Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 09:20, курсовая работа
Проблема профессионального стресса у врачей различных специальностей является одной из передовых областей деятельности современной медицинской и психологической науки. Этот факт обусловлен целым рядом причин, как вне-, так и внутринаучного характера.
Прежде всего, интерес к профессиональному стрессу у врачей вызван общей тенденцией к гуманизации современной науки, находящей своё отражение в самых различных отраслях — от теории управления коллективами, до фундаментальной философской гносеологии и методологии науки.
Введение.
1. Теоретическая часть.
1.1. Физиология стресса.
1.2. Структура стресса.
1.3. Специфика стресса у медицинских работников.
2. Экспериментальная часть.
2.1. Ход исследования.
2.2. Результаты исследования.
Заключение.
Список литературы.
Понятие эустресс имеет два значения — «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».
Эустресс возникает в результате положительного напряжения, которое появляется в период движения к цели. На основе практических исследований доктор Селье показал, как эустресс помогает укрепить иммунную систему, увеличить продолжительность жизни.
Селье считал - главной защитой от стресса являются положительные мысли, чувства и эмоции (любовь, уважение, дружелюбие, бескорыстие, чувство юмора, и многие другие) — именно они увеличивают жизненную энергию и силу личности.
1.3. Специфика
стресса у медицинских
Прежде всего,
интерес к профессиональному
стрессу у врачей вызван общей
тенденцией к гуманизации современной
науки, находящей своё отражение
в самых различных отраслях —
от теории управления коллективами, до
фундаментальной философской
Другой причиной является ужесточение требований к профессионалам различных профилей, предъявляемых темпо-ритмическими характеристиками современного образа жизни. Особенно важными в данном отношении оказываются требования, предъявляемые к представителям т.н. «помогающих профессий», т.к. от их психофизиологического состояния напрямую зависит эффективность их профессиональной деятельности, значение которой в современном обществе трудно переоценить. В частности, чрезвычайно высока важность исследования данной проблематики в приложении к медицинским работникам, т.к. «ценой ошибки» в их деятельности нередко является человеческая жизнь.
Наиболее частой формой проявления профессионального стресса у специалистов «помогающих профессий», в т.ч. у врачей, является «синдром эмоционального (или психического) выгорания» — состояние физического, эмоционального и умственного истощения. Традиционно в структуре клинических проявлений профессионального стресса рассматриваются три компонента:
Три компонента составляют основную часть синдрома эмоционального выгорания у врачей. К ним также могут присоединяться весьма разнообразные привходящие симптомы. Кроме того, существует целый спектр «маскированных» форм профессионального стресса, выявление которых требует уже вмешательства профильного.
Нередко у специалистов помогающих профессий — в особенности, у врачей — субъективная картина профессионального стресса находится на «периферии» сознания.
В случае когда одним из значимых стрессоров являются нарушенные взаимоотношения с пациентами, следует принять меры к формированию т.н. «психотерапевтичного климата» в этой сфере. Со стороны врача это выглядит как «поддерживающее», сочувственное отношение к пациенту, проявляющееся в соответствующих речевых выражениях и жестикуляции. При этом меняется «сценарий взаимоотношений» — и пациент, со своей стороны, практически оказывается вынужденным вести себя иначе по отношению к врачу.
С другой стороны, если профессиональный стресс у этого врача принимает клиническую форму «трудоголизма», то ему следует сознательно и целенаправленно перестроить структуру своего образа жизни, с тем чтобы «искусственно» расширить не трудовые его составляющие.
2. Экспериментальная часть.
2.1. Ход исследования.
Для диагностики личностных особенностей, состояний, близких к стрессовым, и степени эмоционального выгорания я провела тестирование медицинского персонала в количестве 17 человек (со стажем работы 2 и более лет на данном месте работы). Тестирование проводилось в конце рабочего дня. Для сравнения тестирование проводилось у врачей и медсестёр из различных отделений. ЛОР, терапия, окулист, процедурный и инфекционный кабинет. Также, для исследования, тестирование проводилось в АХО.
Метод тестирования – наиболее частый применяемый метод в психодиагностики, позволяющий определить наличие у человека тех или иных психических качеств, свойств, уровень их развития и сравнить полученные результаты с имеющимися нормами.
Для диагностики
психических состояний и
1. 16-факторный опросник Кеттела (форма С).
2. Диагностика уровня эмпатических способностей В.В.Бойко.
2.2. Результаты исследования.
Тест Бойко
позволяет диагностировать
У двоих человек,
стоматолог и оператор, из семнадцати
(11,76 %) уровень эмоционального выгорания
превышает 210, что по тесту является
критическим уровнем
В диапазон 181
– 210 (высокий уровень
В группу со средним уровнем эмоционального выгорания (111-180) попадают четыре человека (23,53%): лор, эпидемиолог, врач-терапевт, заместитель главного врача/терапевт. Лор и врач-терапевт являются в прошлом военными врачами, вели свою деятельность в воинских частях. Это могло повлиять на их эмоциональное состояние. Эпидемиолог несколько дней до тестов ездил в управление на собрание с отчётами по своей работе, что могло повлиять на такие результаты. Что касается заместитель главного врача/терапевта, то данные можно назвать пограничными и утверждать, что что-то не так, думаю, сложно.
Что касается оставшихся сотрудников, то они попадают в группу эмоционально не выгоревших в независимости от их характера. Однако не помешает периодически проводить собеседование на тему стрессов и выгораний.
Тест Бойко |
м/с процед |
м/с процед |
лор |
м/с прив |
стар м/с тер 1 |
м/с процед |
тер/ зам гл вр |
м/с процед |
м/с лора |
секретарь |
Оператор |
окулист |
нач о/к |
вр эпидем |
вр. тер. |
вр.ур. |
вр.стом. |
Напряжение |
3 |
1 |
56 |
12 |
36 |
29 |
38 |
19 |
58 |
53 |
58 |
16 |
52 |
51 |
51 |
11 |
55 |
Переживание психотравмирующих обстоятельств |
0 |
0 |
27 |
10 |
22 |
17 |
24 |
2 |
17 |
14 |
25 |
10 |
27 |
17 |
20 |
2 |
17 |
Неудовлетворенность собой |
3 |
0 |
10 |
0 |
8 |
9 |
0 |
3 |
10 |
18 |
10 |
3 |
10 |
13 |
8 |
3 |
12 |
«Загнанность в клетку» |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
8 |
1 |
15 |
16 |
8 |
3 |
2 |
16 |
5 |
0 |
11 |
Тревога и депрессия |
0 |
0 |
18 |
2 |
5 |
3 |
6 |
13 |
16 |
5 |
15 |
0 |
13 |
5 |
18 |
6 |
15 |
Резистенция |
7 |
29 |
58 |
50 |
46 |
44 |
49 |
26 |
66 |
63 |
91 |
38 |
77 |
63 |
54 |
51 |
91 |
Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование |
0 |
10 |
22 |
15 |
12 |
27 |
22 |
11 |
25 |
23 |
23 |
18 |
27 |
17 |
22 |
14 |
27 |
Эмоционально-нравственная дезориентация |
5 |
12 |
12 |
2 |
7 |
7 |
5 |
5 |
10 |
17 |
22 |
10 |
17 |
14 |
4 |
12 |
12 |
Расширение сферы экономии эмоции |
0 |
0 |
11 |
5 |
10 |
0 |
12 |
5 |
19 |
3 |
16 |
5 |
13 |
7 |
10 |
8 |
27 |
Редукция профессиональных обязанностей |
2 |
7 |
13 |
28 |
17 |
10 |
10 |
5 |
12 |
20 |
30 |
5 |
20 |
25 |
18 |
17 |
25 |
Истощение |
18 |
14 |
33 |
32 |
13 |
25 |
24 |
20 |
67 |
83 |
74 |
23 |
65 |
62 |
65 |
16 |
69 |
Эмоциональный дефицит |
0 |
0 |
10 |
15 |
0 |
4 |
0 |
7 |
15 |
20 |
28 |
2 |
15 |
17 |
18 |
2 |
12 |
Эмоциональная отстраненность |
15 |
11 |
10 |
12 |
3 |
5 |
11 |
8 |
13 |
30 |
18 |
3 |
10 |
28 |
5 |
3 |
7 |
Личностная отстраненность (деперсонализация) |
0 |
0 |
3 |
5 |
3 |
8 |
8 |
0 |
26 |
26 |
18 |
8 |
15 |
13 |
20 |
0 |
25 |
Психосоматические и психовегетативные нарушения |
3 |
3 |
10 |
0 |
7 |
8 |
5 |
5 |
13 |
7 |
10 |
10 |
25 |
4 |
22 |
11 |
25 |
Сумма |
28 |
44 |
147 |
94 |
95 |
98 |
111 |
65 |
191 |
199 |
223 |
77 |
194 |
176 |
170 |
78 |
215 |
Тест Кетлера |
Левое знач. |
Правое знач. |
м/с процед |
м/с процед |
лор |
м/с прив |
стар. м/с тер 1 |
м/с процед |
тер./ зам гл. вр |
м/с процед |
м/с лора |
Секр. |
Опер. |
Окул. |
нач о/к |
вр. эпидем. |
вр. тер. |
Вр ур. |
Вр стом. |
Общительность (A) |
Замкнутый |
Общительный |
9 |
7 |
7 |
7 |
10 |
9 |
7 |
9 |
3 |
1 |
7 |
7 |
2 |
5 |
3 |
5 |
7 |
Мышление (B) |
Конкретное |
Абстрактное |
7 |
7 |
7 |
9 |
3 |
5 |
7 |
1 |
1 |
7 |
1 |
1 |
5 |
7 |
3 |
1 |
5 |
Эмоциональная стабильность (C) |
Низкая |
Высокая |
7 |
6 |
1 |
9 |
8 |
4 |
7 |
9 |
5 |
6 |
4 |
7 |
3 |
1 |
7 |
4 |
6 |
Доминантность (E) |
Покорный |
Доминантный |
2 |
4 |
4 |
8 |
7 |
6 |
6 |
3 |
2 |
7 |
5 |
5 |
1 |
7 |
6 |
6 |
4 |
Экспрессивность (F) |
Сдержанный |
Жизнерадостный |
5 |
4 |
6 |
1 |
7 |
10 |
9 |
6 |
1 |
7 |
6 |
9 |
4 |
1 |
4 |
7 |
9 |
Моральная устойчивость (G) |
Низкая |
Высокая |
6 |
6 |
2 |
6 |
6 |
2 |
3 |
8 |
6 |
5 |
6 |
7 |
2 |
2 |
5 |
10 |
5 |
Социальная смелость (H) |
Застенчивый |
Смелый |
4 |
5 |
2 |
4 |
7 |
3 |
8 |
3 |
1 |
4 |
5 |
6 |
3 |
4 |
2 |
5 |
7 |
Чувствительность (I) |
Жесткий |
Чувствительный |
8 |
5 |
6 |
4 |
8 |
10 |
6 |
3 |
4 |
4 |
7 |
7 |
5 |
3 |
3 |
4 |
2 |
Настороженность (L) |
Доверчивый |
Подозрительный |
1 |
7 |
2 |
10 |
10 |
10 |
10 |
4 |
5 |
9 |
5 |
1 |
10 |
10 |
4 |
10 |
10 |
Мечтательность (M) |
Приземленный |
Мечтательный |
6 |
5 |
6 |
5 |
7 |
7 |
5 |
5 |
7 |
5 |
6 |
3 |
8 |
7 |
5 |
6 |
3 |
Дипломатичность (N) |
Прямой |
Расчетливый |
2 |
3 |
6 |
6 |
8 |
4 |
5 |
4 |
5 |
3 |
5 |
7 |
4 |
4 |
4 |
6 |
5 |
Тревожность (O) |
Беспечный |
Подавленный |
5 |
7 |
7 |
3 |
6 |
10 |
9 |
7 |
6 |
3 |
4 |
7 |
9 |
7 |
6 |
6 |
3 |
Радикализм (Q1) |
Консервативный |
Открытый к новому |
3 |
1 |
5 |
2 |
8 |
7 |
6 |
3 |
1 |
8 |
1 |
8 |
3 |
8 |
3 |
8 |
5 |
Независимость (Q2) |
Зависимый от группы |
Самодостаточный |
7 |
5 |
6 |
8 |
6 |
2 |
5 |
5 |
9 |
9 |
6 |
7 |
8 |
6 |
7 |
5 |
4 |
Самодисциплина (Q3) |
Импульсивный |
Волевой |
7 |
9 |
7 |
7 |
5 |
5 |
7 |
8 |
7 |
8 |
6 |
9 |
6 |
4 |
9 |
7 |
6 |
Эмоциональная напряженность (Q4) |
Расслабленный |
Напряженный |
6 |
5 |
6 |
5 |
3 |
9 |
5 |
4 |
3 |
7 |
2 |
4 |
9 |
5 |
5 |
6 |
5 |
Экстраверсия |
Интроверт |
Экстраверт |
7 |
6 |
5 |
3 |
7 |
9 |
8 |
7 |
2 |
4 |
6 |
6 |
3 |
4 |
4 |
6 |
8 |
Тревожность |
Низкая |
Высокая |
4 |
6 |
7 |
4 |
5 |
10 |
7 |
4 |
5 |
6 |
4 |
4 |
10 |
9 |
4 |
8 |
5 |
Самоконтроль |
Непринужденный |
Выдержанный |
6 |
8 |
4 |
7 |
5 |
3 |
5 |
8 |
7 |
6 |
6 |
8 |
4 |
4 |
7 |
7 |
6 |
Независимость |
Приспосабливающийся |
Независимый |
1 |
3 |
3 |
6 |
9 |
6 |
8 |
2 |
1 |
7 |
4 |
5 |
2 |
8 |
4 |
7 |
6 |
Расчетливость |
Эмоциональный |
Расчетливый |
5 |
8 |
5 |
8 |
2 |
1 |
5 |
7 |
9 |
6 |
7 |
4 |
7 |
5 |
9 |
5 |
8 |
Заключение.
Синдром профессионального выгорания, это процесс, развивающийся во времени. Начало выгорания лежит в сильном и продолжительном стрессе на работе. В том случае, если внешние и внутренние требования к человеку превышают его собственные ресурсы, происходит нарушение равновесия его психофизиологического состояния.
Развитие синдрома ведет к активизации защитных механизмов, психологическому отдалению от выполнения профессиональных обязанностей: апатии, циничности, ригидности поведения, снижению значимости достижений и результатов деятельности.
Если стресс возникает тогда, когда требования превосходят имеющиеся ресурсы, из этого следует, что необходимо либо видоизменить требования, либо увеличить ресурсы. Очень часто изменить требования представляется невозможным в силу объективных причин, особенно, если речь идет о младшем звене управленческой цепочки, рядовых сотрудниках организации.
Поэтому чаще всего меры по профилактике или преодолению стрессовых состояний и синдрома выгорания сотрудников направлены на пополнение, увеличение личных ресурсов субъектов трудовых отношений. Но это предполагает основательный подготовительный процесс. Профилактические мероприятия могут быть разработаны только после того, как проблема распознана и изучена. На это требуется не только время, но и понимание руководством организаций и предприятий необходимости подобных мер.
Список литературы.
Информация о работе Проблемы профессиональных стрессов. Профессиональное выгорание