого является тот факт, что существуют разные типы бессознательных психических явлений, которые по-разному соотносятся с сознанием. Есть бессознательные психические явления, находящиеся в области предсознания, т.е. представляющие собой факты, связанные с более низким уровнем психической регуляции поведения, чем сознание. Таковы бессознательные ощущения, восприятие, память, мышление, установки. Другие бессознательные явления представляют собой такие, которые раньше осознавались человеком, но со временем ушли в сферу бессознательного. К ним относятся, например, двигательные умения и навыки, которые в начале своего формирования представляли собой сознательно контролируемые действия (ходьба, речь, умение писать, пользоваться различными инструментами). Третий тип бессознательных явлений те, о которых говорит З.Фрейд в приведенных выше суждениях, касающихся личностного бессознательного. Это — желания, мысли, намерения, потребности, вытесненные из сферы человеческого сознания под влиянием цензуры. Каждый из типов бессознательных явлений по-разному связан с поведением человека и его сознательной регуляцией. Первый тип бессознательного есть просто нормальное звено в общей системе психической поведенческой регуляции и возникает на пути продвижения информации от органов чувств или из хранилищ памяти к сознанию (коре головного мозга). Второй тип бессознательного также можно рассматривать как определенный этап на этом пути, но при движении как бы в обратном направлении по нему: от сознания к бессознательному, в частности к памяти. Третий тип бессознательного относится к мотивационным процессам и возникает при столкновении разнонаправленных, конфликтных с точки зрения морали мотивационных тенденций.
3. Структура личности человека по Зигмунду Фрейду
Модель психической структуры личности сложилась в психоанализе Фрейда не сразу, а в процессе длительной психотерапевтической практики. Человеческая психика, согласно Фрейду, включает в себя три области — системы психического: сознательное, бессознательное и предсознательное, которые находятся между собою в состоянии непрерывного взаимодействия. Для первых двух систем — сознательного и бессознательного — характерна постоянная напряженная борьба, определяющая функционирование всей психической жизни человека. Результатом этой борьбы выступает каждый душевный акт и человеческий поступок. При этом необходимой и крайне важной составной частью психической структуры является система бессознательного. Именно она, по утверждению Фрейда, служит источником всех психических сил и энергий личности. В статье "Некоторые замечания относительно понятия бессознательного в психоанализе" Фрейд предложил для обозначения этой системы использовать сочетание "Ubw" (начальные буквы немецкого Unbewust — бессознательное). Позднее в работе "Я и Оно" эта система получила обозначение "Оно".
Характеризуя бессознательное, как "закономерную неизбежную фазу процессов, которые проявляет наше психическая деятельность", Фрейд выделяет такие его важнейшие особенности, как: 1) оно — несловесное (невербальное); 2) "оно никогда не умирает", не теряет своей динамической силы и энергии; 3) ему закрыт прямой доступ в сознательное; 4) по динамике своего образования бессознательное, есть вытесненное (Verdrangung), формирующееся на протяжении всей жизни человека без всякого участия сознания; 5) законы его функционирования отличаются от законов сознательной деятельности; бессознательное "как бы не обращает внимание" на смену дня и ночи, рождения и смерти, живет "все всевременно", — сразу прошлым, настоящим и будущим.
По своему содержанию бессознательное представляет внутреннюю стихию психических процессов, "кипящий котел" инстинктов, аффектов, базальных (врожденных) эмоций, влечений, на основе которых формируются разрозненные группы эмоциональных переживаний и даже целостные их группы — комплексы [ 2, с. 211].
Решающую роль в образовании комплексов играют влечения (Friebe). Именно они составляют основной фонд бессознательного. Представляя собой, психические элементы внутренних раздражений организма, имеющих соматический (телесный) характер, влечения подразделяются на две группы: влечения "Я", цель которых — самосохранение индивида; сексуальные влечения (libido), цель которых — продолжение рода; они рождаются вместе с телом человека и ведут никогда не угасающую жизнь в его психике.
Таким образом, Фрейд подходит к обоснованию второй области психической структуры личности — "Идеал-Я" или "Cвepx-Я", которое становится продуктивным источником психической силы и энергии для взаимодействия с реальностью и прежде всего с явлениями моральной и культурной жизни.
Важнейшим является и то, что система "Сверх-Я" формируется под влиянием социальной среды и запретов. Принимая на себя функции нравственного сознания, она оценивает все поступки и душевные акты личности с точки зрения "добра" и "зла".
К проявлениям "Сверх-Я" можно отнести "внезапное пробуждение совести" у человека, возникновение "безотчетного чувства вины", строгости и презрения к себе. Выступая как цензор, веления которого выполняются вытеснением, "Сверх-Я" обнаруживает себя как моральная и даже "гиперморальная" (по терминологии Фрейда) психическая сила, которую сознание не может преодолеть. Природа человека, по утверждению Фрейда, — как в отношении добра, так и в отношении зла далеко превосходит то, что он сам предполагает о себе.
Образование "Сверх-Я" Фрейд связывает с особым психическим механизмом — идентификацией (отождествлением). В жизни человека идентификация возникает довольно часто, особенно, когда ему необходимо перейти от овладения каким-либо лицом к отождествлению себя с ним.
В качестве примера Фрейд приводит отождествление ребенка с отцом в период переживания эдипова комплекса. В дальнейшем, во взрослой жизни, это проявляется как отождествление с авторитетным лидером, с объектом любви и т.п. Зачастую в психической структуре личности происходит столкновение нравственных и прагматичных (выгодных для дела) суждений.
В целом фрейдовская
концепция "Сверх-Я" еще раз
подтверждает тесную взаимосвязь этических
и социально-психологических
В качестве третьего пласта психической структуры личности Фрейд называет "предсознательное" "Я". Оно находится между "Сверх-Я" и "Оно" (бессознательным), связывая их, как посредник. Здесь психические переживания подвергаются как бы двойной цензуре.
Принцип наслаждения, который господствовал в бессознательном, теряет свое значение. Рядом с ним начинает действовать новый принцип психической жизни — принцип реальности. Он оценивает уместность и возможность выполнения того или иного действия, мотивируемого потребностями "Оно".
Пройдя цензуру, которая лежит на границе бессознательного и "Сверх-Я", психические элементы получают вербальное (словесное) оформление и только после этого они могут перейти в сознание. Не прошедшие испытание "принципом реальности" психические элементы (например, асоциальные, эгоистические потребности, агрессивные, сексуальные влечения) вытесняются вновь в систему бессознательного. Таким образом все, что находится в сознании или может войти в него, — строго процензуровано.
По своему содержанию предсознательное включает в себя, прежде всего психические процессы мышления и памяти, которые осуществляют селективный отбор и сортировку желаний, влечений бессознательного и соответствующих им идей, сообразуясь с реалиями внешнего мира.
Предложенная Фрейдом
концепция психической
Схема наглядно показывает, что бессознательное ("Оно") может взаимодействовать одновременно с двумя системами — "Сверх-Я" и "Я" и ее самостоятельное проникновение в сознание исключено. Сами же эти две системы представлены в сознании незначительно, в виде выступающих небольших вершин, так как большая часть процессов в психической структуре личности протекает на предсознательном и подсознательном уровнях [ 7, с. 92].
Между тремя системами психической структуры хорошо просматриваются зоны конфликтов, которые способны дестабилизировать личность, если "Я" будет неспособно восстановить между ними равновесие.
Реалистическое разрешение конфликтов возможно лишь при довольно сильном "Я", которое может не только определить требования "Оно", но и преодолеть давление со стороны "Сверх-Я". Но это идеальный случай. Чаще конфликтные зоны в психической структуре приводят к фрустрациям "Оно", то есть к таким психическим состояниям, которые сопровождаются отрицательными эмоциями и переживаниями, — раздражением, тревогой и отчаянием. Фрустрации побуждают "Я" снимать напряжение с помощью разного рода "выпускных клапанов", к которым можно отнести и разработанные Фрейдом и его дочерью Анной механизмы психологической защиты. Это подавление, отвергание, вытеснение, сублимация, реактивное обучение, проекция и рационализация.
Заключение
Подведем итоги работы.
Психоанализ открыл бессознательное, специально его изучал и широко толковал философски. Психоаналитическая теория Фрейда представляет собой пример психодинамического подхода к изучению поведения человека. При таком подходе считается, что неосознаваемые психологические конфликты контролируют поведение человека. Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, строил психоаналитические концепции почти полностью на своих обширных клинических наблюдениях над больными неврозами, а также на психоанализе.
Психоанализ представляет собой не только мир, но и философию. Она далеко от оптимизма. Мы обладаем такой, а не иной физической и психической организацией и мало что способны изменить в своем положении. Реальность не подчиняется нашим желаниям и не подвластна мольбам. С нею можно примириться, как и со своей судьбой. Психоанализ — это урок скромности для человека, поскольку ему следует отучиться принимать иллюзорное за самоочевидное, а желаемое за действительное. Обнаружив себя рабом собственных влечений, человек способен уменьшить зависимость, но от цепей ему не избавиться, как и от смерти. Освобождение от иллюзий, от сновидений дает познание необходимости. Такая философия не утешает, она помогает одному бесстрашному принятию судьбы.
Под психоанализом (термин введен Фрейдом) понимается, во-первых, метод психологического исследования бессознательных психических процессов, во-вторых, метод лечения невротических заболеваний и, в-третьих, психологическая теория о строении и функционировании психического аппарата человека. Психика индивида представляет собой динамическую систему, основным содержанием которой является конфликт сознания с бессознательными влечениями.
Психоанализ помогает человеку разобраться в самом себе, перестать быть марионеткой, которую собственные потаенные желания и комплексы тянут за ниточки, и он послушно дергается, сам не понимая цели и смысла своих поступков. Фрейд открыл такие глубины человеческой сущности, о которых не подозревала наука о человеке XIX века.
Объектом изучения 3. Фрейда является цельная человеческая личность. Личность рассматривается как продукт биологической эволюции в тесной зависимости от общественно-культурной среды. При этом приоритет отдается сексуальному в сфере бессознательного, являющемуся, по мнению Фрейда, источником мотивационного поведения личности, тем организующим центром, вокруг которого структурируются все остальные составляющие человеческой психики. Человек есть «эротическое существо» - заявляет Фрейд.
В теории Фрейда личность человека включает в себя три структурных компонента: ид, эго и суперэго. Ид, представляющее собой инстинктивное ядро личности, является примитивным, импульсивным и подчиняется принципу удовольствия. Ид использует рефлекторные реакции и первичные представления с целью получения немедленного удовлетворения инстинктивных побуждений. Эго представляет собой рациональную часть личности и руководствуется принципом реальности. Его задачей является разработка для индивидуума соответствующего плана действий, чтобы удовлетворять требованиям ид в рамках ограничений социального мира и сознания индивидуума. Эту задачу эго решает при помощи вторичных процессов представления. Суперэго, формирующееся последним в процессе развития личности, представляет собой ее моральную сторону. Суперэго состоит из двух структур — совести и эго-идеала.
Если рассматривать проявления бессознательного в нормативном аспекте, то обнаруживаются четыре их типа: 1) внеморальные, то есть не подлежащие этическим оценкам; 2) подлежащие этическим оценкам, но при этом не выходящие за рамки моральных норм; 3) нарушающие нормы морали (проступки, пороки); 4) нарушающие нормы права (преступления).
Наряду с учеными, развивающими идеи Фрейда, появились мыслители, которые попытались модифицировать его идеи, соединить их с другими концепциями. Именно это направление дало наиболее интересные результаты и привело к образованию самостоятельных школ и направлений.
Список литературы
1. Гусев Д.А. Философия / Д.А. Гусев – М.: Менеджер, 1998. – 398 с.
2. Демидов И.В., Каверин Б.И. Философия / И.В. Демидов – М.: Юриспруденция, 2001. – 252 с.
3. Ермакова Е. Е. Философия / Е. Е. Ермакова – М.: Высшая школа, 1999. – 388 с.
4. Ильин В.В. Философия: экзаменационные ответы для студентов вузов / В.В. Ильин – СПб: Питер, 2004. – 466с.
5. Калашников В.Л. Философия: Курс лекций / В.Л. Калашников – М. : Владос, 2003. – 487 с.
6 . Кальной И.И. Философия / И.И. Кальной – М.: Пресс, 2002. – 488 с.