Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2015 в 10:39, контрольная работа
Исходным пунктом любой психорегулирующей работы, будет комплексная программа или регуляция, направленная на физиолого-соматический или поведенческий компонент, является прежде всего то, чтобы спортсмен имел четкое представление о себе и своем теле, потому что, зная в подробностях свое «Я», он лучше управляет своим поведением. Особую роль играют лицо и мимическая мускулатура. Активному использованию мимики как средства психической регуляции помогает зеркало, потому что, глядя на себя, можно оценить все варианты мимики, соответствующей тому или иному настроению (в чем наиболее выразительно проявляются тревога, неуверенность в своих силах, жажда реванша, нетерпеливость и т.д.).
А) Волейбол является спортивной игрой с мячом, в которой две команды соревнуются на специальной площадке, разделенной сеткой. Существуют различные версии игры, чтобы показать ее многогранность.
Цель игры — направить мяч над сеткой, чтобы он коснулся площадки соперника, и предотвратить такую же попытку соперника. Для этого команда имеет 3 касания мяча (и еще одно возможное дополнительное касание мяча на блоке). Мяч вводится в игру подачей: подающий игрок ударом направляет мяч на сторону соперника. Розыгрыш каждого мяча продолжается до его приземления на площадку, выхода «за» или ошибки команды.
В волейболе команда, выигравшая розыгрыш, получает очко (система «каждый розыгрыш — очко»). Когда принимающая команда выигрывает розыгрыш, она получает очко и право подавать, и ее игроки переходят на одну позицию по часовой стрелке.
Б) Игра в волейбол предъявляет высокие требования к психике волейболиста: ощущениям, восприятиям, вниманию, представлению, воображению, памяти, мышлению, эмоциям и волевым качествам.
Большинство действий волейболисты выполняют, основываясь на зрительных восприятиях. При непрерывном потоке информации о комплексе движущихся объектов (мяч, партнер, соперник и др.) в условиях противодействия соперников, необходимо быстро и точно выполнять игровые приемы. Поэтому особые требования предъявляются к большому объему поля зрения. Волейболист выполняет движения в условиях жесткого лимита времени, что предъявляет большие требования к максимальной скорости реагирования. Для волейбола типичны нестандартность, неопределенность предстоящего действия и большое разнообразие способов решения одной и той же двигательной задачи. Большинство движений волейболистов требуют зрительно-моторной координации, тонкой дифференцировки мышечно-двигательных ощущений, пространства и времени восприятия различных движений («чувство мяча», «чувство сетки», «чувство площадки», «чувство времени»).
Высокая скорость полета мяча, быстрые перемещения игроков, быстрые и внезапные смены игровых ситуаций предъявляют высокие требования к объему, интенсивности, устойчивости, распределению и переключению внимания. Волейбол является динамичной игрой, в которой требуется напряженное и интенсивное внимание. Другая важная особенность внимания — переключение, которое проявляется в быстром переходе от одной деятельности к другой или в изменении выполняемых действий в рамках одной деятельности. Большие требования предъявляются к распределению внимания для успешного выполнения нескольких видов деятельности.
Любое тактическое действие протекает путем:
- восприятия и анализа игровой ситуации;
- мысленного решения тактической задачи;
- двигательного решения тактической задачи.
Тактическое мышление
в волейболе характерно своей наглядностью:
волейболист видит результат своих удачных
и неудачных действий.
Для достижения успеха в волейболе спортсмен
должен уметь управлять своими эмоциями,
действиями, психическим состоянием при
различных состояниях организма, в условиях
утомления, действиях сбивающих факторов.
Эмоциональное состояние волейболистов в ходе игры может быть положительным и отрицательным. Отрицательное состояние нередко доходит до стадии аффекта или полной апатии, проявляющихся в неуверенности, тревожности, мыслях о последствиях неудачного выполнения того или иного действия и др.
Для регуляции эмоциональных состояний необходим комплекс мероприятий по предупреждению или ликвидации уже возникших состояний
Волевые усилия — это активное проявление сознания, направленного на саморегуляцию и мобилизацию возможностей спортсмена для успешного преодоления трудностей в процессе игры. Ведущей стороной волевого качества целеустремленность является волевая направленность на достижение поставленных целей, сознательное отношение к спортивной деятельности. Совершенствование мастерства в условиях преодоления возникающих труд ноете и, стремление не останавливаться на пути к достижению цели характеризуют такое волевое качество, как настойчивость.
Решительность и смелость выражаются в способности принимать ответственные решения, сопряженные с риском, а также в своевременности принятия решений в ответственные моменты игры.
Выдержка и самообладание помогают преодолевать неблагоприятные эмоциональные состояния в экстремальных условиях.
Инициативность и самостоятельность характеризуются оригинальностью и своевременностью самостоятельных решений и способов их осуществления в трудных условиях тренировки и соревнований.
В) Существуют приемы психической регуляции (чаще всего — саморегуляции), которые не зависят от особенностей вида спорта и подходят, например, для снятия перенапряжения в любом случае. Прежде чем приступать к овладеванию приемами такой саморегуляции, необходимо знать признаки неблагоприятного психического состояния. При всем разнообразии индивидуальных вариантов таких признаков их делят на две основные группы: признаки соматической и когнитивной тревожности.
Наиболее типичные для первой группы:
— ощущение сердцебиения;
— сухость во рту;
— частая зевота;
— неприятные ощущения в желудке, жидкий стул, частые позывы к мочеиспусканию;
— влажные ладони и ступни;
— изменение голоса («хриплый»);
— дрожание мышц, тремор;
— покраснение кожи, особенно лица («вазомоторика»);
— ощущение утомления уже в начале разминки.
Соматическая тревожность не очень страшна и часто снимается хорошей разминкой. Больше того, многие спортсмены не могут эффективно действовать, пока не испытывают предстартовой соматической тревожности. И при ее появлении сразу вспоминают, как успешно действовали именно в таком состоянии. Всегда можно внушить, что соматическая тревожность — хорошая исходная позиции для формирования нужного настроя на победу: без сильного возбуждения на активные действия не настроишься.
Другое дело — когнитивная тревожность, т.е. та, которая связана с переработкой информации и решением тактических задач. При таком перенапряжении снижается работоспособность, отсутствует чувство свежести даже после ночного сна, часто бывают головные боли, сон короткий, причем в сновидениях происходят неприятности с самим спортсменом или его близкими. Еще один яркий признак такого состояния — капризность. Здесь нужно различать разновидности капризности. В принципе многие спортсмены на пике спортивной формы становятся капризными по мелочам. Когда же капризность переходит в беспричинную раздражительность, со срывами в настроении и поведении, есть основание говорить о том, что нервозность уже перешла в стадию астении. Здесь уже нужны специализированные средства психорегуляции.
При всем многообразии программ психической регуляции основными являются:
1. Программы воздействия на когнитивную (умственную) сферу:
— средства целеполагания (постановка целей, при которой человек ориентируется на преодоление прогнозируемых психических барьеров как на необходимую и даже желательную часть своего самосовершенствования);
— организация направленности мыслей в нужное русло, отвлечение сознания от стресс-факторов;
— аутотренинг (здесь имеется в виду та специфическая форма аутотренинга, которая связана с формированием готовности к конкретной деятельности, а не традиционная аутогенная тренировка в понимании ее автора — И.Г.Шульца).
2. Программы воздействия
на физиолого-соматический
— варианты психомышечной тренировки;
— самоконтроль за состоянием мимических мышц;
— самоконтроль дыхания.
3. Программы воздействия на поведение: контроль и регуляция поведенческих реакций.
Исходным пунктом любой психорегулирующей работы, будьте комплексная программа или регуляция, направленная на физиолого-соматический или поведенческий компонент, является прежде всего то, чтобы спортсмен имел четкое представление о себе и своем теле, потому что, зная в подробностях свое «Я», он лучше управляет своим поведением. Особую роль играют лицо и мимическая мускулатура. Активному использованию мимики как средства психической регуляции помогает зеркало, потому что, глядя на себя, можно оценить все варианты мимики, соответствующей тому или иному настроению (в чем наиболее выразительно проявляются тревога, неуверенность в своих силах, жажда реванша, нетерпеливость и т.д.). Одной из первых рекомендаций психорегулирующего свойства является следующая: «Хотите успокоиться — проследите, чтобы были расслаблены мышцы лица, особенно лба, щек и глаз». На начальной стадии такой психорегуляции рекомендуется в сложный момент задавать себе вопросы для самоконтроля: «Как лицо? Не сжаты ли зубы?» На следующем этапе уже начинается тренировка расслабления как главная часть психомышечной тренировки: «Мое внимание останавливается на моем лице. Мое лицо спокойно. Мышцы лба расслаблены. Мышцы глаз расслаблены. Мышцы щек расслаблены. Губы и зубы разжаты. Мое лицо как маска».
После этого переходят к регуляции тонуса скелетных мышц. Предварительно напрягают мышцы рук (например, сжимают в кулак), затем расслабляют их, приговаривая следующие регулирующие формулировки: «Внимание на руки! Мои пальцы расслаблены. Мое лицо спокойно и неподвижно». Затем напрягаются мышцы ног, например, из положения сидя немного привстать с переносом тяжести всего тела на пятки, и проговариваются следующие фразы: «Внимание на ноги! Мои пальцы ног расслаблены. Мои стопы и голени расслаблены. Мои бедра расслаблены. Мои ноги полностью расслаблены. Мои руки и ноги полностью расслаблены. Все мое тело спокойно и неподвижно». Затем напрягаются мышцы шеи, например, максимально откинув голову назад, и произносят такие слова: «Мышцы шеи и затылка расслаблены. Моя спина расслаблена. Грудь и живот расслаблены. Все мое тело спокойно и неподвижно. Мое лицо, мое тело полностью расслаблены».
Снижение тонуса скелетных мышц средствами психомышечной тренировки обычно сопровождается появлением состояния покоя, уравновешенности, спокойной уверенности в своих силах. Поэтому она и называется психомышечной тренировкой, поскольку регулирует не только состояние мышц, но и психическое состояние. Это состояние, произвольно формируемое, называется релаксацией, то есть снижением психической активности на фоне мышечной расслабления. Эффект релаксации намного сильнее, если параллельно с формулами психомышечной тренировки используется самоконтроль дыхания. Чем спокойнее, размереннее дыхание (сначала за этим необходимо специально следить, затем такой самоконтроль происходит неосознанно), тем глубже релаксация.
Изменение ритма дыхания способствует и повышению уровня активации человека. На этом построена методика дыхательных упражнений «пранайяма» как часть известной индийской системы «хатха-йога». Специалисты специально изучают технику «полного вдоха» — это максимальное использование легких и получение как можно большего количества «праны» (дающего жизнь вещества, извлекаемого из воздуха).
Затем изучается медленное и ритмическое дыхание как средство регуляции.
Его общий вид:
— произвести глубокий выдох через нос, втянуть живот;
— медленно вдохнуть, расслабить мышцы живота;
— продолжать выдох, распрямить грудную клетку;
— продолжать вдох, поднять плечи;
— задержать дыхание;
— произвести глубокий выдох, расслабить плечи, втянуть живот. Между повторениями связки «вдох-выдох» нужно удлинять паузу, постепенно удлиняя ее до счета «10».
Для овладевая техникой дыхания рекомендуют такие упражнения:
— представьте себе светящийся шарик;
— «поместите» его мысленно в вашем животе;
— постарайтесь «мысленным взором» проконтролировать его перемещение таким образом:
— при вдохе он опускается вниз, при выдохе поднимается наверх и занимает исходную позицию; чем глубже дыхание, тем больше амплитуда движения «шарика» и наоборот; чем чаще вы дышете, тем быстрее движется шарик, и наоборот. Изменяйте глубину и частоту дыхания, не теряя из виду перемещения созданного в образе «светящегося шарика». Чередование глубокого вдоха и резкого выдоха, короткого вдоха и медленного, «полного» выдоха (на 2, 4, 8 тактов) способствует повышению уровня активации. После каждой серии дыхательных упражнений производится самоконтроль сердечной деятельности по пульсу. Если мы хотим учащения пульса, то просто контроль за ним, на фоне такого желания, уже дает нужный эффект.
Одним из средств психической саморегуляции является контроль за своими движениями и тренировка регулирующих движений.
Г) Общая психологическая подготовка волейболистов осуществляется
в период спортивного совершенствования,
а не только перед предстоящими соревнованиями.
Основные задачи
общей психологической подготовки волейболиста
следующие: