Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 17:32, реферат
Подростковый возраст - это определенный период в жизни, который находится между зрелостью и детством. Зачастую подростковый период анализируется как промежуточный этап между детством и взрослостью, причем он проходит по-разному для каждого, а также в разное время, однако в итоге большая часть подростков становятся взрослыми. В данном значении подростковый возраст можно сравнить с переброшенным между зрелостью и детством мостом, который каждый должен пересечь, перед тем, как стать творческим и ответственным взрослым человеком.
Введение.......................................................................................................3
1. Психологически особенности подростков............................................5
2. Особенности социализации в подростковом периоде........................7
3. Развитие самосознания у подростков...................................................11
4. Особенности современных подростков.............................................14
Заключение...............................................................................................17
Список использованной литературы.....................................................19
Для этого возраста характерно желание быть похожим на кого-то, то есть создание устойчивых идеалов. Для подростков, только вступивших в подростковый период, важными критериями в выборе идеала являются не личностные качества человека, а наиболее типичные его поведения, поступки. Так, например, он хочет быть похожим на человека, часто помогающего другим. Старшие подростки чаще не хотят быть похожими на конкретного человека. Они выделяют определенные личностные качества людей (нравственные, волевые качества, мужественность для мальчиков и т.д.), к которым стремятся. Чаще всего идеалом для них выступает человек, который старше по возрасту.
Развитие личности подростка достаточно противоречиво. В этот период дети в больше степени стремятся к общению со сверстниками, формируются межличностные контакты, у подростков возрастает желание быть в какой-то группе, коллективе. (Абрамова Г.С. 1999)
В это же время ребенок становится более самостоятельным, формируется как личность, иначе начинает смотреть на окружающий их внешний мир. Эти особенности в психике ребенка перерастают в подростковый комплекс, в который входит:
- мнение окружающих по поводу их внешности, возможностей. умений, и т.д.;
- самонадеянность(подростки достаточно резко высказываются в отношении других, считая свое мнение единственно верным);
- полярные чувства, поступки и поведение.
Так, они могут быть жестокими и милосердными, развязными и скромными, могут быть против общепризнанных людей и поклоняться случайному идеалу и пр.
Для подростков также характерна акцентуация характера. В этот период они очень эмоциональны, возбудимы, их настроение может быстро меняться. Эти процессы связаны с формированием личности, характера.
Центральным новообразованием подросткового периода является самосознание.
К факторам, определяющим самосознание подростка можно отнести следующие:
- зрелость в интеллектуальном плане, к которой относится также этическое мировоззрение;
- осознание своей индивидуальность и отличий от остальных;
- развитие морального самосознания;
- самоопределение, которое в будущем будет определяющим фактором при выборе профессии;
- окончательное закрепление общественных установок (социальной системы в общем);
- специфика акцентуации характера;
- формирование дружеских отношений, первая любовь, а вместе с ними такие нравственные чувства и убеждения как честность, верность, порядочность. (Хухлаева О.В. 2002)
Именно в этот период развития личности, самооценка ребенка приобретает более адекватный характер. То есть становится самокритичной в норме своего развития. При неадекватном самоотношении мы встречаемся с завышенной или заниженной неадекватной самооценкой.
В этот наиболее сложный и кризисный период в развитии личности, подросток особенно нуждается в помощи и понимании со стороны взрослых. Он хочет быть взрослым и ему нужно дать право на эту взрослость при условии развития самосознания, адекватной самооценки, ответственности, самостоятельности.
Выделяя в развитии личности четыре фактора (отношение к имени, ко времени, к притязаниям, к правам и обязанностям) мы выделяем последний фактор как один из наиболее важных. То есть подростки приобретают право быть обязанными. И в этом особенность и сложность данного периода в развитии личности.
4. Особенности современных подростков
Представление о том, что в нашей стране в последнее время произошли значительные перемены и что они в прямую коснулись молодежи, подростков - общеизвестно. Однако не каждый может сказать в точности, как именно изменилась молодежная среда, что представляет собой подросток, старшеклассник сегодняшнего дня, каковы его цели и ценности, его нужды и проблемы. Помочь в этом могут социологические исследования., выявляющие объективную картину представления современных подростков о себе и о мире, взаимоотношения подростков с взрослыми и сверстниками.
В результате исследований были выявления следующие тенденции, существующие в молодежной культуре и в школьной жизни, а также основные особенности современных подростков.
Основные ценности: на первом месте по значимости для подростков стоят любовь и дружба, на втором - материальная обеспеченность, здоровье, веселая жизнь. Гораздо менее значимы для ребят верность собственным принципам, чистая совесть, а также собственно социальные ценности - работа и учеба.
В отношении к жизни в целом проявились две основные позиции: активная и пассивная. Пассивная позиция связана со снятием с себя ответственности за события своей жизни, как плохие, так и хорошие, ориентацией на поддержку авторитетных людей, избеганием неудач. Эта позиция была характерна для большинства старшеклассников в 1990 г. и для многих современных десяти - и одиннадцатиклассников. Активная позиция, ярче всего проявившаяся у современных девятиклассников, "успех в жизни зависит от собственных усилий", "везет больше тому, кто смело берется за дело, не раздумывая о будущих трудностях", и готов для пользы дела переступить правила, например, обмануть другого человека. Не проявилась в ответах старшеклассников жизненная позиция, связанная с ответственностью: готовность изменять, улучшать существующие правила и нормы на основе собственных ценностей, выработка собственного отношения к жизни, "юношеский идеализм".
Подростки признают, что молодые люди их возраста часто бывают жестокими по отношению к сверстникам и враждебными к старшим, а также испытывают на себе враждебность со стороны взрослых людей. А вот являются ли молодые люди сейчас счастливыми и уверенными в себе - многие из опрошенных затрудняются оценить, хотя почти каждый в отдельности настроен оптимистически. (Леонтьев А.А. 2004)
Основным "учебником жизни" подростки признают собственные размышления и наставления старших, для них важно мнение о жизни родителей (особенно матери) и вообще хороших людей, но не мнение учителя или друзей. Тем не менее взрослые - это те, к кому подростку сложнее всего подойти со своими трудностями и проблемами; в то же время молчать о своих проблемах подросткам трудно. Большинство опрошенных отмечают, что у них часто или время от времени бывают ссоры с родителями; причину этих ссор они видят чаще всего в собственном поведении, а мирное разрешение конфликта приписывают либо собственным усилиям, либо стечению обстоятельств.
По результатам исследований, проведенных Центром социально-психологической адаптации, было выявлено, что у современного подростка такие понятия как активная жизненная позиция, творчество – не считаются за главные ценности в их жизни. Они полностью убеждены, что упорством и трудом сейчас ничего нельзя достичь.
Одной из причин такой моральной установки является современная постсоветская педагогика, которая основывается на подчеркивании неудач, а не на достижениях подростка. Такой же стиль воспитания присутствует практически в каждой семье. Также к причинам можно отнести то, что подростки смотрят на своих родителей, которые и проявляют всю ту « активность»: как результат дети видят родителей постоянно уставшими, они не могут уделять им достаточно внимания, начинают переживать.
По данным исследования, в среднестатистических семьях отсутствует банальная теплота отношений, ощущается острая нехватка внимания друг к другу, ощущение эмоционального отвержение в семье. По данным опроса, приоритетное первое место у подростков занимает мирная семейная жизнь, на втором – материальная обеспеченность, на третьем - ставят свое здоровье.
Конечно, подростки не забывают и о таких ценностях, как любовь, уверенность в себе, работа, которая нравится. Было обнаружено, несмотря на школьный возраст и большое количество друзей, большинство подростков все - равно чувствуют себя одинокими. Современный подросток в конфликтной ситуации выберет либо подчинение либо «нападение». В ситуациях, когда нужна поддержка - они не хотят показаться слабыми, им за это стыдно, они не хотят просить о помощи и, скорее всего, не будут этого делать. (Леонтьев А.А. 2004)
Таким образом, можно сделать вывод, что сами условиях, в которых живут современные подростки подталкивает их к отвержению всей активности, творчества, боязни проявления себя как уникальной личности.
Для того, чтобы подросток нормально себя чувствовал и имел хорошие условия для своего развития - нужно в первую очередь хорошая атмосфера в семье. Хорошие отношение, взаимопонимание, устойчивое материальное состояние – это залог не только хорошего развития ребенка, но и хорошего психо-эмоционального здоровья семьи.
Заключение
Итак, можно заключить, что подростковый период - остро проходящий этап между детством и взрослостью, когда рельефно сочетаются противоречивые тенденции. Для данного непростого периода, с одной стороны, характерны негативные явления, отсутствие гармонии в структуре личности, изменение ранее сложившейся системы увлечений ребенка, которая объясняет характер поведения подростка по отношению к родителям и взрослым. Напротив же, этот период отличается и огромным количеством положительных моментов: происходит формирование самостоятельности, более содержательными и разнообразными становятся взаимоотношения с остальными детьми, а также со взрослыми, существенно расширяется круг его занятий и пр. Основное в том, что подростковый возраст характеризуется переходом подростка на другую, качественно новую общественную позицию, благодаря которой развивается его осмысленное отношение к самому себе в качестве члена общества.
В возрасте 12-14 лет у многих детей в психологическом развитии происходит переломный момент, который известен как "подростковый кризис". Данный кризис связан с появлением нового уровня в самосознании, важнейшей чертой которого можно назвать появление у ребенка потребности и способности познавать самого себя в качестве личности, которая обладает качествами, присущими только ей. Это провоцирует у подростка появление стремления к самовыражению, самоутверждению и самовоспитанию. Рефлексия - это механизм развития самосознания. Подростки проявляют критичное отношение к негативным чертам в своем характере, переживают из-за таких черт, которые препятствуют им во взаимоотношениях и дружбе с остальными людьми. Данные переживания особенно усиливаются по причине замечаний учителей, указывающих на отрицательные черты их характера. Это провоцирует аффективные вспышки и конфликты. Подростки, зачастую, позиционирую себя в качестве взрослого человека. Они недовольны тем, что к ним относятся как к детям, они стремятся к полному равноправию со взрослыми, к подлинному уважению. Иные взаимоотношения они воспринимают унизительными и оскорбляющими.
Необходимо помнить, для подростка важную роль для подростка играет коммуникация. У подростков увеличивается близость взаимоотношений и расширяется круг их общения, а также появляются личные отношения. На данном этапе основную значимость несет групповое общение, то есть общение в кругу сверстников. Общение с ровесниками - важное и необходимое условие формирования личности подростка. Оно является важнейшим фактором для психического развития на данном этапе развития человека, а также оно выделяется как ведущая деятельность в данном периоде. Желание подростка занимать такое положение среди ровесников, которое удовлетворило бы его, сопровождается высокой степенью конформности и уступчивости по отношению к нормам и ценностям группы его сверстников.
Список использованной литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М., 1999
2. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. - СПб., 2004
3. Крысько В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения. - М., 2002
4. Леонтьев А.А. Психология общения. - М., 2004
5. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. - М., 2001
6. Нартова-Бочавер С. Психология личности и межличностных отношений. - М., 2001
7. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. - М., 2002
8. Психология развития / Под ред. Т.Д. Марцинковской. - М., 2001
9. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2-х кн. Кн.1. Система работы психолога с детьми разного возраста. - М., 2000
10. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. - М., 2002
Информация о работе Проблемы психологического развития подростков в совре-менных условиях