Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 13:08, курсовая работа
Целью работы является изучение характера личности и его проявления в профессиональной деятельности.
В соответствии с целью ставятся следующие задачи:
- изучить теоретические основы сущности личности и рода деятельности;
- рассмотреть проявление характера личности в профессиональной деятельности менеджера
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы сущности личности и рода деятельности…...5
1.1. Темперамент………………………………………………………………….5
1.2. Характер………………………………………………………………………7
1.3.Интеллект …………………………………………………………………….9
Глава 2. Проявление характера личности в профессиональной
деятельности менеджера……………………………………….………………..12
2.1.Характер в структуре личности…………………………………………….12
2.2.Качества личности менеджера……………………………………………...14
Заключение……………………………………………………………………….19
Список литературы…………………
Ещё
один важный элемент – интеллектуальность
подчинённого (начальника).
1.3.Интеллект
В психологии под интеллектом понимается следующее: система психических процессов, обеспечивающих реализацию способности человека оценивать ситуацию, принимать решения и в соответствии с этим регулировать своё поведение.
Интеллект особенно важен в нестандартных ситуациях – как символ обучения человека всему новому.
Уровень
развития общего интеллекта часто измеряется
через IQ – коэффициент
Но ошибочно думать о том, что тесты на IQ раз и навсегда определяют одарённость или бездарность человека. Если полагаться только на эти данные, как любят делать в США, то, как признают специалисты, нужно будет исключить семь из десяти одарённых людей!
Учёными выделено несколько основных периодов интеллектуального развития:
18-25 лет – частая смена подъёмов и спадов, неустойчивость и активная перестройка мысленных функций;
26-35 лет – увеличение устойчивости, снижение уровня непроизвольной памяти, повышение произвольного внимания, формирование индивидуального стиля умственной деятельности;
36-40
лет – усиление условности
интеллекта, появление зрелости
суждений и мудрости; после 40 лет
– развитие вербального интеллекта.[1]
Для определения структуры интеллекта
можно построить психологические профили.
Пример по Р. Мэйли:
Кольцевой тип профиля представлен так: из центра по многочисленным осям откладываются достижения человека в различных направлениях деятельности;
Вертикальный (табличный) отражает развитие внутри структуры интеллекта по отдельным признакам и характеризует её зависимость от профессии человека.
Результаты исследования студентов одного инженерного и гуманитарного ВУЗов показали, что наилучших успехов в работе добивались те из них, которые обладали развитым невербальным и вербальным интеллектом, общими и специальными способностями.
Отсюда можно сделать вывод, что для формирования современного творческого специалиста важно всестороннее развитие интеллекта, а не только узкая специализация.
Поэтому
человек, познакомившись со своим профилем
интеллекта, должен стремиться к развитию
наиболее слабых сторон, естественно,
опираясь на сильные.
Глава 2. Проявление характера личности в профессиональной деятельности менеджера
2.1.Характер
в структуре личности
Выступая как прижизненное образование человека, характер) определяется и формируется в течение всей жизни человека. Образ жизни включает в себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому по мере того, как формируется определенный образ жизни человека, формируется Я, сам человек. Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека, на основе его природных свойством в результате его деяний и поступков. Однако непосредственно формирование характера происходит в различных по уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и пр.). В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует в своей среде, соответствующие черты характера будут развиваться у ее членов. Черты характера также будут зависеть от позиции индивида в группе, от того как он интегрируется в ней. В коллективе как группе высокого уровня развития создаются наиболее благоприятные возможности для становления лучших черт характера. Этот процесс взаимный, и благодаря развитию личности, развивается и сам коллектив,
Содержание характера, отражающее общественные воздействия, влияния, составляет жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т.д. Направленность личности определяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной активности. Характер человека предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, что-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, которые он себе ставит.
Решающим для понимания характера является взаимоотношение между общественно и личностно значимым для человека каждом обществе имеются свои важнейшие и существенные, задачи. Именно на них формируется и проверяется характер людей. Поэтому понятие «характер» относится в большей степи к отношению этих объективно существующих задач. Поэму характер — это не просто любое, проявление твердости, упорства и т.п. (формальное упорство может быть просто упрямством) , а направленность на общественно значимую деятельность. Именно направленность личности лежит в основе единства, цельности, силы характера. Обладание целями жизни — главное условие образования характера. Бесхарактерному человеку свойственно отсутствие или разбросанность целей. Однако характер и направленность личности — это не одной то же, добродушным и веселым может быть как порядочный, высоконравственный человек, так и человек с низкими, нечистоплотными помыслами. Направленность личности накладывает огромный отпечаток на все поведение человека. И хотя поведение определяется не одним побуждением, а целостной системой отношений, в этой- системе всегда что-то выдвигается на первый план, доминируя в ней, придавая характеру человека своеобразный колорит.
В сформировавшемся характере ведущим компонентом является система убеждения. Убежденность определяет долгосрочную направленность поведения человека, его непреклонность в достижении поставленных целей, уверенность в справедливости и важности дела, которое он выполняет. Особенности характера тесно связаны с интересами человека при том условии, что эти интересы устойчивые и глубокие. Поверхностность и неустойчивость интересов нередко сопряжены с большой подражательностью, с недостатком самостоятельности и цельности., личности человека. И, наоборот, глубина и содержательность интересов свидетельствуют о целенаправленности, настойчивости личности. Сходство интересов не предполагает аналогичных особенностей характера. Так, среди рационализаторов можно обнаружить людей веселых и грустных, скромных и навязчивых, эгоистов и альтруистов.
Показательными для понимания характера могут быть также привязанности и интересы человека, связанные с его досугом. Они раскрывают новые особенности, грани характера: например, Л.Н. Толстой увлекался игрой в шахматы, И.П. Павлов — городками, Д.И. Менделеев — чтением приключенческих романов. Доминируют ли у человека духовные и материальные потребности и интересы, определяют не только помыслы и чувства личности, но и направленность его деятельности. Не менее важно и соответствие действий человека поставленным целям, так как личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. Характер возможно понять только как определенное единство направленности и образа действий.
Люди
со сходной направленностью могут
идти совершенно разными путями к достижению
целей и используя для этого свои, особенные,
приемы и способы. Это несходство определяет
и специфику характера личности. Черты
характера, обладая определенной побуждающей
силой, ярко проявляются в ситуации выбора
действий или способов поведения. С такой
точки зрения в качестве черты характера
можно рассматривать степень выраженности
у индивида мотивации достижения — его,
потребности в достижении успеха. В зависимости от этого для одних
людей характерен выбор действий, обеспечивающих
успех (проявление инициативы, соревновательной
активности, стремление к риску и т.д.)
, в то время как для других более характерно
стремление просто избегать неудач (отклонение
от риска и ответственности, избегание
проявления активности, инициативы и т.д.).
2.2.Качества
личности менеджера
Качества
менеджера - это обобщенные, наиболее
устойчивые характеристики, которые
оказывает решающее влияние на управленческую
деятельность. Это весьма сложные
в психологическом плане
Талант менеджера определяется многими психологическими качествами, которые являются профессионально важными. Многогранный характер управленческой деятельности накладывает своеобразный отпечаток и на личностные характеристики менеджера.
Профессионально важные качества менеджера рассматриваются на трех уровнях:
-на уровне задач деятельности менеджера;
- на поведенческом уровне;
- на уровне свойств личности.
На основе управленческой деятельности менеджера можно выделить следующие профессионально важные качества.
Организаторские качества, характеризующиеся умением подбирать, расставлять кадры, планировать работу, обеспечивать четкий контроль.
Организаторские качества - это следствия проявления ряда психологических свойств личности.
Наиболее важными являются:
Психологическая избирательность - способность адекватно, без искажения отражать психологию организации.
Критичность и самокритичность - способность видеть недостатки в поступках и действиях других людей и своих поступках.
Психологический контакт - способность устанавливать меру воздействия, влияния на других людей.
Требовательность
- способность предъявлять
Склонность
к организаторской
Способность заряжать своей энергией других людей, активизировать их.
Среди других организаторских качеств следует отметить такие как:
Целеустремленность - умение поставить четкую и ясную и стремится к ее достижению;
Гибкость - способность реально оценивать обстоятельства, адаптироваться к ним, не меняя, при этом принципиальных позиций;
Работоспособность
- способность длительно
Настойчивость - волевое свойство личности, проявляющееся в упорном стремлении достичь сознательно поставленной цели;
Самостоятельность - способность осуществлять деятельность, опираясь на собственные возможности без чужой помощи;
Дисциплинированность - подчинение установленному порядку, умение налаживать и поддерживать дисциплину в коллективе;
Инициативность - умение действовать энергично, способность выдвигать идеи и намечать пути их воплощения.
Общей основой развития менеджера как специалиста и как компетентного управленца является интеллектуальные качества. Интеллект может выступать или не выступать в качестве фактора успешности менеджера в зависимости от того, какие ресурсы менеджера - интеллектуальные или коммуникативные включены в его деятельность.
Существенное
значение имеют для деятельности
менеджера коммуникативные
- способность к кооперации и групповой работе;
- поведенческие ориентации при разрешении конфликтных ситуаций;
- социальная компетентность при реализации своих целей.
Менеджер в свой деятельности постоянно осуществляет три вида общения:
а) субординационное, или общение при взаимодействии руководителя и подчиненных.
б) служебно-товарищеское - это общенье между руководителями-коллегами.
в) дружеское - это общение на основе морально-психологических норм взаимоотношений.
В зависимости от конкретной ситуации и целей, важно точно применить тот или иной стиль общения. Если менеджер обладает навыками общения, то ему легко устанавливать деловые контакты.
Умение устанавливать деловые контакты, располагать к себе людей зависит от манеры поведения. Хорошие манеры помогают быстро адаптироваться в любой обстановке, упрощают налаживание контактов, расширяют возможности оказывать влияние на людей.
Информация о работе Проявление характера личности в профессиональной деятельности менеджера