Психоанализ и историческая мысль

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 22:28, реферат

Краткое описание

По мнению З. Фрейда, психика невротика дает ключ к объяснению культуры. Невротик индивидуально изобретает то, что общество давно изобрело, потому что общепринятые способы овладения конфликтами и желаниями ему не помогают. Так, он выдумывает для себя навязчивые и внешне бессмысленные запреты, а это – не что иное, как табу, возникшие в первобытной религии. Эти самодельные, частные ритуалы взрослых людей в современном обществе интересны разве что врачу-психиатру.

Файлы: 1 файл

психоанализ и историческая мысль.docx

— 29.74 Кб (Скачать)

Нежные движения состояли в том, что братья повинились и  установили на будущее два запрета: не убивать отцов и не вступать в кровосмесительную связь с  матерями. Кроме того, они учредили праздник, на котором поедают мясо искупительной жертвы. Так появилась  культура с ее важнейшими установлениями: религией, моралью, устойчивой семьей.

С тех пор человеческое общежитие избегает распада под  ударами бурных желаний, потому что  получает контроль над ними. Конфликт влечения и нормы оформлен в неврозоподобную структуру психики. Что такое культура, как не драма любви и ненависти, вины и раскаяния, поставленная в многочисленных ритуалах, объяснениях, рассказах, художественных изображениях и моральных назиданиях? Культура имеет и «экономическую» суть, поддерживая между людьми баланс жертв и возмещений так, чтобы каждый был компенсирован за отказ от удовлетворения желания, по крайней мере (и преимущественно) иллюзорно.

Картинка «первоначального преступления» произвела на психоаналитическую историографию не меньшее впечатление, чем «экономическая» модель культуры. В «Тотеме и табу» Фрейд колеблется в отношении реальности основополагающего убийства: плохо отличающие явь от своих фантазий дикари могли его и придумать. В поздней работе «Человек Моисей и монотеистическая религия» (1939) он отвечает определенно: да, евреи убили своего вождя и духовного учителя Моисея, а затем приняли его религию единого Бога. Дело не столько в том, что среди культурных сюжетов Фрейда особо привлекало отцеубийство, но и в том, что таким образом он обосновывал историко-генетическую линию психоанализа. «...У Фрейда генетическое объяснение нуждается в реальном источнике; отсюда вытекает страсть Фрейда и его забота, касающиеся как начал цивилизации, так и начала иудаистского монотеизма. Ему нужна вереница реальных отцов, реально казненных реальными сыновьями, чтобы поддержать идею о возвращении реально вытесненного...».

В «Тотеме и табу», заявке психоанализа на роль исторической психологии, Фрейд выбирает позицию между психологией народов В. Вундта и аналитической психологией своего отколовшегося ученика К. Юнга. Ассоцианизм первого – объяснительный, номотетический, второй же склоняется к художественно-интуитивному, идиографическому методу. Фрейд же соединяет «экономику» либидо и анализ индивидуальных случаев. Тем самым он открывает путь не только теории, но и практике исторического исследования. Фрейдизм - доктрина, соединяющая в себе клиническое учение о неврозах и толкование символов, близкое к герменевтике. «Во фрейдизме безусловно совмещаются сциентизм и романтизм».

Правда, у Фрейда все-таки нет однозначного ответа на вопрос, изучает ли психоаналитик последствия  реального «первоначального бытия» или вымыслы о нем. Поэтому сторонники глубинного исследования прошлого разделились на тех, кто ищет в индивидуальных случаях историческую правду, и тех, кто рассматривает их как подобие художественного творчества. К. первым принадлежат большинство психоисториков.

Эриксон так формулирует итоговый вывод своей книги: «Я показал, как Лютер, некогда очень напуганный ребенок, открыл для себя через изучение Христовых страстей главный смысл Рождества Христова; и я также отметил, каким образом фрейдистский метод интроспекции поставил внутренний человеческий конфликт под потенциально более надежный, показав зависимость человека – и в любви, и в гневе – от его детства. Таким образом, и Лютер, и Фрейд пришли к пониманию, что в центре – ребенок. Оба они совершенствовали интроспективную технику, позволяющую отдельному человеку постигать свою индивидуальную потенциальность». Вера, которую пытался восстановить немецкий реформатор, была по психологической сути доверием раннего детства. Не сформировавшееся в свое время, оно и было задачей для Лютера, увы, никогда не достигнутой.

 

 

 

 

  1. Ждан, А.Н. История психологии: от античности к современности. – М., 1997.
  2. Кольцова, В.А. О целостном подходе в историко-психологическом исследовании – М., 1990.
  3. Кольцова, В.А., Олейник, Ю.Н. История психологии: теоретические и методологические проблемы исследований. – М., 1999.
  4. Марцинковская, Т.Д. История психология. – М., 2001.
  5. Методологические проблемы историко-психологического исследования. – М., 2002.
  6. Петровский, А.В., Ярошевский, М.Г. История психологии. – М., 1994.
  7. Шкуратов, В.А. Историческая психология. – М., 1997.

Информация о работе Психоанализ и историческая мысль