Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:30, доклад
Юридическая деятельность, как отмечалось выше, имеет интеллектуально-практический характер, причем основная нагрузка в ней падает на интеллектуальные действия - интериоризованные операции, посредством которых осуществляется построение программы деятельности и определяются практические методы ее выполнения.
Важнейшей профессиональной стороной деятельности государственного обвинителя является коммуникативная сторона. Реализуя свои коммуникативные способности, прокурор должен быть тонким мастером ведения диалога, опытным полемистом и блестящим судебным оратором, для которого характерно стремление к достижению тесного взаимодействия между участниками, направленного к единой цели. Применительно к общению в процессе дискуссии в суде такой целью является установление истины по уголовному делу.
При описании искусства публичных выступлений все авторы, отечественные и зарубежные, наши современники и классики подробно останавливаются на культуре речи. Очень важным при произнесении публичной речи является так называемый эффект доступности. Обычно его рассматривают в трех аспектах: техническом, эмоциональном и смысловом.
Технический аспект включает в себя устранение «барьеров» речи: неверной постановки ударений, «слов-паразитов», неграмотных оборотов, нечеткости произношения -- вплоть до выраженных логопедических дефектов, необычной манеры говорить. Примером такой необычной манеры может служить оратор, который ртом ловит воздух и в связи с этим, как правило, выглядит комично. Во избежание такого эффекта необходима тренировка дыхания. При построении фразы следует учитывать, что предложение, состоящее не более чем из 10-13 слов, воспринимается наилучшим образом, состоящее из 14-18 слов -- хорошо, из 19-25 слов -- удовлетворительно, из 25-30 слов -- с трудом; предложение, насчитывающее более 30 слов, практически не воспринимается. В связи с этим рекомендуется отдавать предпочтение коротким предложениям.
К эмоциональному аспекту относят, в первую очередь, волнение перед публичным выступлением, которое характерно даже для очень опытных ораторов, так как оставаться абсолютно бесстрастным невозможно, особенно работнику правоохранительной системы, которому по долгу службы нередко приходится сталкиваться с негативными сторонами жизни общества. Эмоциональное состояние человека существенно влияет на его речь: могут появиться мышечные зажимы, вплоть до спазмов речевой мускулатуры, или, наоборот, эмоциональное возбуждение, при котором изменяется большинство параметров речи: ее скорость, громкость, средняя продолжительность отрывков, произносимых без паузы, время. ответа, словарное разнообразие, количество жестов, ошибок, оговорок, тон и модуляция голоса. К сожалению, многие люди не задумываются над своей интонацией -- и совершенно напрасно, так как она может быть заискивающей или командной, слишком оптимистичной или недовольной, брюзгливой и т. д.
Речь должна быть в достаточной
мере экспрессивной (эмоционально-напряженной)
-- не следует стоять неподвижно, полезно
использовать жестикуляцию. То же относится
и к живой мимике, -- застывшее
лицо оратора не внушает доверия
и оставляет впечатление
Факторами проявления невербальной
коммуникации являются поза, мимика, жесты,
микродвижения конечностей (особенно
рук), изменения тембра голоса, цвета
кожных покровов и др. В диалоге
с оппонентом и при выступлении
с обвинительной речью для
оратора важно, используя наблюдения
за этими невербальными
Особым риторическим приемом являются паузы, которые должны четко отделять предложения и в еще большей мере -- абзацы. Но применять их рекомендуется в том случае, если у оратора есть уверенность, что он полностью владеет вниманием аудитории. Именно в этом случае пауза наиболее полезна для самостоятельного осмысления слушателями получаемой информации и подключения к ней собственных знаний.
Общеизвестны правила речи: произносить речь следует в размеренном темпе; говорить нужно громко, но не переходить на крик.
Эмоциональный компонент речи рассматривается и с точки зрения расслабления и снятия эмоционального напряжения у аудитории. Достигается это, например, если позволить себе пошутить.