Психика и организм

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 19:18, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы: состоит в изучении темы «психика и организм».
Задачи работы: охарактеризовать психику человека и его основную структуру; Раскрыть содержание понятий «сознание» и «бессознательное» и сопоставьте их.

Оглавление

1. Введение………………………………………………………………………...1
2. Охарактеризуйте психику человека и его основную структуру……….….2-6
3. Раскройте содержание понятий «сознание» и «бессознательное» и сопоставьте их………………………………………………………………....6-13
4. Соотнесите психологические понятия и их определения:…………………13
а) сознание
б) самосознание
в) бессознательное
1. Высший уровень психической активности человека, как социального и духовного существа, отношение к миру со знанием его объективных закономерностей;
2. Совокупность психических образований, процессов и состояний, не представленных в сознании человека, в функционировании и влиянии которых он не дает ответа;
3. Высокоорганизованный психический процесс, обеспечивающий единство, целостность и постоянство личности, выражается в сознании человеком своих качеств, самого себя.
5. Заключение…………………………………………………………………….14
6. Список литературы……………………………………………………………15

Файлы: 1 файл

Психология контрольная.docx

— 48.79 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Введение………………………………………………………………………...1

2. Охарактеризуйте психику человека и его основную структуру……….….2-6

3. Раскройте содержание понятий «сознание» и «бессознательное» и сопоставьте их………………………………………………………………....6-13

4. Соотнесите психологические понятия и их определения:…………………13

а) сознание

б) самосознание

в) бессознательное

1. Высший уровень психической  активности человека, как социального  и духовного существа, отношение  к миру со знанием его объективных  закономерностей;

2. Совокупность психических образований,  процессов и состояний, не представленных  в сознании человека, в функционировании  и влиянии которых он не  дает ответа;

3. Высокоорганизованный психический  процесс, обеспечивающий единство, целостность и постоянство личности, выражается в сознании человеком  своих качеств, самого себя.

5. Заключение…………………………………………………………………….14

6. Список литературы……………………………………………………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

    Цель работы: состоит в изучении темы «психика и организм».

    Задачи работы: охарактеризовать психику человека и его основную структуру; Раскрыть содержание понятий «сознание» и «бессознательное» и сопоставьте их.

    Психика - общее понятие, объединяющее многие субъектив-ные явления, изучаемые психологией как наукой. Есть два различ-ных философских понимания природы и проявления психики: мате-риалистическое и идеалистическое. Согласно первому пониманию психические явления представляют собой свойство высокоорганизо-ванной живой материи самоуправления развитием и самопознания (рефлексия).  
      В процессе эволюционного самосовершенствования живых существ в их организмах выделился специальный орган, взявший на себя функцию управления развитием, поведением и воспроизводст-вом. Это - нервная система. По мере ее усложнения и совершенст-вования (обособление от других тканей и органов, выделение и дифференциация ганглиозных структур, оформление головного и спинного мозга, появление и развитие коры головного мозга, снача-ла древней, затем старой и новой, усложнение связей между ц.н.с. и другими органами тела) шло развитие форм поведения (деятельно-сти) и наслоение (иерархизация) уровней психической регуляции жизнедеятельности: ощущения, восприятие, память, представления, мышление, сознание, рефлексия.

 

 

 

 

 

 

  1. Охарактеризуйте психику человека и его основную структуру

     Термин «психология»  происходит от двух греческих  слов «psyche» (душа) и «logos» (учение, наука). Буквально, наука о душе. Психология – это наука о психических процессах, прихических состояниях и психических свойствах индивида. Она изучает закономерности развития и функционирования психологической деятельности человека.

     В настоящее время существуют несколько различных подходов к пониманию природы психики человека: материалистический подход, трансперсональный подход и подход, исходящий из признания духовной основы психики.

- Материалистический подход, основывающийся  на эволюционной теории и признании  решающей роли трудовой деятельности  в формировании человека. Согласно  этому подходу, психические явления  представляют собой свойство  высокоорганизованной живой материи  отражать действительность в  форме психических оброзов.

- Трансперсональный подход, ассимилирующий достижения современной физики и нейропсихологии с мистическим опытом восточных религий. В трансперсональной психологии делается попытка снять противопстовление научности и духовности, навязанное материалистическим мировоззрением. Следует отметить, что трансперсональные психологи духовность понимают весьма односторонне, сводя ее к восточным духовным традициям, таким, как различные формы йоги, тибетская ваджраяна, дзенбуддизм и т.д.

- Подход, исходящий из признания  духовной основы психики. В  соответствии с духовно ориентированным  подходом психика не является  естественным продуктомразвития  материи, а представляет  собой  воплощение в ней духовного  начала, которое оживотворяет материю  и направляет ее развиие. Развитие  психики рассматривается с позиций  номогенза – целенаправленного развития от простейших организмов к человеку , в соответствии с замыслом Высшего разума – Творца Вселенной.

    Психика - это особая сторона жизнедеятельности животных и человека и их взаимодействия с окружающей средой; это способность активного отражения реальности или совокупность душевных процессов и явлений (восприятие информации, субъективные ощущения, эмоции, память и т. п.).

Психика является основной, базовой, исторически самой ранней составляющей менталитета. Психику следует понимать как своего рода рефлексию организма, то есть его способность к различным  рефлексам, точнее, проявление им способностей к реагированию на раздражители как  внутреннего, так и внешнего миров  человека.

Психика находится во взаимодействии с соматическими (телесными) процессами. Психика оценивается по ряду параметров: целостность, активность, развитие, саморегуляция, коммуникативность, адаптация и т. д. Психика проявляется на определённой ступени биологической эволюции. Человеку присуща высшая форма психики — сознание. Изучением психики в основном занимаются науки психология, нейрофизиология, психиатрия.1

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям.

В структуре психики обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно:

1) психические процессы 
2) психические состояния 
3) психические свойства

      Психические процессы  - динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психический процесс, как составляющее структуры психики, это течение психического явления,


  1. Введение в психологию. Москва: «Академия», 1996;

 

имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции.       

    При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.

Все психические процессы подразделяются на познавательные — к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение; эмоциональные — активные и пассивные переживания; волевые — решение, исполнение, волевое усилие; и т. д. Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

В структуре психики различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.

Под психическим состоянием, входящим в структуру психики, следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния; при одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом — трудно и неэффективно.

Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.).

          Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности.

Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.

Свойства личности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. А значит, можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека:

Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:

1)жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую изобирательность и уровень активности человека); 
2) темперамент (систему природных свойств личности — подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности, характеризующую динамическую сторону поведения); 
3) способности (систему интеллектуально волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности); 
4) характер как систему отношений и способов поведения.2


Вывод: Охарактеризовали психику человека и его основную структуру.

2. Раскройте  содержание понятий  «сознание» и «бессознательное»  и сопоставьте  их.

     Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности, в результате чего достигается познание и преобразование окружающего мира, если психику рассматривают с материалистических позиций, и собственно человеческой формой психического начала бытия, если психику трактуют с идеалистической позиции.

   Рефлексивную способность, т.е. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя. Наличие у человека такой способности является основанием для существования и развития психологии, ибо без нее психические явления были бы закрыты для познания. Без рефлексии человек не мог бы иметь представление о том, что у него есть психика.

Психологическая характеристика сознания включает:

  • ощущение себя познающим субъектом;
  • способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность;
  • способность контролировать собственные психические и поведенческие состояния и управлять ими;

   Сознание тесно связано с волевым контролем со стороны человека его собственных состояний психики и поведения. Сознание отличается от бессознательного тем, что человек произвольно, т.е. при помощи волевого усилия, сознательно сосредоточивает свое внимание на мысленном

 


  1. Современная философия: Словарь  и  хрестоматия. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1995;

представлении, какой-либо идее, воспоминании, определенном течении  мыслей, отвлекается от несущественного в данный момент.

       Сознание связано с речью и без нее в высших своих формах не существует. Осознание чего-либо возможно только при его словес- но-понятийной означенности, наделенности определенным смыслом, связанным с человеческой культурой. Слова-понятия содержат в себе указания на общие и отличительные свойства отражаемого в сознании класса предметов. В сознании отражаются не все и не случайные, а только основные, главные, сущностные характеристики предметов и явлений, т.е. то, что присуще именно им и отличает их от других, внешне похожих на них предметов и явлений.

       Важнейшая характеристика сознания — его способность к коммуникации, т.е. передаче другим людям того, что осознает данный человек с помощью языка и других знаковых систем.

Сознание структурировано  и включает в себя несколько слоев. В работах ведущею отечественного психолога В.П. Зинченко выделялись два уровня сознания: бытийное и  рефлексивное.

Первый исходный уровень - бытийное сознание (сознание для бытия), или экзистенциальное, — включает в себя:

  • биодинамические свойства движений, опыт действий;
  • чувственные образы.

На бытийном уровне сознания решаются очень сложные задачи, поскольку  для эффективного поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной программы движений. Образ действия должен вписываться в образ мира, что и обеспечивает бытийный слой сознания (рис.

  Второй уровень сознания - рефлексивное (сознание для сознания) — включает в себя:

  • значение;
  • смысл.

Информация о работе Психика и организм