Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 17:32, реферат
Подростковый возраст - это определенный период в жизни, который находится между зрелостью и детством. Зачастую подростковый период анализируется как промежуточный этап между детством и взрослостью, причем он проходит по-разному для каждого, а также в разное время, однако в итоге большая часть подростков становятся взрослыми. В данном значении подростковый возраст можно сравнить с переброшенным между зрелостью и детством мостом, который каждый должен пересечь, перед тем, как стать творческим и ответственным взрослым человеком.
Введение.......................................................................................................3
1. Психологически особенности подростков............................................5
2. Особенности социализации в подростковом периоде........................7
3. Развитие самосознания у подростков...................................................11
4. Особенности современных подростков.............................................14
Заключение...............................................................................................17
Список использованной литературы.....................................................19
Содержание
Введение......................
1. Психологически особенности
подростков....................
2. Особенности социализации
в подростковом периоде........
3. Развитие самосознания
у подростков..................
4. Особенности современных
подростков....................
Заключение....................
Список использованной литературы....................
Введение
Подростковый возраст - это определенный период в жизни, который находится между зрелостью и детством. Зачастую подростковый период анализируется как промежуточный этап между детством и взрослостью, причем он проходит по-разному для каждого, а также в разное время, однако в итоге большая часть подростков становятся взрослыми. В данном значении подростковый возраст можно сравнить с переброшенным между зрелостью и детством мостом, который каждый должен пересечь, перед тем, как стать творческим и ответственным взрослым человеком.
Выбор данной темы определяется ее актуальностью, которая заключается в том, что подростковый период - это время активного и по многим аспектам неоднозначного развития, который сменяет этап относительно спокойного накопления сил и роста у младших школьников. На данном этапе происходят существенные изменения и в психике, и в организме ребенка, которые играют существенно важную роль для формирования личности подростка. Не случайно Ж. - Ж. Руссо назвал подростковый период "вторым рождением".
Современного подростка описывают Г.В. Абрамов, А.В. Мудрик, А.А. Леонтьев. Их исследования основываются на культурно-исторической концепции, разработанной Л.С. Выгодским. Вопрос об интересах в переходном периоде представляет собой ключ ко всем проблемам психологического развития и формирования подростка. Так, к примеру, повышенную агрессивность, негативизм, обидчивость ребенка А.И. Хухлаева объясняет неудовлетворенностью коммуникативной потребности. Среди зарубежных авторов изучением проблемы подросткового периода занимается психолог X. Ремшмидт.
Цель данной работы: проанализировать особенности психологического развития современных подростков.
Задачи данной работы:
- определить основные
психологические особенности
- раскрыть особенности социализации в данном периоде;
- показать, как происходит саморазвитие у подростка;
- определить основные
особенности современных
Объект данной работы - это подростки, а предмет - особенности психологического развития современных подростков.
1. Психологически особенности подростков
Психологические особенности подростка отличаются от особенностей детей и взрослых. Во многом это связано с тем, что в подростковом возрасте преобладает не конкретно-образное мышление, как у детей, а все больше развивается абстрактное мышление. Подросток пытается мыслить более самостоятельно, активно, творчески. Подростки младшего возраста, как и дети, больше обращают внимание на предметность, внешнюю занимательность. Старший подростковый возраст отличается самостоятельным обдумыванием, то есть интерес вызывает сам процесс мышления.
Для подростков свойственны следующие черты: стремление к познанию, пытливость ума, широкий круг интересов, часто с сопутствующей разбросанностью, недостаток системы в приобретенных знаниях. Обычно свои умственные качества подросток старается направить на ту сферу деятельности, которая его больше интересует. Это имеет особое значение при оценке умственных способностей трудных подростков. Обычно уровень интеллекта у них ниже среднего, но при решении практических задач из жизни и находясь в среде подобных сверстников, они могут демонстрировать находчивость и незаурядную смекалку. Поэтому оценка интеллекта трудного подростка, которая основана лишь на средних показателях, часто ошибочна, если была дана без учета его специфических интересов и жизненной ситуации. Для подросткового возраста характерна выраженная эмоциональная неустойчивость, резкие перепады настроения, быстрые переходы от экзальтации к субдепрессивному состоянию. Бурные реакции аффекта, возникающие в противовес замечаниям о недостатках во внешности или при мнимой попытке ограничить его самостоятельность, могут показаться взрослым неадекватными. (Абрамова Г.С. 1999)
Выявлено, что пик эмоциональной неустойчивости у девочек приходится на 13-15 лет, а мальчиков на 11-13 лет. Старший подростковый возраст отличается более устойчивым настроением, эмоциональны реакции становятся более дифференцированными.
Нередко бурные аффективные вспышки быстро сменяются внешним спокойствием, ироническим отношением ко всему окружающему. У подростков проявляется склонность к самоанализу, рефлексии, что часто способствует развитию депрессивных состояний. В подростковом возрасте проявляются полярные качества психики. Так, например, настойчивость и целеустремленность могут сочетаться с неустойчивостью и импульсивностью, а самоуверенность и безапелляционность в каких-либо суждениях могут сопровождаться неуверенностью в себе и легкой ранимостью. Другие примеры - развязность и застенчивость, потребность в общении и желание уединиться, романтизм и сухой рационализм, высокие чувства и циничность, искренняя нежность и черствость, ласковость и враждебность, жестокость, отчужденность. (Голованова Н.Ф. 2004)
Проблема формирования личности
у подростков очень сложна и наименее
разработана в возрастной психологии.
Общеизвестно, что момент перехода от
детства к взрослости тем труднее, чем
более различимы требования, предъявляемые
обществом ко взрослому человеку и ребенку.
Так, например, в странах, экономически
слабо развитых, разница в требованиях
не столь велика, что делает переход от
детства к зрелости плавным, малозаметным,
нетравмирующим. Но обратная ситуация
наблюдается в большинстве цивилизованных
стран, в которых требования к норме в
поведении детей и взрослых людей не просто
высоки, а весьма противоречивы. В детском
возрасте, например, требуется максимум
покорности и бесправности, в то время
как от взрослого ожидается максимум самостоятельности
и инициативности. Типичным примером является
тот факт, что ребенка всячески оберегают
от всего, что касается секса. А во взрослой
жизни, наоборот, секс играет важную роль. Из всего вышесказанного можно
заключить, что возрастная психология
вместе с историческими, социально-экономическими,
этнокультуральными различиями общества,
где растет ребенок и начинает формироваться
личность, должна учитывать также дифференциально-
2. Особенности социализации в подростковом периоде
Термин “социализация” пришел в социальную педагогику и психологию из политэкономии. Первоначально его значение было – “обобществление земли, средств производства, орудий труда”.
В середине 20 века социализация стала самостоятельной областью междисциплинарного исследования: социальной типологии, социологии, политологии, философии образования, социальной педагогики.
В начале под социализацией понималось развитие человека в детстве, отрочестве, юности. Сегодня считают это определение ограниченным и придерживаются мнения, что социализация – это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой.
Можно рассмотреть два основных подхода в определении сущности социализации (в зависимости от роли самого человека в этом процессе):
1). Субъект – объективный (пассивная роль).
2). Субъект – субъективный (активная роль).
При пассивной позиции человека социализация рассматривается как адаптация человека к обществу, т.е. человек является объектом воздействия для общества.
При активной позиции человек не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства.
Итак, социализация – это развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения воспроизводства. Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, которому он принадлежит. (Мудрик А.В. 2001)
Принято выделять следующие возрастные этапы процесса социализации:
1.Младенчество до 1 года;
2.Младший дошкольный 1-3 года;
3.Дошкольный до 6 лет;
4.Младший школьный 6-10 лет;
5.Подростковый 10-14 лет;
6.Ранняя юность 15-17 лет;
7.Юношеский 18-23 года;
8.Молодость 23-33 года;
9.Зрелость 34-50 лет;
10.Пожилой возраст 50-65;
11.Старческий 65-80 лет.
Но школьный и подростковый возраст являются важнейшими возрастными этапами социализации.
Можно рассмотреть, как проходит процесс социализации непосредственно на данном этапе.
Особенность подросткового возраста состоит в том, что в этот период в человеке закладываются такие функциональные качества, которые затем транслируются в его будущую жизнь. Их проекцию на жизненном пути можно проследить.
Конечно, изменения в мировосприятии и мироощущении человека проходят всю жизнь. В этом основа возможности перевоспитания. Но все же именно в детско-юношеском возрасте человек своей генетической природой открыт социальным влиянием, активно и в короткие сроки меняется. В зрелом возрасте изменения поступают значительно медленнее, требуют более интенсивных и разнообразных, а главное, более продолжительных и разнообразных воздействий.
Итак, внутри возраста несовершеннолетия имеются периоды, которые также несут в себе немало психологических особенностей, влияющих на поведение. Эти внутривозрастные особенности значительны: 16-летний подросток может отличаться от 14-летнего больше, чем 25-летний мужчина от 40-летнего. (Мудрик А.В. 2001)
К 10-12 годам у подростка на основе восприятия формируются суждения по принципу “что такое хорошо и что такое плохо”.
Эти суждения складываются под влиянием родителей, детской литературы, кино и видеофильмов и значимых для подростка бытовых (житейских) ситуаций, действующим или пассивным участником и свидетелем которых он постоянно бывает, в которые он включен. К 14-16 годам на основе суждений у подростка возникают убеждения. Он убежден в том, что хорошо и что для него или окружающих плохо. Откуда возникают убеждения? Можно сказать, от несчитанной статистики, отложившийся у него в подсознании (и сознании, конечно). Чего больше было в его восприятии мира – хорошего или плохого, конфликтных или разрешавшихся согласием ситуаций. Важна и личностная значимость ситуации. Впечатления оттого, что бьют женщину, ужасно. Но оно многократно страшнее, когда отец бьет мать. Убеждения – это уже позиция. Подросток спорит, другими способами выражает и отстаивает свою точку зрения, у него в зависимости от собственных представлений формируется шкала социальных ценностей и предпочтений, в соответствии с которыми складывается круг друзей, стиль поведения, внешний облик. (Абрамова Г.С. 1999)
Лишь к 18-20 годам на основе суждений и убеждений возникает мировоззрение. Сформировавшись, мировоззрение с трудом поддается модификации. Во всяком случае, на это надо гораздо больше усилий, чем на изменение убеждений, тем более суждений.
Социализация личности происходит в ситуации, когда он имеет дело с множеством обстоятельств, оказывающих то или иное влияние на него и требующих от него определенного поведения и определенной активности. Эти обстоятельства можно условно назвать факторами социализации. Условия и факторы социализации в обобщенном виде можно объединить в четыре группы:
1.Макросреда – космос, планета, страна, общество, государство.
2.Мезосреда- регион, определяющий социально-демографические, культурно-этнические особенности населения.
3.Микросреда – семья, микрорайон, микрогруппа.
Микрофакторы влияют на развитие человека через агентов социализации т.е. лиц в непосредственном взаимодействии с которым протекает его жизнь.
На различных возрастных этапах агенты социализации меняются.
В детстве: родители, родственники.
В молодости: супруг(а), коллеги по работа, друзья, одногруппники.
В зрелом возрасте: дети, соседи, коллеги по работе, старшее поколение.
4.Воспитание, т.е. направленное влияние семье и школы.
Таким образом, процесс социализации подростков имеет свою возрастную специфику и определен системой факторов объективного и субъективного характера.
3. Развитие самосознания у подростков
Основываясь на теории ведущей деятельности, можно утверждать, что центральным психическим новообразованием данного возрастного периода становится самосознание. Это сложное, системное новообразование, имеющее структуру, состоящую из взаимозависимых компонентов: самооценки, ценностных ориентаций, самоопределения.
Только начинается формирование личности ребенка. Огромную важность несет самосознание, так как является центральным новообразованием в психическом формировании подростка. Первые сведения о себе ребенок получает в семье. Основываясь на словах родителей ребенок познает, каков он, у него складывается мнение о самом себе, дальнейшем на основании данного мнения строятся взаимоотношение с другими детьми и взрослыми. Это представляет собой существенный момент, потому что ребенок начинает задаваться определенными целями, достижение которых обусловлено его восприятием собственных потребностей и возможностей. Стремление к пониманию себя характерно для данного возраста. Самосознание подростка реализует значительную функцию – социально-регуляторную. Изучая и понимая себя, ребенок сначала обнаруживает свои негативные стороны. В следствие чего, у него появляется желание избавится от них. Спустя некоторое время, ребенок начинает осмысливать свои личные особенности (как положительные, так и отрицательные). С этого времени он пытается реально оценивать достоинства и возможности, присущие ему. (Хухлаева О.В. 2002)
Информация о работе Проблемы психологического развития подростков в совре-менных условиях