Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 19:18, контрольная работа
Цель работы: состоит в изучении темы «психика и организм».
Задачи работы: охарактеризовать психику человека и его основную структуру; Раскрыть содержание понятий «сознание» и «бессознательное» и сопоставьте их.
1. Введение………………………………………………………………………...1
2. Охарактеризуйте психику человека и его основную структуру……….….2-6
3. Раскройте содержание понятий «сознание» и «бессознательное» и сопоставьте их………………………………………………………………....6-13
4. Соотнесите психологические понятия и их определения:…………………13
а) сознание
б) самосознание
в) бессознательное
1. Высший уровень психической активности человека, как социального и духовного существа, отношение к миру со знанием его объективных закономерностей;
2. Совокупность психических образований, процессов и состояний, не представленных в сознании человека, в функционировании и влиянии которых он не дает ответа;
3. Высокоорганизованный психический процесс, обеспечивающий единство, целостность и постоянство личности, выражается в сознании человеком своих качеств, самого себя.
5. Заключение…………………………………………………………………….14
6. Список литературы……………………………………………………………15
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение…………………………………………………………
2. Охарактеризуйте психику человека и его основную структуру……….….2-6
3. Раскройте содержание понятий «сознание»
и «бессознательное» и сопоставьте их………………………………………………………………....
4. Соотнесите психологические понятия и их определения:…………………13
а) сознание
б) самосознание
в) бессознательное
1. Высший уровень психической
активности человека, как социального
и духовного существа, отношение
к миру со знанием его
2. Совокупность психических
3. Высокоорганизованный
5. Заключение……………………………………………………
6. Список литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Цель работы: состоит в изучении темы «психика и организм».
Задачи работы: охарактеризовать психику человека и его основную структуру; Раскрыть содержание понятий «сознание» и «бессознательное» и сопоставьте их.
Психика
- общее понятие, объединяющее многие субъектив-ные
явления, изучаемые психологией как наукой.
Есть два различ-ных философских понимания
природы и проявления психики: мате-риалистическое
и идеалистическое. Согласно первому пониманию
психические явления представляют собой
свойство высокоорганизо-ванной живой
материи самоуправления развитием и самопознания
(рефлексия).
В процессе эволюционного
самосовершенствования живых существ
в их организмах выделился специальный
орган, взявший на себя функцию управления
развитием, поведением и воспроизводст-вом.
Это - нервная система. По мере ее усложнения
и совершенст-вования (обособление от
других тканей и органов, выделение и дифференциация
ганглиозных структур, оформление головного
и спинного мозга, появление и развитие
коры головного мозга, снача-ла древней,
затем старой и новой, усложнение связей
между ц.н.с. и другими органами тела) шло
развитие форм поведения (деятельно-сти)
и наслоение (иерархизация) уровней психической
регуляции жизнедеятельности: ощущения,
восприятие, память, представления, мышление,
сознание, рефлексия.
Термин «психология» происходит от двух греческих слов «psyche» (душа) и «logos» (учение, наука). Буквально, наука о душе. Психология – это наука о психических процессах, прихических состояниях и психических свойствах индивида. Она изучает закономерности развития и функционирования психологической деятельности человека.
В настоящее время существуют несколько различных подходов к пониманию природы психики человека: материалистический подход, трансперсональный подход и подход, исходящий из признания духовной основы психики.
- Материалистический подход, основывающийся
на эволюционной теории и
- Трансперсональный подход, ассимилирующий достижения современной физики и нейропсихологии с мистическим опытом восточных религий. В трансперсональной психологии делается попытка снять противопстовление научности и духовности, навязанное материалистическим мировоззрением. Следует отметить, что трансперсональные психологи духовность понимают весьма односторонне, сводя ее к восточным духовным традициям, таким, как различные формы йоги, тибетская ваджраяна, дзенбуддизм и т.д.
- Подход, исходящий из признания
духовной основы психики. В
соответствии с духовно
Психика - это особая сторона жизнедеятельности живо
Психика является основной, базовой, исторически самой ранней составляющей менталитета. Психику следует понимать как своего рода рефлексию организма, то есть его способность к различным рефлексам, точнее, проявление им способностей к реагированию на раздражители как внутреннего, так и внешнего миров человека.
Психика находится во взаимодействии
с соматическими (телесными) процессами.
Психика оценивается по ряду параметров:
целостность, активность, развитие, саморегуляция,
коммуникативность, адаптация и т. д. Психика проявляется на определённой
ступени биологической эволюции
Психика сложна и многообразна по своим проявлениям.
В структуре психики обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно:
1) психические процессы
2) психические состояния
3) психические свойства
Психические процессы - динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психический процесс, как составляющее структуры психики, это течение психического явления,
имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции.
При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.
Все психические процессы подразделяются на познавательные — к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение; эмоциональные — активные и пассивные переживания; волевые — решение, исполнение, волевое усилие; и т. д. Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.
В структуре психики различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.
Под психическим состоянием, входящим в структуру психики, следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.
Каждый человек ежедневно
Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.).
Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности.
Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.
Свойства личности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. А значит, можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека:
Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:
1)жизненную позицию личности (систему
потребностей, интересов, убеждений, идеалов,
определяющую изобирательность и уровень
активности человека);
2) темперамент (систему природных свойств
личности — подвижность, уравновешенность
поведения и тонус активности, характеризующую
динамическую сторону поведения);
3) способности (систему интеллектуально
волевых и эмоциональных свойств, определяющую
творческие возможности личности);
4) характер как систему отношений и способов
поведения.2
Вывод: Охарактеризовали психику человека и его основную структуру.
2. Раскройте содержание понятий
«сознание» и «бессознательное»
Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности, в результате чего достигается познание и преобразование окружающего мира, если психику рассматривают с материалистических позиций, и собственно человеческой формой психического начала бытия, если психику трактуют с идеалистической позиции.
Рефлексивную способность, т.е. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя. Наличие у человека такой способности является основанием для существования и развития психологии, ибо без нее психические явления были бы закрыты для познания. Без рефлексии человек не мог бы иметь представление о том, что у него есть психика.
Психологическая характеристика сознания включает:
Сознание тесно связано с волевым контролем со стороны человека его собственных состояний психики и поведения. Сознание отличается от бессознательного тем, что человек произвольно, т.е. при помощи волевого усилия, сознательно сосредоточивает свое внимание на мысленном
представлении, какой-либо идее, воспоминании, определенном течении мыслей, отвлекается от несущественного в данный момент.
Сознание связано с речью и без нее в высших своих формах не существует. Осознание чего-либо возможно только при его словес- но-понятийной означенности, наделенности определенным смыслом, связанным с человеческой культурой. Слова-понятия содержат в себе указания на общие и отличительные свойства отражаемого в сознании класса предметов. В сознании отражаются не все и не случайные, а только основные, главные, сущностные характеристики предметов и явлений, т.е. то, что присуще именно им и отличает их от других, внешне похожих на них предметов и явлений.
Важнейшая характеристика сознания — его способность к коммуникации, т.е. передаче другим людям того, что осознает данный человек с помощью языка и других знаковых систем.
Сознание структурировано
и включает в себя несколько слоев.
В работах ведущею
Первый исходный уровень - бытийное сознание (сознание для бытия), или экзистенциальное, — включает в себя:
На бытийном уровне сознания решаются очень сложные задачи, поскольку для эффективного поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной программы движений. Образ действия должен вписываться в образ мира, что и обеспечивает бытийный слой сознания (рис.
Второй уровень сознания - рефлексивное (сознание для сознания) — включает в себя: