Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 13:58, реферат
Психическое состояние играет важную роль в жизнедеятельности человека, оно тесно взаимосвязано с другими психическими явлениями, обуславливает их протекание, а также само изменяется и детерминируется ими.
«Психическое состояние следует изучать как явление, имеющее многие аспекты существования. Его необходимо рассматривать в разных временных масштабах». Возникновение определенного состояния человека детерминировано как внешними, так и внутренними факторами.
Введение………………………………………………………………………....3
1. Психические состояния человека…………………………………………...4
2. Регуляция психических состояний………………………………………….9
Заключение………………………………………………………………………15
Список используемой литературы…………………………………………….16
Но мы рассмотрим деление на две группы: внешние и внутренние (саморегуляция). Внешние методы регуляции психических состояний. Имеется много эффективных внешних методов регуляции состояний: фармакологический, внешнее внушение, гипноз, музыкотерапия, воздействие цветом, физические средства (массаж, гидропроцедуры, акупунктура) и др.
Фармакотерапия — применение фармакологических средств, с целью воздействия на состояние человека.
Внешнее внушение - это психическое воздействие одного человека (суггестора) на другого (суггерента), осуществляемое с помощью речевых и неречевых средств общения и отличающееся сниженной аргументацией или ее полным отсутствием со стороны суггестора и низкой критичностью при восприятии внушаемого содержания со стороны суггерента. Выделяют преднамеренное и непреднамеренное внушение. По содержанию внушение определяют как специфическое и неспецифическое. По способу воздействия внушение делится на прямое (открытое) и косвенное (закрытое).
Как отмечают Л. Г. Дикая и Л. П. Гримак, гипноз применим в ряде случаев профессиональной деятельности с целью раскрытия творческих способностей и резервных возможностей человека. С помощью гипноза оказывается возможным моделировать состояния повышенной психической готовности к действию с их реализацией в постгипнотическом периоде в операторской деятельности.
Использование музыки для регуляции эмоций. Гармоничная музыка — лучший психотерапевт. Когда человек засыпает под нежные мелодии, он всю ночь видит хорошие сны. Такая музыка успокаивает и расслабляет. Она снимает напряженность во время деловых переговоров. Ученики под музыкальное сопровождение более внимательно слушают и значительно быстрее запоминают новый материал.
Использование цвета для регуляции состояний. Различные цвета по-разному воздействуют на психическое и функциональное состояние человека. Теплые цвета (красный, оранжевый) оказывают эрготропное влияние, повышая активность симпатического отдела вегетативной нервной системы и усиливая возбуждение центральной нервной системы. Холодные цвета (синий, голубой) оказывают трофотропный эффект, т.е. успокаивают, снижая активность симпатического отдела и повышая активность парасимпатического отдела вегетативной нервной системы.
Катарсис (в переводе с греч. — очищение) — один из способов снятия психического напряжения. Это специальный прием терапевтического воздействия, заключающийся в разрядке, «отреагировании» эффекта, ранее вытесненного в подсознание и явившегося причиной невроза.
Имитационные игры включают в себя ролевые и деловые игры. Проигрывая ту или иную роль и деловую ситуацию, можно уменьшить имеющееся у человека волнение.
Библиотерапия (либропсихотерапия) как средство регуляции состояний предложена В. М. Бехтеревым, а физиологическая ее сущность раскрыта К. И. Платоновым. Читая, человек незаметно для себя втягивается в созданный писателем мир, становится как бы соучастником описываемых событий, сопереживает любимым героям. При этом из сознания вытесняются собственные неприятные эмоции и мысли.
В последнее время заявило
о себе новое направление управления
эмоциональными состояниями — гелотология
(от греч. gelos — смех). Установлено, что
смех оказывает разнообразное
Физические средства регуляции состояний. Массаж применяется и как средство ускорения восстановления работоспособности мышц после физической нагрузки, и как способ регуляции психического состояния. В связи с этим используются и различные приемы ручного массажа возбуждающие — поколачивание и разминание, успокаивающие — поглаживание. Наряду с ручным массажем используется и вибромассаж, т. е действие вибрации определенной частоты и амплитуды. В настоящее время для снятия напряжения в предстартовый период можно воспользоваться и эффективными техническими средствами. Мы имеем в виду прежде всего прибор ЛЭНАР, предназначенный для проведения центральной электроанальгезии (снятие с помощью электротока болевых ощущений у людей при сохранении ясного сознания). Другой прибор — ритмоавтоматический биостимулятор «Рабис». Он предназначен для повышения производительности труда, снижения нервно-эмоционального возбуждения и устранения стрессовых состояний. Гидропроцедуры. Применение теплого душа, ванны, релаксации в специальных бассейнах, сауны или просто парной бани уменьшает возбуждение центральной нервной системы и способствует снятию мышечного напряжения.
Методы саморегуляции. В настоящее время разработано много различных способов саморегуляции: самовнушение релаксационная тренировка, аутогенная тренировка, десенсибилизация, реактивная релаксация, медитация и др. Первая система приемов самовнушения была сформирована давно и вошла в историю как система индийских йогов. Наиболее распространенным способом саморегуляции является тот, который разработал в 1932 г. немецкий психиатр И. Шультц. Этот способ получил название «аутогенная тренировка». Наряду с аутогенной тренировкой известна и другая система саморегуляции — «прогрессивная релаксация» (мышечное расслабление). Данному способу соответствуют и рекомендации изображать на лице улыбку в случае негативных переживаний и активизировать чувство юмора. А. В. Алексеевым создана новая методика, названная «психорегулирующей тренировкой», которая от аутогенной отличается тем, что в ней не используется внушение «ощущения тяжести» в различных частях тела, а также тем, что в ней есть не только успокаивающая, но и возбуждающая часть. В настоящее время аутогенная тренировка и другие методы релаксации сочетаются с использованием биологической обратной связи. БОС связан с использованием аппаратуры, информирующей человека в удобной для восприятия форме о происходящих у него психофизиологических процессах. Это процесс, в течение которого человек обучается оказывать определенное влияние на физиологические процессы, неподвластные произвольному контролю, и на реакции, которые можно регулировать, но процесс их регуляции нарушен в результате возникшего эмоционального напряжения. Прогрессивная релаксация - это техника устранения «мышечных зажимов», мышечного напряжения. В отличие от аутогенной тренировки и медитации в процессе прогрессивной релаксации человек не впадает в гипнотическое состояние. Изменение направленности сознания - варианты данного способа саморегуляции разнообразны. Отключение (отвлечение) состоит в умении думать о чем угодно, кроме эмоциогенных обстоятельств. Отключение требует волевых усилий, с помощью которых человек пытается сосредоточить внимание на представлении посторонних объектов и ситуаций. Медитация. Цель медитации — овладение собственным вниманием и контролем над ним для того, чтобы уметь концентрироваться на выбранном предмете для предотвращения психического напряжения. Существуют различные типы медитации. Тибетские буддисты в качестве объекта сосредоточения используют мантру — тихо повторяемые слова, а дзэн-буддисты — подсчет вдохов и выдохов от одного до десяти с повторами. Независимо от типа медитации используются одни и те же приемы: «раскрытие сознания» или же концентрация внимания. Актуализация эмоциональной памяти и воображения как способ вызова определенного эмоционального состояния. Данный прием используется как составная часть саморегуляции. Человек вспоминает ситуации из своей жизни, которые сопровождались у него сильными переживаниями, эмоциями радости или огорчения, воображает некоторые эмоциогенные (значимые) для него ситуации.
Одним из средств регуляции состояний является трудотерапия, т. е. выполнение какой-либо деятельности. Деятельность отвлекает человека от ненужных, навязчивых мыслей и переживаний, не дает ему зацикливаться на них. Эмоциональная экспрессия как средство разрядки эмоционального напряжения. Бурные переживания могут быть опасными для здоровья, если не будут разряжаться с помощью мышечных движений, возгласов, плача. При плаче вместе со слезами из организма выводится вещество, образующееся при сильном нервно-эмоциональном напряжении. Пятнадцати минут плача хватает, чтобы разрядить избыточное напряжение.
Таким образом, психические состояния представляют собой целостные характеристики психической деятельности за определенный период времени. Они характеризуются целостностью, подвижностью и относительной устойчивостью, взаимосвязью с психическими процессами и свойствами личности, индивидуальным своеобразием и типичностью, крайним многообразием, полярностью.
Можно выделить типичные положительные и отрицательные психические состояния, свойственные большинству людей как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности, связанной с экстремальными условиями. К положительным относятся: профессиональная заинтересованность, творческое вдохновение и решительность. К отрицательным: стресс, фрустрация, тревога, персеверация и ригидность.
Поскольку состояния человека
оказывают существенное влияние
на эффективность его
В ходе регуляции состояний может решаться одна из трех задач: сохранение имеющегося состояния; перевод в новое, требуемое условиями состояние; возвращение в прежнее состояние. Методы регуляции состояний делятся на: внешние (фармакологический, внешнее внушение, гипноз, музыкотерапия, воздействие цветом, физические средства) и внутренние (самовнушение релаксационная тренировка, аутогенная тренировка, десенсибилизация, реактивная релаксация, медитация).
Таким образом, в данной работе мы в полной мере рассмотрели теоретические вопросы, касающиеся психических состояний и их регуляции.
Список используемой литературы
1. Психология и педагогика: учебное пособие /З.Р. Абдрахманова, И.С. Арон, Г.Л. Гаврилова и др.; под общ. ред. З.Р. Абдрахмановой. – Йошкар-Ола: Марийский Государственный технический университет, 2009. – 300 с.
2. Общая психология. Учебник для вузов. Автор: А.Г. Маклаков Издательство: ООО «Питер Пресс», 2009. – 583 с.
3. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов / Составитель и ответственный редактор А.А. Радугин; Научный редактор Е.А. Кротков. - М.: Библионика, 2009. - 256 с.
4. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2008. – 432 с.
5. Стрижак Л.Н. Психология и педагогика: учебное пособие. МГИУ, 2009 - 335c.