Проявление характера личности в профессиональной деятельности менеджера

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 13:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение характера личности и его проявления в профессиональной деятельности.
В соответствии с целью ставятся следующие задачи:
- изучить теоретические основы сущности личности и рода деятельности;
- рассмотреть проявление характера личности в профессиональной деятельности менеджера

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы сущности личности и рода деятельности…...5
1.1. Темперамент………………………………………………………………….5
1.2. Характер………………………………………………………………………7
1.3.Интеллект …………………………………………………………………….9
Глава 2. Проявление характера личности в профессиональной
деятельности менеджера……………………………………….………………..12
2.1.Характер в структуре личности…………………………………………….12
2.2.Качества личности менеджера……………………………………………...14
Заключение……………………………………………………………………….19
Список литературы…………………

Файлы: 1 файл

характер личности и его проявление в профессиональной деятельности.doc

— 86.50 Кб (Скачать)

      Ещё один важный элемент – интеллектуальность подчинённого (начальника).  

      1.3.Интеллект  

      В психологии под интеллектом понимается следующее: система психических  процессов, обеспечивающих реализацию способности человека оценивать  ситуацию, принимать решения и в соответствии с этим регулировать своё поведение.

      Интеллект особенно важен в нестандартных  ситуациях – как символ обучения человека всему новому.

      Уровень развития общего интеллекта часто измеряется через IQ – коэффициент интеллектуальности, предложенный Д. Векслером. Определяется он с помощью тестов. 

      Но  ошибочно думать о том, что тесты  на IQ раз и навсегда определяют одарённость  или бездарность человека. Если полагаться только на эти данные, как любят  делать в США, то, как признают специалисты, нужно будет исключить семь из десяти одарённых людей!

      Учёными выделено несколько основных периодов интеллектуального развития:

      18-25 лет – частая смена подъёмов  и спадов, неустойчивость и активная  перестройка мысленных функций;

      26-35 лет – увеличение устойчивости, снижение уровня непроизвольной памяти, повышение произвольного внимания, формирование индивидуального стиля умственной деятельности;

      36-40 лет – усиление условности  интеллекта, появление зрелости  суждений и мудрости; после 40 лет – развитие вербального интеллекта.[1]  
Для определения структуры интеллекта можно построить психологические профили. Пример по Р. Мэйли:

      Кольцевой тип профиля представлен так: из центра по многочисленным осям откладываются  достижения человека в различных направлениях деятельности;

      Вертикальный (табличный) отражает развитие внутри структуры интеллекта по отдельным  признакам и характеризует её зависимость от профессии человека.

      Результаты  исследования студентов одного инженерного  и гуманитарного ВУЗов показали, что наилучших успехов в работе добивались те из них, которые обладали развитым невербальным и вербальным интеллектом, общими и специальными способностями.

      Отсюда  можно сделать вывод, что для  формирования современного творческого  специалиста важно всестороннее развитие интеллекта, а не только узкая специализация.

      Поэтому человек, познакомившись со своим профилем интеллекта, должен стремиться к развитию наиболее слабых сторон, естественно, опираясь на сильные. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Глава 2. Проявление характера личности в профессиональной деятельности менеджера

2.1.Характер  в структуре личности 

    Выступая  как прижизненное образование человека, характер) определяется и формируется  в течение всей жизни человека. Образ жизни включает в себя образ  мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому по мере того, как формируется определенный образ жизни человека, формируется Я, сам человек. Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека, на основе его природных свойством в результате его деяний и поступков. Однако непосредственно формирование характера происходит в различных по уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и пр.). В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует в своей среде, соответствующие черты характера будут развиваться у ее членов. Черты характера также будут зависеть от позиции индивида в группе, от того как он интегрируется в ней. В коллективе как группе высокого уровня развития создаются наиболее благоприятные возможности для становления лучших черт характера. Этот процесс взаимный, и благодаря развитию личности, развивается и сам коллектив,

    Содержание  характера, отражающее общественные воздействия, влияния, составляет жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т.д. Направленность личности определяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной активности. Характер человека предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, что-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, которые он себе ставит.

    Решающим  для понимания характера является взаимоотношение между общественно и личностно значимым для человека каждом обществе имеются свои важнейшие и существенные, задачи. Именно на них формируется и проверяется характер людей. Поэтому понятие «характер» относится в большей степи к отношению этих объективно существующих задач. Поэму характер — это не просто любое, проявление твердости, упорства и т.п. (формальное упорство может быть просто упрямством) , а направленность на общественно значимую деятельность. Именно направленность личности лежит в основе единства, цельности, силы характера. Обладание целями жизни — главное условие образования характера. Бесхарактерному человеку свойственно отсутствие или разбросанность целей. Однако характер и направленность личности — это не одной то же, добродушным и веселым может быть как порядочный, высоконравственный человек, так и человек с низкими, нечистоплотными помыслами. Направленность личности накладывает огромный отпечаток на все поведение человека. И хотя поведение определяется не одним побуждением, а целостной системой отношений, в этой- системе всегда что-то выдвигается на первый план, доминируя в ней, придавая характеру человека своеобразный колорит.

    В сформировавшемся характере ведущим  компонентом является система убеждения. Убежденность определяет долгосрочную направленность поведения человека, его непреклонность в достижении поставленных целей, уверенность в справедливости и важности дела, которое он выполняет. Особенности характера тесно связаны с интересами человека при том условии, что эти интересы устойчивые и глубокие. Поверхностность и неустойчивость интересов нередко сопряжены с большой подражательностью, с недостатком самостоятельности и цельности., личности человека. И, наоборот, глубина и содержательность интересов свидетельствуют о целенаправленности, настойчивости личности. Сходство интересов не предполагает аналогичных особенностей характера. Так, среди рационализаторов можно обнаружить людей веселых и грустных, скромных и навязчивых, эгоистов и альтруистов.

    Показательными для понимания характера могут быть также привязанности и интересы человека, связанные с его досугом. Они раскрывают новые особенности, грани характера: например, Л.Н. Толстой увлекался игрой в шахматы, И.П. Павлов — городками, Д.И. Менделеев — чтением приключенческих романов. Доминируют ли у человека духовные и материальные потребности и интересы, определяют не только помыслы и чувства личности, но и направленность его деятельности. Не менее важно и соответствие действий человека поставленным целям, так как личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. Характер возможно понять только как определенное единство направленности и образа действий.

    Люди  со сходной направленностью могут  идти совершенно разными путями к достижению целей и используя для этого свои, особенные, приемы и способы. Это несходство определяет и специфику характера личности. Черты характера, обладая определенной побуждающей силой, ярко проявляются в ситуации выбора действий или способов поведения. С такой точки зрения в качестве черты характера можно рассматривать степень выраженности у индивида мотивации достижения — его, потребности в достижении успеха. В зависимости от этого для одних людей характерен выбор действий, обеспечивающих успех (проявление инициативы, соревновательной активности, стремление к риску и т.д.) , в то время как для других более характерно стремление просто избегать неудач (отклонение от риска и ответственности, избегание проявления активности, инициативы и т.д.). 

2.2.Качества личности менеджера 

      Качества  менеджера - это обобщенные, наиболее устойчивые характеристики, которые  оказывает решающее влияние на управленческую деятельность. Это весьма сложные  в психологическом плане образования, зависящие от множества факторов: особенностей характера, структуры личности, ее направленности, опыта, способности, условий деятельности.

      Талант  менеджера определяется многими  психологическими качествами, которые  являются профессионально важными. Многогранный характер управленческой деятельности накладывает своеобразный отпечаток и на личностные характеристики менеджера.

      Профессионально важные качества менеджера рассматриваются на трех уровнях:

      -на  уровне задач деятельности менеджера;

      - на поведенческом уровне;

      - на уровне свойств личности.

      На  основе управленческой деятельности менеджера  можно выделить следующие профессионально  важные качества.

      Организаторские качества, характеризующиеся умением  подбирать, расставлять кадры, планировать  работу, обеспечивать четкий контроль.

      Организаторские качества - это следствия проявления ряда психологических свойств личности.

      Наиболее  важными являются:

      Психологическая избирательность - способность адекватно, без искажения отражать психологию организации.

      Критичность и самокритичность - способность видеть недостатки в поступках и действиях других людей и своих поступках.

      Психологический контакт - способность устанавливать  меру воздействия, влияния на других людей.

      Требовательность - способность предъявлять адекватные требования в зависимости от особенностей ситуации.

      Склонность  к организаторской деятельности, т. е. потребность в ее выполнении.

      Способность заряжать своей энергией других людей, активизировать их.

      Среди других организаторских качеств следует отметить такие как:

      Целеустремленность - умение поставить четкую и ясную и стремится к ее достижению;

      Гибкость - способность реально оценивать  обстоятельства, адаптироваться к ним, не меняя, при этом принципиальных позиций;

      Работоспособность - способность длительно выполнять  работу с высокой эффективностью;

      Настойчивость - волевое свойство личности, проявляющееся  в упорном стремлении достичь сознательно поставленной цели;

      Самостоятельность - способность осуществлять деятельность, опираясь на собственные возможности без чужой помощи;

      Дисциплинированность - подчинение установленному порядку, умение налаживать и поддерживать дисциплину в коллективе;

      Инициативность - умение действовать энергично, способность  выдвигать идеи и намечать пути их воплощения.

      Общей основой развития менеджера как  специалиста и как компетентного управленца является интеллектуальные качества. Интеллект может выступать или не выступать в качестве фактора успешности менеджера в зависимости от того, какие ресурсы менеджера - интеллектуальные или коммуникативные включены в его деятельность.

      Существенное  значение имеют для деятельности менеджера коммуникативные качества:

      - способность к кооперации и групповой работе;

      - поведенческие ориентации при  разрешении конфликтных ситуаций;

      - социальная компетентность при реализации своих целей.

      Менеджер  в свой деятельности постоянно осуществляет три вида общения:

      а) субординационное, или общение при  взаимодействии руководителя и подчиненных.

      б) служебно-товарищеское - это общенье  между руководителями-коллегами.

      в) дружеское - это общение на основе морально-психологических норм взаимоотношений.

      В зависимости от конкретной ситуации и целей, важно точно применить  тот или иной стиль общения. Если менеджер обладает навыками общения, то ему легко устанавливать деловые контакты.

      Умение  устанавливать деловые контакты, располагать к себе людей зависит от манеры поведения. Хорошие манеры помогают быстро адаптироваться в любой обстановке, упрощают налаживание контактов, расширяют возможности оказывать влияние на людей.

Информация о работе Проявление характера личности в профессиональной деятельности менеджера