Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 22:28, реферат
По мнению З. Фрейда, психика невротика дает ключ к объяснению культуры. Невротик индивидуально изобретает то, что общество давно изобрело, потому что общепринятые способы овладения конфликтами и желаниями ему не помогают. Так, он выдумывает для себя навязчивые и внешне бессмысленные запреты, а это – не что иное, как табу, возникшие в первобытной религии. Эти самодельные, частные ритуалы взрослых людей в современном обществе интересны разве что врачу-психиатру.
Введение
Психоаналитическое
а) патографическое описание прошлого на основе учения об индивидуальном бессознательном, вне критериев достоверности, принятых в исторической науке (в первую очередь – работы самого Фрейда о Леонардо да Винчи, о происхождении цивилизации, религии и морали);
б) глубинные толкования коллективных символов (аналитическая психология К. Юнга);
в) психоаналитические объяснения социальных институтов и типов личности на основе клинических аналогий (неофрейдизм);
г) разработка психоаналитических схем применительно к требованиям документальной обоснованности исследования (психоистория).
Последний вариант можно отнести к исторической психологии в узком значении слова. Здесь теорию (психоанализ) стремятся соединить с методом (историческая критика документов). Теория психоанализа – психотерапевтическая, т. е. выводит развитие общества из глубинных предрасположенностей человека.
По мнению З. Фрейда, психика невротика дает ключ к объяснению культуры. Невротик индивидуально изобретает то, что общество давно изобрело, потому что общепринятые способы овладения конфликтами и желаниями ему не помогают. Так, он выдумывает для себя навязчивые и внешне бессмысленные запреты, а это – не что иное, как табу, возникшие в первобытной религии. Эти самодельные, частные ритуалы взрослых людей в современном обществе интересны разве что врачу-психиатру.
Термин «психоанализ» имеет три значения: теория личности и психопатологии; метод терапии личностных расстройств; наконец, метод изучения неосознанных мыслей и чувств индивидуума.
В самом общем смысле психоанализ
– это стремление выявить скрытые
мотивы действий, мнений, истоки морально-психологических
установок личности. Большинство
людей не задумывается о том, что
сознание – это еще не вся психика
и даже не ее большая часть. За пределами
сознания находится мощный психический
аппарат, который формировался в
течение многих тысячелетий и
деятельность которого недоступна самонаблюдению,
подобно тому, как недоступны ему
деятельность печени и других жизненно
важных органов. Однако именно в этой
скрытой, бессознательной части
психики находится
Первая и универсальная задача психоанализа – это расшифровка, истолкование, противоречивого, что возникает в сознании и человеческих отношениях. Очевидно, что психоанализом занимаются все люди с нормальной, да и с отклоняющейся психикой, когда сталкиваются с чем-то лично их задевающим.
Выделение психоанализа в
специальный и целенаправленный
дискурс, в виде терапевтического общения
врача и пациента произошло в
ХХ веке – вероятно потому, что глубокие
и непривычные перемены во взаимоотношениях
людей привели к психическому
дискомфорту разного рода. Под
влиянием урбанизации, усилившейся
мобильности, ускоренного развития
культуры и других факторов, нарушились
привычные психологические
Психоанализ как направление в медицине и психологии возник на заре ХХ века. Но он не был лишь научным изобретением, принадлежащим блестящему уму. Он явился также ответом на социо-культурные перемены, потребовавшие специальной коррекции личности в ситуации взаимного отчуждения людей и усиливавшейся конфликтности [6, с. 159].
Уникальность, необычность психоанализа связана с тем, что он возник на границе между практической медициной, наукой и бытовым дискурсом. Этим, во многом объясняется и его научная революционность, необычный интерес к нему широкой общественности а также шквал разоблачений, упреков, обвинений в безнравственности и шарлатанстве, которые со всех сторон посыпались на психоаналитиков. Психоанализ открыл новую эпоху в истории самопознания человека.
Необходимо различать
два проблемно-теоретических
Второй слой идей психоанализа
совпадает с общей теорией
личности. Она складывается у психоаналитиков
на основе их практического опыта, теоретических
размышлений и дискуссий с
коллегами-психиатрами. Этот второй слой
представляет собой теорию, которая
взаимодействует с другими
Судьба психоанализа необычна
и вместе с тем характерна. Встреченный
насмешками и возмущением академических
кругов, он со временем завоевал популярность,
сравнимую разве что с
Уже в начале ХХ века психоанализ приобрел всемирную известность. Ряд работ Фрейда и его учеников был издан в 20-30 годы на русском языке в основанной проф. Д.А. Ермаковым «психоаналитической библиотечке».
В течение нескольких десятилетий (с середины 20-х до начала шестидесятых годов) психоанализ находился под запретом. И только с середины 80-х годов стали широко издаваться работы Фрейда, Юнга, Адлера и др. крупнейших психоаналитиков [5, с. 117].
Фрейд открыл язык бессознательного,
на котором основаны не только сновидения,
вымыслы, смысловые ассоциации, но и
предположительно вся символическая
культура. Поэтому психоанализ претендует
на роль универсальной поэтики
Отдавая должное культурологическим опытам Фрейда, современные психоисторики склонны отмечать в них погрешности против фактов и отсутствие документальной базы. В то же время навыки психоаналитика, улавливающего глубинные мотивы человеческого поведения, признаются ценными и соответствующими характеру работы историка [7, с. 148].
По мнению теоретиков психоисторического
направления, глубинное функционирование
психики лежит вне логики развития
социальных макромасс и составляет
автономный слой человеческой истории.
В то же время бессознательный
опыт индивида нуждается для своего
закрепления в символизации и
социальных институтах. Поэтому культурно-исторические
последствия индивидуального
Психоистория возникла из альянса эмпирической историографии и психоанализа с практическими задачами: увидеть психологические истоки, движущие силы крупных общественных процессов, вскрыть личностную подоплеку исторических действий, соединить, в конечном итоге, текущую политику с глубинными бессозна-Историческая психология XX века тельными механизмами «накоротко», но с учетом социологизированного неофрейдизма и более обоснованно в документальном отношении, чем это делал фрейдизм прежде [1, с. 214].
Гибкой отзывчивостью на социальную и политическую конъюнктуру психоистория превосходит параллельные направления. Обслуживание и прогнозирование общественной динамики воспринимается как непосредственная задача, с которой не могут справиться структурно-функциональные теории социологии, социальной психологии, культур-антропологии: «Они не помогают понять неоспоримые достижения в условиях человеческого существования после промышленной революции, объяснить, как люди могут совершать конструктивные политические революции, или объяснить любое недегенеративное изменение», -- пишет психоисторик К. Кенистон [7, с. 149].
Психоистория складывается в США в 1960-х гг. под сильным влиянием двух факторов: французского историка Ф. Арьеса, написавшего книгу о ребенке в феодальной Европе, и Э. Эриксона, американского психоисторика, создавшего психологические биографии Лютера, Гитлера, Ганди, Фрейда.
Эриксон считается создателем первой образцовой психоаналитической биографии – книги «Молодой Лютер. Психоаналитическое историческое исследование» (1958). То, что в 1909 г. Фрейд написал о Леонардо да Винчи, страдает погрешностями против фактов. Эриксон повторяет слова С. Кьеркегора: «Лютер... это пациент исключительной важности для христианства». В силу необычайности случая и потому, что пациент не мог подвергнуться прямому освидетельствованию, биографический очерк, замысленный как глава книги о кризисах переходного возраста, стал книгой.
Как и его соотечественники-
Человеческую природу, -- пишет Эриксон, -- лучше всего изучать в состоянии конфликта, а человеческие конфликты становятся предметом пристального внимания заинтересованных исследователей преимущественно при особых обстоятельствах. Одним из них является клиническая ситуация, в которой в интересах оказания помощи нельзя не превратить страдания в историю клинического случая; другим подобным обстоятельством является историческая ситуация, в которой неординарная личность благодаря своим эгоцентрическим манерам и возникновению у людей харизматической потребности превращается в автобиографию или биографию».
Книга о Лютере является расследованием того, как одаренный, но основательно озабоченный молодой человек XVI в. превратил свой комплекс в факт европейской цивилизации. Внимание уделяется как собственно комплексу, так и его преобразованию в культурный факт на особом историческом фоне. Фон этот – имперская Германия с деревенской неподвижностью, городским меркантилизмом, деспотической властью отцов и религиозно-идеологической догмой – известен Эриксону не понаслышке (на страницах книги о Лютере появляется и другой германский молодой человек, навязавший миру свои комплексы – Адольф Шилькгрубер) [7, с. 153].
Лютеровская идентичность формируется в отталкивании от католической идеологии. Всякая доминирующая идеология стремится абсорбировать силу молодого эго. Она воспроизводит старые формы идентичности и препятствует новым. «В этом смысле данная книга посвящена идентичности и идеологии».
Лютер – особый случай. Из-за чрезвычайной одаренности, тяжести переживания детских конфликтов он раз за разом отказывается от институциональных идентичностей (бюргерской, студенческой, монашеской, профессорской). Он облекает свои конфликты в религиозную идентичность, стремится общаться с Богом без посредников. Знаменитый тезис об оправдании только верой становится знаменем борьбы протестантов против церковной иерархии, закрывавшей для верующего прямое общение с Богом. Лютер возглавил и выиграл борьбу за переформулировку веры и реформирование церкви [7, с. 154-155].
Заключение
Фрейд дал эскиз своей теории происхождения цивилизации в работе «Тотем и табу» (1913). В книге мы прочтем о том, что наука начала века знала о табу, тотемных пиршествах (на которых дикари поедали жертвенных животных – якобы своих предков), первобытных родственных связях и докультурном состоянии человечества. Последнее представлялось как совокупность мельчайших кочующих орд. Во главе каждой стоял самец, монополизировавший женщин и прогонявший подрастающих сыновей. Для перехода к цивилизации необходимо было случиться такому событию: «...в один прекрасный день изгнанные братья соединились, убили и съели отца и положили таким образом конец отцовской орде. ...Для того, чтобы не считаясь с разными предположениями, признать вероятными эти выводы, достаточно допустить, что объединившиеся братья находились во власти тех же противоречивых чувств к отцу, которые мы можем доказать у каждого из наших детей и у наших невротиков, как содержание амбивалентности отцовского комплекса. Они ненавидели отца, который являлся таким большим препятствием к достижению власти и удовлетворению их сексуальных влечений, но и в то же время они любили его и восхищались им. Устранив его, утолив свою ненависть и осуществив свое желание отождествиться с ним, они должны были попасть во власть усилившихся нежных движений».