Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 09:43, реферат
Главная цель данной работы - подробно охарактеризовать особенности профессиональной деятельности с позиций психофизиологии профессиональной деятельности.
Данная цель определила следующие задачи исследования: определить теоретические основания применения психофизиологии для решения практических задач в психологии труда; охарактеризовать методическое обеспечение психофизиологического аспекта прикладных исследования;
Введение
На границах естественных наук и психологии сформировался ряд специальных научных дисциплин и направлений, в том числе психология труда, инженерная психология и эргономика, объектом исследования которых является человек труда. Основная задача этих дисциплин - изучение широкого круга психофизиологических, психологических и социально-психологических свойств человека, которые проявляются в конкретной деятельности, оказывают влияние на эффективность и качество этой деятельности, определяют надежность и работоспособность человека, его психическое состояние, удовлетворенность трудом и психофизиологические ресурсы.
В связи с постоянным
изменением характера труда,
Все это обусловило актуальность выбранной темы.
Главная цель данной работы - подробно охарактеризовать особенности профессиональной деятельности с позиций психофизиологии профессиональной деятельности.
Данная цель определила следующие задачи исследования: определить теоретические основания применения психофизиологии для решения практических задач в психологии труда; охарактеризовать методическое обеспечение психофизиологического аспекта прикладных исследования; охарактеризовать психофизиологию профессионального отбора и профпригодности; охарактеризовать психофизиологические компоненты работоспособности, психофизиологические детерминанты адаптации человека к экстремальным условиям деятельности и психофизиологические функциональные состояния.
для решения практических задач и профессиональной деятельности
Психофизиология - наука, изучающая нейрофизиологические механизмы психических процессов, состояний и поведения. В рамках психофизиологии решается также психофизиологическая проблема о соотношении мозга и психики.
Характеристика применения психофизиологии для решения практических задач в психологии труда.
Пониманию необходимости
и перспективности изучения психофизиологических
процессов в профессиональной деятельности
способствуют представления, рассматривающие
психическое и физиологическое (нейрофизиологическое)
в контексте «отражательной функции
нервной системы» (Н.П.Бехтерева). С
позиций деятельностного
На современном этапе
психологов и физиологов, занимающихся
проблемами психологии и психофизиологии
труда, объединяет понимание того, что
физиологическое обеспечение
В соответствии с этими
концепциями структурные
Именно такой подход характерен для работ практических психофизиологов, в которых анализ физиологических процессов используется для решения разнообразных задач, связанных с профессиональной деятельностью.
В прикладных исследованиях комплексный характер психофизиологических исследований обеспечивается применением полиэффекторного метода, включающего регистрацию частоты сердечных сокращений (ЧСС), электропневмограммы (ЭПГ), электромиограммы (ЭМГ), электроокулограммы (ЭОГ), кожно-гальванической реакции (КГР) и других параметров. Эффективность этого метода во многом зависит от того, насколько четко определены критерии оценки регистрируемых показателей, и от того, насколько четко определены критерии оценки регистрируемых показателей, и от того, насколько адекватно используются данные параметры для решения поставленных задач.
В связи с таким количеством параметров была проведена их унификация, обобщение и систематизация приемов анализа и оценки изменений психофизиологических функций. В перечень показателей, отражающих динамику регистрируемых параметров, вошли показатели длительности, латентного периода, средних значений амплитуды и частоты реакций за определенный интервал времени, пространственно-временное распределение показателей и другие характеристики. Постепенно исследователи перешли от желания получить информацию о как можно большом количестве показателей к отбору необходимых и достаточных характеристик, в наибольшей степени связанных с реализацией конкретной деятельност.
Психофизиология профессионального отбора и профпригодности.
Применение
В процессе профотбора процедура
выявления статической картины
наличных знаний, навыков и умений
человека была заменена системой проверки
и измерения у данного индивида
его способностей к приобретению
новых, специфических для данной
деятельности, функций и навыков
к обучению. Кроме того, в систему
профотбора стали включать испытания,
оценивающие индивидуально-
В число методов, используемых в задачах профотбора и определения профпригодности, принято включать методы определения основных и частных (парциальных) свойств нервной системы и особенностей вегетативной регуляции (по параметрам пульса, дыхания и КГР).
В основу психофизиологической системы профотбора вошли такие представления, достаточно теоретически и практически проработанные, как сквозь силы нервной системы с порогами ощущения, с концентрацией внимания, со спонтанной отвлекаемостью и помехоустойчивостью; зависимость скорости перезаключения с одной деятельности на другую от подвижности нервных процессов в микроинтервалы времени; влияние уравновешенности нервных процессов и соотношения силы и возбуждения нервных процессов на пропускную способность оператора и реакцию на предвиденные стимулы, появление периода психической рефрактерности в период принятия логических решений. Под психической рефрактерностью понимается состояние, когда человек в течение определенного периода не может воспринимать любую информацию вследствие измененного функционального состояния и необходимости восстановления пониженной возбудимости нервной, мышечной и других систем организма.
Позже количество профессионально значимых психофизиологических свойств нервной системы. Было расширено за счет включения в систему профотбора такого параметра, как «концентрируемость» не6рвынх процессов, который определяет реакции индивида на некоторые особые ситуации, например на аварийную сигнализация («сверхсильные раздражители») при дежурстве у распределительных щитов электростанций. Еще одним практически важным для профотбора и работы субъекта свойством нервной системы. является «прочность» однажды образованных связей, составляющая основу прочности запоминания.
Без включения оценки этих свойств в систему профотбора нельзя объяснить и предвидеть особенности поведения человека в различных ситуациях, так как в каждой из них к нему предъявляется набор специфических требований. Так, для экстремальных ситуаций, вызывающих у человека состояния стресса или психического напряженности, роль свойств нервной системы существенно увеличивается, и решающее значения начинают приобретать врожденные свойства нервной системы. Однако если экстремальность условий деятельности не очень велика, то возможна компенсация недостающих качеств, впервые замеченная Е.А.Климовым для рабочих профессий, например силы или уравновешенности нервной системы. Особенно важна такая компенсация для профессий, постоянно связанных с экстремальными ситуациями, например диспетчера, машиниста, летчика, водителя. Установлены факты одинаково высокой профессиональной успешности лиц с различной силой нервной системы, а данные о формировании специфических психофизиологических приспособительных механизмов сняли вопрос о профпригодности лиц даже со слабой нервной системы для профессии водителя.
Определение наличия необходимых
в этих ситуациях качеств может
помочь индивиду не только найти пути
и способы компенсации
В целом можно сказать,
что в настоящее время
Именно результаты исследований по проблемам психофизиологии и индивидуальности стали основой для дифференциальной психофизиологии профотбора и нашли широкое применение при решении этих актуальных задач психологии труда.
Психофизиология работоспособности.
Способность человека к выполнению конкретной деятельности в рамках заданных временных лимитов и параметров ее эффективности и затрат психофизиологических ресурсов человека определяет содержание работоспособности как основной составляющей надежности человека. Для оценки такого сложного многопланового явления, как работоспособность, применяется комплексный подход, при котором используются показатели, относящиеся к разным система: эффективности, или продуктивности, деятельности, самочувствия человека, и психофизиологические показатели состояния систем и функций организма, которые входят в качестве обеспечивающих и оперативных компонентов в функциональную систему деятельности. В качестве психофизиологических показателей используются преимущественно ЧСС, ЭПГ, ЭМГ, ЭОГ, КГР и др.
Только на основании совместного анализа данных по соотношению изменений в продуктивности деятельности (как физической, так и умственной) и в психофизиологических показателях деятельности человека в течение рабочего дня была построена кривая работоспособности. В ней были выделены следующие стадии: