Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 09:29, контрольная работа
Специфические переживания потерпевших и предопределяют их психические состояния, которые являются своеобразным отражением тех изменений, которые происходят в личности под воздействием преступления и его последствий. На фоне психических состояний чаще всего проявляется действие других психологических закономерностей, в частности влияющих на психические процессы (ощущения, восприятия, память, мыслительные, волевые, эмоциональные процессы)
Задание 1. Психические состояния переживаемые лицами, пострадавшими в
результате преступных посягательств………………………………………..…3
Задание 2.Правовая социализация личности……………………………..….....7
Задание 3. Профессиональная деформация личности юриста……………….11
Список литературы……………………………………………………...…….16
Содержание:
Задание 1. Психические состояния переживаемые лицами, пострадавшими в
результате преступных посягательств………………………………………..
Задание 2.Правовая социализация личности……………………………..….....7
Задание 3. Профессиональная деформация личности юриста……………….11
Список литературы……………………………………………………
Задание 1.
Психические состояния переживаемые лицами, пострадавшими в
результате преступных посягательств.
Психическое состояние потерпевшего (особенно при совершении над ним насильственных действий) следует отнести к экстремальным психическим состояниям (стресс, аффект, фрустация), вызывающим существенные сдвиги в его отражательно-регуляционной сфере. В таких ситуациях сужается сознание, ограничиваются адаптивные возможности. Иррадиация возбуждения приводит к генерализованным (чрезмерно расширенным) обобщениям, сдвигам во взаимодействии сигнальных систем высшей нервной деятельности (например, приводит к преувеличению потерпевшими временных интервалов (иногда в 2-3 раза).
Специфические переживания
потерпевших и предопределяют их
психические состояния, которые
являются своеобразным отражением тех
изменений, которые происходят в
личности под воздействием преступления
и его последствий. На фоне психических
состояний чаще всего проявляется
действие других психологических
Как отмечают психологи, в типичных для данного человека состояниях находят свое выражение и психические свойства личности. Психические состояния всегда ситуативны, они по существу - реакция на ситуацию.
Следует отметить, что психическое
состояние потерпевших можно
определить как относительно устойчивое
проявление всех компонентов психической
деятельности лица, оказавшегося жертвой
преступления. Это состояние зависит
от характера, силы и интенсивности
преступного воздействия, а также
предшествующего психического состояния
и психических свойств
В зависимости от личностных особенностей и ситуации, в которой они возникли, психические состояния обычно подразделяются на глубокие и поверхностные, положительно или отрицательно действующие на человека, продолжительные или краткие. Они также различаются по степени осознанности личностью в зависимости от доминирования в них того или иного компонента, от степени их адекватности ситуации и в зависимости от причин возникновения
Компонентами психических
состояний в большинстве
Наиболее характерной реакцией потерпевших на ситуацию нападения является состояние страха. Страх как эмоциональное отражение опасности обусловлен неизвестностью ситуации, неверием в свои силы, отсутствием информации о благоприятном выходе из создавшейся обстановки. Состояние страха может приобретать различные формы, степени и оттенки.
Отметим, что преступления против личности, в частности угроза убийством, нанесением тяжких телесных повреждений или применением физического воздействия, очень часто порождает у жертвы астеническую форму страха, которая проявляется внешне как дрожь, оцепенение, скованность, нецелесообразные поступки. Являясь пассивно-оборонительным рефлексом, она парализует волю потерпевшего к сопротивлению и довольно часто приводит к неадекватному отражению ситуации, преувеличению опасности и, в конечном счете, к увеличению силы страха.
Известно однако, что опасность не всегда подавляет и угнетает умственную деятельность. В отдельных случаях большое самообладание, стремление преодолеть нападение способствуют хладнокровному, трезвому расчету, ясному пониманию и видению сложившейся обстановки, появлению так называемого стенического боевого возбуждения, активизирующего психическую деятельность. Известно практике также и немало примеров, когда потерпевшим в подобном состоянии с помощью различных уловок удавалось избежать нападения или значительно ослабить его воздействие.
Стеническое боевое возбуждение в результате длительности и безнадежности борьбы и применения преступниками грубых физических методов принуждения может смениться после истощения сил и ослабления волевого усилия стенической или астенической формой страха. Тогда четко и ясно запечатленная в памяти потерпевшего картина начала нападения сменяется отрывками и искаженными воспоминаниями о перипетиях последующей борьбы.
Страх в результате особо
грубого преступного
Острая мучительная боль затрудняет и изменяет течение психических процессов, способствует образованию доминантного очага возбуждения, который притягивает к себе возбуждение из других нервных центров и подавляет их деятельность.
В отдельных случаях переживаемые волнения вызывают афазии, то есть временные расстройства или потерю речи, лишающие потерпевшего возможности позвать на помощь или сообщить о совершенном нападении.
Одна из потерпевших, например, в результате внезапного нападения в кабине лифта двух преступников, угрожающих ей ножом, от страха лишилась голоса и не сумела позвать на помощь. Потерпевший по другому делу, хотя разбойное нападение было прекращено в самом начале работниками милиции, от испуга и волнения не мог некоторое время говорить.
Психологами психическое
состояние в трудной или
Следует отметить, что процесс переработки воспринятого материала может продолжаться у потерпевших и спустя несколько месяцев после проведенных с их участием следственных действий, что нередко влияет и на их показания в суде. Иной раз может потребоваться несколько допросов, чтобы в сложных случаях восстановить все существенные обстоятельства, выявить не обнаруженные на первом допросе «сбережения памяти».
Как показывает практика, психические состояния, осложненные дополнительными факторами, часто более значительно, чем уже рассмотренные, отражаются на полноте, качестве и объективности материала, составляющего впоследствии содержание показаний потерпевших.
Задание 2.
Правовая социализация личности.
Социализация - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования в данном обществе».
Социализация - это процесс поэтапного включения индивида в социальную жизнь общества.
Результатом этого включения является формирование личности, занимающей определенную позицию в многообразных общественных отношениях.
Правовая социализация - это замена правомерного поведения по принуждению правомерным поведением, обусловленным личностными особенностями.
Цели правовой социализации
оказываются достигнутыми тогда, когда
индивиды достигают такого типа поведения,
при котором они хотят
Они должны желать делать то, что необходимо для общества.
Право, как вид социального регулирования, оказывает самое прямое влияние на процессы социализации, ориентируя индивида в многообразной социальной действительности.
Оптимизируют процессы социализации:
- факт правовой урегулированности общественных отношений,
- способ правового воздействия на них,
- определение
должного и дозволяемого
- разнообразные запреты.
Правовая социализация - это процесс включения индивида в систему правоотношений данного общества на основе усвоения всей правовой культуры данного общества.
Показателем высокого уровня развития индивида является его правовая культура. Она проявляется:
- в
его подготовленности к
- в умениях и навыках пользования правом,
- в
оценке собственных знаний
Различают три уровня правовой культуры:
- обыденный,
- профессиональный,
- теоретический или научный.
Результатом усвоения правовой культуры на уровне индивида может быть формирование научного, профессионального или обыденного сознания индивида.
Следует учитывать, что в индивидуальном сознании присутствуют элементы научного, профессионального и обыденного в специфическом для данного индивида сочетании.
Только преобладание тех или иных элементов позволяет условно различать эти формы.
Когда речь идет об обыденном правосознании, то обычно имеют в виду сознание массовое. Т.е. обыденное правосознание - сознание граждан, чьи правовые представления в несистематизированном виде включены в их повседневную практику.
В основе профессионального правосознания лежит усвоение:
1) общих принципов права, правовых норм, связанных с профессиональной деятельностью;
2) профессиональных стереотипов, устоявшихся форм и приемов деятельности;
3) групповых профессиональных оценок, социальных предпочтений.
В основе научного правосознания лежат более объемные представления о действии всей правовой системы.
Правовая действительность осваивается в ее сущностных характеристиках.
Близко к понятию правовой культуры стоит понятие правовой системы.
Если правовая культура берет
явления правовой действительности
в статике, то правовая система оценивает
эти явления в динамике - как
некоторую действующую
Правовую систему образуют в совокупности три определяющих правовых явления:
- писаное право как система норм,
- юридическая практика,
- правовая идеология».
В ходе социализации индивид усваивает не только нормы и законы, но и все элементы правовой системы, в том числе правовые понятия.
Таким образом, основу правовой социализации составляют:
- усвоение правовых норм
и занятие определенной
- оценка непосредственной
реализации норм в юридической
практике, выработка отношения к
правовым институтам и
- усвоение правовой идеологии
как системного, научно обоснованного
отражения правовой
Важным фактором, влияющим на принятие юридически значимого решения, является информированность граждан и должностных лиц, принимающих решение во исполнение закона.
Данные различных
При этом степень информированности населения снижается по мере движения правоприменительной цепочки. Т.е. об исходных нормах знает большее число граждан, чем о конкретизирующей правовой норме.
Менее всего граждане информированы о правоприменительном акте.
Таким образом, источником формирования знаний о праве и правовых нормах зачастую служит непосредственное наблюдение:
- за поведением
граждан, нарушающих или
- за применением и неприменением санкций,
- за способами
правового и иного социального
контроля - как в реальной жизни
обеспечивается выполнение
Индивидуальное поведение, как противоправное, так и правомерное может осуществляться не на основе знания права, а на основе усвоения правовой нормы из юридической практики применения нормы, ее практически действенного осуществления.
Это важно при экстраполяции данных, полученных в ходе опросов, на возможное правовое поведение.
Можно выделить три вида правовой социализации: