Профессиональная деятельность с позиций психофизиологии профессиональной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 09:43, реферат

Краткое описание

Главная цель данной работы - подробно охарактеризовать особенности профессиональной деятельности с позиций психофизиологии профессиональной деятельности.
Данная цель определила следующие задачи исследования: определить теоретические основания применения психофизиологии для решения практических задач в психологии труда; охарактеризовать методическое обеспечение психофизиологического аспекта прикладных исследования;

Файлы: 1 файл

Психофизиология.docx

— 34.81 Кб (Скачать)

Введение

   На границах естественных наук и психологии сформировался ряд специальных научных дисциплин и направлений, в том числе психология труда, инженерная психология и эргономика, объектом исследования которых является человек труда. Основная задача этих дисциплин - изучение широкого круга психофизиологических, психологических и социально-психологических свойств человека, которые проявляются в конкретной деятельности, оказывают влияние на эффективность и качество этой деятельности, определяют надежность и работоспособность человека, его психическое состояние, удовлетворенность трудом и психофизиологические ресурсы.

  В связи с постоянным  изменением характера труда, насыщением  его интеллектуальным содержанием  и увеличением напряженности  существенными направления гуманизации  и повышения надежности труда  становятся психофизиологический  анализ деятельности человека, оптимизация  его психофизиологических состояний,  решение задач профессионального  отбора и профпригодности, определение  и формирование индивидуально-психофизиологических  качеств человека, важных для  выполнения той или иной конкретной  деятельности, и оптимизация неблагоприятных  психических состояний. 

   Все это обусловило актуальность выбранной темы.

   Главная цель данной работы - подробно охарактеризовать особенности профессиональной деятельности с позиций психофизиологии профессиональной деятельности.

    Данная цель определила следующие задачи исследования: определить теоретические основания применения психофизиологии для решения практических задач в психологии труда; охарактеризовать методическое обеспечение психофизиологического аспекта прикладных исследования; охарактеризовать психофизиологию профессионального отбора и профпригодности; охарактеризовать психофизиологические компоненты работоспособности, психофизиологические детерминанты адаптации человека к экстремальным условиям деятельности и психофизиологические функциональные состояния.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические основания применение психофизиологии

для решения практических задач и профессиональной деятельности

Психофизиология - наука, изучающая нейрофизиологические механизмы психических процессов, состояний и поведения. В рамках психофизиологии решается также психофизиологическая проблема о соотношении мозга и психики.

Характеристика применения психофизиологии для решения  практических задач в психологии труда.

Пониманию необходимости  и перспективности изучения психофизиологических процессов в профессиональной деятельности способствуют представления, рассматривающие  психическое и физиологическое (нейрофизиологическое) в контексте «отражательной функции  нервной системы» (Н.П.Бехтерева). С  позиций деятельностного подхода  психическое отражение также  не существует «вне чувственной ткани», вне нейрофизиологических процессов  и не реализуется без них (А.Н.Леонтьев).

На современном этапе  психологов и физиологов, занимающихся проблемами психологии и психофизиологии  труда, объединяет понимание того, что  физиологическое обеспечение психических  процессов в деятельности имеет  системный характер. К концепциям, в которых раскрывается системная  организация физиологических процессов, относятся: теория функциональной системы, описывающая функциональную структуру деятельности; концепция установки, или доминанты, отражающая «функциональный настрой» организма; представления о пространственной синхронизации колебаний биопотенциалов мозга, модель психологической системы деятельности, включающая показатели психофизиологического уровня ее обеспечения.

В соответствии с этими  концепциями структурные изменения  в психической деятельности на современном  этапе сопоставляются уже не только и не столько с частными нейрофизиологическими  процессами, а с их организацией, то есть только через процессы «системного уровня». С позиций системного подхода психическое и физиологическое в обеспечении и детерминации деятельности неразрывно связаны и не могут существовать порознь, и это положение намечает, по представлениям некоторых исследований, конструктивный путь решения прикладных задач оптимизации профессиональной деятельности.

Именно такой подход характерен для работ практических психофизиологов, в которых анализ физиологических  процессов используется для решения  разнообразных задач, связанных  с профессиональной деятельностью.

В прикладных исследованиях  комплексный характер психофизиологических исследований обеспечивается применением полиэффекторного метода, включающего регистрацию частоты сердечных сокращений (ЧСС), электропневмограммы (ЭПГ), электромиограммы (ЭМГ), электроокулограммы (ЭОГ), кожно-гальванической реакции (КГР) и других параметров. Эффективность этого метода во многом зависит от того, насколько четко определены критерии оценки регистрируемых показателей, и от того, насколько четко определены критерии оценки регистрируемых показателей, и от того, насколько адекватно используются данные параметры для решения поставленных задач.

В связи с таким количеством  параметров была проведена их унификация, обобщение и систематизация приемов  анализа и оценки изменений психофизиологических функций. В перечень показателей, отражающих динамику регистрируемых параметров, вошли показатели длительности, латентного периода, средних значений амплитуды  и частоты реакций за определенный интервал времени, пространственно-временное  распределение показателей и  другие характеристики. Постепенно исследователи  перешли от желания получить информацию о как можно большом количестве показателей к отбору необходимых  и достаточных характеристик, в наибольшей степени связанных с реализацией конкретной деятельност.

Психофизиология профессионального  отбора и профпригодности.

Применение психофизиологических методов в психологии труда было вызвано необходимость разработки объективных и количественных критериев  психофизиологического отбора. Эта  проблема возникла в связи с развитием  техники и ее усложнением, а также  появлением профессий, предъявляющих  к психическим качествам и  психофизиологическим возможностям работающего  человека все более жесткие требования. В отечественной психологии разработка методических приемов отбора основана на знании психофизиологической природы  применяемых испытаний и определенных теоретических концепциях (Н.И.Майзель, Б.М.Теплов и др.).

В процессе профотбора процедура  выявления статической картины  наличных знаний, навыков и умений человека была заменена системой проверки и измерения у данного индивида его способностей к приобретению новых, специфических для данной деятельности, функций и навыков  к обучению. Кроме того, в систему  профотбора стали включать испытания, оценивающие индивидуально-психологические  и личностные качества человека, одни из которых поддаются целенаправленному  воздействию или воспитанию, а  другие являются более стойкими и  находятся в более тесной связи  с нейрофизиологическими особенностями  субъекта и поэтому были охарактеризованы как психофизиологические качества индивидуальности. К ним можно отнести такие качества субъекта, как эмоциональная уравновешенность, самообладание, выдержка, способность к сосредоточению, психическая выносливость, переключаемость, объем и распределение внимания и т.п. Особенностью этих качеств «психофизиологической группы» является то, что они сами и свойства нервной системы, их определяющие, поддаются экспериментальному изучению и количественной оценки.

В число методов, используемых в задачах профотбора и определения  профпригодности, принято включать методы определения основных и частных (парциальных) свойств нервной системы и особенностей вегетативной регуляции (по параметрам пульса, дыхания и КГР).

В основу психофизиологической системы профотбора вошли такие  представления, достаточно теоретически и практически проработанные, как  сквозь силы нервной системы с порогами ощущения, с концентрацией внимания, со спонтанной отвлекаемостью и помехоустойчивостью; зависимость скорости перезаключения с одной деятельности на другую от подвижности нервных процессов в микроинтервалы времени; влияние уравновешенности нервных процессов и соотношения силы и возбуждения нервных процессов на пропускную способность оператора и реакцию на предвиденные стимулы, появление периода психической рефрактерности в период принятия логических решений. Под психической рефрактерностью понимается состояние, когда человек в течение определенного периода не может воспринимать любую информацию вследствие измененного функционального состояния и необходимости восстановления пониженной возбудимости нервной, мышечной и других систем организма.

Позже количество профессионально  значимых психофизиологических свойств  нервной системы. Было расширено за счет включения в систему профотбора такого параметра, как «концентрируемость» не6рвынх процессов, который определяет реакции индивида на некоторые особые ситуации, например на аварийную сигнализация («сверхсильные раздражители») при дежурстве у распределительных щитов электростанций. Еще одним практически важным для профотбора и работы субъекта свойством нервной системы. является «прочность» однажды образованных связей, составляющая основу прочности запоминания.

Без включения оценки этих свойств в систему профотбора нельзя объяснить и предвидеть особенности  поведения человека в различных  ситуациях, так как в каждой из них к нему предъявляется набор  специфических требований. Так, для экстремальных ситуаций, вызывающих у человека состояния стресса или психического напряженности, роль свойств нервной системы существенно увеличивается, и решающее значения начинают приобретать врожденные свойства нервной системы. Однако если экстремальность условий деятельности не очень велика, то возможна компенсация недостающих качеств, впервые замеченная Е.А.Климовым для рабочих профессий, например силы или уравновешенности нервной системы. Особенно важна такая компенсация для профессий, постоянно связанных с экстремальными ситуациями, например диспетчера, машиниста, летчика, водителя. Установлены факты одинаково высокой профессиональной успешности лиц с различной силой нервной системы, а данные о формировании специфических психофизиологических приспособительных механизмов сняли вопрос о профпригодности лиц даже со слабой нервной системы для профессии водителя.

Определение наличия необходимых  в этих ситуациях качеств может  помочь индивиду не только найти пути и способы компенсации недостающих  у него качеств там, где эта  компенсация необходима и возможна, но и профессионально сориентироваться. В этом авторы видели основной смысл  изучения свойств нервной системы у человека в практических целях.

В целом можно сказать, что в настоящее время исследования по психологическому отбору или профессиональной пригодности базируются на методологических принципах системно-структурного подхода, разрабатываемого в отечественной  психологии, к оценке функционального  соответствия требований профессиональной психологии, к оценке функционального  соответствия требований профессиональной деятельности и среды, в которых  она выполняется, и возможностей профессионала. Применительно к  анализу системы «человек - техника - профессиональная среда» это означает, что необходимо целостное представление  о структурной взаимосвязи - «ансамбля» профессионально-значимых статистических и динамических свойств и качеств личности, психофизиологических характеристик функционального состояния работающего человека, параметров структуры и условий деятельности, показателей ее эффективности и надежности.

Именно результаты исследований по проблемам психофизиологии и  индивидуальности стали основой  для дифференциальной психофизиологии  профотбора и нашли широкое применение при решении этих актуальных задач психологии труда.

Психофизиология работоспособности.

Способность человека к выполнению конкретной деятельности в рамках заданных временных лимитов и параметров ее эффективности и затрат психофизиологических ресурсов человека определяет содержание работоспособности как основной составляющей надежности человека. Для оценки такого сложного многопланового явления, как работоспособность, применяется комплексный подход, при котором используются показатели, относящиеся к разным система: эффективности, или продуктивности, деятельности, самочувствия человека, и психофизиологические показатели состояния систем и функций организма, которые входят в качестве обеспечивающих и оперативных компонентов в функциональную систему деятельности. В качестве психофизиологических показателей используются преимущественно ЧСС, ЭПГ, ЭМГ, ЭОГ, КГР и др.

Только на основании совместного  анализа данных по соотношению изменений  в продуктивности деятельности (как  физической, так и умственной) и  в психофизиологических показателях  деятельности человека в течение  рабочего дня была построена кривая работоспособности. В ней были выделены следующие стадии:

Информация о работе Профессиональная деятельность с позиций психофизиологии профессиональной деятельности