Проблемы профессиональных стрессов. Профессиональное выгорание

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 09:20, курсовая работа

Краткое описание

Проблема профессионального стресса у врачей различных специальностей является одной из передовых областей деятельности современной медицинской и психологической науки. Этот факт обусловлен целым рядом причин, как вне-, так и внутринаучного характера.
Прежде всего, интерес к профессиональному стрессу у врачей вызван общей тенденцией к гуманизации современной науки, находящей своё отражение в самых различных отраслях — от теории управления коллективами, до фундаментальной философской гносеологии и методологии науки.

Оглавление

Введение.
1. Теоретическая часть.
1.1. Физиология стресса.
1.2. Структура стресса.
1.3. Специфика стресса у медицинских работников.
2. Экспериментальная часть.
2.1. Ход исследования.
2.2. Результаты исследования.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Проблемы профессиональных стрессов. Профессиональное выгорание..doc

— 232.00 Кб (Скачать)

Понятие эустресс имеет  два значения — «стресс, вызванный  положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».

Эустресс возникает  в результате положительного напряжения, которое появляется в период движения к цели. На основе практических исследований доктор Селье показал, как эустресс помогает укрепить иммунную систему, увеличить продолжительность жизни.

Селье считал - главной защитой от стресса являются положительные мысли, чувства и эмоции (любовь, уважение, дружелюбие, бескорыстие, чувство юмора, и многие другие) — именно они увеличивают жизненную энергию и силу личности.

 

1.3. Специфика  стресса у медицинских работников

Прежде всего, интерес к профессиональному  стрессу у врачей вызван общей  тенденцией к гуманизации современной  науки, находящей своё отражение  в самых различных отраслях —  от теории управления коллективами, до фундаментальной философской гносеологии  и методологии науки. Одним из проявлений данной тенденции является привлечение внимания исследователей к субъекту профессиональной деятельности, в частности — к влиянию на него самого характера этой деятельности.

Другой причиной является ужесточение требований к  профессионалам различных профилей, предъявляемых темпо-ритмическими характеристиками современного образа жизни. Особенно важными в данном отношении оказываются требования, предъявляемые к представителям т.н. «помогающих профессий», т.к. от их психофизиологического состояния напрямую зависит эффективность их профессиональной деятельности, значение которой в современном обществе трудно переоценить. В частности, чрезвычайно высока важность исследования данной проблематики в приложении к медицинским работникам, т.к. «ценой ошибки» в их деятельности нередко является человеческая жизнь.

Наиболее  частой формой проявления профессионального  стресса у специалистов «помогающих  профессий», в т.ч. у врачей, является «синдром эмоционального (или психического) выгорания» — состояние физического, эмоционального и умственного истощения. Традиционно в структуре клинических проявлений профессионального стресса рассматриваются три компонента:

  • собственно эмоциональная истощённость — состояние, близкое к т.н. болезненной/скорбной психической бесчувственности, заключающееся в «уплощённости» эмоционального фона с некоторым преобладанием негативных эмоций, в сочетании с болезненным ощущением затруднённости переживания ярких;
  • цинизм — холодное, бесчувственное, негуманное отношение к пациенту, усмотрение в нём не живого человека, а лишь «организма», объекта определённых;
  • редукция профессиональных достижений — обесценивание своего профессионального опыта, чувство собственной некомпетентности, профессионального неуспеха, отсутствия перспектив.

Три компонента составляют основную часть синдрома эмоционального выгорания у врачей. К ним также могут присоединяться весьма разнообразные привходящие симптомы. Кроме того, существует целый спектр «маскированных» форм профессионального стресса, выявление которых требует уже вмешательства профильного.

Нередко у  специалистов помогающих профессий  — в особенности, у врачей —  субъективная картина профессионального  стресса находится на «периферии»  сознания.

В случае когда одним из значимых стрессоров являются нарушенные взаимоотношения с пациентами, следует принять меры к формированию т.н. «психотерапевтичного климата» в этой сфере. Со стороны врача это выглядит как «поддерживающее», сочувственное отношение к пациенту, проявляющееся в соответствующих речевых выражениях и жестикуляции. При этом меняется «сценарий взаимоотношений» — и пациент, со своей стороны, практически оказывается вынужденным вести себя иначе по отношению к врачу.

С другой стороны, если профессиональный стресс у этого врача принимает клиническую форму «трудоголизма», то ему следует сознательно и целенаправленно перестроить структуру своего образа жизни, с тем чтобы «искусственно» расширить не трудовые его составляющие.

 

2. Экспериментальная  часть.

2.1. Ход исследования.

Для диагностики  личностных особенностей, состояний, близких к стрессовым, и степени эмоционального выгорания я провела тестирование медицинского персонала в количестве 17 человек (со стажем работы 2 и более лет на данном месте работы). Тестирование проводилось в конце рабочего дня. Для сравнения тестирование проводилось у врачей и медсестёр из различных отделений. ЛОР, терапия, окулист, процедурный и инфекционный кабинет. Также, для исследования, тестирование проводилось в АХО.

Метод тестирования – наиболее частый применяемый метод в психодиагностики, позволяющий определить наличие у человека тех или иных психических качеств, свойств, уровень их развития и сравнить полученные результаты с имеющимися нормами.

Для диагностики  психических состояний и свойств  личности сотрудников отделения анестезиологии и реанимации было  выбрано:

1. 16-факторный  опросник Кеттела (форма С).

2. Диагностика уровня эмпатических способностей В.В.Бойко.

 

2.2. Результаты  исследования.

Тест Бойко  позволяет диагностировать ведущие  симптомы «эмоционального выгорания» и определить, к какой фазе развития стресса они относятся: «напряжения», «резистенции», «истощения». Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности, оценить адекватность эмоционального реагирования в конфликтной ситуации, наметить индивидуальные меры. Тест - опросник Кеттелла представляет собой методику многофакторного исследования личности. Данный тест помогает оценить свойства нормальной личности, выявить личностные проблемы и найти правильные механизмы для их решения. Основой опросника является «теория личностных черт». В определении Кеттелла личность представляет собой систему черт, которые определяют поведение человека.

У двоих человек, стоматолог и оператор, из семнадцати (11,76 %) уровень эмоционального выгорания  превышает 210, что по тесту является критическим уровнем эмоционального выгорания. С оператором необходимо провести отдельный разговор,  чтобы  разобраться – что непосредственно вызвало причины такого уровня итоговых значений. Что касается стоматолога. Человек работает на двух работах и это может быть основной причиной такого положения.

В диапазон 181 – 210 (высокий уровень эмоционального выгорания) попадает три человека (17,64%) медсестра лора, секретарь и начальник отдела кадров. Такое состояние медсестры лора может быть связано с эмоциональным свойством личности, что отображается в тесте Кеттелла. То, что секретарь и начальник отдела кадров находятся в этой группе вполне может быть понятно. В кадры идут работники от санитарки до главного врача с просьбами от «как написать заявление», до срочной необходимости подготовить какую-то информацию для отчёта, a к секретарю – пациенты которым нужно прикрепиться к поликлинике или зайти с претензиями на работу поликлиники в той или иной части к главному врачу. И порой начинают говорить на повышенных тонах уже с секретарем.

В группу со средним  уровнем эмоционального выгорания (111-180) попадают четыре человека (23,53%): лор, эпидемиолог, врач-терапевт, заместитель главного врача/терапевт. Лор и  врач-терапевт являются в прошлом военными врачами, вели свою деятельность в воинских частях. Это могло повлиять на их эмоциональное состояние. Эпидемиолог несколько дней до тестов ездил в управление на собрание с отчётами по своей работе, что могло повлиять на такие результаты. Что касается заместитель главного врача/терапевта, то данные можно назвать пограничными и утверждать, что что-то не так, думаю, сложно.

Что касается оставшихся сотрудников, то они попадают в группу эмоционально не выгоревших в независимости от их характера. Однако не помешает периодически проводить собеседование на тему стрессов и выгораний.

 

 

Тест Бойко

м/с процед

м/с процед

лор

м/с прив

стар м/с  тер 1

м/с процед

тер/ зам гл вр

м/с процед

м/с лора

секретарь

Оператор

окулист

нач о/к

вр эпидем

вр. тер.

вр.ур.

вр.стом.

Напряжение

3

1

56

12

36

29

38

19

58

53

58

16

52

51

51

11

55

Переживание психотравмирующих  обстоятельств

0

0

27

10

22

17

24

2

17

14

25

10

27

17

20

2

17

Неудовлетворенность собой

3

0

10

0

8

9

0

3

10

18

10

3

10

13

8

3

12

«Загнанность в клетку»

0

1

1

0

1

0

8

1

15

16

8

3

2

16

5

0

11

Тревога и депрессия

0

0

18

2

5

3

6

13

16

5

15

0

13

5

18

6

15

Резистенция

7

29

58

50

46

44

49

26

66

63

91

38

77

63

54

51

91

Неадекватное избирательное  эмоциональное реагирование

0

10

22

15

12

27

22

11

25

23

23

18

27

17

22

14

27

Эмоционально-нравственная дезориентация

5

12

12

2

7

7

5

5

10

17

22

10

17

14

4

12

12

Расширение сферы экономии эмоции

0

0

11

5

10

0

12

5

19

3

16

5

13

7

10

8

27

Редукция профессиональных обязанностей

2

7

13

28

17

10

10

5

12

20

30

5

20

25

18

17

25

Истощение

18

14

33

32

13

25

24

20

67

83

74

23

65

62

65

16

69

Эмоциональный дефицит

0

0

10

15

0

4

0

7

15

20

28

2

15

17

18

2

12

Эмоциональная отстраненность

15

11

10

12

3

5

11

8

13

30

18

3

10

28

5

3

7

Личностная отстраненность (деперсонализация)

0

0

3

5

3

8

8

0

26

26

18

8

15

13

20

0

25

Психосоматические и  психовегетативные нарушения

3

3

10

0

7

8

5

5

13

7

10

10

25

4

22

11

25

Сумма

28

44

147

94

95

98

111

65

191

199

223

77

194

176

170

78

215


 

Тест Кетлера

Левое знач.

Правое знач.

м/с процед

м/с процед

лор

м/с прив

стар. м/с тер 1

м/с процед

тер./ зам гл. вр

м/с процед

м/с лора

Секр.

Опер.

Окул.

нач о/к

вр. эпидем.

вр. тер.

Вр ур.

Вр стом.

Общительность (A)

Замкнутый

Общительный

9

7

7

7

10

9

7

9

3

1

7

7

2

5

3

5

7

Мышление (B)

Конкретное

Абстрактное

7

7

7

9

3

5

7

1

1

7

1

1

5

7

3

1

5

Эмоциональная стабильность (C)

Низкая

Высокая

7

6

1

9

8

4

7

9

5

6

4

7

3

1

7

4

6

Доминантность (E)

Покорный

Доминантный

2

4

4

8

7

6

6

3

2

7

5

5

1

7

6

6

4

Экспрессивность (F)

Сдержанный

Жизнерадостный

5

4

6

1

7

10

9

6

1

7

6

9

4

1

4

7

9

Моральная устойчивость (G)

Низкая

Высокая

6

6

2

6

6

2

3

8

6

5

6

7

2

2

5

10

5

Социальная смелость (H)

Застенчивый

Смелый

4

5

2

4

7

3

8

3

1

4

5

6

3

4

2

5

7

Чувствительность (I)

Жесткий

Чувствительный

8

5

6

4

8

10

6

3

4

4

7

7

5

3

3

4

2

Настороженность (L)

Доверчивый

Подозрительный

1

7

2

10

10

10

10

4

5

9

5

1

10

10

4

10

10

Мечтательность (M)

Приземленный

Мечтательный

6

5

6

5

7

7

5

5

7

5

6

3

8

7

5

6

3

Дипломатичность (N)

Прямой

Расчетливый

2

3

6

6

8

4

5

4

5

3

5

7

4

4

4

6

5

Тревожность (O)

Беспечный

Подавленный

5

7

7

3

6

10

9

7

6

3

4

7

9

7

6

6

3

Радикализм (Q1)

Консервативный

Открытый к новому

3

1

5

2

8

7

6

3

1

8

1

8

3

8

3

8

5

Независимость (Q2)

Зависимый от группы

Самодостаточный

7

5

6

8

6

2

5

5

9

9

6

7

8

6

7

5

4

Самодисциплина (Q3)

Импульсивный

Волевой

7

9

7

7

5

5

7

8

7

8

6

9

6

4

9

7

6

Эмоциональная напряженность (Q4)

Расслабленный

Напряженный

6

5

6

5

3

9

5

4

3

7

2

4

9

5

5

6

5

Экстраверсия

Интроверт

Экстраверт

7

6

5

3

7

9

8

7

2

4

6

6

3

4

4

6

8

Тревожность

Низкая

Высокая

4

6

7

4

5

10

7

4

5

6

4

4

10

9

4

8

5

Самоконтроль

Непринужденный

Выдержанный

6

8

4

7

5

3

5

8

7

6

6

8

4

4

7

7

6

Независимость

Приспосабливающийся

Независимый

1

3

3

6

9

6

8

2

1

7

4

5

2

8

4

7

6

Расчетливость

Эмоциональный

Расчетливый

5

8

5

8

2

1

5

7

9

6

7

4

7

5

9

5

8


 

Заключение.

Синдром профессионального  выгорания, это процесс, развивающийся  во времени. Начало выгорания лежит  в сильном и продолжительном  стрессе на работе. В том случае, если внешние и внутренние требования к человеку превышают его собственные ресурсы, происходит нарушение равновесия его психофизиологического состояния.

Развитие  синдрома ведет к активизации  защитных механизмов, психологическому отдалению от выполнения профессиональных обязанностей: апатии, циничности, ригидности поведения, снижению значимости достижений и результатов деятельности.

Если стресс возникает тогда, когда требования превосходят имеющиеся ресурсы, из этого следует, что необходимо либо видоизменить требования, либо увеличить ресурсы. Очень часто изменить требования представляется невозможным в силу объективных причин, особенно, если речь идет о младшем звене управленческой цепочки, рядовых сотрудниках организации.

Поэтому чаще всего меры по профилактике или преодолению стрессовых состояний и синдрома выгорания сотрудников направлены на пополнение, увеличение личных ресурсов субъектов трудовых отношений. Но это предполагает основательный подготовительный процесс. Профилактические мероприятия могут быть разработаны только после того, как проблема распознана и изучена. На это требуется не только время, но и понимание руководством организаций и предприятий необходимости подобных мер.

 

Список литературы.

  1. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. / В. В. Бойко. - СПб.: Питер, 1999. – 434 с.
  2. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. / Н. Е. Водопьянова – СПб.: Питер, 2005. – 336 с.
  3. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях./ Т.И. Ронгинская // Психологический журнал. – М.: Наука, 2002. – Т. 23. – № 3. – С. 85–95.
  4. Митева И.Ю. Курс управления стрессом.- М., 2005.
  5. 3. Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу.- СПб., 2004.
  6. Осухова Н.Г., Лотова И.П., Шадура А.Ф. и др. Социально-психологическая адаптация кадровых военнослужащих, уволенных в запас или отставку: теория и практика / Под ред. Н.Г. Осуховой, И.П. Лотовой. — М.: Издательская корпорация «ЛОГОС», 1999.
  7. Осухова Н.Г. Сгоревшие на работе // Здоровье, 2003, № 9.
  8. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. 20093
  9. Тригранян Р.А. Стресс и его значение для организма (отв. ред. навст. предисл. О.Г. Газенко. – М.: Наука, 1988.
  10. Радюк О. Стресс на работе. М., 2003.
  11. Профессиональный стресс и его предупреждение //Гедеон Рихтер в СНГ. №4. 2001.

Информация о работе Проблемы профессиональных стрессов. Профессиональное выгорание