Проявление агрессивности в младшем школьном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 05:34, курсовая работа

Краткое описание

Детские капризы и шалости – неотделимая часть детства. Дети еще только «врастают» в принятые нормы, приспосабливаются к ним, ищут свое место, жизненное пространство – а это не обходится без колебаний, неприятностей, столкновений и конфликтов. Но порой кроме безобидного обычного озорства мы встречаемся с озорством некрасивым и небезобидным. Оно вредит, обижает, мучает.
Мы слышим жалобы на детскую агрессивность, на издевательства одних детей над другими, группы детей над одним или, наоборот, одного над группой. Таких жалоб в последнее время все больше! Жалуются родители, жалуются учителя, воспитатели.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ...…………………………………………………………...................3
1. ПРОБЛЕМА АГРЕССИВНОСТИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ…....................6
1.1. Сущность понятия агрессии……………………………………………........6
1.2. Структура агрессии…………………………………………………………..9
1.3. Особенности проявления детской агрессии……………………………….10
2. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ………………………………………………………13
2.1. Роль семьи в возникновении детской агрессии……………………...……13
2.2. Проявление агрессии при взаимодействии со сверстниками….………...16
2.3 Влияние СМИ на развитие агрессии детей младшего школьного возраста………………………………………………………………….………..19
3. КОРРЕКЦИЯ ДЕТСКОЙ АГРЕССИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…..28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.…………

Файлы: 1 файл

Курсовая по психологии.docx

— 80.65 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Агрессия – осознанные действия, которые причиняют или  намерены причинить ущерб другому  человеку, группе людей или животному. Внутривидовая агрессия связывается  с причинением ущерба другому  человеку или группе людей. Э. Фромм  определяет агрессию более широко, как причинение ущерба не только человеку или животному, но и вообще любому объекту. 
Сегодня существует три подхода к объяснению причин агрессии. Основоположником первого - теории влечения - является Зигмунд Фрейд. Он считал, что агрессивное поведение по своей природе инстинктивное и неизбежно. Возникновение и дальнейшее становление агрессивности у З. Фрейда связывается со стадиями детского развития. Новый подход изложен в работах К.Лоренца, который считал, что агрессия берет начало, прежде всего, из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и у других живых существ. Фрустрационная теория, предложенная Д. Доллардом рассматривает агрессивное поведение как ситуативный, а не эволюционный процесс. Основные положения этой теории звучат так: фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме, а агрессия всегда является результатом фрустрации. Теория социального научения гласит, что агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего образа действий и социальное подкрепление.  
Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать уже с самого раннего детства. В первые годы жизни агрессия проявляется почти исключительно в импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся управлению взрослыми. Агрессивное поведение уже в школьном возрасте принимает разнообразные формы. В психологии принято выделять вербальную и физическую агрессию, каждая из которых может иметь прямые и косвенные формы. Проявления агрессивности у младшего школьника является следствием множества причин, наиболее значимыми из которых являются: 
1) неудовлетворенность ребенка содержанием общения с близкими взрослыми и со сверстниками; 
2) низкий социальный статус ребенка в группе; 
3) неуспех в совместной со сверстниками деятельности, обусловленный как трудностями операционального характера, так и изменением мотивационной стороны деятельности; 
4) неудовлетворенность потребности в признании. 
Взрослый всегда является для ребенка не только носителем средств и образцов действия, но и живой, уникальной личностью, воплощающей свои индивидуальные мотивы и смыслы. Он является для ребенка как бы олицетворением тех ценностных и мотивационных уровней, которыми ребенок еще не обладает. На эти уровни он может подняться только вместе со взрослым — через общение, совместную деятельность и общие переживания. 
Таким образом, формирование агрессивности в детском возрасте обусловлено многими факторами. На агрессивность в детском возрасте оказывают влияние:

      • особенности взаимоотношений в семье,
      • стили семейного воспитания,
      • возрастные особенности,
      • социально-культурный статус семьи, индивидуальные особенности человека,
      • примеры агрессивного поведения, демонстрируемые взрослыми, сверстниками и телевидением.

            В процессе экспериментального исследования на первом его этапе, в ходе изучения уровня агрессивности у детей мы выявили, что дети в классе не отличаются высоким уровнем агрессивности, как по оценкам родителей и педагогов, так и по результатам анализа проективной выполнения методики.

          В то же время, в младшем школьном возрасте ещё не поздно предпринять своевременные меры, для преодоления этих тенденций. Мы полагаем, что приведённые выше данные дают новые ориентиры для коррекционной работы с агрессивными детьми. Эта работа должна быть направлена не на безопасный выход агрессии (эмоциональная разрядка), не на повышение самооценки, и не на развитие коммуникативных навыков или игровой деятельности, а на преодоление внутренней изоляции, на формирование способности видеть и понимать других. Эта задача требует отказа от некоторых привычных форм работы школьного педагога. Такие традиционные формы воздействия как убеждения и объяснения воспитателя, приведение положительных примеров и призывы не обижать других оказываются малоэффективны при работе с агрессивными школьниками. Они и так знают, что хорошо, а что плохо, а сверстник, которого приводят в качестве образца, может вызвать только неприязнь со стороны ребёнка. 

Необходимо отказаться также  от соревновательного начала в играх  и занятиях. Всевозможные конкурсы, игры-соревнования, поединки и состязания направляют внимание ребёнка на собственные  успехи, порождают ориентацию на конкурентность и противопоставленность другим. В конечном счёте, независимо от того, выигрывает ребёнок или проигрывает, это ведёт к разобщённости  и отчуждённости детей.  
 
Основной задачей в работе педагога и психолога с агрессивными детьми должно стать формирование общности с другими, возможности видеть и понимать своих сверстников. Главное здесь – помочь ребёнку увидеть в ровеснике не противника или конкурента, а интересного и самоценного человека, партнёра по общению и совместной деятельности.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Кэмпбелл, Р. Как справляться с гневом ребенка./Р. Кэмпбелл. - СПб.: Питер, 1997.
  2. Лоренц, К. Агрессия (так называемое зло). /К. Лоренц. - М.: Просвещение, 1994.
  3. Лэйн, Д. Школьная травля (буллинг). / Детская и подростковая психотерапия / Под ред. Д.Лэйна, Э.Миллера. - СПб.: Питер, 2001. - С.240-276.
  4. Лютова, Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми./ Е.К.Лютова, Г.Б. Монина. - СПб.: Речь, 2003. - 190 с.
  5. Мельникова, М. Граница тела и агрессивность: исследование детей 6-7 лет./М. Мельникова. - Ижевск: Удмуртский ун-т, 2003. - 126 с.
  6. Осницкая, А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся / Вопросы психологии. - 1994. - №3. - С.61.
  7. Паренс, Г. Агрессия наших детей./Г. Паренс. - М.: Форум, 1997. - 160 с.
  8. Рахматшаева, В. Агрессивны - потому что несчастны / В. Рахматшаева. // Семья и школа. - 1991. - №10. - С.20-22.
  9. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие в 2-х книгах./ Е. И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 2001. - Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. - С.240-246.
  10. Смирнова, Е.О., Психологические особенности и варианты детской агрессивности./ Е.О. Смирнова, Г.Р. Хузеева. // Вопросы психологии. - 2002. - № 1. - С. 17-25.
  11. Формы и методы профилактики детской и подростковой агрессии. Научно-методические рекомендации / Под ред. Н.М. Платоновой. - СПб., 2003. - 320 с.
  12. Чижова, С.Ю. Детская агрессивность./ С.Ю. Чижова, О.В. Калинина. - Ярославль: Академия развития, 2001.
  13. Кокшарова, О.Н. Родительское собрание на тему «Детская агрессия»./О.Н. Кокшарова // Начальная школа. - 2002. - № 1. - С. 29-32.
  14. Яценко, И.Ф. Родительские собрания: 4 класс. / И. Ф. Яценко.-М.:ВАКО,2008.
  15. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности./О.П. Елисеев. – СПб., 2003. С. 310 – 327
  16. Кухарчук, А.М. Тесты для выбирающих профессию./ А.М. Кухарчук, В.В. Лях, С.Г. Макарова. – Минск: Современная школа2008.
  17. Амфилова, М. Агрессия - обратная сторона неуверенности. / М.Амфилова.// Первое сент. 1997. 13 февр.
  18. Бутовская, М.Л. Агрессия и примирение у школьников младшего школьного возраста./ М.Л. Бутовская, А.Г. Козинцев. // Этнографическое обозрение. 1998. №4
  19. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика. / Ю.В. Василькова,  Т.А.Василькова. М., 1999
  20. Волкова, Е. Особенности работы педагогов, психологов ДОУ с трудными детьми и их родителями./Е. Волкова. // Дошкольное воспитание 2000. №3
  21. Волкова, Е. Агрессивный ребенок // Трудные дети или трудные родители. М., 2002
  22. Дубинко, Н.А. Влияние когнитивных процессов на проявление агрессивности в детском возрасте./ Н.А. Дубинко // Вопросы психологии. 2000. №1
  23. Клюева, Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов./ Н.В. Клюева, Ю.В.Касаткина. Ярославль, 1996
  24. Колосова, С. Истоки детской агрессии./С. Колосова. // Школьный психолог: Приложение к газете "Первое сентября". 2000. Март (№12)
  25. Кузнецова, Л.Н. Психолого-педагогическая коррекция детской агрессивности. / Л.Н. Кузнецова. // Начальная школа. 1999. №3
  26. Лалаяну, И. Энергия агрессии. / И. Лалаяну. // Семья и школа. 1995. №6
  27. Лебедева, Л.Ю. Мирись, мирись и больше не дерись: проблемы детской агрессии. / Л.Ю. Лебедева, Н.А. Акимова. // Школьный психолог: Приложение к газете "Первое сентября". 2000. Окт. /№37.
  28. Мастюкова, Е.М. Трудные дети. / Е.М. Мастюкова, А.Г.Московкина. // Педагогика здоровья. М., 2000
  29. Мухина, В.С. Возрастная психология. Учебное пособие./ Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина. - М., 2007
  30. Немов, Р.С. Психология: учебное пособие. В 3-х книгах. Кн. 3. Психодиагностика./ Р.С. Немов. - М., 1998
  31. Обухова, Л.Ф. Детская психология: Теория, факты, проблемы. / Л.Ф. Обухова. - М., 1998
  32. Ольшанская, Е. Агрессивный ребенок: что делать? / Е. Ольшанская. // Здоровье детей: приложение к газете "Первое сентября". 1999. Июнь (№23-24)
  33. Ольшанская, Е. Агрессия под контролем. / Е. Ольшанская. // Семья и школа. 1999. №7/8
  34. Панфилова, Н. Долой агрессию. / Н. Панфилова. // Школьный психолог: Приложение к газете "Первое сентября". 1998. Июль /№26/
  35. Паренс, Г. Агрессия наших детей. / Г. Паренс. - М., 1997
  36. Подлесова, Н. Гнев в узде. / Н. Подлесова, Л. Руденко. // Семья и школа. 1997. №5
  37. Практическая психология образования: Учебник для вузов / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1998
  38. Раттер, М. Помощь трудным семьям. / М. Раттер. - М., 1999
  39. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2-х тт. Т. 1. / Е.И. Рогов. - М., 2000
  40. Спиваковская, А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. В 2-х тт./ А.С. Спиваковская. - М., 2000
  41. Столяренко, Л.Д. Основы психологии. / Л.Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону, 1999
  42. Фигдор, И.А. Детская агрессивность. / И.А. Фигдор. // Начальная школа. 1998. №11-12
  43. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности. / Э. Фромм. - Минск, 1999
  44. Фурманов, И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. / И.А. Фурманов. - Минск, 1996
  45. Шнейдер, Л.Б. Психология семейных отношений. М., 2000
  46. Берковиц, Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль. / Л. Берковиц. – СПб.:  Прайм-Еврознак, 2001. – 510с.
  47. Завражин, С.А. Агрессивные фантазии в детском и подростковом возрасте. / С.А. Завражин. // Вопросы психологии. – 1993. - №5. – с.43.
  48. http://vashabnp.info/
  49. http://www.materinstvo.ru
  50. http://www/maminasamara.ru

Информация о работе Проявление агрессивности в младшем школьном возрасте