Психиспортограмма волейболиста

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2015 в 10:39, контрольная работа

Краткое описание

Исходным пунктом любой психорегулирующей работы, будет комплексная программа или регуляция, направленная на физиолого-соматический или поведенческий компонент, является прежде всего то, чтобы спортсмен имел четкое представление о себе и своем теле, потому что, зная в подробностях свое «Я», он лучше управляет своим поведением. Особую роль играют лицо и мимическая мускулатура. Активному использованию мимики как средства психической регуляции помогает зеркало, потому что, глядя на себя, можно оценить все варианты мимики, соответствующей тому или иному настроению (в чем наиболее выразительно проявляются тревога, неуверенность в своих силах, жажда реванша, нетерпеливость и т.д.).

Файлы: 1 файл

психоспортограмма.doc

— 82.00 Кб (Скачать)

Воспитание морально-волевых  качеств личности спортсмена. Очень важно в процессе учебно-тренировочной работы не только подготовить высококвалифицированного спортсмена с точки зрения его физических качеств и технико-тактических навыков, но и оказать положительное влияние на развитие его характера, совершенствование мировоззрения, духовной сферы, формирование чувства коллективизма, разносторонних интересов и т.п.

Важнейшим фактором развития личности служит самовоспитание, организация которого должна направляться тренером. Особенности формирования морально-волевых качеств личности волейболистов и их проявление находятся в тесной связи со спецификой волейбола - коллективным характером игры.

Воздействие коллектива велико. Но это зависит от его состава и от того, какие в нем преобладают традиции, какие взаимоотношения и связи. Как правило, коллектив благотворно воздействует на формирование положительных свойств личности спортсменов. Однако в коллективах, где тренеры уделяют недостаточное внимание воспитательной работе, нередко выделяются волейболисты, неплохо освоившие игровые навыки, но неустойчивые в моральном отношении. Они порой оказывают отрицательное влияние на коллектив. Следует всегда помнить, что моральное состояние волейбольной команды находится в прямой зависимости от характера как игровых, так и личностных взаимоотношений внутри команды. Чувство коллективизма, товарищеские взаимоотношения и помощь, сплоченность спортсменов - необходимое условие успешных выступлений команды. Поэтому тренеру по волейболу особое внимание следует уделять вопросам межличностных взаимоотношений, комплектованию команды 
Развитие волевых качеств. Большое напряжение внимания, сложность двигательных навыков, острая соревновательная борьба, лимит времени и вообще вся волейбольная деятельность требуют от спортсмена большого напряжения воли. Волевые качества волейболистов проявляются в действиях, направленных на преодоление трудностей определяемых спецификой данного вида спорта.

Чтобы развивать те или иные волевые качества необходимо учитывать конкретные ситуации, с которыми сталкивается спортсмен в процессе подготовки

Существует два вида трудностей - объективные и субъективные. Объективные трудности обусловлены особенностями игры в волейбол, а субъективные - связаны с особенностями личности спортсмена.

Волевая подготовка - это  сложный и длительный процесс. Основным и необходимым условием развития волевых качеств у волейболистов является систематическое выполнение в процессе учебно-тренировочных занятий упражнении, требующих приложения волевых усилий.

Основные волевые качества, которыми должен обладать волейболист:

    • целеустремленность и настойчивость;
    • выдержка и самообладание;
    • решительность и смелость;
    • инициативность и дисциплинированность

 Целеустремленность и настойчивость. Эти качества выражаются в  ясном осознании целей и задач, стоящих перед волейболистами, в активном и неуклонном стремлении к повышению спортивного мастерства, в трудолюбии

Выдержка и самообладание. Эти качества выражаются в преодолении отрицательных эмоциональных состояний (чрезмерная возбудимость, растерянность, подавленность и т.п.) для предупреждения утомления. 

Решительность и смелость. Эти качества выражаются в способности своевременно находить и принимать обдуманные решения в ответственные моменты игры и без колебания приводить их в исполнение. Смело, не боясь принять на себя ответственность, вступить в единоборство. Активно действовать во имя достижения цели в опасных и ответственных ситуациях. 

Инициативность и дисциплинированность. Эти качества выражаются в способности спортсмена вносить в игру творчество, инициативу. Игрок, обладающий инициативностью, является организатором, ведет за собой команду. Дисциплинированность выражается в умении подчинять свои действия задачам коллектива. Обязательная дисциплина предполагает не слепое подчинение по принуждению, а добровольное подчинение на основе осознания необходимости выполнения своего долга.

Волевые качества неразрывно связаны и взаимно обусловлены. Не у всех волейболистов волевые качества развиты равномерно. Процесс формирования этих качеств не должен происходить стихийно, им надо управлять. Поэтому чем правильней будет организован тренировочный процесс и чем лучше будет поставлена воспитательная работа, тем успешнее будут формироваться волевые качества волейболистов.

Развитие процессов  восприятия. Умение видеть как можно больше игроков, их положение и перемещение по площадке, непрерывное движение мяча, умение ориентироваться в сложных игровых условиях - важнейшие качества волейболистов. Это, прежде всего связано с развитием определенных особенностей зрительных восприятий. Игровая деятельность волейболистов требует, чтобы у них было высокоразвитое периферическое зрение (т.е. большой объем поля зрения). В волейболе многие действия и приемы, например блокирование, приходится совершать на основе периферического зрения. Развитое периферическое зрение в волейболе является основой тактического мастерства спортсменов.

Д) Сыгранность волейбольной команды определяется сходством психофизиологических реакций спортсменов, высокой степенью оперативного мышления игроков, хорошим психологическим климатом и внутригрупповой приемлемостью игроков, такими личностными чертами, как умеренная тревожность, экстравертированность, самоконтроль.

Предлагаются такие методы повышения сплоченности команды:

—  формирование звеньев и связок на основании учета степени совместимости спортсменов в мыслительной деятельности при оперативном решении тактических задач;

—  коррекция отношений внутри команды на основе изучения психологического климата в ней, симпатий и антипатий игроков, взаимоотношений в команде, роли лидеров, «отвергаемых» (которые необходимы каждой команде), и «маргиналов» (занимающих шаткое положение, не всегда попадающих в состав);

—  специальные упражнения, направленные на повышение скорости и точности оперативного мышления;

— индивидуализация учебно-тренировочного процесса и управления командой во время игры на основании знаний о взаимоотношениях в команде и об особенностях личности каждого игрока. Особенно важно учитывать такое положение  по мере приближения ответственных соревновательных игр, но это уже относится к сфере специальной психологической подготовки.

Е) Основу эффективности деятельности тренера по волейболу   -  составляет высокий профессионализм, в котором в системном единстве выступают высший уровень знаний и умений, сознание и психика человека «Профессионал  -  это специалист, овладевший высокими уровнями профессиональной деятельности, сознательно изменяющий и развивающий себя в ходе осуществления труда, вносящий свой индивидуальный творческий вклад в профессию, нашедший свое индивидуальное предназначение (профессионал  -  это специалист на своем месте), стимулирующий в обществе интерес к результатам своей профессиональной деятельности и повышающий престиж своей профессии в обществе».

Деятельность тренера по виду спорта предъявляет к человеку ряд профессиональных требований, степень соответствия которым предопределяет уровень профессионализма. Следует отметить, что выдающийся спортсмен не обязательно станет выдающимся тренером если займется тренерской деятельностью.Для спортсмена свои закономерности высочайшего профессионализма, для тренера  -  свои. В равной степени это можно отнести и к профессии преподавателя физической культуры, где есть своя специфика. Не всякий даже очень хороший тренер по отдельному виду спорта может так же успешно работать преподавателем

физической культуры например в учебном заведении. И наоборот, не  всегда хороший преподаватель физической культуры, например, вуза или школы, сможет успешно работать тренером в отдельном виде спорта.

Центральное место в учебном плане подготовки специалиста занимают профилирующие дисциплины, от качества освоения которых  существенно зависит становление профессионализма на этом этапе. Здесь важное значение имеет система объединения этих дисциплин с ориентацией на целостную профессиональную деятельность как отдельная дисциплина должна выступать в качестве средства достижения этой цели Цикл спортивно-педагогических дисциплин направлен на то чтобы вооружить студентов знаниями, умениями и навыками базовых средств физического воспитания и спорта в сочетании с теоретическими дисциплинами и в контексте будущей целостной профессиональной деятельности. Все виды практик, имеющих место на всем протяжении обучения в вузе, выступают как интегрирующий фактор полученных по отдельным дисциплинам специальных знаний, умений и навыков. Сфера    приложения    труда    специалиста    с    высшим физкультурным образованием  по волейболу имеет широкий диапазон: общеобразовательные школы, средние специальные и высшие учебные заведения, детско – юношеские спортивные школы, училища олимпийского резерва, различные спортивные  клубы, команды высших разрядов.

Специалист должен знать основы дисциплин учебного плана фундаментальной и специальной направленности, программные и директивные документы в области физической культуры и спорта, содержание программ и учебников, организацию спортивной работы на уровне массового спорта, подготовки спортивных резервов, спорта высших достижений.

Назначение специалиста и квалификационные требования определяют структуру его деятельности.

Выделяют следующие компоненты структуры деятельности педагога-тренера:

    • проектировочный, конструктивный, организаторский,
    • коммуникативный, гностический, двигательный.

Проектировочный компонент включает умение тренера по построению многолетней подготовки волейболистов на уровне команд высших разрядов, спортивных резервов; структуры тренировки: годичного цикла, средних циклов, микроциклов, тренировочных занятий, тренировочных заданий, тренировочных и соревновательных нагрузок; планирование работы в сфере массового волейбола.

Для спортсменов  —  это умения планировать место для утренней гимнастики и самостоятельных занятий по развитию физических качеств и совершенствованию техники, по осуществлению самоконтроля.

Конструктивный  компонент включает умение тренера вооружить занимающихся знаниями в области волейбола в более широком «физкультурно-спортивном» плане; умениями строить режим труда, учебы, питания, сна, отдыха и т.д. Для спортсменов — это умение принимать решение в процессе тренировочных занятий и в игре, определять содержание самостоятельных занятий, по режиму дня.

Организаторский компонент включает умения тренера организовать успешную реализацию деятельности по выполнению запрограммированных мероприятий по всем основным позициям (тренировочная деятельность и участие в соревнованиях, обеспечение выполнения образовательных, воспитательных, оздоровительных задач и т.д.). Сюда входит также умение спортсменов организовать свои действия по реализации запланированных мероприятий.

Коммуникативный компонент предполагает наличие у тренера умений устанавливать отношения со спортсменами, работниками различных категорий, родителями юных спортсменов, общественными организациями  —  по успешному решению профессионально значимых вопросов.

Взаимопонимание спортсменов способствует более эффективной тренировочной и соревновательной деятельности, установлению благоприятного микроклимата в коллективе.

Гностический компонент предполагает глубокие знания тренера в области волейбола, теории и методики построения тренировки волейболистов различного уровня мастерства и различного возраста; умение использовать в свой работе данные литературы и научных исследований, передового опыта, изучать и анализировать собственный опыт работы. Для спортсменов  —  это овладение знаниями в области волейбола, средств и методов тренировки, умениями анализировать действия спортсменов и свои собственные.

Двигательный компонент предполагает достойный уровень владения практическими навыками игры в волейбол (арсенал технико-тактических действий, общая и специальная физическая подготовка).

Названные компоненты структуры деятельности тренера и спортсмена тесно взаимосвязаны, только системное их единство может привести к высоким результатам профессиональной деятельности.

 

 

 

 


Информация о работе Психиспортограмма волейболиста